ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР»

Луппова Е.Н. 1, Сорокина Е.В. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Слуховой анализатор играет важнейшую роль в процессе познания окружающего мира, способствует формированию речевой функции. Патология слухового анализатора приводит к понижению слуха и глухоте, отражающихся на трудоспособности человека, его моральном состоянии. Воспалительные заболевания уха могут вызывать тяжелые, жизненно опасные внутричерепные осложнения. Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений. По мнению И.М.Сеченова у большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных [].

В последнее время большое количество молодых людей злоупотребляет использованием наушников для прослушивания музыки в свободное время. Даже на улице, в транспорте, в общественных местах для них снижена возможность общения с окружающими, часто они не реагируют на звуковые сигналы, которые могут предупреждать об опасности. Специалисты в настоящее время высказывают опасения, что через несколько лет у молодого поколения может оказаться в массе пониженный уровень слуха []. Можно предположить, что у молодежи недостаточно сформированы знания о функционировании и гигиене органов слуха, о заболеваниях, которые могут привести к глухоте и механизмах развития этих заболеваний.

Такая ситуация может быть связана либо с недостаточным объемом времени на изучение данной темы в школьном курсе биологии, либо с низкой практической направленностью и заинтересованностью школьников

Все вышесказанное обусловило актуальность и определило наш интерес к данной теме.

Целью нашей работы было усиление практико-ориентированного и личностно-ориентированного компонентов при углубленном изучении курса «Биология. Человек» в средней школе через использование данных медицинской статистики.

Для достижения цели были поставлены и последовательно решались следующие задачи:

1. Получить данные о заболевании органов слуха у пациентов бассейновой поликлиники;

2. Охарактеризовать изучение темы «Анализаторы» в школьном курсе анатомии и физиологии человека, выявить объем материала по строению и функционированию органа слуха.

3. Разработать задания для школьников с использованием данных медицинской статистики о заболевании органов слуха у пациентов бассейновой поликлиники.

4. Оценить эффективность применения разработанных заданий.

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс повышения заинтересованности школьников при изучении темы «Анализаторы» в курсе анатомии и физиологии человека. Предметом исследования стал авторский методический подход к изучению слухового анализатора в школьном курсе анатомии и физиологии человека.

Наша работа проходила в два этапа:

  • На первом мы изучали состояние со слухом у пациентов, обращающихся в бассейновую поликлинику, с целью использования этих данных в учебном процессе в средней школе.

  • На втором этапе были оценены остаточные знания учащихся по курсу анатомии и физиологии человека по интересующей нас теме. В дальнейшем были разработаны практико-ориентированные и личностно-ориентированные задания для повышения мотивации учащихся к получению знаний о слуховом анализаторе.

Исследование основных закономерностей распро­странения ЛОР-заболеваний среди плавсостава проводилось на базе бассейновой поликлиники г. Мурманска. Были рассмотрены причины возникновения тугоухости у плавсостава [1], получены данные о возрастных особенностях развития этой болезни, о значении уровня шума и вибрации на судах, о связи развития тугоухости со стажем работы на судах. Все данные представлены в виде таблиц и диаграмм, пример которой приведен на рисунке 1.

Рис. 1. Частота нарушений слуха у различных возрастных

групп плавсостава (на 1000 обследованных)

Для определения объема материала об анализаторах, который изучается в средней школе, мы проанализировали две линии программ по биологии для VI-XI классов общеобразовательных школ (авторский коллектив под руководством Н.И. Сонина и авторский коллектив под руководством В. В. Пасечника). Результаты анализа представлены в таблице 1. Видно, что хотя по обеим программам на изучение курса предусмотрено одинаковое количество времени, в программе В.В.Пасечника имеется отдельная тема «Анализаторы», на изучение которой отводится 5 часов. Также по этой программе кроме демонстрации модели органа слуха, предусмотрена демонстрация опытов, выявляющих слуховые иллюзии и определения остроты слуха.

Таблица 1

Анализ программ по биологии

 

Авторский коллектив под руководством

Н.И. Сонина

Авторский коллектив под руководством В.В. Пасечника

Название курса

Человек

Человек и его здоровье

Класс

8

8

Общее количество часов

63+7 резервных

70

Изучение темы «Анализаторы»

В теме «Координация и регуляция»

Тема «Анализаторы»

Количество часов на изучении темы

10

5

Дидактические единицы по теме

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение

Демонстрации и практические работы

Демонстрация модели органа слуха

Демонстрация модели органа слуха; опыты, выявляющие слуховые иллюзии, определение остроты слуха

Все же, даже по программе В.В.Пасечника, которая предусматривает наличие отдельной темы «Анализаторы», на изучение слухового анализатора может быть отведено не более 1 часа учебного времени. В таких условиях многократно возрастает значение тех заданий, которые будут использованы во время урока.

В дальнейшем нами был проведен педагогический эксперимент. Время проведения – октябрь 2012 г. Экспериментальной площадкой послужила одна из гимназий Мурманской области, обучение в которой ведется по программе линии В.В. Пасечника. На этапе констатирующего эксперимента проверяли остаточные знания по теме «Слуховой анализатор и орган слуха» с помощью специально разработанной анкеты. В исследовании приняли участие учащиеся двух 9-х классов, общее количество 42 человека. Сначала мы предложили учащимся оценить свои знания по анатомии и физиологии человека. Более 40% учащихся оценивают свои знания как хорошие, 24% как отличные и около 30% считают, что обладают удовлетворительными знаниями.

