ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ПРИ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИЕТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ПРИ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИЕТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.

Богомазова М.С. 1, Крыштоп В.А. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Использование информационных технологий в сочетании с традиционными средствами обучения создают необходимые условия для развития у учащихся наблюдательности, умений анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию, что является не только важными интеллектуальными метапредметными умениями, но и, в частности, необходимыми для изучения курса биологии. Технология демонстрации информации через проектор с помощью интерактивной доски открывает обширные перспективы. Одно из развивающихся направлений применения презентаций – лекционно-семинарская система обучения. Презентации удачно вписываются в эту систему. В педагогической литературе выделяют около более двадцати видов лекций, среди которых называется и мультимедийная.

Мультимедийные лекции в зависимости от их места в системе уроков по теме, содержания учебного материала и уровня подготовленности учащихся к его изучению, решаемых образовательных, развивающих и воспитательных задач также могут быть разных видов: лекция – беседа, лекция – дискуссия, лекция-информация, лекция теоретического конструирования, обзорная, вводная, обобщающая, инструктивная лекции и другие. Технический потенциал интерактивной доски позволяет сделать лекцию содержательной, интересной, наглядной, интерактивной. (Аствацатуров, 2002)

Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения лекций, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.

Преподаватель в мультимедиа аудитории получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). В таких системах лектор сам определяет последовательность и формы изложения материала.

Мультимедиа лекции можно использовать для преподавания любой темы. Качество и степень освоения учебного материала при этом существенно возрастают. Помимо обеспечения богатой образовательной среды, здесь сказывается и то, что преподаватель, сократив время на воспроизведение информации, получает существенно больше времени на объяснение материала.

Компьютерная лекция - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на интерактивной доске. Основная задача такой лекции - объяснение нового материала, но в отличие от традиционной лекции, такая лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому лекцию с использованием интерактивной доски надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе мультимедиа лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты, которые представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления, а также дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов (Галишникова, 2007).

По мнению многих психологов, учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без использования наглядного материала не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. В таком случае, мультимедийные анимационные модели позволят сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные способствуют возможности самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются не столь часто. Однако, именно здесь лежат огромные резервы в повышении эффективности обучения. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех учащихся класса в активную работу на семинаре, позволяет им активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а учителю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий учеников для последующего анализа и комментирования.

Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает возможность творческого сотрудничества учителя и ученика при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией между учащимися в контексте изучаемого предмета.

При организации семинарских занятий использование презентации позволяет обеспечивать визуализацию рассматриваемого учебного материала и активное включение в его обсуждение всех учащихся класса, особенно важно это при изучении многообразия живого мира или биологических процессов.

Например, на семинарском занятии по изучению методов селекции животных и растений старшеклассникам (в зависимости от выбранной формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуально, в парах или группах) предлагаются примеры получения разных сортов культурных растений и пород домашних животных, и даётся задание: определить методы селекции, использованные при их выведении. Задания учащиеся получают на дидактических карточках. Оно может быть текстовым, схематичным, представлено рисунком.

Содержание всех заданий оформлено в виде презентации. После определения учащимися в ходе самостоятельной работы методов селекции, использованных при выведении данного сорта или породы, слайды демонстрируются на экране. Учащиеся комментируют выполнение своего задания. После этого на слайд выводится правильный ответ и выставляется отметка. Возможность познакомиться с содержанием всех заданий и соотнести результат выполнения позволяет включить в активное восприятие информации всех учащихся класса (http://www.uchportal.ru/).

Что же дает использование интерактивных досок на уроках в школе?

Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала - занятия станут более яркими, с выбором различных стилей обучения, приложений и ресурсов, с учетом определенных потребностей разных возрастных групп.

Существенное повышение мотивации учащихся - занятия становятся интереснее и увлекательнее, моментальное вовлечение в учебный процесс, т.к. учащиеся прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.

Активизацию познавательной деятельности учащихся и коммуникативных навыков - организация самостоятельных и коллективных форм работы, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения.

Экономию учебного времени - нет необходимости конспектировать занятия, материалы урока учащиеся могут сохранить, распечатать, вернуться к ним дома или на следующих занятиях.

Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Преподавателю и ученикам не надо тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока - комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет.

Создание и расширение методической базы - создание своей коллекции занятий по разнообразным темам, использование из года в год, адаптируя под конкретную аудиторию, поиск новых подходов к обучению, пофессиональный рост.

Одновременное использование самых разных материалов - позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

Оперативный контроль знаний и возможности дистанционного обучения - создание и проведение опросов в режиме реального времени, демонстрация результатов тестирования. Каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.

Все вышеперечисленное способствует повышению качества обучения школьников за счет увеличения их познавательного интереса, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся без увеличения рабочего времени учителя.

Список литературы:

1.Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы[Текст] / Аствацатуров Г. О. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.

2. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения [Текст] / Галишникова Е. М. // Учитель. - 2007. - № 4. – с. 8 – 10

3. Учительский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/ , свободный. – (Дата обращения: 01.12.12).

Просмотров работы: 1858