ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ АРКАДИЯ МАМОНТОВА)ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. Г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗА, РОССИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ АРКАДИЯ МАМОНТОВА)ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. Г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗА, РОССИЯ

Ионова Е.С. 1
1Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского Пенза, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение:

Является важной литературоведческой категорией, понятие творческого метода, которое не акцентируется в журналистике. Между тем эта категория представляет интерес, как в аспекте анализа образа журналиста, так и при изучении самого понятия.

Цель дипломной работы изучить понятие творческого метода на примере программ Аркадия Мамонтова. Основные задачи: сформировать понятие творческого метода, проследить реализацию метода в работе конкретного журналиста.

Объектом исследования станет не только журналистика, но и специфика литературоведения.

Проблема современной журналистки -это отсутствие индивидуальности, заштампованность фраз. Однако правильно выбранный прием является залогом успешной работы журналиста. Именно поэтому данная тема будет интересна и актуальна. При изучении понятия творческого метода мы основываемся на сравнительно-типологическом анализе. В работе рассматривается несколько точек зрения ученых.(Федотов О.И., Поспелова Г.Н. ,Волков И.)

Итог работы сформировать понятие творческого метода. При рассмотрении темы сделаны выводы как же данное понятие вжилось и реализуется в работах Аркадия Мамонтова. Выявлены основные методы и приемы, которые он использует при создании своих документальных фильмов.

В работе так же будет предпринята попытка проследить основную тематику его программ. В настоящее время 'Специальный корреспондент' является рейтинговой программой, а сам Мамонтов является одним из лучший российских журналистов.

Программа выходит на телеканале 'Россия' с сентября 2012 года. Каждую неделю один из ведущих рассказывает в своем фильме репортаже о какой-либо актуальной проблеме, существующей в современном обществе, посвящает зрительскую, аудиторию в подробности наиболее значимых для страны и мира событий. Вниманию телезрителей предлагаются фильмы производства студий Аркадия Мамонтова, Александра Рогаткина и Александра Бузаладзе.

Зрителями данной программы являются не только люди, сидящие по ту сторону экрана, но и эксперты, специально приглашенные для просмотра и дальнейшего обсуждения. Часто мы не можем добиться каких-то результатов в своей работе, но именно в этой передаче людям дается возможность думать, решать и высказывать свое мнение. Важно и качество создания журналистского продукта, передачи Мамонтова отличаются логичностью, продуманностью и профессионализмом. Именно поэтому данная программа выбрана как пример реализации творческого метода в журналистской работе. Следует отметить, все приемы, указанные в работе, являются неотъемлемой частью основного творческого метода.

Глава 1

Понятие творческого метода

Понятие творческого метода в литературе было заимствовано из других областей общественного сознания и деятельности, сначала из науки, затем из философии. По общей своей сути понятие метода явилось очень важным приобретением науки об искусстве. Оно означает духовно-практический опыт людей, творчески применяемый ими для дальнейшего освоения природы и общественного бытия. Поэтому метод - это универсальная категория общественного сознания и деятельности. Она конкретизируется по отношению к каждой особой исторически выделившейся области духовно-практической и собственно духовной деятельности человека, в результате чего складываются соответствующие научные понятия, которые получают разные терминологические обозначения. В литературоведении и искусствознании это понятие стало обозначаться терминами «творческий метод» или, что, то же самое по значению, «художественный метод». ... Художественная литература является по сути своей продолжением духовно-практического опыта людей в сфере творческого воображения. Писатель рождается тогда, когда определенный духовно-практический опыт людей завладевает им и требует от него дальнейшей, максимальной, более того, предельной, сверх предельной, безграничной реализации, что возможно только в творческом воображении человека. Так появляется неповторимая художественная индивидуальность и ее творческий метод. [1,2]

Единство метода предполагает достаточно широкое, хотя и не безграничное, многообразие конкретного художественного содержания и формы внутри системы. Иначе говоря, на общей методологической основе создаются произведения со своим конкретным содержанием и своими особенностями формы, тем самым каждое художественное произведение, творчество каждого писателя вносит свой неповторимый вклад в художественную систему. Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. С нашей точки зрения, для исследования этих разновидностей более всего подходят термины «течение», «направление», «стиль». Задача теории литературы и искусства в целом состоит в том, чтобы выработать собственно литературоведческое определение метода. Мы остановимся на определении, предложенном И. Волковым Метод – это тот или иной тип духовно-практического опыта людей, творчески освоенный писателем в качестве первоосновы своего художественно-творческого воспроизведения жизни, в качестве абсолютного принципа, через призму которого писатель перерабатывает всё, что оказывается в сфере его творческого восприятия.