Затем учащимся были предложены конкретные вопросы по строению и функционированию слухового анализатора, определенные дидактическими единицами программы. На первый вопрос анкеты «Что такое анализатор?» правильный ответ дали только 12% учащихся, еще 28% дают неполный ответ, остальные либо отвечают неправильно, либо затрудняются с ответом. Правильно называют отделы органа слуха 26% учащихся, еще 35% дают неполный ответ, остальные – неправильный.

Наиболее сложными для учащихся оказались два следующих вопроса. Что такое кортиев орган, вспомнил только один человек (0,02%), а где находится центр слуха в коре больших полушарий, знают 30% опрошенных.

Следующий вопрос касался заболеваний органов слуха. Здесь каждый ученик мог дать несколько ответов. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты ответов учащихся о заболеваниях органов

слуха (по оси ординат – количество ответов)

Как видно на рисунке, наиболее часто 9-классники называют серную пробку, второе место занимает воспаление уха, которое мы на диаграмме обозначили «отит» (в ответах школьников это название не встречается) и только в 4 случаях была названа глухота.

Следующим вопросом мы пытались выяснить, какие практические работы или демонстрации опытов проводились по данной теме. Практически все учащиеся отвечают, что таких работ не проводилось, либо не могут их вспомнить.

В то же время, большинство учащихся хотели бы улучшить свои знания по анатомии и физиологии. Среди опрошенных учащихся более 23% участвуют в олимпиадах и конкурсах по анатомии и физиологии, 11% посещают дополнительные занятия. Многие ученики интересуются биологией помимо школьной программы, то есть смотрят документальные программы, читают интересные факты в Интернете.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно заключить, что хотя у учащихся в целом имеется интерес к изучению анатомии и физиологии человека, у них не сформировано достаточно прочных знаний о строении и функционировании слухового анализатора.

После анкетирования нами был проведен формирующий эксперимент. Учащимся во время проведения классного часа был предложен ряд разработанных нами заданий с использованием данных медицинской статистики. Примеры заданий приведены ниже.

Задание № 1.

Рассмотрите предложенный рисунок, определите возрастную группу, которую можно считать группой риска для развития заболеваний органов слуха. Свое мнение обоснуйте.

Рис. 3. Частота нарушений слуха в разных

возрастных группах плавсостава

Задание № 2.

Рассмотрите на рисунке 4 графики изменения частоты случаев заболевания органов слуха у пациентов бассейновой поликлиники. Рассчитайте скорость возникновения заболеваний со снижением слуха и без его снижения у разных возрастных групп. Объясните полученные результаты.

Задание № 3.

Рис.5 Показатели тугоухости Рис.6. Изменение случаев нарушения зависимости от стажа работы слуховой функции в зависимости от

уровня шума

Рис. 7. Развитие ЛОР заболеваний

в разных возрастных группах

Рассмотрите графики. Ответьте на вопрос: Какие факторы оказывают наиболее сильное влияние на заболевания органов слуха у плавсостава?

Задание № 4.

Решите задачу:

Моторист Р. проработал 5 лет на транспортном судне. За это время он совершил 25 рейсов продолжительностью по 30 суток каждый. Уровень шума за время рейса в среднем составлял 60дБ/час за 8 часов вахты. В сутки моторист стоит 2 вахты. Слух за это время понизился у него на 30%. Сын моториста Алексей слушает музыку через наушники в среднем 5 часов в день. Известно, что уровень громкости музыки составляет 90 дБ/час. Рассчитайте, за какой период времени Алексей рискует получить снижение слуха, равное снижению слуха у его отца.

После выполнения заданий учащимся было предложено оценить задания.

Рис. 8. Оценка учащимися предложенных заданий

Как видно на рисунке 8, только 10% ответили, что задания им не понравились. Остальные считают задания интересными, полезными, или просто говорят о том, что им понравилось выполнять их. Кроме того, учащиеся отмечают, что задумались о значении влияния различных факторов на функционирование органа слуха; считают, что предложенные задания могут быть использованы для выполнения учебных проектов по биологии.

Поскольку увеличить количество часов, отводимых на изучение темы о строении и функционировании слухового анализатора по имеющимся программам, не представляется возможным, считаем, что использование подобных заданий поможет мотивировать учащихся на более внимательное изучение строениях и функционирования анализаторов.

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Изучение заболеваний органа слуха и слухового анализатора у плавсостава свидетельствует о том, что наиболее неблагоприятными факторами являются возраст, стаж работы на судах, а также уровень шума и вибрации.

  2. Анализ авторских программ по биологии и изучение остаточных знаний учащихся показывает, что количество часов, выделяемых для изучения темы «Анализаторы» в целом и слухового анализатора, в частности, недостаточно для формирования прочных знаний о его функционировании и гигиене.

  3. Очевидно, это является одной из причин несознательного отношения к сохранению слуха у молодежи.

  4. Новый методический подход, с использованием данных медицинской статистики, позволяет усилить личностно-ориентированный и практико-ориентированный компонент в изучении данной темы.

  5. Применение специально разработанных заданий для учащихся позволит мотивировать их на осознанное отношение к сохранению слуха.

Литература

  1. Бакиров, А.Б. Оценка профессиональных рисков в рыбодобывающей отрасли / А.Б. Бакиров, М.К. Каримова, Н.И. Симонова // Профессия и здоровье: Материалы III Всероссийского конгресса. - 2009. - С. 76-78.

  2. Некуленко, Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология /Т.Г.Никуленко - Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2012. – 410 с.

  3. Рабочие программы основного общего образования по биологии 6-9 класс / М.: Просвещение. - 2009 г. – 200 с.

  4. Федюкович, И.Н. Анатомия и физиология: Учебное пособие. / И.Н. Федюкович - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2010. - 416 с.

Просмотров работы: 1758