ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

Федоров А.В. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.

В настоящее время важной проблемой теории и методики спортивной тренировки является совершенствование системы подготовки юных баскетболистов в технико-тактическом, психологическом и физическом направлениях. Одним из наиболее рациональных решений этих проблем специалисты выделяют грамотное научное обоснование, построения и содержания учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки, а также модификация программ занятий в секции по баскетболу в общеобразовательной школе, которое позволит повысить уровень овладения баскетболистами необходимыми знаниями, умениями и навыками.

В процессе физического воспитания общеобразовательных школ решаются задачи укрепления здоровья школьников, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности. Для более эффективного всестороннего развития детского организма – используется внеклассная работа в школе.

Одним из самых популярных во внеклассной работе, является занятия в секции по баскетболу. Однако вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении проблем подготовки юных баскетболистов, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения в секционной системе общеобразовательной школы. Остаются не до конца разработанными методики физической подготовленности юных баскетболистов, посещающих школьную секцию по баскетболу, напрямую влияющих на технико-тактические умения спортсменов, поэтому довольно часто не выполняются требования и нормативы начального этапа подготовки. Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в процессе подготовки баскетболистов и недостаточной разработанностью условий и способов физической и технической подготовки, в рамках внеклассной работы в общеобразовательной школе, является актуальным.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в секции по баскетболу в среднеобразовательной школе.

Предмет исследования - уровеньфизической и технической подготовленность мальчиков 12-13 лет занимающихся баскетболом.

Цель – совершенствование учебно-тренировочного процесса детей среднего школьного возраста, занимающихся в секции по баскетболу.

Задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

  2. Рассмотреть организацию и методику проведения занятий по баскетболу с мальчиками 12-13 лет;

  3. Изучить уровень развития динамики физической и технической подготовленности мальчиков среднего школьного возраста 12-13 лет, занимающихся в секции по баскетболу.

  4. Разработать и апробировать в учебно-тренировочном процессе комплекс специальных упражнений для повышения показателей физической и технической подготовленности юных баскетболистов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование разработанного комплекса специальных упражнений в системе физического воспитания юных баскетболистов позволит повысить уровень технической и тактической подготовленности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение результатов исследования в работу детских спортивных школ, секций по баскетболу в общеобразовательных школах позволит повысить эффективность технической и тактической подготовленности детей занимающихся баскетболом.

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

  2. Наблюдение;

  3. Тестирование физической подготовленности;

  4. Тестирование технической подготовленности;

  5. Метод экспертной оценки;

  6. Методы математической статистики.

Организация исследования проходила в три этапа.

Первый этап - поисковый (август – сентябрь 2011 года) в ходе, которого изучались литературные источники, формировалась и уточнялась научная проблема, формировались рабочие гипотезы, анализировались существующие и перспективные методики обучения техническим приемам баскетболистов группы начальной подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий.

Второй этап - экспериментальный (октябрь-май 2011-2012 гг.) в процессе, которого разрабатывались основные теоретические и методические положения технической и физической подготовки юных баскетболистов, начало педагогического эксперимента, внедрение экспериментальной программы.

Третий этап - завершающий (июнь - сентябрь 2012 года) по итогам которого были обобщены, обработаны и сформулированы результаты исследований, разработаны практические рекомендации.

Были организованы экспериментальная и контрольная группы. В каждой группе занималось по 14 юных спортсменов, мальчики в возрасте 12-13 лет. Учебные занятия проводились согласно расписания - 2 раза в неделю по 90 мин тренерами - преподавателями. Учебно-тренировочные занятия в экспериментальной группе проводились на базе общеобразовательной школы №8 г. Кинешмы, в контрольной группе на базе школы №19 г. Кинешмы Ивановской области.

В экспериментальной группе занятия проводились по учебному плану с применением экспериментальной программы. Суть экспериментальной программы заключалась в том, что в систему занятий по баскетболу был внедрен комплекс специальных упражнений для повышения показателей физической и технической подготовленности. В контрольной группе тренировки проводились по общепринятой методике без учета предложенного комплекса упражнений.

Результаты исследования. На первом этапе исследования нами было проведено тестирование по определению уровня общей физической подготовленности юных баскетболистов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп (табл.1).

Таблица 1.

Оценка уровня физической подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной группы до начала эксперимента.

Контрольные упражнения

Показатели

Х + δ

р

Контрольная группа n=14

Экспериментальная группа n=14

Прыжок вверх с места, см.

30 + 2,93

29,5 + 2,93

> 0,05

Прыжок в длину с места, см.

181,5+3,81

182,6+4,1

> 0,05

Бег 60 м с высокого старта, сек

9,8+0,17

9,8+0,14

> 0,05

Бег 40 сек, м.

81,6+ 5,57

82,9 + 4,39

> 0,05

Бег 600 м, мин.

2,12 + 0,21

2,15 + 0,07

> 0,05

В результате оценки уровня общей физической подготовленности до эксперимента мы заключили, что уровень физической подготовленности баскетболистов опытных групп (12-13 лет) соответствует возрастным требованиям. До начала эксперимента нами не было обнаружено статистически достоверных различий между показателями контрольной и экспериментальной групп при p< 0,05. Однако если сравнивать эти показатели с нормативами, представленных в поурочной учебной программе по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, то результаты практически всех тестов, кроме теста «Бег 60 м с высокого старта», не удовлетворяют нормам уровня общей физической подготовленности детей занимающихся баскетболом.

За время педагогического эксперимента в опытных группах произошли заметные изменения в уровне физической подготовленности по сравнению с исходными данными (табл.2.).

Таблица 2.

Оценка уровня физической подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной группы после эксперимента.

Контрольные упражнения

Показатели

Х + δ

р

Контрольная группа n=14

Экспериментальная группа n=14

Прыжок вверх с места, см.

33,9 + 2,93

38,8 + 2,93

0,05

Перемещение 5м х 6 (сек)

11,08+0,7

11,2+0,7

> 0,05

40 бросков с точек

(Кол-во попаданий)

15,1+2,9

15,7+2,9

> 0,05

30 штрафных бросков

(Кол-во попаданий)

13,5+ 3,5

12,6 + 3,2

> 0,05

В ходе педагогического эксперимента у детей экспериментальной группы отмечены положительные изменения в уровне технической подготовленности по сравнению с результатами тестирования в контрольной группе, хотя прирост показателей зафиксирован в обеих группах (табл.4).

В экспериментальной группе после окончания исследования, зафиксирован достоверно значимый прирост показателей по сравнению с контрольной группой по всем тестам, характеризующим уровень технической подготовленности детей занимающихся баскетболом.

Таблица 4.

Результаты тестирования уровня технической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента

Контрольные упражнения

Показатели

Х + δ

р

КГ

n=14

ЭГ

n=14

Скоростное ведение мяча (сек)

25,4 + 2,3

22,06 + 2,7

 


Просмотров работы: 5439