ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЫ

Кожина Е.В. 1
1Алтайский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учтены ли человеческий фактор, уровень жизни и получение образования при определении стратегии инновационного развития Алтайского края?

Согласно п.2 ст. 43 Конституции РФ гражданам «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Данная норма закреплена и в ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273-ФЗ), который вступил частично в действие с 01.01.2013 и в полной мере вступает в силу с 01.09.2013.

Есть ли связь между данной официально закрепленной нормой и уровнем образования населения России?

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года актуализируют необходимость получения гражданами основного общего образования. Анализ итогов Всероссийской переписи по параметру «Уровень образования» показывает, что в Алтайском крае, согласно данным Росстата1, даже начального общего образования не имеют 20 599 человек в возрасте старше 15 лет, из них неграмотны 10 849 человек.

Согласно п. 3 ст. 19 ФЗ N 3266-1 от 10.07.1992 РФ «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным. В ФЗ N 273-ФЗ фиксируется общедоступность образования по ступеням обучения и его обязательность (основное общее образование).

Казалось бы, замечательно: полное (среднее) образование или основное общее образование – обязательный образовательный ценз, но в тоже время, значительная часть населения, находящегося в возрастной категории старше 18 лет, не имеет основного общего образования. Обучение данной категории населения в условиях массовой школы невозможно. Где же им учиться?

В ФЗ N 273-ФЗ (ст. 17) от 29.12.2012 г. указано, что «В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме». В качестве альтернативных форм получения образования указаны сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 15) и реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ст. 16). Если реально смотреть на данные формы получения образования как альтернативные, считаем важным отметить, что в крае наиболее развито дистанционное образование для детей с ОВЗ.

К сожалению, в новом законе «Об образовании» совсем не уделено внимание обучению взрослых людей, ничего не сказано о возможности получения образования в вечерней либо открытой (сменной) общеобразовательной школе.

Ретроспективный анализ педагогической литературы показывает, что открытые (сменные) школы оставались актуальными на разных этапах становления советского государства. Исторически сложилось так, что вечерняя (сменная) школа выполняет в системе непрерывного образования взрослых, прежде всего компенсаторную и адаптирующую функции.

В годы советской власти вечерние школы стали частью единой государственной системы образования. В 20-30-х гг. прошлого века основными видами вечерних были школы для взрослых (обычные и повышенного типа); школы крестьянской молодёжи (ШКМ, 1923-1934 гг.; с 1930 г. школы колхозной молодёжи); вечерние рабочие факультеты (1919-1940 гг.); различные общеобразовательные и политико-просветительские курсы.

С 1937 года очная (вечерняя) форма обучения дополнена заочной. Современный тип российской общеобразовательной вечерней школы формировался в 40-х гг.

Жизнь доказала, что подобного типа школы необходимы для разных категорий взрослых людей, которые по тем или иным причинам отстали от массовой школы и вынуждены были без отрыва от производства осваивать основы школьных премудростей, чтобы получить аттестат зрелости, без которого нельзя поступить в техникум или вуз. Как тогда учили, учились и работали лучше всего рассказывают любимые всеми фильмы «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена».

Не вдаваясь в подробный исторический анализ динамики социальных функций, можно заключить, что в вечерних школах обучался достаточно разнородный контингент по возрасту, уровню образования и отношению к его продолжению. Но при этом одной из главных учебно-воспитательных задач оставалось стимулирование граждан к получению общего образования. Оно включало в себя осуществление принципа добровольности поступления в школу в сочетании с мерами поддержки обучающихся и развитием потребности получения образования.

Социальная поддержка (в виде целого ряда льгот), гуманистическая устремленность учительства и его высокий профессионализм, создание достаточно гибких организационных форм обучения приносили свои плоды. Сотни тысяч молодых людей и взрослых граждан, не закончивших по тем или иным причинам массовую общеобразовательную школу, смогли получить среднее образование без отрыва от производства и продолжить образование в высшей школе или более продуктивно включиться в производственную деятельность.

Вне зависимости от того, куда склонялись господствующие тенденции в системе образования – к эгалитаризму или элитаризму – вечерняя школа всегда имела дело с наиболее трудным контингентом. Под свою крышу она собирала тех, кто не смог по тем или иным причинам получить образование в массовой школе.

К 2000 году в Российской Федерации насчитывалось около 2 тыс. самостоятельных вечерних школ, в которых общее образование получали около 0,5 млн. учащихся. В вечерних школах было занято около 70 тыс. педагогов. Вечерняя школа обеспечивала реальный доступ к образованию представителей различных социальных групп. В психологическом плане вечерняя школа содействовала развитию у учащихся ощущения значимости собственного Я, обретению ими самоуважения, способности «сбросить груз своей биографии» (А.Н. Леонтьев), преодолеть отрицательный учебный опыт.

