В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления. Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО.1 Присоединившись к ВТО, Россия сможет участвовать в разработке правил мировой торговли, распрощавшись, таким образом, с «незаметным» статусом страны-наблюдателя, получит сниженные пошлины, что в первую очередь сыграет на руку российским экспортерам металла (цветная и черная металлургия) и продукции химпромышленности. В последние годы российский экспорт не только не диверсифицировался, но и становился хуже. Ни одной меры на продвижение экспорта не было принято. Фактически вступление в ВТО — это первая весомая мера для продвижения российского экспорта. Не сможет не отразиться вступление в ВТО и на поведении участников российского рынка. Грядущие перемены заставят действовать бизнес более прозрачно, так как теперь его деятельность будут контролировать не только российские власти, но и представители других стран. Как считают эксперты, в свою очередь, стабилизация торговой политики сможет сделать Россию более интересной для иностранных инвесторов. Положительный эффект от присоединения к ВТО получит и потребительский сектор услуг. В целом для этого сектора импортная пошлина должна снизиться с 13,3 до 10,3%. Будут смягчены ограничения на ввоз, пример - продуктов питания. Исследования Всемирного банка (ВБ) свидетельствуют, о том что, вступление в ВТО приведет и к повышению заработных плат, причем как для низкооплачиваемых работников, так и для высококвалифицированного персонала. За перечисленные бонусы российскому бюджету придется, потратиться. Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявлял, что прямые потери российской казны от снижения импортных пошлин после вступления в ВТО могут в 2013 году составить 188 млрд руб., в 2014-м — 257 млрд руб. По его мнению, реальные потери бюджета будут существенно меньше вследствие роста торговли и налогооблагаемой базы. Само снижение уровня тарифной защиты страны чиновник назвал «платой за вход.2
В целом права России в ВТО никак нельзя назвать ущемленными. Стране удалось отстоять условия допуска филиалов иностранных банков на внутренний рынок: иностранные банковские группы смогут работать лишь через российские дочерние предприятия, регистрируемые и регулируемые ЦБ. Не менее выгодно разрешился и «газовый» вопрос: 30-процентная пошлина на экспорт газа сохраняется. Удалось договориться и в вопросе установления переходных периодов: довольно продолжительный период «акклиматизации» установят для таких отраслей, как автомобилестроение, сельское хозяйство и страхование.
От вступления в ВТО Россия может получить дополнительные денежные средства в виде $18 млрд. в год. Об этом говорит глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков на парламентских слушаниях в Госдуме. Но у депутатов и представителей бизнеса совсем иной прогноз на этот счет. Они уверены, что ущерб будет больше, и призывают отложить вступление или по крайней мере смягчить негативный эффект ВТО льготами для производителей.
Документы, оформляющие вступление России в ВТО, будут иметь статус международных договоров и подлежат ратификации в России отдельным федеральным законом. Как уже говорилось, ратификация должна состояться не позднее июля 2012 года. После получения Россией статуса члена ВТО для нее начнут действовать десятки документов ВТО. Как международные соглашения, образующие основу права ВТО, так и локальные документы органов ВТО. Один из важнейших — Генеральное соглашение о торговле услугами, призванное регулировать международную торговлю услугами в рамках ВТО вместе с Перечнями обязательств по услугам, которые каждая страна оговаривает для себя применительно к отдельным секторам услуг. Помимо обязательств в сфере услуг, которые стали предметом нашего исследования, Россия приняла на себя обязательства в отношении торговли товарами, которые в основном заключаются в снижении ввозных пошлин на них. Исходя из таких документов, Россия примет на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификацией услуг ВТО. Позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг. Обязательства России можно сравнить с аналогичными обязательствами стран БРИКС, которые в большинстве случаев сохранили более серьезные ограничения в отношении допуска иностранных лиц на свои рынки услуг. Так, например, сравнивая обязательства России с обязательствами, принятыми на себя другими странами БРИК, нельзя не отметить, что Индия и Бразилия взяли на себя гораздо меньший объем обязательств по доступу на свой рынок иностранных лиц из членов ВТО. Китай взял на себя по некоторым секторам услуг сопоставимые с Россией обязательства, но при этом добился в ходе переговоров включения в перечень обязательств серьезных оговорок в свою пользу. Анализ обязательств России по отдельным секторам услуг (например, банковским) показал, что с точки зрения юридической техники они оставляют желать лучшего. Если это так во всех секторах, то с правовой точки зрения итоги всего многолетнего переговорного процесса по вступлению в ВТО являются весьма плачевными. В конце концов, речь идет об обязательствах, имеющих силу международного договора и превалирующих над внутренним российским правом. Если Россия станет членом ВТО на этих условиях, то можно быть уверенным в том, что любой юридический недочет будет использован против нее и ничего поделать будет нельзя, разве что выйти из ВТО.3
Среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить сложно.Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должны накопиться знания. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основываемся, прежде всего, на диалоге с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках нашей науки. Важно отметить, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — тайна, сопровождающей переговоры.
Из того можно сделать как минимум четыре важных вывода, касающихся ВТО и условий участия в организации России:
Либерализм системы ВТО заключается, прежде всего, в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения.
Условия участия в ВТО и, таким образом, условия доступа на рынок России определяются в ходе переговоров.
Переговоры по присоединению России к ВТО предполагают активное участие в них российского бизнес-сообщества. Это обусловлено не только возможностью максимизировать выгоды для заинтересованных компаний от членства нашей страны в той организации, но и перспективой более Эффективного использования государственного ресурса при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.
Российское бизнес-сообщество имеет реальную возможность оказывать влияние на переговорный процесс по присоединению России к ВТО путем активного участия в подготовке российской переговорной позиции в различных секторах. Причем такой подход позволит российским заинтересованным компаниям максимизировать выгоды от членства России в ВТО на перспективу.
Существует множество негативных моментов связанные со вступлением в ВТО. В данной ситуации число минусов превышает численность положительных моментов в данной сфере. Так как Российская Федерация уже вступила в данную организацию, через несколько лет сложившаяся ситуация в стране покажет правильность данного принятого решения. В любом случае Россия может выйти из ВТО, правда не без последствий.
Список использованной литературы:
Электронный ресурс. Forbes.ru:http://www.forbes.ru/sobytiya-column/rynki/81921-rossiya-v-vto-novye-obyazatelstva.
Электронный ресурс. Российская газета № 5944 от 23 ноября 2012 г.
Электронный ресурс. РБК Daily. http://www.rbcdaily.ru/2012/08/22/focus/562949984564749
Электронный ресурс. Газета Московские новости. №413(413)23 ноября 2012.
Электронный ресурс. Forbes.ru:http://www.forbes.ru/sobytiya-column/rynki/81921-rossiya-v-vto-novye-obyazatelstva.
1 Электронный ресурс. Российская газета№5944 от 23 ноября 2012г.
2 Электронный ресурс. РБК daily . http://www.rbcdaily.ru/2012/08/22/focus/562949984564749
3 Электронный ресурс. Forbes.ru:http://www.forbes.ru/sobytiya-column/rynki/81921-rossiya-v-vto-novye-obyazatelstva.
6