ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Эффективность деятельности организаций в условиях рыночной экономики в большей степени зависит от прогнозирования, а именно от того, насколько достоверно они предвидят ближнюю и дальнюю перспективу своего развития.

Актуальность прогнозирования высока в периоды нестабильности экономики, так как у многих предприятий, которые не успели отреагировать на изменения внешней среды экономики, происходит спад по всем экономическим показателям.

Безусловно, вопросы мирового кризиса должны решаться на мировом уровне и носить всеобщий характер. Однако, потому как организация является главной воспроизводственной составляющей экономики, как раз на этом уровне желательно и разумно сосредоточить внимание прогностической деятельности поверхностной (внешней) и внутренней среды организации.

В настоящее время не хватает аналитико-прогнозных данных нормального функционирования предприятия, проверенных, надежных прогнозных знаний и новейших путей к стратегическому управлению, сформированному на видении будущих перспектив. Традиционные, устоявшие способы анализа финансовой деятельности и составление планов не дают полной информации для удовлетворения тем потребностям в информации, на основании которой нужно принимать высокоэффективные оперативные решения.

Цель исследования – изучение способов формирования аналитико-прогнозной работы в системе стратегического контроля и управления.

Для достижения поставленной цели, в процессе исследования необходимо решить основные поставленные задачи:

-рассмотреть теорию и смысл прогнозно-аналитической работы на предприятиях;

- установить факторы, влияющие на формирование прогнозов;

-проанализировать прогнозно-аналитическую деятельность организаций и классификацию методов прогнозирования.

Предметом исследования являются вопросы прогнозно-аналитической деятельности и их классификация.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых в области прогнозирования , научная литература, публикации в периодической печати и ресурсы сети Интернет. Полный перечень используемой литературы приведен в списке используемых источников.

Значимость прогнозирования: способы аналитико-прогнозной деятельности создаются для достижения конкретных поставленных стратегических целей организации и благоприятствуют усовершенствованию результатов финансовой деятельности.

1. Прогнозирование деятельности организаций.

Прогнозирование деятельности организаций – это отношение планов развития на будущее на основании изменения рыночных условий на будущий период и анализа коньюктуры рынка. Другими словами, порядок количественных и качественных предплановых исследований, которые направлены на выяснение возможного состояния и достижений деятельности предприятия в дальнейшем.

Прогнозирование определяет благоприятность и реальность поставленных им целей для предприятия.

Прогнозирование, как форма конкретизации предвидения, которая находится во взаимосвязи с программированием, планированием, проектированием и управлением.

Прогнозирование делится по видам (Рисунок1).

Рисунок 1 Виды прогнозирования

При краткосрочном прогнозировании главный акцент делается на количественной (численной) и качественной оценке усовершенствования объема изготовления и выпуска, степени конкурентоспособности товара, спроса и предложения, индексов цен, курса валют, соотношений валют и кредитных отношений. Также существует влияние случайных и временных факторов. [4]

При среднесрочном и долгосрочном прогнозе не берут в расчет временные и случайные факторы влияния на рынок. Такое прогнозирование, как правило, основывается на системе прогнозов - отношении спроса и предложения, конъюнктуры рынка ограничений по охране окружающей среды, международной торговли.

Отличительные черты краткосрочного прогнозирование в том, что краткосрочные прогнозы направлены на количественные оценки (уровень цен на рынке), а среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

Прогнозно-аналитическая деятельность предприятия представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 Прогнозно-аналитическая деятельность предприятия

Полученные данные сравниваются с плановыми показателями и предоставляют возможность скорректировать планы и намеченную стратегию предприятия. [3]

При прогнозировании деятельности предприятия необходимо учитывать их направленность:

1.При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию производственного назначения, необходимо анализировать инвестиционную политику в отраслях, потребляющих соответствующие товары, учитывать развитие НТП в этих отраслях, а также формировать принципиально новые потребности и различные способы их удовлетворения.

