СТАТИСТИТЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТАТИСТИТЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСИИ

Суфиярова С.Ф. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российское предпринимательство служит предметом интенсивных исследований - оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами.

Ученые и публицисты обсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными функциями в России, перспективами дальнейшего развития. Анализируются социальные качества предпринимательского слоя, особенности его социального статуса, экономические условия и результаты деятельности.

В статье выдвигаются предположения, касающиеся возможного развития малого предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время.

Всего на реализацию вышеперечисленных мероприятий в 2011 году за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации в общем объеме выделено чуть более 1 млрд. рублей

Российский банк развития (далее также - Банк) был учрежден Российским фондом федерального имущества в соответствии со статьей 128 Федерального закона № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и распоряжением Правительства Российской Федерации № 391-р от 10 марта 1999 г. «О создании Российского банка развития».

В течение 1999-2000 годов главным образом закладывались основы будущей деятельности Банка: была разработана и утверждена стратегия развития, определены приоритетные направления кредитной политики, проведены мероприятия по формированию организационной и технологической инфраструктуры Банка.

Среди основных направлений деятельности Банка была заявлена, помимо прочего, и кредитная поддержка малых и средних предприятий, однако непосредственно данное направление вплоть до 2002 года не разрабатывалось, основное внимание уделялось таким формам кредитования, как среднесрочные и долгосрочные кредиты для финансирования инвестиционных проектов, носящих инфраструктурный характер, либо направленных на создание инновационных предприятий или предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также проектное финансирование, связанное с реализацией крупномасштабных проектов с длительными сроками окупаемости.

В 2002 году на основе изучения российского и зарубежного опыта Банком была принята собственная Программа организации деятельности по кредитованию субъектов малого предпринимательства (далее - Программа), главной целью которой стало создание стабильного и надежного механизма инвестирования средств для развития малого предпринимательства в России. Основное внимание при этом было направлено на формирование стоимостных параметров кредитов, а также их сроков, исходя из потребностей и возможностей субъектов малого предпринимательства, осуществляющих модернизацию основных средств и расширение производства.

Программа основана на использовании двухуровневой процедуры кредитования, при которой Банк предоставляет ресурсы региональным коммерческим банкам-контрагентам, которые в свою очередь осуществляют непосредственное кредитование конечных заемщиков - субъектов малого предпринимательства. При этом за Банком закреплены функции контроля за целевым использованием выделенных средств.

Рисунок 1. Схема двухуровневой системы кредитования Российским банком развития субъектов малого предпринимательства

Программа реализовывалась в два этапа:

  • первый этап - пилотный проект, апробация двухуровневой процедуры кредитования за счет ресурсной базы Банка в размере 300 млн. рублей

  • второй этап - привлечение к участию в Программе региональных коммерческих банков средней величины и лизинговых компаний, увеличение объемов и сроков финансирования (до 600 млн. рублей к концу 2003 года и до 1 млрд. рублей к 2005 году).

Помимо отбора банков-контрагентов, Банком проводилась работа с администрациями субъектов Российской Федерации по вопросам сотрудничества в сфере реализации Программы.

К концу 2004 года Банком были заключены кредитные соглашения с 41 региональным банком-контрагентом из 28 субъектов Российской Федерации, объем предоставленных банкам-контрагентам кредитных ресурсов составил около 1,3 млрд.рублей, при этом субъектам малого предпринимательства было выдано 450 кредитов, более 70% которых было выдано на срок более 2-х лет. Более 35% финансовых ресурсов было предоставлено на обновление основных фондов.

Рисунок 2. Отраслевая структура кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства по программам Банка в 2011 году

Рисунок 3. Структура кредитов, предоставленных СМП по программам Банка в 2011 году, по срокам погашения

Показатель числа малых предприятий на 100 тыс. населения характеризует «плотность распространения малого предпринимательства» и косвенно отражает уровень предпринимательской активности населения.

По абсолютным значениям показателя «плотности» за 2011 год лидируют г. Санкт-Петербург (2775,7 малых предприятий на 100 тыс. населения), Калининградская область (2308,3 малых предприятий на 100 тыс. населения), г. Москва (2077 малых предприятий на 100 тыс. населения), Новосибирская область (1748,9 малых предприятий на 100 тыс. населения) и Томская область (1482,9 малых предприятий на 100 тыс. населения).

Регионами – «аутсайдерами» по числу малых предприятий на 100 тыс. населения являются Чеченская Республика (354 малых предприятия на 100 тыс. населения), Республика Ингушетия (331 малое предприятие на 100 тыс. населения), Забайкальский край (292 МП на 100 тыс. населения), Республика Калмыкия (195,8 МП на 100 тыс. населения), Республика Дагестан (136,5 МП на 100 тыс. населения).

