ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Булла О.Э. 1
1филиал «ЮФУ» в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, влияющих на усиление проблем детской безнадзорности, бездомности, социального сиротства. Среди них: кризисные явления в семье – нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.1

В России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число детей-сирот составляет 740,5 тыс. человек. По данным МВД РФ ежегодно до 2-х млн. детей в возрасте до 14 лет подвергается насилию в семье. Спасаясь от него, 50 тыс. детей уходят из дома, 25 тыс. из них находятся в розыске.2

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Жизнь ребенка на улице оборачивается тяжелейшими последствиями для его психического и физического развития. Обследования беспризорных детей показывают, что их физическое и психическое здоровье подорвано.

Существовавшая ранее система социально-профилактической и коррекционной работы в силу своей маломощности, непрофессионализма работников была нацелена на социальный контроль и карательные акции по отношению к детям с девиантным поведением. Возрастающее число детей, которым государственно-общественные структуры не оказали достаточной помощи в их жизнеустройстве, обусловило необходимость переосмысления и реформирования политики в области детства и проведения срочных социальных мероприятий.

В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.

В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».3 В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них – социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Данная проблема изучается многими авторами. Например, И.Б.Ротовской описана методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.4 Л.И.Назукина в своей работе определяет связь между деятельностью специалистов разного профиля в отношении ребенка.5 Б.Д.Бреев описывают портрет современного беспризорника, определяют связи несовершеннолетних с важнейшими институтами социализации.6 Организация социальной работы в социально-реабилитационном центре, ее основные принципы рассмотрены в работах Г.И.Камаевой.7

Тем не менее, изучение и совершенствование социальных технологий работы с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи, остается актуальной социономической задачей.

Термин «здоровьесбережение», широко используемый западными философами и социологами, все чаще встречается в отечественной литературе. Здоровьесбережение понимается как:

1. Деятельность, направленная на сохранение и улучшение жизни человека (хозяйственно-бытовая, рекреационная – направленная на восстановление физических сил, оздоровление, лечение и т.п.).

2. Деятельность, направленная на создание и укрепление семьи.

3. Трудовая деятельность, профессиональная активность.

4. Социально-культурная деятельность (общественная активность).

5. Духовно-нравственная активность.

Здоровьесбережение – это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека - биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного. Здоровьесбережение – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровьесбережение – основа профилактики заболеваний. Человек, определяя для себя образ жизни, тем самым регулирует уровень вероятности того или иного заболевания. Образ жизни современного человека часто характеризуется гиподинамией, перееданием, злоупотреблением лекарственными препаратами, алкоголем, психологическими стрессами, информационной перегруженностью, отсутствием высоких нравственно-этических идеалов, утерей цели и смысла жизни.

Основы ЗОЖ закладываются в семье. Для воспитанников социально-реабилитационных центров проблемы здоровьесбережения особенно актуальны, поскольку, как было сказано в предыдущем параграфе, основное значение в формировании детской и подростковой дезадаптации и девиации выполняет семья, в первую очередь факторы семейного неблагополучия.

Воспитанники социально-реабилитационных учреждений – чаще всего – дети из неблагополучных семей (данные на примере ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска»). В таких семьях родительские стереотипы и традиции чаще связаны с девиациями, вредными привычками, уклонением от воспитания, в результате чего у детей не формируются элементарные навыки ЗОЖ. Например, неумение правильно питаться, у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, нет привычки заниматься утром зарядкой, делать утренние прогулки, отсутствует соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна. Так же важную роль в формировании ЗОЖ играет дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, которое у воспитанников социально-реабилитационных центров отсутствует или деформировано.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Здоровьеразрушение – это нарушение основ и принципов здоровьесбережения, вредные привычки, половая безграмотность и беспорядочные связи, пассивный образ жизни, рост ранней алкоголизации, наркомании, токсикомании, который ведет к увеличению числа преступлений, большое число венерических заболеваний у несовершеннолетних, так же рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушений, суицид у подростков и так далее. Автором сформулировано собственное понятие здоровьеразрушения – это нарушение основ и принципов здоровьесбережения, форма индивидуального или группового социального поведения, в силу сознательного или неосознанного инструментально-потребительского отношения к своему здоровью приводящая к ухудшению и даже разрушению здоровья, в том числе неправильным образом жизни, вредными привычками (алкоголь, курение, наркотики), неблагоприятными условиями среды обитания, неправильным питанием, несоблюдением норм гигиены, отсутствием правильного режима дня и так далее.

Формами здоровьеразрушающего поведения являются ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п.

Родители, употребляя социально приемлемые наркотики, сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как «нормального» общеприятного поведения. Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам. Провоцировать наркотическую зависимость может как гиперопека со стороны родителей, лишающая подростка самостоятельности, так и предоставление им полной свободы, бесконтрольность.

Второй по значимости субъект влияния на поведение молодежи-образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшееучебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современных молодых людей. Школа традиционно ответственность за асоциальное поведение полностью перекладывает на плечи семьи.

Важнейшей задачей социономии при работе с детьми групп социального риска (воспитанниками социально-реабилитационных учреждений) является формирование ЗОЖ, а также выявление факторов здоровьеразрушения.

