Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность детей. Возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности ребенка.
Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Программа по ритмической гимнастике, базирующаяся на учёте возрастных особенностей дошкольников, повышает процесс физического воспитания в детских садах и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и улучшение показателей физической подготовленности детей. Выполнение движений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов спорта с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма. Ритмическая гимнастика доступна 3-х летним детям, а дети 4-5 лет способны красиво выполнять движения, менять их характер в соответствии с режимом и темпом музыки.
Анализ доступной литературы показал, что этот вопрос достаточно освещен, но требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.
Гипотеза: предполагалось, что применение комплекса ритмической гимнастики на занятиях по физкультуре в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) будет способствовать повышению уровня физической подготовленности детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: физическая подготовленность детей 4-5 лет.
Цель: совершенствование процесса физического воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
Разработать комплексы ритмической гимнастики для работы с детьми 4-5 лет.
Экспериментально обосновать влияние комплекса ритмической гимнастики на уровень физической подготовленности детей 4-5 лет.
Методы исследования. При проведении эксперимента применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе ДОУ «Пчелка» г. Кинешма Ивановской области в три этапа, в период с сентября 2010г. по июнь 2011 г..
В исследование участвовали две группы дошкольников: экспериментальная группа (10 человек), регулярно занимающихся ритмической гимнастикой, и контрольная группа (10 человек), которые занимались по стандартной программе.
Экспериментальная работа заключалась в следующем. До эксперимента было проведено тестирование уровня физической подготовленности детей-дошкольников по контрольным испытаниям. На основании изучения особенностей развития детей и определения их уровня физической подготовленности был разработан комплекс занятий ритмической гимнастикой для детей 4-5 лет, который был применен в процессе занятий физической культурой с детьми экспериментальной группы.
Занятия физической культурой в экспериментальной группе строились с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности детей. Комплекс ритмической гимнастики применялся на занятиях физической культурой два раза в неделю (понедельник, среда), и включал в себя разнообразные упражнения с обручами и другими предметами, элементы цыганского танца, танцевально-спортивные упражнения «Заводные куклы», «Танец с зонтиками» и другие с обязательным музыкальным сопровождением.
Перед началом формирующего эксперимента показатели физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп имели минимальные различия, что говорит о том, что наши испытуемые находились в равных условиях.
После окончания эксперимента было проведено контрольное тестирование физической подготовленности всех дошкольников, которое выявило улучшение результатов в экспериментальной и контрольной группах детей.
Мы сравнили разницу в динамике результатов тестирования дошкольников из опытных групп, и пришли к выводу, что в результате систематических занятий ритмической гимнастикой физическая подготовленность дошкольников 4-5 лет экспериментальной группы значительно выше, чем у детей контрольной группы, не занимающихся предложенным комплексом.
Результаты исследования по применению комплекса ритмической гимнастики на занятиях по физкультуре с детьми 4-5 лет, способствующего их гармоничному развитию и повышению физической подготовленности, могут быть использованы в практике работы по физическому воспитанию в ДОУ.
4