Таким образом,проблема исследования заключается в разработке регионального комплекса программ внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас», имеющего практико-ориентированный характер и реализующегося через вариативный компонент с целью разрешения противоречия междунеобходимостью вразработке образовательных программ внеурочной деятельности в условиях апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и преобладанием в методическом обеспечении и в используемых педагогических технологиях методов обучения, направленных на трансляцию знаний учителем.
Возрастающая актуальность перехода цивилизации к устойчивому развитию [2, С.20-24; 8, С. 16-29], недостаточность разработанности программного регионального материала для организации внеурочной деятельности в основной школе, имеющего практико-ориентированный характер и учитывающего основные приоритеты Концепции устойчивого развития, обусловили выбор темы исследования: «Организация внеурочной деятельности обучающихся по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС в образовательный процесс и в интересах устойчивого развития».
Цель исследования: реализация программы внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в основной общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС и в интересах устойчивого развития общества.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическое воспитание обучающихся в интересах устойчивого развития общества будет эффективным, если:
содержание программы внеурочной деятельности формируется на основе изучения общих вопросов устойчивого развития общества, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической и социально-экономической среды;
образовательный процесс обеспечивает достижение обучающимися метапредметных и личностных результатов, а также способствует формированию ключевых образовательных компетентностей и социально-личностных качеств на основе экологоориентированных ценностей и принципов сбалансированного развития общества;
организация обучения направлена на внедрение экологической социально-ориентированной проектной деятельности, учитывающей региональные особенности.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи исследования:
проанализировать, обобщить и систематизировать литературу по проблеме исследования;
определить ведущие тенденции развития экологического воспитанияв интересах устойчивого развития общества в условиях перехода на ФГОС;
обосновать необходимость экологического воспитания в интересах устойчивого развития посредством организации внеурочной деятельности обучающихся;
разработать образовательный модуль программы внеурочной деятельности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5 классов и апробировать в образовательной практике.
Объект исследования: экологическое воспитание обучающихся.
Предмет исследования: процесс экологического воспитания, реализуемый во внеурочной деятельности основной общеобразовательной школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды [5, С. 22-23; 4, С. 144-170]. К 2015 году должно быть разработано программно-методическое обеспечение, позволяющее осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Следовательно, уже сейчас необходимо разработать рабочие образовательные программы, отдельные тематические блоки или вариативные учебные модули для начала апробации стандарта в образовательных учреждениях, учитывая преемственность ФГОС ООО и ФГОС начального общего образования.
Экологическое направление позволяет разработать целый комплекс интегрированных курсов общего и регионального значения, объединяя при этом естественно-научные и общественно-научные предметные области (предметы) [3, С. 4-15]. Для реализации экологического воспитания важным является положение стандарта об интеграции урочной и внеурочной работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода. В проекте ФГОС ООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от трансляции экологических знаний к формированию экомышления обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также ответственного, экологически обоснованного и безопасного преобразования жизни человека [9].
В рамках ФГОС ООО основная образовательная программа реализуется образовательными учреждениями, в том числе во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование [1; 6]. В целом, это обеспечит социальную успешность, развитие творческих, физических способностей и сохранение здоровья обучающихся.
Фактически, именно внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, способствующей осознанному выбору обучающимися дальнейшего направления профессионального обучения. Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности.
Главной задачей исследования по организации внеурочной деятельности экологической направленности является разработка комплекса образовательных программ внеурочной деятельности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5-9-х классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учитывая требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности, взаимообусловленность и интеграцию содержания экологического образования в инвариантном и вариативном компонентах, образовательный модуль программы «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5-х классов разработан в соответствии с примерной образовательной программой по предметной области «Естествознание».
Цельобразовательного модулядля обучающихся 5-х классов программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас»:
формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.
Задачиобразовательного модулядля обучающихся 5-х классов программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас»:
развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки;
воспитать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие обучающихся с объектами социоприродной среды;
расширить знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.
Основное содержание образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» представлены в таблице.