2.При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию массового потребления, как правило, опираются на данные опрашивания продавцов и потребителей товаров. В данном случае распространенны такие методы изучения рынка как интервьюирование, экспресс-опрос, соцопрос, анкетирование.

Прогнозы для внешнеэкономической деятельности организации являются наиболее сложными, так как вызваны большой динамичностью, активностью, многофакторным и непоследовательным, двойственым характером формирования, и как следствие неточностью, неконкретностью, сложной прогнозируемостью внешнеэкономических связей. По этой причине при прогнозировании внешнеэкономической деятельности предприятия важно комплексно исследовать целый ряд частных рынков конкретного товара, выявить специфические для каждого и общие для всех (или группы таких рынков) факторы организации конъюнктуры рынка. Также необходимо провести анализ взаимосвязи этих рынков между собой, синтез частных прогнозов и учет взаимовлияния и взаимодействия в пределах мирового рынка этого товара.

Данные по результатам прогнозирования деятельности фирм должны рассматриваться и обсуждаться в программах и планах предприятий по маркетингу, при определении допустимых масштабов реализации продукции, предполагаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров и отображаться в отвечающих за это разделах бизнес-планов.

В результате адаптации и конкретизации единых общетеоретических методов прогнозирования происходит развитие специальных приемов. На рисунке 3 представлена классификация методов прогнозно-аналитической деятельности, нацеленная на освоение и познание экономической деятельности предприятия только с точки зрения планов функционирования и развития предприятия в будущем.

Рисунок 3 Методы прогнозирования финансового состояния предприятия

Выбор верного метода прогнозирования должен обеспечить комплексное прогнозно-аналитическое исследование на предприятии.

Главным пунктом общих методов в полном объеме является осознание факта некой преемственности (или определенной устойчивости) развития показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Следовательно, перспективный анализ финансового состояния предприятия складывается в исследовании его финансово-хозяйственной деятельности, целью которого является определение финансового состояния этого предприятия в дальнейшем.

В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно разбить на три большие группы, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4. Методы прогнозирования

2.1.Методы экспертных оценок

Методы экспертных оценок довольно простые и популярные методы, история которых насчитывает не одно тысячелетие. На практике применение таких методов обычно заключается в использовании опыта и знаний производственных, финансовых, торговых и иных руководителей предприятия, что обеспечивает, как правило, принятие решения самым простым и быстрым образом.

Одним из первых этапов подготовки работ при употреблении экспертного оценивания является разработка и издание руководящего документа. В этом документе формулируют цель работы, основные условия по ее выполнению, а также отражают следующие вопросы: постановка задачи эксперимента, обоснование необходимости эксперимента, сроки выполнения работы, состав группы управления и их задачи, обязанности и права, финансовое и материальное обеспечение работ. [5]

Для подготовки такого документа и руководства всей работой назначается руководитель экспертизы. На него возлагают ответственность за формирование группы управления и организацию ее работы.

После, сформированная группа управления осуществляет работу по подбору экспертной группы (рисунок 5).

Рисунок 5 Работа по подбору экспертной группы

Параллельно с формированием группы экспертов, группа управления разрабатывает методики по проведению опроса экспертов, решает такие вопросы как, где и когда будет проводиться опрос, численность участников, задачи, формы и виды проведения туров опроса, последовательность регистрации и сбора результатов опроса, создание и заполнение необходимых документов.

Следующий этап работы группы управления представляет собой решение организации и методов обработки данных, полученных в ходе опроса. На этом этапе необходимо определить задачи и установить сроки обработки, процедуры и алгоритмы обработки, силы и средства для проведения обработки.

В процессе проведения опроса экспертов и обработки его результатов, группа управления выполняет комплекс работ в соответствии с разработанным планом, корректирует его по мере необходимости по срокам, содержанию и обеспечению ресурсами.

