ФОРМИРОВАНИЕ МУЖЕСТВЕННОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ЮНОШИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ МУЖЕСТВЕННОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ЮНОШИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На фоне социальных и политических потрясений последнего времени мало кто обращает внимание на менее заметные изменения. Тем не менее, они оказывают глубокое и долговременное влияние на весь строй нашей жизни, поскольку затрагивают унаследованные из прошлого представления о норме и отклонении от нормы, о долге и свободе, о социальных ролях, которые должен играть человек. К явлениям такого рода принадлежит и происходящее на наших глазах изменение мужской роли в обществе.

Для успешного функционирования в обществе мужчине, по определению французского социолога Д. Берто, требуется «двойное подкрепление»: профессиональная занятость и семья. Однако к концу ХХ и началу XXI веков самоутверждение мужчины и в семейной, и в профессиональной сферах делается сложнее.

Все более многочисленные западные исследования описывают изменение мужской роли в обществе через термин «кризис мужественности». Он выражается, прежде всего, в том, что так называемые традиционные нормы мужского поведения, формирующие стереотип мужественности, усваиваемый мальчиками и юношами в ходе социализации, все в меньшей степени обеспечивает успешность или даже простую адаптацию взрослого мужчины в обществе. Выделяют несколько основных норм, на которых строится образ «настоящего мужчины»: избегание в поведении любого намека на «женственность», запрет на эмоциональность, то есть крайняя сдержанность в проявлении чувств (прежде всего таких, как нежность, любовь, доверчивость, ласка); постоянное стремление к достижениям и социальному статусу, уверенность в себе; агрессивность, нетерпимость к гомосексуалам, высокая и «безрассудная» сексуальность.

Мужчина, обладающий таким набором качеств, предстает как властный и жесткий победитель, призванный доминировать в семье и обществе. Предполагается, что он всегда сумеет достигнуть поставленных – пусть даже самых высоких – целей, безусловно, выиграет у конкурента, оказавшегося почему-либо не на высоте предъявляемых настоящему мужчине требований.

Таким образом, мужественность является собирательной, обобщающей характеристикой личности, это главное качество настоящего мужчины.

При формировании мужественности всегда обращают внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка.

В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности его характера.

Мужество – это качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели. Его высшее проявление – героизм.

Мужественность проявляется в стремлении побеждать, брать барьеры, в категоричности, прямоте и упрямстве, настойчивости (в том числе и настаивании на своём). Это проявление разума, рационализма [2].

В повседневной жизни предназначение мужчины заключается в том, чтобы быть мужем своей жены, отцом своих детей, а также стать хозяином, кормильцем, покровителем, защитником и хранителем на земле.

Выделяют следующие черты мужественности: способность защищать, способность принимать решения, способность отвечать за каждое из них.

Достаточно обратиться к толкованию значений исконно русских имен, чтобы ощутить мужественность, в них изначально заложенную: Александр – защитник людей (греч.), Андрей – мужественный (греч.), Арсений – мужественный, мужчина (греч.), Артемий – здоровый (греч.), Афанасий – бессмертный (греч.), Валентин – сильный (лат.), Валерий – бодрый, крепкий (лат.), Василий – царский (греч.), Виктор – победитель (лат.), Всеволод – всем владеющий (слав.), Геннадий – благородный (лат.), Григорий – бодрствующий (греч.), Евдоким – славный (греч.), Константин – твёрдый, постоянный (лат.), Леонид – подобен льву (греч.), Максим – величайший (лат.), Никифор – победоносец (греч.), Николай – побеждающий (греч.), Пётр – камень (греч.), Роман – крепкий (греч.), Сергей – высокий, высокочтимый (лат.) и др.

Таким образом, мужественность – это фундамент характера юноши. Он неизбежно начинает мерить себя этой меркой, наблюдая за собой в действии и размышляя о том, достаточно ли «мужественны» его поступки, является ли он «настоящим мужчиной». К сожалению, то, что в наше время принято считать «мужественностью», является, чаще всего, удовлетворением своего самолюбия и внушением себе чувства превосходства и доминирования над другими. И совершается все это при помощи таких, на первый взгляд, позитивных характеристик, как мужество, сила, верность долгу.

