ОСОБЕННОСТИ КИНЕТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ КИНЕТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Кошелева Е.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждую минуту в мире слепнет один ребенок. «Нарушение зрения у детей» — все более обыденное словосочетание в нашей жизни. Статистика — вещь неумолимая, а в случае с детьми и вовсе циничная. Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок.

В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч. В общей сложности, по данным Российского научного общества офтальмологов, в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей -100%-х инвалидов по зрению - примерно 34 тысячи (данные на 2009 год). Основные причины заболеваний органа зрения - воспалительные заболевания (около 4 млн случаев); травмы (около 2 миллионов); близорукость (более 1,5 миллиона); глаукома (более 770 тысяч).

Более миллиона российских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения - близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией и косоглазием. Согласно результатам ежегодных медицинских осмотров снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей дошкольного возраста и более чем у 20% школьников. Распространенность зрительных нарушений по данным на 2004 год составляла 16,0 на 10 тыс. детского населения, слепоты -1,6, слабовидения - 3,0.

Нарушение зрения всегда является тревожным сигналом для любого человека, а в особенности для ребенка.

Первые годы жизни ребенка - пора интенсивного развития зрения. Острота зрения у детей первые дни, недели и даже месяцы жизни очень низкая. Становление зрения ребенка достигает своего возможного максимума к 5 годам. Вместе с тем основные проблемы со зрением у детей формируются уже с 7-летнего возраста. После 12 лет нарушения зрения, как правило, не поддаются терапии.

Плохое зрение сказывается на восприятии и осмыслении детьми окружающего мира. Двигательная активность у таких детей ограничена. В результате большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы, у детей развиваются серьезные психологические комплексы.

Объектом данной работы являются координационные способности детей имеющих нарушение зрения.

Предмет исследования способность детей, имеющих нарушение зрения точно воспроизводить двигательные действия.

Цель курсовой работы – выявить особенности кинетической способности детей с нарушением зрения воспроизводить двигательные действия.

Задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

  2. Определить особенности координационных способностей детей с нарушением зрения.

  3. Определить уровень развития способности к воспроизведению заданной амплитуды движения у детей с нарушением зрения.

Для решения поставленных задач, в исследовании нервной системы детей с нарушением зрения, занимающихся голболом нами были использованы следующие методы исследований:

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

  2. Тестирование при помощи кинематометра М.И. Жуковского.

  3. Методы математической обработки и анализа полученных данных.

Изучение и обобщение специальной литературы по теме курсовой работы проводилось по отчетам, монографиям, авторефератам, журнальным статьям, а также учебникам и учебным пособиям.

Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся изучения особенностей кинетической способности детей с нарушением зрения.

Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть основные теоретические подходы к пониманию проблемы.

Значительное место, при проведении практического исследования свойств нервной системы детей с нарушением зрения, занимающихся голболом,в системе использованных нами методов занимал метод тестирования.

Кинематометр Жуковского. Схема тестирования: испытуемый выполняет три раза движение рукой до ограничителя, поставленного экспериментатором на угол 45ᵒ, запоминает эталон и возвращает руку в исходное положение. После этого как экспериментатор убирает ограничитель, испытуемый три раза воспроизводит заданную амплитуду движений без зрительного контроля. Точность воспроизведения оценивается по величине отклонения от заданного эталона. Рассчитывается средняя величина отклонения из трех попыток, без учета знака ошибки.

Метод математически обработки данных служил для выведения соотношения, чтобы сравнить показатели тестирования со средними показателями данных.

Исследование проводилось 13 октября во время межрегионального турнира по голболу на призы спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин».

В качестве испытуемых выступили слепые и слабовидящие спортсмены, занимающиеся голболом, из следующих городов: Москва, Королев, Сергиев-Посад, Иваново, Кинешма, Шуя. Всего 28 человек (10 девушек и 18 юношей). Спортсменам предлагалось пройти несколько тестов на определение ориентировки в пространстве, в том числе и тест по определению точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук измеряемого при помощи кинематометра М.И. Жуковского. Тестирование проводилось индивидуально с каждым спортсменом в течение не более 2 минут.

Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь – октябрь 2012 г.) изучались литературные источники, разбирались диагностические методики, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования. Так же для проведения тестирования был сделан кинематометр. Он представлял собой лист-площадку со шкалой от 0 до 90 угловых градусов и ограничитель для отметки 45ͦ.

На втором этапе (октябрь – ноябрь 2012 г.) определялись свойства нервной системы детей с нарушением зрения занимающихся голболом, и не занимающихся спортом с помощью теста по определению точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук измеряемого при помощи кинематометра М.И. Жуковского.

Третий этап (ноябрь 2012 г.) был посвящен аналитическому обобщению полученных данных.

На четвертом этапе (декабрь 2012 г. – январь 2013 г.) были обработаны полученные данные, и оформлялась курсовая работа.

Результаты исследования. С сентября по декабрь 2012 года нами проводилось исследование свойств нервной системы детей с нарушением зрения, занимающихся голболом. Этих детей мы условно разделили на 3 категории:

  • В1 – тотально слепые дети;

  • В2 и В3 – слабовидящие дети.

С детьми этих категорий проводился тест по определению точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук измеряемого при помощи кинематометра М.И. Жуковского. Результаты тестирования представлены в таблицах.

Таблица 1

Средние значения результатов теста среди юношей и девушек с нарушением зрения всех категорий занимающихся голболом.

 

Среднее значение

Табличное значение

Мальчики

0,84

2-5

Девочки

1,63

2-6

Из данных представленных в таблице №1 следует, что слепые и слабовидящие юноши справились с тестом лучше, чем девушки данной категории. Мальчики показали высокий уровень дифференцированной способности, что выше среднего на 1,26 градуса, и равно 5 баллам, а результат девочек выше среднего, что лучше среднего на 0,37 градуса, и равно 4 баллам.

Результаты наглядно представлены в диаграмме.

Рис.1 Диаграмма результатов тестирования по определению точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук.

Таблица 2

Средние значения результатов теста среди тотально слепых юношей и девушек занимающихся голболом.

 

Среднее значение

Табличное значение

Пр. рука

Лев. рука

Мальчики В1

1,67

1,22

2-5

Девочки В1

1,25

2,58

2-6

По результатам таблицы №2, в которой сравниваются показатели тотально слепых видно, что результат и мальчиков и девочек, проводимых правой рукой, равен оценке выше среднего, что равно 4 баллам, с разницей в градусах от среднего результата у мальчиков 0,33ᵒ, а у девочек 0,75ͦ. Из этого следует что девочки показали результат лучше чем у мальчиков.

А по результатам теста, проведенного левой рукой, мальчики показали лучший результат, чем девочки. Мальчики показали оценку выше среднего, что равно 4 баллам, это на 0,78ᵒ выше среднего результата, а девочки показали средний результат, что равно 3 баллам.

Результаты наглядно представлены в диаграмме.

Рис.2 Диаграмма результатов тестирования среди тотально слепых юношей и девушек занимающихся голболом.

Таблица3

Средние значения результатов теста среди слабовидящих юношей и девушек занимающихся голболом.

 

Среднее значение

Табличное значение

Пр. рука

Лев. рука

Мальчики В2, В3

5,95

0,28

2-5

Девочки В2, В3

1,56

1,23

2-6

По результатам таблицы №3, в которой сравниваются показатели слабовидящих, мы видим, что по результату теста проводимого правой рукой мальчики показали результат ниже среднего, что значительно хуже результатов показанных девочками, что равно 2 баллам, с разницей в градусах от среднего результата 0,95ͦ. Девочки показали результат выше среднего, что лучше среднего на 0,44 градуса.

По результатам левой руки мальчики показали высокий уровень, этот результат выше чем у девочек, с разницей от среднего значения 1.72 градуса, что равно 5 баллам, а девочки выше среднего с разницей от среднего 0.73 градуса, что равно 4 баллам.