Так подобно писателям и художникам, творческий метод реализуется и в профессии журналиста. Сложно не согласится что журналист, подобно писателю рисует в своей статье образ современной действительности, отражает характеры и создает героев. Работая над материалом, он старается внести в него что-то свое. Перед нами предстает картина действительности в отблеске мировоззрения автора, его мироощущении, а следовательно мы наблюдаем реализацию его методов, его художественных образов. В своей книге «Введение в литературоведение» Г.Н. Поспелов старается максимально сблизить два понятия «творческий метод» и «стиль». Он сравнивает связь данных понятий с системой «матрешек», где самой большой будет понятие «художественного метода», средней фигурой в данном случае «художественный метод», а более молодым и современным составным звеном матрешки будет «стиль». [5]

Индивидуальный авторский стиль - это изюминка журналиста. В зависимости от того, как он будет писать, с какой интонацией, на какую тему, и будет формироваться его читательская аудитория. Он обозначает не только специфику и характер восприятия, но идею воспроизведения и взаимодействия журналиста с действительностью и аудиторией. В каждом авторском стиле есть своя индивидуальность, своя система, свой «историзм». Индивидуальный стиль деятельности журналиста выявляется, в первую очередь, на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, т.е. в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях «произведений» автора, которые позволяют читателю идентифицировать различные творения этого автора, дают аудитории основание для «узнавания» журналиста как творческой личности. Ориентация на аудиторию предопределяет тяготение к активному использованию художественно-публицистических средств воздействия. Ориентация на организационный эффект стимулирует повышенный интерес к тем сферам действительности, которые требуют немедленного вмешательства. Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Эта категория тщательно разработана в литературоведении; в различных аспектах рассматривалась она и в теории журналистики, поэтому здесь мы касаемся лишь некоторых моментов. Прежде всего, следует отметить, что образ автора - это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. В первую очередь в этом образе выделяются интеллектуальные, душевные качества. И вместе с тем, случаи, когда слово расходится с делом, когда журналист пишет одно, а думает и ведет себя по-другому, свидетельствуют о нормативности образа автора, его нетождественности личности журналиста. В сущности, образ автора выступает для читателя как образ-эталон.

В данной работе для образа-эталона выбран журналист Аркадий Мамонтов. В его программах, документальных фильмах мы будем стараться проследить отражение авторской позиции, отметим используемые им художественные средства и творческие методы подачи информации. [6,7]

Глава 2

Реализация творческого метода в работе журналиста(на примере программ Аркадия Мамонтова)

Работы Аркадия Мамонтова представляют собой документальные фильмы в жанре расследования. Тематика его их разнообразна, поэтому при создании своих фильмов он использует приемы, как правило, способствующие раскрытию темы, освещению ее в более яркой и красочной форме.

29 марта 2010 года произведены взрывы на станции «Лубянка», ответной реакцией стал вышедший фильм «Теракт 7:57». С первых кадров Мамонтов использует способ ретроспекции . Он воссоздает картину уже прошедших событий. Логичное, последовательное изображения, а так же наглядность, которая является основным методом подачи информации во всех его фильмах. Наглядностью, как правило, выступают кадры любительской съемки, просмотр события так сказать, в режиме онлайн. В режиме проходящих событий автор дает собственные комментарии, а так же включает мнение экспертов и обычных граждан. В документальных фильмах Мамонтова всегда виден серьезный подход к проблеме. Видна обстоятельная предварительная работа с материалом. Одним из подходов будет - предварительный сбор информации.

В данном фильме мы видим элементы исторической хроники, перед взором зрителя появляются кадры из жизни уже ликвидированных террористов, на основе этих кадров журналист делает вывод о связи двух событий, так называемый метод сходства. Обращение к этому приему становится необходимым тогда, когда интересующие журналиста явления, причину которого он хочет установить, возникают в самых разных обстоятельствах, но при этом всегда при наличии одного и того же фактора. Многие элементы тесно переплетаются с жанром репортажа, нам дается описание происходящего события. Важную роль играет характеристика участников , автор сюжета рисует их портреты как внешние, так и психологические. Журналист медленно, но верно раскрывает причину случившейся катастрофы. Элементы интервью встречаются в большинстве фильмов, но в некоторых из них, например уже в указанном, мы встречаемся с расширенным интервью. Мамонтов разговаривает с террористкой-смертницей. Интересным методом становится масштабное освещение события. Проблема терроризма начинает рассматриваться в России, в связи с прошедшим терактом, но дальнейший ход расследования выходит за ее пределы, приводятся сводки, статистика, кадры подобных трагедий, произошедшие в других странах. [3]

В новом формате программы появился прием-обсуждение в студии. Несколько приглашенных экспертов, после просмотра фильма высказывают свое мнение, делятся впечатлениями и стараются найти выход из сложившейся ситуации. Фильм «Провокаторы» начинается с подводки журналиста. Слова, сказанные ведущим, являются неким объяснением причины выбора данной темы. Слово «провокация» будет красной нитью проходить через весь фильм. «Метод провокации» (некоторые киноведы называют его «методом форсированной жизненной ситуации» или «спровоцированной ситуации») — сознательное создание условий, при которых человек вынужден раскрыться в глубинных своих проявлениях (конфликтная ситуация, внезапная встреча, каверзный вопрос и т. д.), все это начинается уже с первых кадров. При создании фильма был использован малозаметный, но не менее важный элемент, прием при котором заставка будет отражать основной смысл фильма. Клубок змей, которые тесно переплетаются, являются символом объединения врагов, против православной церкви. Мамонтов не старается сделать акцент на самом событии, он ищет причину и виновников этой трагедии, дает архивные сводки, съемки с камер, видео с мобильных телефонов, все то, что лишний раз является неоспоримым фактом при доказательстве вины.