Мы считаем, что истинное предназначение мужчины заключается в том, чтобы быть, прежде всего, мужем своей жены, отцом своих детей, а также стать хозяином, кормильцем, покровителем, защитником и хранителем на земле. Свое предназначение мужчина исполняет через создание семьи, воспитание детей, служение делу и Отечеству.

В опытной работе, которую мы провели в 5 «В» классе средней школы №14 г. Шахунья Нижегородской области, приняли участие 27 учащихся, из них 14 мальчиков. В самом эксперименте захотели участвовать 12 мальчиков и их родители.

Наш эксперимент преследовал следующие цели: определить уровень мужественности мальчиков, складывающийся в результате общения с отцом, выявить возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика, далее на основе результатов подготовить научно-методические рекомендации.

Организация опытной работы предполагала осуществление следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

В качестве констатирующего эксперимента было предусмотрено проведение индивидуального опроса мальчиков и выявление уровня их представлений о характерных особенностях мужского поведения. Кроме того, был проведен опрос отцов с целью выявления степени их влияния на формирование мужественности сына. Как основа для разработки анкеты использовался полоролевой опросник С. Бем [9], однако схема опроса была адаптирована в соответствии с возрастом детей, кроме того, использовалась методика З.М. Ахметгалеевой [9].

Оценка мужественности мальчика проводилась по пяти шкалам: внешнего соответствия (1), физической подготовки (2), ответственности (3), активности (4), смелости (5).

Анкетирование проводилось в ходе индивидуальной беседы с испытуемыми; если вопрос был непонятен, экспериментатор разъяснял его мальчику, результаты отмечались в таблице. Все дети проявили интерес к эксперименту, с интересом отвечали и положительно отнеслись к повторному тестированию.

Формирующий эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента были предъявлены отцам, 7 из которых согласились принять участие в эксперименте. Таким образом, сформировались 2 группы – контрольная и экспериментальная. С отцами была проведена индивидуальная установочная беседа, в которой даны рекомендации по проведению бесед с мальчиками. В контрольной группе по объективным причинам беседу о мужестве согласились провести матери.

Контрольный эксперимент.Занятия с родителями проводились в течение 4 недель, во время прохождения нами педагогической практики, затем вновь было проведено анкетирование.

Констатирующий эксперимент в обеих группах дал примерно одинаковые результаты. По шкале 1 ребята отвечали охотно, но удивительным было то, что многие высказались за схожесть внешнего облика мужчины и женщины. Двое ребят положительно отозвались о длинных волосах у мужчин, сказав, что «это красиво». Большинство высказались за единство внешнего облика мальчиков и девочек, что позволяет констатировать некоторое размывание понятия гендерного дисплея, возможно, потому, что в классе многие девочки носят брюки. По шкале 2 отмечаются также умеренные показатели значимости силы как составляющей мужественности. Почти все мальчики высказались за равенство силовых показателей у мальчиков и девочек.

Самыми впечатляющими были результаты определения уровня мужской ответственности, вопросы были ориентированы на уровень бытовых взаимоотношений как наиболее доступный детям. Никто из детей не смог назвать больше одной обязанности мужчины в доме (Папа работает). Всего три мальчика говорили о реальном участии отца в бытовой жизни семьи (папа чинит утюг, папа ходит в магазин). Почти все мальчики считают домашнюю работу обязанностью женщины, что, разумеется, можно объяснить тем, что в контрольной группе 4 из 7 ребят живут в неполной семье и могут наблюдать лишь за матерью.

Средние показатели выявлены в констатирующем эксперименте и по шкалам активности и смелости, хотя до 50% мальчиков в каждой группе набрали 7 баллов по шкале смелости, что говорит о сформированности представлений о некоторых личностных качествах мужчины. Характерно, что многие мальчики назвали как нравящихся героев гендерно-нейтральных персонажей, что может свидетельствовать о пониженном стремлении к гендерной самоидентификации в соответствии с отмеченным выше сглаживанием гендерного дисплея.

