Повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи жителям сельской местности, отдаленных населенных пунктов является важной задачей здравоохранения. Проблемы здравоохранения на селе затрагивают 37,4 млн. человек (26,2% жителей от общей численности населения Российской Федерации), проживающих в 153125 сельских населенных пунктах. В 22 регионах сельские жители составляют более 40% населения, и 22% из них – старше трудоспособного возраста. Сохраняющаяся в стране медико-демографическая ситуация, разрыв между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми ресурсами особенно ощутимы в сельских регионах.
Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры, изменение видов хозяйственных связей, существовавших ранее между различными территориями, привели к высокому уровню безработицы на селе, снижению жизненного уровня. Различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены:
-малой плотностью населения;
-сезонностью сельскохозяйственного труда;
-значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга;
-снижением доли лиц трудоспособного возраста и увеличением удельного веса пожилых в сельской местности;
-недостаточным развитием транспортных связей.
В структуре сельского здравоохранения преобладают маломощные лечебно-профилактические учреждения с недостаточной материально-технической базой, испытывающие дефицит и высокую текучесть медицинских кадров, часто не соответствующие санитарно-техническим требованиям, поэтому возможность обеспечения населения качественной медицинской помощью существенно ограничивается. Состояние здоровья сельского населения во всех возрастных группах значительно хуже городского.
Среди сельских жителей отмечается более высокий уровень заболеваемости туберкулезом, кишечными инфекциями, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими и наркологическими расстройствами, распространенности и тяжести травм и отравлений.
Таблица 1
Общая заболеваемость сельского населения по классам за 2010 – 2011 гг.
Субъекты Федерации |
Общая заболеваемость сельского населения |
|||||||
Зарегистрировано заболеваний - всего |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
|||||||
абсолютные числа |
на 100 000 сел. населения |
абсолютные числа |
на 100 000 сел. населения |
|||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
|
Российская Федерация |
49025667 |
44736676 |
129606.0 |
119475.6 |
1231917 |
1102706 |
3256.7 |
2944.9 |
Центральныйфедеральный округ |
7972462 |
7851095 |
112261.1 |
110308.0 |
171560 |
169203 |
2415.8 |
2377.3 |
Северо-Западныйфедеральный округ |
2586832 |
2804052 |
112701.8 |
125236.4 |
69742 |
70673 |
3038.5 |
3156.4 |
Южныйфедеральный округ |
4890935 |
4931466 |
94073.5 |
94820.9 |
116729 |
113234 |
2245.2 |
2177.2 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
4747811 |
4966074 |
99706.4 |
103578.0 |
168088 |
171038 |
3529.9 |
3567.4 |
Приволжскийфедеральный округ |
13225643 |
12892270 |
149907.2 |
148187.7 |
279263 |
273478 |
3165.3 |
3143.4 |
Уральскийфедеральный округ |
2261842 |
2423621 |
91114.1 |
100096.9 |
81594 |
84333 |
3286.9 |
3483.0 |
Сибирскийфедеральный округ |
11584354 |
7038032 |
208968.9 |
130632.4 |
293981 |
171346 |
5303.1 |
3180.3 |
Дальневосточныйфедеральный округ |
1755788 |
1830066 |
108363.0 |
115570.5 |
50960 |
49401 |
3145.1 |
3119.7 |
Целевые функции региональной политики в области здравоохранения должны реализовываться по следующим направлениям:
– укрепление первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, включая восстановление и развитие сети ФАПов и врачебных амбулаторий с учетом установленных критериев физической доступности доврачебной и врачебной помощи;
– массовое распространение института врача общей практики в сельской местности;
– формирование квалифицированного кадрового потенциала здравоохранения, в т. ч. создание экономических условий для привлечения молодых специалистов;
– повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров;
– внедрение телекоммуникационных технологий в практику работы первичного звена здравоохранения сельской местности и удаленных районов;
– внедрение стандартов оказания медицинской помощи;
– проведение диспансеризации населения и других профилактических мероприятий;
– создание страховых организаций, заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов здравоохранения (развитие рынка страховых услуг);
– проведение мероприятий по контролю за полнотой и качеством оказания медицинской помощи.
Необходима социальная поддержка молодых специалистов, принявших решение работать в учреждениях первичного звена здравоохранения в сельской местности. Требуется разработать региональные программы социальной поддержки молодых специалистов, предоставлять кредиты на приобретение жилья, строительство частных домов, выделять дополнительные средства на увеличение заработной платы, предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг
Решение проблемы доступности и качества медицинской помощи сельскому населению требуют, в первую очередь, совершенствования действующего законодательства и развития материальной базы сельского здравоохранения. Процесс модернизации здравоохранения сельской местности, с одной стороны должен предусматривать эффективность административного управления, с другой стороны, решать задачи по максимальному использованию ресурсов в условиях всех субъектов в полном объеме.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.