Говоря о динамике рассматриваемого показателя за 2008-2009 гг., можно констатировать, что на 1 января 2010 г. по сравнению с 1 января 2009 г. число малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 76 регионах.

Таблица 1.Распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.

Изменение числа малых предприятий на 100 тыс. жителей

Количество регионов

Сильное сокращение (свыше 100 ед.)

2

Небольшое сокращение (от 0,1 до 100 ед.)

5

Небольшое увеличение (от 0,1 до 100 ед.)

22

Среднее увеличение (от 100 до 300 ед.)

34

Сильное увеличение (от 300 до 500 ед.)

14

Очень сильное увеличение (свыше 500 ед.)

6

Наибольший рост показателя отмечен в г. Санкт-Петербурге (на 896 ед.), Сахалинской области (на 744,2 ед.), Ярославской области (на 699,1 ед.), Республике Карелия (на 584,2 ед.), Свердловской (на 565,3 ед.) и Владимирской (на 582,3 ед.) областях.

Значительный рост числа малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей отмечен также в Республике Татарстан (на 463,5 ед.), Тюменской области (на 429,3 ед.), Ненецком АО (на 428,3 ед.), Смоленской области (на 419,7 ед.), Ханты-Мансийском АО (на 379,5 ед.), Мурманской (на 356,3 ед.), Магаданской (на 345,9 ед.), Орловской (на 345,4 ед.), Костромской (на 339,9 ед.), Тульской (на 339,5 ед.), Ростовской (на 337,7 ед.), Рязанской (на 331,0 ед.), Ульяновской (на 320,1 ед.) и Московской (на 303,8 ед.) областях.

Выявила основную тенденцию развития динамики исследуемого явления с использованием пакетов прикладных программ «EXCEL», «STRAZ» и выполнила прогноз на перспективу.

Изучила методику выполнения группировки, корреляционно-регрессионного анализа, по фактическим данным выполнила корреляционно-регрессионный анализ, проанализировала полученные результаты.

Рассчитала показатели изменения уровней ряда динамики; выполнила выравнивание ряда динамики исследуемого явления с помощью методов механического выравнивания и плавного уровня; провела аналитическое выравнивание ряда динамикис использованием пакетов прикладных программ «EXCEL», «STRAZ»; отобрала функцию в качестве тренда; на основе отобранной функции в качестве тренда, рассчитала показатели колеблемости и сделала прогноз с расчетом точечных прогнозов и доверительных интервалов прогнозной оценки.

Следует заметить, что количество предприятий в ПФО за 2000-2010 гг. в целом стабильна, т.е. наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого предпринимательства. Отрицательную динамику показывает только объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с поправкой на индекс потребительских цен.

На 2011 год количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 5.2%. Среднесписочная численность занятых на предприятиях за год выросла на 3,9%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,3%. Объем оборота малых предприятий вырос на 22,6% (с учетом ИПЦ рост составил 12,0%).

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 4,4%, однако с учетом ИПЦ наблюдается их сокращение на 4,7%.

Итоги деятельности малых предприятий в 2000-2010 году, в региональном разрезе характеризуется положительной динамикой. Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс.чел. выросло в 49 регионах, рост доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых отмечен в 52 регионах, объем оборота малых предприятий (с учетом ИПЦ) вырос в 67 регионах, в 44 регионах на малых предприятиях отмечен рост инвестиций в основной капитал (с учетом ИПЦ).

Объем инвестиций в основной капитал на предприятиях в 2011 году в целом по РФ составил 38301,5 млн. руб., что на 4,4 превышает значение показателя за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 4.7%.

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2011 году вырос на 31,1%

По итогам 2011 года положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в 44 регионах. Лидерами по росту показателя являются Новгородская область (показатель вырос на 14.6 раза), Республика Калмыкия (в 10,6),Республика Тыва (в 9,7 раза), Саратовская область( в 4.2 раза), Рязанская область( в 4,1 раза), Иркутская область(в 3.3 раза), Еврейская автономная область(в 3,1 раза), Республика коми (в 2.8 раза), Республика Карелия (в 2,4 раза) Амурская область( в 2,3 раза), Хабаровский край( в 2,0 раза)

Сильное увеличение показателя (30-50%) зафиксировано в Курской области (на 94,4 %), Брянская область (на 86,5 %), Республика Мари Эл ( на 85,6%), Кировской области(на 80,9%), Тульской области( на 79,9%), Магаданской области (на 73,8 %), Курганской области (на 68,5%), Волгоградской области (на 62,5% ), Республика Мордовия (на 60,1%) и Ульяновская область( на 54,6%).

Просмотров работы: 1780