Формирующий эксперимент, проведенный с участием родителей, показал, тем не менее, большой интерес детей к проблемам полоролевой социализации. По свидетельствам родителей, дети с охотой слушали предложенные стихи и рассказы, живо их обсуждали. Почти все с удовольствием перечисляли черты настоящего мужчины, деятельно фантазировали на тему «Каким я буду».

Успешность формирующего эксперимента подтверждена на контрольном этапе. У всех детей показатели мужественности повысились, у большинства перешли в область высоких показателей по всем шкалам. Особенно бросается в глаза повышение значений по шкале ответственности: разговоры родителей с ребенком о семейных обязанностях мужчины разнообразили представления мальчиков об их будущем участии в жизни семьи.

Сравнение экспериментальной группы, где беседу проводили отцы, и контрольной, где эту же функцию выполняли матери, показывает небольшое, но стабильное увеличение количества набранных баллов в первой группе. Это показывает, что контакт мальчика с отцом в области воспитания мужественности протекает легче и дает более весомый результат.

Современные психологи указывают, что семья является первичной ступенью воспитания мужественности у ребенка. Мужчину в мальчике следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создает для них серьезные препятствия в жизни. Психосексуальное развитие – долгий и непростой путь. Дети должны осознавать себя представителями того или другого пола, вести себя в соответствии с ним. А это возможно при правильном усвоении половых ролей: мужской и женской. Под влиянием воспитания дети и подростки овладевают нравственной культурой во взаимоотношениях полов, нравственными и культурно-историческими традициями общества, в котором они живут и воспитываются.

Родители могут помочь в формировании правильной полоролевой ориентации ребенка. Но для этого они сами должны иметь правильное представление о психосексуальном развитии, знать его этапы, понимать, что полезно, а что вредно, на что следует обратить внимание в своем поведении и поведении ребенка, чего следует избегать и к чему стремиться [6]. Решающее значение в полоролевом развитии детей обычно связывается с матерью, так как большее количество времени ребенок проводит с ней. Мать должна показать истинную любовь к своему ребенку. Ребенок должен понимать, что его любят и ценят, что он не одинок [3]. Важное воспитательное значение имеют примеры нравственного отношения взрослых к представителям другого пола, основанное на уважении к человеку вообще, а также на знании и уважении специфических особенностей другого пола.

Характер семейных отношений непосредственно сказывается на воспитании. Согласно педагогическим наблюдениям В.Г. Картикова, для подростков и юношей из семей с хорошими взаимоотношениями супругов часто характерны возвышенные взгляды на женщин и на любовь; подростки и юноши из семей с неустойчивыми отношениями любовь или отрицают или считают простой привычкой; подростки и юноши из семей с плохими взаимоотношениями чаще отожествляют любовь с «физиологией», скептически смотрят на жизнь и на взаимоотношения мужчин и женщин, не осуждают ранних половых связей и потенциально подготовлены к повторению неблаговидных поступков своих родителей. Однако, как он отмечает, у части таких подростков и юношей, тем не менее, вырабатывается иммунитет против этого.

Таким образом, оба родителя для детей являются эталонами мужественности и женственности. Отец воспитывает в сыне смелость, физическую силу, «рыцарские качества» заступничества, благородства, стремление к доброму поступку и самоотверженности. У отца и сына нередко возникают «мужские» разговоры, связанные с отношениями к матери, дочери, оказанием знаков внимания. Вместе родители воспитывают в сыне культуру поведения, внимательность и заботливость, ответственность за поведение [5].

Наибольший эффект в воспитании мужественности может быть достигнут при объединении усилий школы и семьи [4]. Роль сверстников в половом воспитании обычно определяется тем, чего не делают взрослые. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация немедленная, откровенная и реалистичная, но и очень неточная. Однако именно в среде сверстников ребенок может испытывать себя как представитель пола, апробировать усваиваемые полоролевые установки в нерегламентированном взрослым общении. Дети подкрепляют друг у друга соответствующее полу поведение, не соответствующее полу прекращается быстрее, чем подкрепляемое [8]. Если в общении со взрослыми ребенок ориентируется на стандартные стереотипы полоролевого поведения, то в общении со сверстниками он практически проделывает динамику половой дифференциации. В детской субкультуре происходит важнейшая часть этого процесса, в котором ребенок, в известном смысле, сам является творцом своего воспитания. В том смысле творцом, что воспитывает та деятельность, которая исходит из души ребенка, является его собственной деятельностью, основанной на побуждении его «Я». Общение со сверстниками способствует проявлению мужественности и женственности. Юноши и девушки общаются между собой на дискотеках, вечеринках, во время парных прогулок и уединения. Свободное общение дает выход естественным стремлениям и потребностям молодых людей видеть друг друга, делится переживаниями, мыслями, чувствами [7].