Последний этап работ для группы управления представляет оформление полученных результатов работы. На данном этапе осуществляется оценка полученных данных экспертного оценивания, составление отчета, обсуждение и одобрение результатов, представление итогов работы на утверждение, ознакомление с результатами экспертизы организаций и лиц. [2]

Экспертные оценки используются не только при прогнозировании величины показателей, но и в аналитической работе, к примеру, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т. п.

Недостатком метода экспертных оценок является сокращение или полное отсутствие персональной ответственности за произведенный прогноз.

2.2. Стохастические методы.

Стохастические методы занимают значимое место с позиции формализованного прогнозирования и немало важно варьируют по сложности употребляемых алгоритмов. Эти методы подразумевают вероятностный, случайный характер, и прогноза, и отношений между исследуемыми показателями. С увеличением числа эмпирических данных растет возможность получения более точного прогноза.

Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, склонны к воздействию случайных колебаний данных, что может приводить к серьезным просчетам.

Стохастические методы можно сгруппировать в три типовые группы, которые будут названы ниже. Выбор метода той или иной группы для прогнозирования подчиняется множеству факторов, в том числе и имеющимся в наличии исходным данным:

Первая ситуация – присутствие временного ряда (рисунок 6). –

Данная ситуация возникает когда финансовый менеджер или аналитик предприятия имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, взяв за основу которых необходимо построить приемлемый прогноз. Другими словами, речь идет о выделении тренда, которое допускается производить различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей. [8]

Рисунок 6 Выбор метода для прогнозирования

Метод простого динамического анализа применяется для нахождения тренда имеющегося временного ряда. Данную составляющую можно считать в качестве общей направленности изменений значений ряда или основной тенденции ряда.

Каждое значение временного ряда может состоять из следующих составляющих: тренда, циклических, сезонных и случайных колебаний.

Таблица 1 Характеристика циклических, сезонных и случайный колебаний.

Колебания

Периодичность

Особенности

Циклические

колебания сравнительно линии тренда для периодов свыше одного года

Встречаются в рядах финансовых и экономических показателей, соответствуют циклам деловой активности: резкому спаду, оживлению, бурному росту и застою

Сезонные

периодические колебания значений ряда на протяжении года

Такие колебания можно вычленить после анализа тренда и циклических колебаний.

Случайные

-

Найденная путем снятия тренда, циклических и сезонных колебаний для данного значения величина и есть беспорядочное отклонение, которое необходимо учесть при определении вероятной точности принятой модели прогнозирования.

Метод простого динамического анализа. Суть данного анализа состоит в том, что прогнозируемый показатель (Y) изменяется прямо (обратно) пропорционально со временем.

Для определения методом динамического анализа прогнозных значений показателя Y строится, например, следующая зависимость:

Yt=a+b*t (1)

где t - порядковый номер периода;

a, b- параметры уравнения регрессии

Параметры уравнения регрессии находятся, как правило, методом наименьших квадратов.

Для того чтобы рассчитать требуемый предприятию прогноз, нужно подставить в формулу нужное значение t. Такой метод прогнозирования чаще всего применяют при прогнозировании выручки предприятия, его прочих доходов и расходов.

Особенность данного метода в том, что скачок данных показателей с течением времени многократно происходит согласно «исторической» динамики – трендом, построенным на основе данных предшествующих периодов. [6]

Метод авторегрессионных зависимостей. Основой данного метода является довольно значимая предпосылка о том, что экономические процессы характеризуются определенной инерционностью и взаимозависимостью.

Инерционность означает, что значение некого экономического показателя в момент времени t зависит определенным образом от состояния этого показателя в предыдущих периодах.

Уравнение авторегрессионой зависимости в наиболее общей форме будет иметь вид:

Yt=Ao+A1*Yt-1+A2*Yt-2+…+Ai*Yt-i (2)

где Yt - прогнозируемое значение показателя Y в момент времени t;

Yt-i - значение показателя Y в момент времени (t-i);

Ai - i-й коэффициент регрессии.