Результаты наглядно представлены в диаграмме.

Рис.3 Диаграмма результатов тестирования среди слабовидящих юношей и девушек занимающихся голболом.

Таблица 4

Средние значения результатов теста между тотально слепыми и слабовидящими юношами занимающимися голболом.

 

Среднее значение

Табличное значение

Пр. рука

Лев. рука

Мальчики В1

1,67

1,22

2-5

Мальчики В2,В3

5,95

0,28

2-5

По результатам таблицы №4 следует, что тотально слепые мальчики показали результат выше среднего и правой и левой рукой, что равно 4 баллам, с разницей от среднего значения правой рукой 0.33 и левой 0.78.

Слабовидящие правой рукой показали результат ниже среднего, что значительно ниже результатов мальчиков категории В1, и равно 2 баллам, а левой рукой показали высокий уровень воспроизведения заданной амплитуды движения, что лучше результатов мальчиков категории В1, с разницей от среднего 1.72, и равно 5 баллам.

Результаты наглядно представлены в диаграмме.

Рис.4 Диаграмма результатов тестирования между тотально слепыми и слабовидящими юношами занимающимися голболом.

Таблица 5

Средние значения результатов теста между тотально слепыми и слабовидящими девушками занимающимися голболом.

 

Среднее значение

Табличное значение

Пр. рука

Лев.рука

Девочки В1

1,25

2,58

2-6

Девочки В2, В3

1,56

1,23

2-6

По результатам таблицы №5 мы видим результаты теста выше среднего, у обеих категорий девочек проводимого правой рукой, что равно 4 баллам, с разницей от среднего результата девочек категории В1- 0,75 и девочек категории В2 и В3- 0,44 градуса.

По результатам же левой руки слабовидящие девочки показали результат лучше результата тотально слепых девочек, выше среднего, с разницей от среднего результата 0,77 градуса, что равно 4 баллам, а тотально слепые – средний уровень воспроизведения заданной амплитуды движения что равно 3 баллам.

Результаты наглядно представлены в диаграмме.

Рис.5 Диаграмма результатов тестирования между тотально слепыми и слабовидящими девушками занимающимися голболом.

Выводы. 1. В ходе исследования проанализированы литературные источники, которых по данной теме очень мало, где использовались труды видных отечественных и зарубежных специалистов. Из прочитанного мы увидели, что зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет наиболее полную информацию об окружающем мире. Известно, что количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к окончанию школы многие имеют различные нарушения органов зрения. Дети с нарушением зрения, отличаются в своем физическом развитии, задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений, а так же овладении пространственными представлениями и двигательными действиями. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

2. По результатам теста на определение точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук, измеряемого при помощи кинематометра М.И. Жуковского, при сравнении слабовидящих мальчиков и девочек по результату теста проводимого правой рукой мальчики показали результат ниже среднего, что значительно хуже результатов показанных девочками, что равно 2 баллам. Девочки показали результат выше среднего. По результатам левой руки мальчики показали высокий уровень, этот результат выше чем у девочек, что равно 5 баллам, а девочки выше среднего что равно 4 баллам.

При сравнении показателей тотально слепых результат и мальчиков и девочек, проводимых правой рукой, равен оценке выше среднего, что равно 4 баллам, с разницей в градусах от среднего результата у мальчиков 0,33ᵒ, а у девочек 0,75ͦ. Из этого следует что девочки показали результат лучше чем у мальчиков.

А по результатам теста, проведенного левой рукой, мальчики показали лучший результат, чем девочки. Мальчики показали оценку выше среднего, что равно 4 баллам, а девочки показали средний результат, что равно 3 баллам.

Уровень развития способности к воспроизведению заданной амплитуды движения у детей с нарушением зрения при сравнении средних показателей является выше среднего результата, что является следствием их занятий голболом.

3. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается координация и точность движений. Причиной этому являются нарушение зрения, которое затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

Просмотров работы: 2313