Таблица
Основное (тематическое) содержание образовательного модуля программы «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5-х классов
№ |
Наименование тем и практических работ |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие:
|
1 |
1 БЛОК |
||
2 |
Экология: понятие, принципы, законы, задачи. |
2 |
3 |
Общее понятие об атмосфере. Лабораторное занятие «Химия веществ и их взаимодействия» |
1 |
4 |
Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Воздух»»: Работа 1. Наблюдения за составом атмосферных осадков Работа 2. Изучение углекислого газа как компонента воздушной среды и показателя дыхания человека Работа 3. Изучение запыленности воздуха Работа 4. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Работа 5. Определение запыленности воздуха в помещении Работа 6. Изучение запыленности пришкольной территории Работа 7. Обнаружение наличия в воздухе микроорганизмов Опыт 1. Действие кислотного загрязнения воздуха на растения Опыт 2. Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения |
2 |
5 |
Экологическая акция «Чистый город – чистый воздух». Конкурс фотографий «Юный натуралист» |
1 |
6 |
Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований |
2 |
2 БЛОК |
||
7 |
Общее понятие о гидросфере. Лабораторное занятие «Самое необыкновенное вещество» |
2 |
8 |
Основные показатели и характеристики качества воды |
1 |
9 |
Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Вода»»: Работа 1. Наблюдение за составом атмосферных осадков Работа 2. Определение органолептических показателей качества воды Работа 3. Определение водородного показателя (рН) воды Работа 4. Определение и устранение жесткости воды Работа 5. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения. Очистка воды от СМС Работа 6. Очистка воды от загрязнений |
3 |
10 |
Семинар «Водные богатства Кемеровской области» |
1 |
11 |
Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований |
2 |
3 БЛОК |
||
12 |
Общее понятие о литосфере и почвенном покрове. Изменения почвенного покрова |
1 |
Продолжение таблицы |
||
13 |
Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Почва»»: Работа 1. Приготовление почвенной вытяжки Работа 2. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы Работа 3. Определение антропогенных нарушений почвы Работа 5. Влияние искусственных экологических сред на растения (моделирование экологических ситуаций) Работа 6. Польза и вред полиэтилена Работа 7. Определение органического вещества в почве Работа 8. Обнаружение тяжелых металлов в почвах и водоемах |
3 |
14 |
Экологическая акция «Мы за чистый родник» |
1 |
15 |
Семинар «Подземное богатство Кузбасса». Лабораторное занятие «Дети углерода» |
1 |
16 |
Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований |
2 |
4 БЛОК |
||
18 |
Лабораторное занятие «Белки в нашей жизни»: Работа 1. Влияние кислотности среды на свойства белка Работа 2. Воздействие солей на свойства белка |
1 |
19 |
Общее понятие о биосфере. Экологическая акция «Сохраним первоцветы» |
2 |
20 |
Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований. Анализ полученных результатов |
2 |
21 |
Итоговое занятие-семинар «Природные богатства Кемеровской области» |
1 |
22 |
Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Окружающая среда и человек»»: Работа 1. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов Работа 2. Влияние кислотности среды на активность ферментов слюны Работа 3. Влияние антибиотика на свойства слюны Работа 4. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов |
1 |
23 |
Олимпиада «Зеленая планета» |
1 |
24 |
Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» |
1 |
ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ |
35 |
Представленный образовательный модуль направлен на формирование:
мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.
В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации программы «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.
Программа внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» предполагает следующие формы работы с обучающимися:
обучающие семинары и практические работы;
игры, викторины, конкурсы, олимпиады;
экскурсии, экологические акции и праздники;
выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.
Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Для проведения занятий требуется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии, экологии) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естествознание» и «Экология». Техническими средствами обучения выступают: компьютер с выходом в Интернет, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, проекционный экран. Лабораторный практикум проводится по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум:учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.;
Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас:иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию,экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб.и доп. – СПб: Крисмас+, 2006. — 105 с.
Эффективность формирования экологической культуры зависит от понимания целей и задач общего образования. Учитывая результаты педагогической диагностики, выявлена необходимость скорректировать образовательный модуль программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» в направлении формирования личной ответственности обучающихся за действия в соцмоприродной среде.
В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества.
Отличительной особенностью образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» является то, что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования:познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный.
В дальнейшем будут разработаны образовательные модули программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для 7-9 классов, учитывая предпрофильную подготовку в 8-9 классах, осуществляемую образовательными учреждениями Кемеровской области. В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» на ступени основного общего образования рассматриваем:
личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;
метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выборать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.
Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.
Научный руководитель: Игонина Т.Б., к.п.н., доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ФГБОУ ВПО «КемГУ».
Список литературы:
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Данилов-Данильян, В. И. Переход к устойчивому развитию как научная проблема // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М.: МГАДА, 2006. – С. 20-24.
Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. − № 2. – С. 4–15.
Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 144–170.
Захлебный, А. Н. Российская академия образования: учет принципов устойчивого развития в реформе средней школы // На пути к устойчивому развитию. − 2002. − № 8. − С. 22–23.
Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.
Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.