На практике также достаточно часто используют модификацию уравнения , то есть объединяя методы авторегрессии и простого динамического анализа, вводя в него в качестве фактора период времени t.

В этом случае уравнение регрессии будет иметь вид:

Yt=Ao+A1*Yt-1+A2*Yt-2 (3)

где Yt - прогнозируемое значение показателя Y в момент времени t;

Yt-i - значение показателя Y в момент времени (t-i);

Ai - i-й коэффициент регрессии.

Коэффициенты регрессии данного уравнения могут быть найдены методом наименьших квадратов. Соответствующая система нормальных уравнений будет иметь вид:

J= Ao+A1*Ʃ Yt-1+A2* Ʃ Yt-2= ƩYt; (4)

Ao* ƩYt-2+A1 *ƩY(t-1)2+A2* Ʃt*(Yt-1)= ƩYt*Yt-1; (5)

Ao* Ʃt+A1 *Ʃt*Yt-1+A2* Ʃt2= Ʃ(t*Yt-1) (6)

где j - длина ряда динамики показателя Y, уменьшенная на единицу;

Yt - прогнозируемое значение показателя Y в момент времени t;

Yt-i - значение показателя Y в момент времени (t-i);

Ai - i-й коэффициент регрессии.

Для расчета оценки адекватности уравнения авторегрессионой зависимости можно применять величину среднего относительного линейного отклонения:

e=1jYi-Y*iYi (7)

где Y*i - расчетная величина показателя Y в момент времени i;

Yi - фактическая величина показателя Y в момент времени i.

При e < 0,15 уравнение авторегрессии может использоваться при определении тренда временного ряда экономического показателя в прогнозных целях. Ввиду простоты расчета критерий e достаточно часто применяется при построении регрессионных моделей. [11]

Вторая ситуация - наличие пространственной совокупности. Применяется при отсутствии по некоторым основаниям статистических данных о показателе, либо когда есть причины считать, что его значение определяется воздействиям некоторых факторов.

В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, который представляет собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай. [9]

Метод многофакторного регрессионного анализа применяется при построении прогноза того или иного показателя с учетом существующих взаимосвязей между ним и другими показателями.

В результате качественного анализа можно выделить k факторов (X1, X2,..., Xk), влияющих, по мнению аналитика, на изменение прогнозируемого показателя Y, и , как правило, строится линейная регрессионная зависимость типа:

Y=A+A1*X1+A2*X2+…+Ak*Xk (8)

где Ak - коэффициенты регрессии;

Хk-факторы

Значения коэффициентов регрессии (A0, A1, A2,..., Ak) рассчитываются с помощью стандартных статистических компьютерных программ, в результате сложных математических вычислений.

Определяющее значение при пользовании данного метода имеет определение правильного набора взаимосвязанных признаков, направления причинно-следственной связи между ними и вида этой связи, которая нередко линейна.

Третья ситуация - наличие пространственно-временной совокупности. Данная ситуация возникает когда:

а) аналитик имеет цель учесть в прогнозе влияние факторов, которые различаются по динамике и экономической природе;

б) ряды динамики, для построения статистически значимых прогнозов, недостаточны по своей длине.

Исходные данные представляют матрицы показателей, каждая из которых определяет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты.

2.3.Детерминированные методы.

Детерминированные методы предполагают наличие функциональных или жестко детерминированных связей, при которых каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

Достаточно наглядным примером данного метода служит форма отчета о прибылях и убытках (Рисунок 7)

Рисунок 7 Отчет о прибылях и убытках за 2011 год

Отчет представляет собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей прибыль (результативный признак) с доходом от реализации (факторный признак). [3]

Базой для разработки метода пропорциональных зависимостей показателей послужили две основные характеристики любой экономической системы - инерционность и взаимосвязь.