Журналист комментирует события на протяжении всего фильма, стараясь не упустить ничего важного, его голос затихает лишь тогда, когда факты говорят сами за себя. «Детальный разбор» вот как можно назвать основной метод, используемый им для создания расследования. Именно детали позволяют так точно воссоздать картину. (Священник в фильме объясняет, что такое амвон ). Затем Мамонтов использует еще один прием «цитирование». Он зачитывает обращение Березовского к патриарху российскому. Часто в своих фильмах Мамонтов соединяет изображение из реального времени с цитатой, сказанной ранее. (Одна из участниц группы Pussy Riot утверждала, что относится к церкви как культурному месту, параллельно этому даются кадры их плясок с нецензурной лексикой на церковном амвоне). Как и в газетных материалах, журналист использует риторические вопросы. Риторический вопрос в данном случае задается не с целью получения ответа, а ради экспрессивного выражения утверждения. [4]

Выпустив фильм он не заканчивает работу, фильм «провокаторы», как и многие другие, является многосерийным. Ради этого фильма он отходит от традиционности журналистского расследования и сам определяет форму своего материала как репортаж. Переход от одного жанра к другому неслучаен, продолжая выбранную тему, автор делает акцент на другой проблеме, а она требует иного освещения событий. На фоне происходящего события перед глазами зрителей появляется письмо, где жирным шрифтом выделяется основной смысл. Как правило, такие приемы принято называть: повествование, рассуждение, объяснение, характеристика. Подобные художественные элементы служат для выделения необходимой информации. Мамонтов делает акцент на том, чего точно не должен пропустит человеческий взор. Каждый отдельный фрагмент расследования заканчивается – типизацией и инкрустацией. Типизация. Это обобщенная подача сведений о действительности в виде неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, близких к художественным. Использование этого метода обязывает журналиста к большой ответственности: очень важно, чтобы за обобщениями такого рода стояла подлинная жизнь. Словесная инкрустация – представляет собой обозначение чувственно воспринимаемых образов, включаемых в новые связи, и потому становится ключом к новым поворотам мысли. Это самый распространенный прием предъявления образов и нормативов в журналистских материалах. Опасностью при использовании данного метода является банальность, чего мы не наблюдаем в работах Мамонтова.

Заключение

Аркадий Мамонтов один из профессиональных журналистов современности.

В своих работах он использует множество художественных приемов. Как правило, выбор таких элементов основывается на выборе темы и специфики жанра расследования. Его художественный метод является залогом успеха.

Документальное кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создаётся сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как постановочная, так и репортажная съёмка, натурные и интерьерные съёмки, архивные видео- и фотоматериалы. Еще одной из особенностью данного жанра является его образовательно-воспитательная направленность. Журналист должен не просто хорошо разбираться в данной теме, но и уметь делать выводы.

Работы Мамонтова всегда запоминаются, они всегда оставляют место для размышления, а именно это и является основной целью журналиста. Творческий метод в журналистике, как и в творчестве писателя, играет важную роль. Необходимо выработать свой индивидуальный стиль, необходимо постоянно заинтересовывать, удивлять читателя, зрителя. Итогом тяжелой работы над выявлением собственного стиля стали несколько наград, которые Мамонтов получил за свои работы. Передаче присуждено несколько престижных премий.

2003 год — премия «Лавр» за репортаж Вячеслава Грунского «Солдаты удачи».

2004 год — первый приз фестиваля «Закон и общество» в номинации «Терроризм — угроза миру» за фильм Аркадия Мамонтова «Черная зона».

2005 год — первый приз фильму Вячеслава Грунского «Лицензия на убийство», представленный в номинации «Война и мир» на Международном фестивале детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики «Закон и общество».

2005 год — премия ТЭФИ за программу Александра Хабарова «Ловцы душ»

Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. [3,4]

Библиография

1. Волков И. Теория литературы. С. 141-163.

2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1998.

3. Теоретическую и практическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ, а также публикации по проблемам текущего состояния журналистики и процессов, происходящих в медиаиндустрии, материал, размещенный на сайтах различных исследовательских и общественных организаций в сети Интернет.

4.В исследовании использованы труды по теории и практике журналистики таких авторов, как Авраамов Д.С., Ворошилов В.В., Константинов А.Д., Корносенко С.Д., Лазутина Г.В., Тертычный Ю.А., Засурский Я.Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. и др.

5. Бройтман С.Н. Тамарченко Н.Д «Теория литературы» в 2ух.ч. Учебное пособие. Филология.// 2ой том.

7.Введение в литературоведение издание 3-е// Поспелова Г.Н.. Москва. Высшая школа 1988г.

8. Федотов О.И. (в 2ух частях) Учебное пособие для вузов. Москва 2003год.

11

Просмотров работы: 7139