ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ПОДХОД К БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «РИКА-МОТОРЗ») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ПОДХОД К БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «РИКА-МОТОРЗ»)

Грязнова Е.В. 1
1Московский технический университет связи и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье кратко изложены результаты курсовой работы по дисциплине «Проектирование информационных систем» (МТУСИ, ФИ, 4 курс, научн.рук. проф.Воронова Л.И.) полученные на этапе предпроектного обследования предметной области при проектировании АСУ для предприятия «Автосервис «Рика-Моторз»,

Автоматизированная система управления, или АСУ, - это комплекс программно-аппаратных средств, предназначенных для управления различными процессами в рамках некоторого технологического процесса, производства или предприятия. В современном мире АСУ являются неотъемлемой частью различных отраслей промышленности, так как успешное ведение бизнеса затруднительно без средств автоматизации. Кроме того, отсутствие АСУ на предприятии снижает уровень доверия потребителей и затрудняет управление предприятием и ведение предпринимательской деятельности. АСУ применяются для автоматизации широкого спектра сфер деятельности.

Целью курсовой работы является разработка бизнес-модели автосервиса «Рика-Моторз» и разработка модели его бизнес-процессов с помощью профессиональной системы бизнес-моделирования ОРГ-МАСТЕР и CASE-средств. Эти модели соответствуют этапам разработки ИС, то есть ее жизненному циклу. Сначала строится модель “AS-IS” («как есть»), затем, с учетом вводимой автоматизации, она преобразуется в модель “TO-BE” («как должно быть»).

В 1993 г. в московском центре отечественного автопрома НАМИ была создана фирма «Автоспорттехника». Позже выделилось отдельное направление, вылившееся в создание фирмы «Рика-Моторз». На данный момент компания является относительно небольшой по сравнению с предприятиями, занимающими лидирующее место на рынке автомобильного сервиса («Автомир», «Колесо»), Автосервис «Рика-Моторз» предоставляет широкий спектр услуг по диагностике и ремонту как отечественных автомобилей, так и иномарок. Также компания имеет ряд сертификатов международных дилеров, подтверждающих высокое качество обслуживания автомобилей и уровень сервиса [1].

На этапе предпроектного обследования предприятия в первую очередь необходимо изучить организационно-ролевую структуру, отражающую иерархию компании. Организационно-ролевая структура предприятия представлена на рис. 1.

Компания «Рика-Моторз» предоставляет два основных типа услуг: диагностика неисправностей и ремонт автомобилей. В первом случае клиент получает практические рекомендации по текущему обслуживанию автомобиля и устранению мелких неисправностей. В случае ремонта организация заключает с клиентом договор об оказании услуг, выдает доверенность на автомобиль (документ, удостоверяющий, что автомобиль клиента находится на ремонте и компания обязуется по завершении ремонта вернуть автомобиль клиенту; кроме того, в доверенность включается описание неисправностей автомобиля, не подлежащих ремонту: это делается во избежание необоснованных претензий клиента к организации). После заключения договора мастер-приемщик переводит автомобиль в соответствующий цех (цех кузовного ремонта, слесарный цех), где ремонтом занимаются мастера, имеющие заданный уровень профессиональной подготовки. Кроме того, в организации есть финансовый отдел, состоящий из главного бухгалтера и его заместителя, и коммерческий отдел, состоящий из мастера-приемщика, консультанта и начальника коммерческого отдела.

Рис.1 Организационно-ролевая структура компании «Рика-Моторз»

Моделирование деятельности компании было произведено с помощью системы бизнес-моделирования ОРГ-МАСТЕР. ОРГ-МАСТЕР относится к средствам моделирования корпоративной архитектуры (Enterprise Architecture Modeling Tool), т.е. моделирования организационного устройства компании на всех уровнях, выпуска организационных регламентов, настройки информационных систем [2].

Существует несколько подходов к бизнес-моделированию, но наибольшее распространение получил инжиниринговый подход. Организационный анализ компании при таком подходе проводится по определенной схеме с помощью полной бизнес-модели компании. В таком случае компания рассматривается как социально-экономическая система, состоящая из внешних (рынок, государственные структуры) и внутренних подсистем (службы, отделы). Построение бизнес-модели компании начинается с описания модели взаимодействия с внешней средой, то есть с определения миссии компании.

