Сбербанк сегодня – это современный универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.
Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).
Наиболее популярными являются долгосрочные вклады. Это вызвано тем, что преобладающее большинство частных лиц в настоящее время, в основном пожилого возраста, старается размещать денежные средства для накопления на больший срок. Доля же вкладов до востребования и сроком на 3 месяца наоборот сокращается, так как физические лица стремятся не только к сохранности, но и к увеличению суммы накоплений.
Доля вкладов, открываемых в долларах США, возрастает. Так сумма остатков привлеченных средств в долл. США увеличилась за 2007 год. Среди вкладов в долларах США преобладает вклад сроком от 91 до 180 дня, его доля составляет 41,8 % открываемых валютных вкладов. В течение года наблюдалось увеличение удельного веса, это связано с тем, что физические лица стали размещать денежные средства во вклады на более продолжительный срок.
Чистая прибыль Группы Сбербанка России по МСФО счета прибылей и убытков в 2011 году выросла до 315,9 млрд руб., что на 74% превышает 2010 года (181,6 млрд руб.). Прибыль до налогообло жения составила 395,7 млрд и 230,1 млрд руб. соответственно.
Увеличение чистой прибыли Группы в 2011 году происходило на фоне роста операционных доходов до вычета резервов под обесценение кредитного портфеля (742,8 млрд руб. в 2011 году и 649,8 млрд руб. кредитного портфеля в 2010 году), а также восстановления резерва под обесценение кредитного портфеля в размере 1,2 млрд руб. в 2011 году против отчислений в резерв в размере 153,8 млрд руб. в 2010 году. В 2011 году чистый процентный доход вырос на 17,1 % и составил 561,0 млрд руб. (479,1 млрд руб. в 2010 году), чистый комиссионный доход Группы вырос на 13,8 % — до 140,6 млрд руб. Административные и операционные расходы составили 348,3 млрд руб. (265,9 млрд руб. годом ранее).
Рисунок 1. Процентные доходы по кредитному портфелю.
Поддерживая экономическую активность в регионах, Банк способствует развитию экономики, инфраструктуры, росту доходов населения и в конечном итоге росту инвестиционной привлекательности Российской Федерации в целом. По этой причине банк:
участвуем в деятельности, направленной на совершенствование;
институциональной и правовой среды, макроэкономических;
условий функционирования бизнеса, а также реализации федеральных проектов, направленных на формирование устойчивых;
социально-экономических связей в Российской Федерации.
Рисунок 2. Объем выдачи кредитов предприятиям АПК
Карточный бизнес — следующий по значимости вид услуг, который по итогам 2011 года принес Банку 35,1 млрд руб., или 23,1 % всех комиссий. Активное развитие карточного бизнеса обеспечило дальнейший отрыв от конкурентов.
Таблица 2. Количество действующих карт
По количеству эмитированных карт Сбербанк уверенно лидирует не только в России, но и во всей Европе. Кроме того, в 2011 году Сбербанк вышел на позицию лидера российского рынка по объему задолженности по кредитным картам. В 2011 году Сбербанк реализовал ряд значимых проектов в карточном бизнесе, среди которых — выпуск первых в России карт с технологией 3D-дизайна, предложение виртуальных карт для безопасного совершения операций в сети Интернет, выпуск карт с индивидуальным дизайном на базе рисунка клиента или из созданной галереи, предложение клиентам карт моментальной выдачи, а также карт с транспортным приложением Московского метрополитена.
В целях повышения качества обслуживания Сбербанк России будет активно развивать и совершенствовать каналы продаж финансовых продуктов и услуг. Будет оптимизирована филиальная сеть Банка, получат развитие удаленные каналы банковского обслуживания. Успешная работа Сбербанка России по данным направлениям во многом будет определяться усилиями по развитию технической и технологической платформы ведения бизнеса, дальнейшим совершенствованием системы обмена информацией между подразделениями Банка.
В складывающихся условиях неопределенности развития мирового финансового рынка особое внимание Сбербанком России будет уделено совершенствованию и поддержанию в актуальном состоянии системы управления рисками. Важным элементом диверсификации бизнеса, помимо выхода на новые рынки финансовых продуктов и услуг, станет расширение присутствия Сбербанка России на рынках зарубежных стран. Стремясь в наилучшей форме удовлетворить спрос на надежное банковское обслуживание наших клиентов за рубежом. [ http://www.sbrf.ru/moscow/ru/s_m_business/ ]
21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года. Основные направления преобразований:
Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов.
Технологическое обновление Банка и "индустриализация" систем и процессов.
Существенное повышение операционной эффективности Банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности.