ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Нигматуллина Э.Р. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Опыт ведущих стран современного мира доказывает необходимость наличия в любой национальной экономики высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Малый бизнес располагает значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений из расчета на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные функции. На современном этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:

• формирование конкурентных, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

• привлечение личных средств населения на развитие производства;

• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.;

• способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

• формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

• активизация научно-технического прогресса;

• освоение и использование местных источников сырья;

• освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

• содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки ;

Деятельность малых предприятий можно проследить в таблице 1. К примеру, численность индивидуальных предпринимателей в России к 2010 году составила 2927488 тыс. человек, из них 191457 всецело функционировали. Об этом свидетельствуют данные Росстата.

Таблица1. Число субъектов малого предпринимательства по видам

экономической деятельности

Виды экономической деятельности

Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели (в процентном соотношении)

численность индивидуальных предпринимателей - всего

из них осуществлявших деятельность в 2010 году

численность индивидуальных предпринимателей - всего

из них осуществлявших деятельность в 2010 году

Всего

2927488

1914157

100

100

из них:

       

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

215710

142726

7,4

7,5

Рыболовство, рыбоводство

5396

2390

0,2

0,1

Добыча полезных ископаемых

481

151

0,0

0,0

Обрабатывающие производства

160978

92368

5,5

4,8

Строительство

82457

44374

2,8

2,3

Гостиницы и рестораны

48206

26901

1,6

1,4

Транспорт и связь

328748

207995

11,2

10,9

Финансовая деятельность

17065

9221

0,6

0,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

313875

203249

10,7

10,6

Образование

16569

9785

0,6

0,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

19785

12568

0,7

0,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

169554

111639

5,8

5,8

В структуре распределения деятельности малых предприятий можно заметить, что на транспорт и связь приходится самый большой процент 10,9% от общей численности МП, что составило 207995 тыс.человек. Не эффективной можно считать деятельность по добыче полезных ископаемых, в ней заняты всего 151 тыс.человек. Также в 2010 году существенно снизилось рыболовство, рыбоводство на эту деятельность приходиться всего 0,12 %, что составляет 2390 тыс.человек.

Современные экономисты не могут сойтись в едином мнении, однако, малый бизнес, как и небольшие предприятия, вряд ли канут в небытие, полностью поглощённые силами крупных компаний.

Просмотров работы: 2158