Вместе с тем следует признать, что в полной мере эти функции вечерняя школа не выполнила, да и не могла выполнить. Во-первых, сохранялось экономическое, социальное и образовательное неравенство, транслировавшееся через семью. Оно приводило к тому, что даже в системе открытого, обязательного и бесплатного среднего образования в вечернюю школу попадала наиболее трудная часть молодежи, воспроизводившая в своем отношении к образованию ценности своей семьи. Во-вторых, политика стимулирования образования наталкивалась на трудности в установлении связи между уровнем образования и квалификационным разрядом. Такие попытки приходили в противоречие с социально-экономическими возможностями предприятий. Поэтому включение показателей повышения общеобразовательного уровня трудящихся в планы социально-культурного развития предприятий и хозяйств носило достаточно формальный характер. В-третьих, в оценке школы, ее возможностей преобладали критерии, по существу общие с массовой общеобразовательной школой. В-четвертых, этот тип школы всегда был «пасынком» управленческих структур в сфере образования, что сказывалось на материально-техническом оснащении учебного процесса и т.д. Все это привело к сокращению численности вечерних школ и количества учащихся в них. Так, с 2001 г. по 2012 г. в Алтайском крае число вечерних школ уменьшилось с 17 до 9, а численность обучающихся – с 5,8 тыс. чел до 4,3 тыс. чел.

Что в настоящее время представляет собой вечернее образование?

Вечерние школы стали ОТКРЫТЫМИ ДЛЯ ВСЕХ, кто по разным причинам не доучился в условиях массовой школы.

Контингент развивающейся современной вечерней школы представлен молодежью:

- работающей и стремящейся получить образование для повышения своей квалификации по уже выбранной специальности;

- получающей специальность на различных курсах в центре занятости населения и желающей получить тот образовательный минимум, который позволит им нормально работать по будущей профессии; молодых женщин, имеющих детей;

- не получившей образование, в силу различных обстоятельств, в свое время и в данный момент работающей;

- вернувшейся из мест заключения и ставшей на путь реабилитации;

-мигрантами, которые не смогли в условиях билингвизма освоить образовательную программу.

Особенности и разновозрастность учащихся, несхожесть их характеров и судеб заставляет педагогов искать самые эффективные и приемлемые для каждого учащегося пути обучения и воспитания.

Согласно «Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»2 правовой статус вечерней школы изменился. Она стала открытым учебным заведением, предоставляющим гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное и среднее (полное) общее образование. В соответствии со своими уставными целями и задачами она может оказывать образовательные услуги совместно с предприятиями и учреждениями, проводить профессиональную подготовку. Тем самым школа создает возможности, позволяющие молодому человеку, не нашедшему себя в массовой школе, избрать иной образовательный «маршрут», открывающий новые горизонты.

Для примера приведём единственное в городе Барнауле муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №6». В его Уставе определены следующие формы получения образования: очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, обучение по индивидуальным программам. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Что это дает учащемуся? Прежде всего, вариативность получения образования с учетом его индивидуальных возможностей и реализацию индивидуального образовательного маршрута.

Отметим, что на 01.01.2013 в крае отсутствуют нормативы финансирования как сетевой формы реализации образовательных программ, так и электронного и дистанционного образования. Подтверждение этому мы находим в законе Алтайского края от 29.11.2011 № 156 «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Анализ нормативно-правовых актов Алтайского края показывает положительную динамику нормативов расходов на одного учащегося в год по оплате труда работников массовых общеобразовательных учреждений для получения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях с применением районных коэффициентов, коэффициентов удорожания образовательной услуги (таб. 1).

Таблица 1. Нормативы расходов на одного учащегося городской школы

Условия

Норматив (в руб.) по годам

2009

2010

2011

2012

среднее (полное) общее образование

12737

13629

14556

14617

вечернее среднее (полное) общее образование

6208

6643

7095

6932

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что вечернее общее образование, как форма получения образования, на протяжении последних лет финансируется неравномерно (уменьшение финансирования по отношению к 2011 году на 9,77 %).

наименование мероприятия

сумма финансирования на 2010 год

сумма финансирования на 2011 год

сумма финансирования на 2012 год

"Работы, услуги по содержанию имущества"

517800,00

489100,00

100470,00

"Увеличение стоимости основных средств"

446400,00

682600,00

530000,00

Но далеко не всегда этот тип учебного заведения способен создать благоприятные условия для обучения социально незащищенных: серьезной помехой оказывается их малочисленность и недостаточная материально-техническая оснащенность. Так с 2009 года по 2012 год увеличивается финансирование на заработную плату и коммунальные услуги, но снижаются поступления на материально-технические нужды, работы и услуги по содержанию имущества (табл.2).

