РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.

Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

Одним из средств развития словесно- логического мышления является игра. Дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

В нашем исследовании мы провели диагностику уровня выраженности словесно-логического мышления у младших школьников, сформированность важнейших логических операций.

Для проведения исследования была сформирована экспериментальная группа, состоявшая из 18 учащихся 2Б класса МБОУ «Кадетская школа», а также была сформирована контрольная группа, состоявшая из 15 учащихся 2В класса МБОУ «Кадетская школа».

Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, были использована методика изучения словесно- логического мышления, разработанная Э. Ф. Замбацявичене.

Согласно проведенным исследованиям, большинство испытуемых экспериментальной группы имеют средний уровень словесно- логического мышления. У учащихся наиболее хорошо развиты такие компоненты словесно- логического мышления как обобщение и сравнение, а также подведение явлений под одно понятие. Дети правильно определили лишнее слово в каждом ряду слов. Все это говорит об умении сравнивать объекты обобщения, находить в них общее.

Наиболее слабо развитыми являются такие операции как выделение существенных признаков, что может быть связано с наличием небольшого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.

Что касается контрольной группы, то большинство испытуемых также имеют средний уровень словесно- логического мышления. У учащихся наиболее хорошо развиты такие операции как обобщение и сравнение. Дети также правильно определили лишнее слово в каждом ряду слов. Можно сказать, что у детей сформирована операция выделения существенных признаков, а также они имеют высокий словарный запас.

Наибольшие трудности дети имели при выполнении задания, направленного на подведение явлений и предметов под понятие. Это может говорить о недостаточных знаниях окружающего мира.

Следующим этапом нашего исследования будет разработка содержания программы развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста на основе полученных результатов диагностики, а также проверка эффективности разработанной программы.

Просмотров работы: 5108