Инерционность состоит в том, что в компании, стабильно работающей, с устоявшимися технологическими процессами и коммерческими связями, не может быть резких, непредвиденных "всплесков" в отношении ключевых количественных характеристик. Так, если доля себестоимости продукции в выручке составила в отчетном периоде примерно 70%, как правило, нет основания полагать, что в следующем периоде значение этого показателя значительно изменится.

Вторая характеристика-взаимосвязь. Важной особенностью стабильно работающей коммерческой организации как единого целого является согласованное взаимодействие ее отдельных элементов (поддающихся как количественному измерению, так и как качественному).

Это означает, что большинство показателей, даже не взаимосвязанные между собой формализованными алгоритмами, тем не менее изменяются в динамике согласованно. Очевидно, что если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные ее элементы не могут действовать хаотично. [10]

Метод пропорциональных зависимостей показателей опирается на тезис о том, что можно идентифицировать некоторый показатель, важнейший с позиции характеристики деятельности фирмы, который вследствие такого свойства мог бы быть применен как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они с помощью простейших пропорциональных зависимостей "привязываются" к базовому показателю.

В качестве базового показателя может быть использована либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. [1]

Последовательность процедур данного метода такова:

  1. Идентифицируется базовый показатель B (например, выручка от реализации).

  2. Определяются производные показатели, представляющие интерес для прогнозирования (в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, которая дает достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании).

  3. Для каждого производного показателя P устанавливается вид его зависимости от базового показателя: P=f(B). Чаще всего выбирается линейный вид этой зависимости.

  4. Разрабатывается прогнозная отчетность. Сначала формируется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, потому как в этом случае подсчитывается прибыль, являющаяся одним из первоначальных показателей для разрабатываемого баланса.

  5. При прогнозировании баланса сперва находятся предполагаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то деятельность с ними заканчивается благодаря методу балансовой увязки показателей, а именно, выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

  6. Прогнозирование в действительности происходит в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами развития базового показателя и независимых факторов, а его результатом служит построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор действенного из них и использование в будущем в качестве ориентира делаются уже с помощью неформализованных критериев.[12]

Данный метод берет в основу предположение, что:

1) значения большей части статей баланса и отчета о прибылях и убытках меняются прямо пропорционально объему реализации;

2) сформировавшиеся в компании уровни пропорционально изменяющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны.

Еще один метод-балансовая модель прогноза экономического потенциала предприятия. Баланс предприятия может быть представлен различными балансовыми уравнениями, отражающими взаимосвязь между различными пассивами и активами предприятия. Простейшим из них служит основное балансовое уравнение, которое имеет вид:

A = E +L (9)

где А – активы;

Е - собственный капитал;

L - обязательства предприятия.

Левая часть уравнения отражает материальные и финансовые ресурсы предприятия, правая часть - источники их образования.

Прогнозируемое изменение ресурсного потенциала должно сопровождаться:

а) возможными изменениями в их соотношении;

б) неизбежным соответствующим изменением источников средств;

Поскольку модель аддитивна, такая же взаимосвязь будет между показателями прироста:

δA=δE+δL (10)

На практике прогнозирование выполняется путем использования более сложных балансовых уравнений и сочетания данного метода с другими методами прогнозирования. [7]

Описанные выше методы прогнозирования закономерно названы базовыми методами, так как они являются основанием любых моделей финансового прогнозирования, однако нечасто используются на практике в чистом виде. Наиболее часто применяется некий комбинированный метод, который сочетает в себе приемы и алгоритмы нескольких из базовых, благодаря тому, что у каждого отдельного базового метода существуют недостатки и ограничения, которые нейтрализуются при их комплексном использовании.

Базовые методы в составе комбинированных взаимодополняют друг друга. Зачастую один из них рассматривается как инструмент дополнительного контроля результатов, полученных другими методами.

Заключение

По итогам работы можно сделать вывод о том, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять предприятием, без эффективного прогнозирования его деятельности. Прибыли, получаемые предприятием, будут обусловливаться, в конечном счете, от своевременности и точности прогнозирования, а также от соответствия поставленным проблемам.