Таблица 2. Объем муниципальных услуг в МБОУ «О(с) ОШ№6»

Вечерние школы нуждаются в грамотных психологах, способных оказать поддержку молодым людям; по существу отсутствует специально организованное повышение квалификации педагогов; не учитываются особенности контингента при определении результативности работы школ, и т.д.

Важно оказывать содействие работникам вечерних (сменных) школ в преодолении этих противоречий. Нужен обмен опытом, организация специальных совещаний, конференций, «круглых столов». Следует привлечь руководителей органов образования к размышлению над проблемами, связанными с жизнью учебного заведения данного типа. В той или иной степени эти проблемы решаются педагогами на основе собственного опыта. Так, в Алтайском крае уже стало традицией проведение совещаний-семинаров для руководителей вечерних школ. 10, 11 мая 2012 года руководители вечерних школ Алтайского края приняли участие в Межрегиональном семинаре, проводимом Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.

Анализ деятельности вечерних школ в последние годы позволяет сформулировать несколько выводов, которые дают, пусть и неполный, но ответ на вопрос: какой должна быть их основная миссия в современных условиях? Итак:

1. Изучение контингента учащихся-«вечерников» показывает, что учебные неудачи их подавляющего большинства в массовой школе во многом предопределены неблагоприятной семейной ситуацией (низкий уровень материальной обеспеченности, неполная семья, нарушение норм взаимоотношений между родителями и детьми и т.д.). В сочетании с конфликтно сложившейся школьной жизнью эти факторы приводят к отторжению определенной части подростков от массовой школы. Происходит «разделение» контингента между массовой общеобразовательной и вечерней (сменной) школой. Такое «разделение» отражает стратификацию образования по образовательным возможностям семей, за которым стоит стратификация российского общества по уровню благосостояния.

В этой связи вечерние (сменные) школы выполняют важную функцию социальной реабилитации и социальной зашиты молодежи, «не вписывающейся» в массовую общеобразовательную школу. Тем самым, вечерняя школа, ставшая открытой для всех, расширяет образовательные возможности различных категорий молодых людей, причисленных к группам риска. Она представляет сейчас самый демократический тип образовательного учреждения.

2. Высокая социальная значимость вечерних (сменных) школ приходит в противоречие с отношением к ним со стороны органов образования и общественности. Достаточно часто образование, полученное в этих школах, оценивается как образование «второго сорта». Низкий уровень оснащенности учебно-воспитательного процесса, обучение подчас в неприспособленных помещениях, отсутствие возможностей для проведения спортивно-оздоровительной работы и т.д. обедняют образовательный потенциал этого типа школ. Между тем опыт показывает, что там, где общественная поддержка и внимание к этим школам на высоте, дело обстоит иначе. Школы эти становятся эффективными Центрами социализации молодых людей:

- преодолевающими чувство ущербности, отчужденности,

- формирующими уверенность в себе и самоуважение,

- снимающими повышенную тревожность и агрессию,

- развивающими сферу познавательных интересов.

3. Складывающаяся в последнее время социально-образовательная ситуация дает надежду на то, что вечерние (сменные) школы в перспективе останутся важным звеном общеобразовательной системы, придающим ей стабильность и гибкость.

Соблюдение отмеченных условий позволит вечерней школе занять достойное место в системе общего среднего образования и справиться с той ответственной миссией, которая ей предназначена.

О вечерних школах нужно по-настоящему заботиться, уважать и ценить нелегкий труд их учителей. Если подходить к этим школам непредвзято, не преувеличивая, но и не принижая их значения, то нельзя не сказать главного: они ВАЖНЫ и НЕОБХОДИМЫ. И не только в наше непростое время. А всегда. Потому что по-разному складываются судьбы людей, и кто-то обязательно будет нуждаться в особой школе, подобной вечерней, но уже более совершенной и по-современному модернизированной.

Библиографический список

  1. Официальный сайт администрации Алтайского края [Электронный ресурс]. – URL: www.altairegion22.ru.

  2. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. – URL: http://ak.gks.ru/default.aspx.

  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/

  4. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

  5. «Типовое положение о вечернем (сменном) образовательном учреждении» (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 г. № 1058, от 20 июля 2007 г. № 459) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=79599

1 Сайт Федеральной службы государственной статистики в разделе, посвященном итогам Всероссийской переписи населения 2010 года (том 3. Образование).

2 Положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.07.2007 г. № 459)

 

10

 

Просмотров работы: 1900