Миссия компании представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Кроме этого, миссия - это компромисс между потребностями рынка с одной стороны и возможностями и желанием компании удовлетворить эти интересы с другой.

Результаты определения миссии предприятия заносятся в классификатор «Миссия и цели», представленный на рис. 2.

Рис.2. Классификатор «Миссия и цели»

На основании миссии и целей предприятия можно определить его функции, которые описываются в классификаторе «Функции» (рис.3).

Рис.3. Классификатор «Функции»

Исходя из функций, выполняемых предприятием, можно сформировать организационно-ролевую структуру, создав одноименный классификатор (рис.4).

Рис.4. Классификатор «Организационно-ролевая структура»

После определения функций компании и ее организационно-ролевой структуры требуется создать матрицу функциональной ответственности. В разработанной модели эта матрица представлена матричной проекцией «Организационно-ролевая структура_Функции». Далее был создан классификатор «Ресурсы», включающий основные типы ресурсов, необходимых для продуктивной работы предприятия, и проекцию «Функции_Ресурсы», отражающую взаимосвязь ресурсов и основных функций компании. Определение процессов компании и их связь с владельцами отражены в классификаторе «Процессы» и матричной проекции «Владельцы процессов» соответственно. Аналогично создаются классификаторы и соответствующие им проекции: «Виды подчиненности», «Документы и сообщения», «Проекты и планы», «Сотрудники», «Требования», «Хранилища ресурсов». Перечень классификаторов модели, матричных проекций и отчетов приведен на рисунке 5. После создания всех необходимых объектов модели можно построить полную диаграмму бизнес-модели автосервиса «Рика-Моторз» (рис. 6).

Рис.5. Список объектов модели

Рис.6. Полная диаграмма бизнес-модели

С помощью ОРГ-МАСТЕР была реализована AS-IS-модель компании, в которой по шагам были созданы основные классификаторы и проекции. В результате была получена диаграмма структуры «Рика-Моторз». Разработанная модель включает:

  • 12 классификаторов;

  • 11 матричных проекций;

  • 4 отчета;

  • 1 набор проекций.

Согласно ГОСТ 34.601-90, этап «Формирование требований пользователя к АС» включает подготовку исходных данных для формирования требований к АС (характеристика объекта автоматизации, описание требований к системе, ограничения допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию, эффект, ожидаемый от системы, условия создания и функционирования системы) и собственно формулировку и оформление требований пользователя к АС [3].

В процессе разработки ИС были учтены требования таких нормативных документов, как «Временные нормы выполнения работ», «Стоимостные нормы выполнения работ». Они являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, осуществляющими ремонт и диагностику транспортных средств.

Приведем основные требования к разрабатываемой ИС.

Требования со стороны владельца/генерального директора, возможности:

  • добавить сотрудника;

  • внести изменения в личные данные сотрудника;

  • вывести любую информацию, связанную с сотрудником;

  • вывести любую информацию о ходе ремонта;

  • выводить любую информацию о клиентах и автомобилях.

Требования со стороны сотрудников:

  • удобство обслуживания клиента и работы с ИС;

  • возможность добавить информацию о ходе ремонта;

  • возможность добавить информацию о клиентах и автомобилях;

  • возможность изменять информацию о стоимости работ и ходе ремонта.

Существует перечень документов, с которыми работает предприятие. Документы подразделяются на входные и выходные.

Входные документы:

  • Временные нормы выполнения работ;

  • Стоимостные нормы выполнения работ;

  • Санитарный паспорт предприятия;

  • Пожарный паспорт предприятия;

  • Договор утилизации горюче-смазочных материалов;

  • Свидетельство о сертификации предприятия;

  • Инструкции по технике безопасности.

Выходные документы:

  • Перечень предоставленных услуг;

  • Отчет о сделках за месяц;

  • Отчет о гарантийном обслуживании;

  • Отчет о состоянии оборудования;

  • Отчет об эксплуатационных расходах;

  • Отчет о прибыли.

Требования к создаваемой информационной системе отражены в техническом задании.

Список источников и литературы:

1. Статья «О компании», официальный сайт компании «Рика-Моторз»

http://www.rika-motors.ru/about

2. Статья «ОРГ-МАСТЕР. Краткое описание»

http://bigc.ru/instruments/bigmasterpro/bm/om/

3. ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология Комплекс стандартовна автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания»

http://www.docload.ru/Basesdoc/6/6582/index.htm

Просмотров работы: 2139