На сегодняшний день сайты является важной средой изучения общественного мнения, они часто учитываются в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции. В тоже время тематические сайты все больше рассматриваются в качестве образовательных ресурсов, как для педагогических сообществ, так и для учащихся. Но проблема состоит в том, что не все сайты можно рекомендовать для использования в учебной деятельности. Возможности электронных ресурсов интернета колоссальны по своим масштабам, но в тоже время многие из них не соответствуют элементарным методическим требованиям.
Рассмотрим указанную проблему на примере оценки эколого-образовательных сайтов, под которыми мы понимаем сетевые информационные учебно-методические ресурсы, обладающие потенциалом в освоении пользователями содержания экологического образования.
Информационные ресурсы характеризуются рядом специфических особенностей: нерасходуемость, неисчерпаемость, рост объема потоков и изменчивость состава информационных ресурсов (Справочник…, 2005).
В связи с тем, что сетевой учебно-методический информационный ресурс более сложен, чем просто электронный учебник, то при оценке качества обучения надо оценить его с как позиции дидактики, так с других: эргономики, дизайна веб-страниц и т.д. В таком случае процесс оценки качества распадается, видимо, на априорную оценку или, другими словами, на некоторую предварительную экспертизу (например, на аппаратурно-программную эксплуатационную пригодность), и на оценку апостериорную, которую можно получить, изучая педагогический эффект (новообразования), получающийся после обучения студентов с применением Интернет-технологий.
Экспертиза – это один из основных методов исследования в общей квалиметрии, широко используемый при проведении экспертной оценки в одном из ее направлений – педагогической квалиметрии, которая занимается количественной оценкой качества педагогических процессов (Черепанов, 1989).
В настоящее время существует много различных методик оценки информационных ресурсов сети Интернет. На основе анализа большого количества обучающих программ Российским научно-исследовательским институтом информационных систем (РосНИИИС) были сформулированы критерии оценки их качества. Например экономическая обоснованность, возможность выбора преподавателем или обучаемыми различных уровней, возможность выхода в смежные области знаний (Каплунова и др., 1997).
Полагаем, что указанные критерии могут служить основой для экспертизы обучающих программ, а также могут быть приняты в качестве общих требований к программным продуктам учебно-методического назначения. Одним из недостатков разработки (РосНИИИС), по-нашему мнению, является отсутствие оценивающей шкалы.
Также в интернете можно найти и другие критерии, разработанные специалистами в области оценивания сайтов. Например, продукт многолетней работы конкурсов Роботландского университета в жанре «классического HTML». Роботландский университет (RU) – это сетевая школа, в которой обучаются учителя и школьники индивидуально или совместно. Руководитель RU – Дуванов Александр Александрович (kurs@robotland.pereslavl.ru). При несомненной ценности данного продукта, одним из недостатков, по нашему мнению, является то, что он предназначен только для людей знающих специфику веб-дизайна.
В связи с этим, возникла необходимость разработки методики оценки эколого-образовательных сайтов для последующего их использования в учебном процессе, понятной для пользователей и включающей оценивающую шкалу. Безусловно, оценка каждого сайта не может быть однозначной, поскольку каждый пользователь воспринимает его по-своему. Кроме того, важно учитывать предназначение сайта и его целевую аудиторию и определить основные критерии, по которым можно объективно оценить качество сайта.
В Таблице 1 представлены разработанные нами критерии для оценивания эколого-образовательных сайтов.
Таблица 1.
Перечень критериев для оценки сайтов
1.Контент (содержание) |
Баллы |
Ясность предназначение сайта |
0,4 |
Присутствие информации на всех страницах (во всех разделах) сайта |
0,4 |
Ориентация сайта на целевую аудиторию |
0,4 |
Соответствие содержания сайта (текстовое, графическое) его тематике |
0,4 |
Наличие грамматических и синтаксических ошибок |
0,4 |
2. Эргономичность использования |
|
Простота и понятность навигации, присутствие на страницах сайта объяснения или подсказки для пользователя (пункты меню навигации, поля форм) |
1 |
Присутствие ссылки обратной связи и ее доступность |
1 |
3. Техническая реализация |
|
Оправдание загрузки страницы по времени. (0,5 балла) |
0,5 |
Реализация технически заявленного формата сайта |
0,5 |
Доступность информации об авторских правах и обратная связь |
0,5 |
Наличие системы поиска и отбора (фильтрации) |
0, 5 |
4. Оптимизация |
|
Отражение в заголовках страниц их содержимого |
1 |
Снабжение картинок альтернативным текстовым описанием |
1 |
5. Внешний вид (дизайн) |
|
Выдержанность цвета, шрифты, графика в едином стиле |
0,5 |
Сбалансирование цвета дизайна страниц |
0,5 |
Сбалансирование макета страницы (наличие сетки) |
0,5 |
Перегруженность страниц информацией (особенно касается главных станиц) |
0,5 |
Сайты предлагается оценивать по шкале 0-10 баллов. Итоговая оценка будет являться суммой по всем пяти критериям.
Для проведения экспертизы по разработанным нами критериям использовалась случайная выборка из трех эколого-образовательных сайтов:
– сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко. Режим доступа: http://www.kozlenkoa.narod.ru;
– сайт «Центр экологического образования». Режим доступа: http://moseco.narod.ru;
– сайт «Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам». Режим доступа: http://zelenyshluz.narod.ru.
В состав экспертной группы из 12 человек вошли студенты и преподаватели.
На Рисунке 1 представлены сравнительные данные оценки эколого-образовательных сайтов по проведенной экспертизе
Рис. 1. Результаты оценки экспертами эколого-образовательных сайтов
Анализ структуры выбранных сайтов показал, что они соответствуют международным требованиям по веб-дизайну. Полученные результаты оценки эколого-образовательных сайтов из случайной выборки соответствовали результатам, полученным по критериям Дуванова А. А.
Таким образом, разработанные критерии можно использовать для оценки эколого-образовательных сайтов, а полученные результаты экспертизы трех эколого-образовательных сайтов позволяют рекомендовать их для использования в учебном процессе, так как их высокая объективная оценка соответствует методическим нормам в области электронных информационных ресурсов.
Литература и источники:
Каплунова, Н.В. Концепция развития информационных ресурсов [Текст] / Н.В.Каплунова, В.В.Шарыхин, С.В.Хмельницкий / под ред. С.В.Хмельницкого. – СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 1997 – 48 с.
Справочник информационного работника [Текст] / под ред. Р.С. Гиляревского, В. А. Минкиной. – СПб.: Профессия, 2005. – 552 с.
Черепанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях [Текст]. – М.: Педагогика, 1989. – 115 с.