Для того, чтобы прогноз был максимально эффективен, необходимо создать так называемые прогнозные отделы на средних и крупных предприятиях (для небольших предприятий появление таких отделов будет нерентабельным). Но даже без существования таких отделов, обойтись без прогнозирования нельзя. В таком случае прогноз следует составлять силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.

Что касается самих прогнозов, то они должны быть правдивыми и реалистичными, то есть их вероятность должна быть довольно высока и отвечать ресурсам предприятия. Для совершенствования прогноза должны повысить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, первоначально, необходима чтобы обладала, такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

Необходимо, чтобы выбранный метод прогнозирования обеспечивал в комплексе прогнозно-аналитическое исследование на предприятии. Прогнозно-аналитическую деятельность необходимо начинать с анализа внутренней и внешней среды предприятия, выбора стратегии и завершающим этапом будет прогнозы конкретных показателей. В результате, полученные данные сопоставляются с плановыми показателями и позволяют скорректировать планы и изменить выбранную стратегию предприятия.

Данные прогноза уточняются и конкретизируются на стадии маркетинговых исследований, которые ведутся уже не в многообразных направлениях теоретически возможной деятельности предприятия в будущем, а в определенной сфере экономики и товарного продукта, установленной прогнозом.

Прогнозирование не дает конкретных рекомендаций, а лишь определяет возможные варианты достижения поставленных целей, предостерегает предприятие от выбора нерентабельного, ложного, или пагубного, разорительного способа достижения этих целей.

Невозможно оценить финансово-хозяйственную деятельность организации, его дальнейшую рентабельность и, соответственно, целесообразность функционирования в будущем без составления прогнозов.

Кроме того, если не проанализировать доходы от реализации продукции и затраты на её выпуск, нельзя внести коррективы и максимально повысить прибыль предприятия.

Следовательно, овладение принципами и методами прогнозирования -актуальная задача всех органов управления, осуществляющих планирование.

Список используемых источников

  1. Бутанова М.М. Экономическое планирование: методы и приемы практических расчетов [Текст]: учебное пособие/ М.М.Бутанова.-М.:КНОРУС, 2008.-С.168

  2. Елисеева И.И. Статистика [Текст]: учебник для вузов/ под редакцией Елисеевой И.И.-М.:Проспект, 2009.-С.448

  3. Журко В.Ф. Предварительный анализ на предприятии / В.Ф. Журко, Л.М. Бобоенко // Бухгалтерский учет.-2010.-№2.-С.92-95

  4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В.Ковалев.-М.: Финансы и статистика, 2007.-С.768

  5. Коротков А. Методы прогнозирования в маркетинговых исследованиях/ А.Коротков// Маркетин.-2011.-№2.-С.28-40

  6. Косоруков О.А. Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике/ О.А.Косоруков// Региональная экономика.-2010.-№45.-С.10-25

  7. Летягина Е.Н. О прогнозировании функционирования отраслей, предприятий, комплексов/ Е.Н.Летягина // Российское предпринимательство.-2011.-№11.-С.70-75

  8. Лобанова А. Прогнозирование с использованием графических средств табличного процессора/ А.Лобанова// Справочник экономиста.-2007.-№10.-С.75

  9. Самылин А.И. Методы прогнозирования финансовых результатов/ А.И.Самылин// Российское предпринимательство.-2008.-№11.-С.44-49

  10. Синицкая Е.В. Развитие макроэкономического прогнозирования в России / Е.В. Синицкая // Вестник Московского университета сер.6 Экономика.-2008.-№1.-С.41-51

  11. Фомин П. А. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта / П. А. Фомин // Финансы и кредит. - 2009. - № 5. - С. 52 - 58.

  12. Продченко И.А. Финансовый менеджмент Учебный курс (учебно-методический комплекс) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook172/book/index/index.html?go=part-010*page.htm

Просмотров работы: 14680