ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Антонова Т.И. 1, Шквирина О.И. 2
1Южный Федеральный Университет
2Южный Федеральный Уиверситет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование проводилось среди учащихся 5 классов города Ростова-на-Дону СОШ №10 и Сусатской СОШ Семикаракорского района, Ростовской области. Были обследованы 22 мальчика и 12 девочек городской школы, 19 мальчиков и 12 девочек сельской школы. Тестирование проводилось на приборе УПФТ - «Психофизиолог». Изучались ситуативная (реактивная) и личностная тревожность по методике Спилберга.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [3].

Стойкое отсутствие эмоционального благополучия приводит к формированию неустойчивой самооценки и проявляется в возникновении ситуативной и личностной тревожности, снижении психосоматического здоровья. Высокий уровень тревожности обычно сопровождается неадекватным поведением личности и снижает результативность деятельности, в том числе и учебной [2].

Одной из причин, вызывающих детскую тревожность, является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями. Функциональное состояние центральной нервной системы в значительной степени определяет поведение организма и его возможности в процессе обучения. Психика детей младшего подросткового возраста еще пластична и открыта воздействию со стороны взрослых, важно, чтобы оно было положительным [4].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что школе сегодня важно не просто дать учащимся знания, умения и навыки, но и сохранить при этом их здоровье. Поэтому необходимо проводить соответствующую диагностику, особенно в критические периоды развития детей. Одним из таких периодов является младший подростковый возраст.

Сравнительная характеристика реактивной тревожности сельских и городских пятиклассников представлена в таблице 1.

Таблица 1

Уровни реактивной тревожности городских и сельских пятиклассников (%)

Обследо-вание

Пол

Высокий

Повышенный

Оптимальный

Низкий

город

мальчики

-

12

33

55

девочки

-

19

45

36

село

мальчики

-

-

67

33

девочки

-

10

70

30

Согласно данным таблицы 1, детей с высоким уровнем реактивной тревожности не выявлено как в городской, так и в сельской школе. Однако следует обратить внимание на тот факт, что среди сельских детей больше пятиклассников с оптимальным уровнем реактивной тревожности (мальчики – 67%, девочки – 70%). Таким образом, сельские школьники менее напряженно адаптируются к новым условиям обучения в пятом классе. Низкий уровень реактивной тревожности преобладает у мальчиков города (55%). Низкая тревожность указывает на слабую мотивацию к разным видам деятельности и снижении чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Повышенный уровень реактивной тревожности, отражающий напряжение функционального состояния, выявлен в большей мере среди городских пятиклассников (12%-мальчики, 19% -девочки).

Повышенный уровень реактивной тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Тревожность оказывает позитивное влияние на деятельность и развитие личности, однако оно ограничено ее выраженной приспособительной, адаптивной природой [5]. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях, люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других, они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [1].

В таблице 2 представлены данные исследования уровня личностной тревожности у пятиклассников.

Таблица 2

Уровни личностной тревожности городских и сельских пятиклассников (%)

Обследо-вание

Пол

Высокий

Повышенный

Оптимальный

Низкий

город

мальчики

22

-

78

-

девочки

64

-

36

-

село

мальчики

67

-

33

-

девочки

80

-

20

-

Анализ полученных результатов по уровню личностной тревожности свидетельствует о том, что пятиклассники города и селаразделились на две функциональные группы: первая группа – дети с высоким уровнем личностной тревожности, вторая – с оптимальным уровнем. Оптимальный уровень личностной тревожности выявлен у большинства (78%) мальчиков городской школы. У девочек городской школы преобладает высокий уровень личностной тревожности (67%). Высокий уровень личностной тревожности преобладает среди сельских пятиклассников (67%-мальчики, 80%-девочки). Высокая личностная тревожность в течении длительного периода времени может привести к эмоциональным и невротическим срывам, психосоматическим заболеваниям [5].

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. А эмоциональное благополучие ученика является обязательным условием развития его личности [6].

Согласно показателям уровня реактивной тревожности более успешно адаптационные процессы к новым условиям обучения протекают у пятиклассников сельской школы. Но учащиеся сельской школы имеют более высокий уровень личностной тревожности.

Результаты исследования расширяют представления об особенностях уровня тревожности у современных младших подростков находящихся в разных социумах и могут быть использованы для прогнозирования возможных отклонений в состоянии их нервно-психического здоровья и правильной организации учебно-воспитательного процесса.

Литература

  1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Per Se.,2008. - С.56-70.

  2. Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. 1998. Т. 5. №2.

  3. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: Дис.канд.психол.наук. - Томск,1996. - 120с.

  4. Прихожан А.М. Психология тревожности. - М.: "Питер", 2007. - С.23-30.

  5. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. - №7. - С. 21-24.

  6. Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. - №5. - С.19-35.

Просмотров работы: 3365