Одним из мощных средств воспитания мужественности, как указывают психологи, является литература и искусство. Они являются специфическими средствами познания мира, содержательной осью которых так или иначе является поиск смысла жизни и места человека в ней; они никогда не обходили вопросов пола, сексуальности, эротики. Воспитательное значение воспеваемой литературой и искусством возвышенной, романтической любви несомненно. Литература и искусство создают неограниченные возможности выработки позитивного отношения к полу, одухотворение человеческой сексуальности только при ясном понимании взрослыми важности не регламентации восприятия, а помощи в формировании отношения к воспринимаемому. Литература и искусство формируют духовно-эстетические идеалы мужской и женской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства становятся для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию [1].

Средства массовой информации в современном мире также образуют один из важнейших путей воспитания. Их педагогический потенциал становится предметом возрастающего внимания. Массовость аудитории, живость, разноплановость, вариации форм подачи и интерпретации делают их чрезвычайно привлекательными для детской аудитории. Подрастающее поколение воспринимает информацию сквозь призму уже сложившихся установок, а потому она не имеет планируемого эффекта: одного информация о противоправном сексуальном поведении приводит к формировании нравственных «табу», а другого притягивает [3].

Таким образом, мужественность как личностная характеристика воспитывается. Ее формирование – важнейшая задача современного воспитания. Ее решение – необходимое условие становления полноценной, духовно развитой, имеющей свои идеалы и ценности, раскрепощенной личности.

По результатам проведенного нами исследования мы можем констатировать, что современные мужчины более чувствительны и более общительны, с большим вниманием относятся к эмоциям окружающих. Сегодняшние мужчины – уже не те, что были раньше. Лучше? Мы полагаем, что да.

Мы пришли к выводу, что нынешние мужчины более мудрые, больше внимания уделяют собственному эмоциональному состоянию и эмоциональному состоянию окружающих. Современный мужчина имеет тонкий вкус, он лоялен, ироничен и весел и, конечно же, более эмоционален.

Кроме карьеры, для нынешних мужчин очень важно добиваться поставленных целей, достигать равновесия с окружающим миром, познавать самих себя. Мужчины стали больше внимания уделять отношениям, в частности, стали более внимательными к партнершам, стараются их поддержать и радуются их успехам.

Мужчины пытаются конструктивно решать конфликтные ситуации, стараются позитивно смотреть на мир. Они стали предпочитать постоянных партнерш, с которыми можно строить длительные отношения.

Еще один вывод, к которому мы пришли в ходе проведенного исследования: юноши генетически предрасположены к тому, чтобы стать мужчинами, но, чтобы возмужание прошло удачно, этим процессом нужно руководить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисенко, Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе [Текст] / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Вопросы психологии.– 2006.– №3.

2. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства [Текст] / Ю.В. Борисенко // Журнал практической психологии.– 2007.– №1.

3. Вачнадзе, Г. Агрессия против разума: информационный империализм [Текст] / Г. Вачнадзе. – М., 1988.

4. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения [Текст] / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №5.

5. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности [Текст] / Т.А. Думитрашку // Вопросы психологии. – 1991 – №1.

6. Евсеенко, Ю.В. Система отношений в диаде отец-ребенок как фактор развития личности [Текст] / Ю.В. Евсеенко // Семейная психология и семейная терапия.– 2004. – №4.

7. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

8. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.

9. Психология подростка [Текст] / под ред. Л.Д. Кравченко. – М.: Юнити, 2004.

11

Просмотров работы: 5966