Ответ на этот вопрос интересовал многих ученых разных веков. Проблема преступного использования гипноза появилась еще в 1784 году, когда комиссары французского короля изучали сеансы австрийского врача Франца Антона Мессмера (1734 - 1815). Термина «гипноз» тогда еще не существовало, вместо него использовалось понятие «животный магнетизм», но в то время это явление было приписано обычной игре воображения. Также преступный гипнотизм изучался и в теории уголовного права России. Например, великий ученый Н.С. Таганцев указывал такое состояние, как одно из оснований освобождения от уголовной ответственности в виду невменяемости преступника. Он писал в своих знаменитых лекциях по уголовному праву: «Я полагаю, что если действительно доказано, что лицо действовало под влиянием гипнотического внушения, подобные деяния должны быть рассматриваемы как учиненные во временном потемнении психической деятельности, во временно бессознательном состоянии и, следовательно, должны быть признаны невменяемыми»2. Однако, в условиях современного уголовного права состояние гипноза не может быть признано состоянием невменяемости, так как медицинский критерий подразумевает болезненное состояние психики, а гипноз – это «особое психофизическое состояние (отличное от сна и бодрствования и сна), возникающее под влиянием направленного психологического воздействия – внушения»3.
В научной литературе высказывается мнение об отнесении гипноза к особому виду психического насилия и, как следствие, психического принуждения4. В таком случае квалификация преступлений должна происходить в соответствии с нормами статьи 40 УК РФ. Однако, на практике известны случаи, когда загипнотизированные несли ответственность на общих основаниях, хотя их факт пребывания под гипнозом учитывался как смягчающее обстоятельство5. Необходимо всегда учитывать степень участия воли лиц, подвергнутых гипнозу, в совершении преступления. Оценка принуждения как соучастия зависит от квалификации содеянного принуждаемым. В случае если лицо еще до введения в состояние гипнотического сна знало или подозревало, что его вводят в это состояние с преступной целью, но не оказало попытки сопротивления либо само изъявило желание быть загипнотизированным, то такое лицо также подлежит уголовной ответственности. Так же известны случаи, когда гипноз пытаются использовать и как способ уклонения от уголовной ответственности. Так, 13 августа 1994 г. в г. Иркутске преступники расстреляли продавцов магазина «Антиквар» и похитили ценностей на 13 млн. руб. После задержания один из нападавших – А. Тонких – сообщил, что двух продавцов убил, находясь в гипнотическом состоянии, в которое его ввел подельник Скрынь. Последующая судебно-психологическая экспертиза с привлечением специалиста-гипнолога не установила факта применения к нему гипноза. В приговоре Иркутского областного суда от 12 ноября 1996 г. казано, что версия Тонких о его «гипнотизировании» носит защитный, симулятивный характер6.
Гипноз широко применяется при склонении, вербовке, вовлечении и подготоговке лиц для совершения насильственных преступлений, преступлений террористической направленности и преступлений против собственности. В апреле 2009 г., по показаниям кассира Сбербанка в г. Нижнем Новгороде, две цыганки, применив гипноз, завладели крупной суммой денег и скрылись7. При этом гипноз может выступать не только как вид психического принуждения, но и как способ совершения преступления. Имеются документальные факты изнасилований в состоянии гипноза. Так, в 80-х гг. XX в. в отношении психотерапевта Позднякова было возбуждено уголовное дело по факту изнасилования несовершеннолетних М. и Т. В ходе следствия было доказано, что Поздняков совершил изнасилование потерпевших, когда они находились в состоянии гипноза. Решением суда Поздняков осужден к 10 годам лишения свободы8.
В настоящее время воздействие на психику человека путем применения гипноза не охватывается в достаточной мере уголовном законом. Таким образом, загипнотизированное лицо не должно нести ответственность за преступления, совершенные в таком состоянии, при условии, что лицо не знало о готовящемся преступлении, не желало быть загипнотизированным, не могло оказать сопротивление внушению и не могло руководить своими действиями.
1 Хабалеев В.Д. Исторические аспекты криминального гипноза// Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2010. – С. 87.
2 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая/ М.: Наука. – 1994. – Т.1. – С. 175
3 Большой психологический словарь/ Под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Олма-Пресс. – 2004. – С. 194
4 Седых Л.В. Гипноз как способ психического принуждения// Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета Вып. 19. – Ставрополь. – 2008. – С. 92
5 Чечель Г. И Седых Л.В. Особенности квалификации преступления, совершенного загипнотизированным лицом // Уголовное право. – 2009. - №3. – С. 56
6 Ананьев С, Медведев В. Тьма египетская // Комсомольская правда. 15.02.1995
7 Цыгане загипнотизировали кассира Сбербанка// Вести. - 10.04.2009 URL http://www.vesti.ru/doc.html?id=273534 (Дата обращения 30.01.2013)
8 Сервецкий И.В. Насилие под гипнозом // СборникМВД СССР № 6 (36). – 1996. - С. 34