Рассмотрим здоровьеразрушение как проявление девиантного поведения подростка. Ученые пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу (Ч. Ломброзо). Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э.Кречмер, Х.Шелдон), аномалиями половых хромосом (Прайс, Уиткин). Третьи находят психологические объяснения девиации, обосновывая ее «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений (З.Фрейд). Есть еще и культурологические объяснения девиаций, строящиеся на позиции признания «конфликта между нормами культуры» (В.Ф.Миллер, Л.Ф.Селин); этногенетическое направление, в котором поведение человека рассматривается как детерминированное системой функционирующих в данной культуре и отдельных субкультурах правил, аналогичных грамматическим правилам, как «социальная грамматика поведения» (Р.Харе); теория «фокального» («фокусного») взросления Дж.Коулмена, согласно которой взросление имеет квантовую природу – трудности возникают в определенных точках развития подростка. Свои «пики» имеют взаимоотношения подростка с родителями, сверстниками, отношение к самому себе, процесс полового созревания, приводящие к девиациям в поведении и сознании.

Профессор В.Н.Иванов выделяет такие причины девиации:

- изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», то есть его неустойчивость;

- «промежуточность»;

- «переходность»;

- распространение различного рода социальных патологий.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня: биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения.

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обусловливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

Наиболее важной причиной вовлечения молодежи в девиантную среду является дезорганизация жизни семей, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. К следствиям этого кризисного состояния можно отнести следующие проявления сегодняшней жизни нашего общества:

- усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

- развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

- расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

- рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

- приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

- распространение подростковой и юношеской проституции; рост молодежного суицида;

- падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.

Для детей из неблагополучных семей характерна низкая степень социальной нормативности. От своих благополучных ровесников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, неадекватной самооценкой, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью. Лишенные эмпатийного общения, они и сами не способны к сочувствию, сопереживанию, отзывчивости к чужой беде. У них отмечается недостаток социальных связей и навыков общения со сверстниками и взрослыми, ограниченность, а порой и искаженность социального опыта. Их эмоциональное состояние и поведение определяются, главным образом, текущими событиями, стремлением жить сегодняшним днем, получить сиюминутные удовольствия.

Таким образом, источник формирования отрицательных черт характера лежит в несоответствии уровня притязаний подростка с оценкой окружающих. Грубой и недопустимой ошибкой взрослых является выражение антипатий, упреки, что усугубляет конфликт, причем в реальной жизни молодые люди часто сталкиваются именно с такими формами обращения. Воспитанники социально-реабилитационных учреждений являются группой риска вовлечения в девиантные формы поведения и здоровьеразрушающего поведения, прежде всего потому, что проживают в неблагополучных семьях, где условия проживания, питания не соответствуют нормам для полноценного развития ребенка. У них отсутствуют навыки закаливания, не умение соблюдать правильный режим дня.

Таким образом, рассмотрение здоровьеразрушения как формы девиантного поведения приводит к следующим выводам. Здоровьеразрушение – это разрушение здоровья вредными привычками (алкоголь, курение, наркотики), аморальный образ жизни, неблагоприятные условия среды обитания, неправильное питание, несоблюдение норм гигиены, отсутствие правильного режима дня. Формами здоровьеразрушения является распространение и злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами,психотропными и сильнодействующими веществами, так же это половая безграмотность, неправильное питание, несоблюдение правильного распорядка дня и другие. У воспитанников социально-реабилитационных центров обострен риск здоровьеразрушения из-за отсутствия здоровьесберегающего воспитания и семейных традиций, антисанитарных условий проживания, неправильного питания; все это является основанием для обоснованной организации профилактической и коррекционной работы с детьми, в поведении которых отмечаются различные отклонения. На мой взгляд, безусловная необходимость профилактической роботы очевидна, как очевиден и тот факт, что реализация профилактических технологий сталкивается с проблемой наличия у ребенка подросткового возраста девиантного опыта, что снижает эффективность процесса профилактики и делает необходимым предварить его организацией коррекционной деятельности, в ходе которой сглаживаются имеющиеся отклонения в поведении; подросток приобретает опыт социально одобряемых поступков и действий, корректируется его система ценностных ориентацией и установок, определяющих его поведение.

Изучение проблем здоровья и здоровьеразрушающего поведения необходимо опирается не только на теоретические разработки, но и в значительной мере на анализ социальной практики. Анализ, проведенный на базе ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска», позволил выделить основные моменты и сделать определенные выводы.

Ежегодно воспитанники социально-реабилитационных учреждений проходят диспансеризацию. В 2012 году проведена диспансеризация несовершеннолетних, находящихся в ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска», специалистами МБУЗ «ЦГБ» г.Каменска-Шахтинского. Прошли диспансеризацию 32 несовершеннолетних. Данные о состоянии здоровья воспитанников приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1. Анализ заболеваемости воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска» за 2012 г.

№п/п

Наименование заболевания

Зарегистрировано заболеваний

% от числа обследованных

1

Некоторые инфекционные заболевания (туберкулез)

0

0

2

Болезни крови

1

3

3

Болезни эндокринной системы

1

3

4

Психические расстройства поведения

5

16

5

Болезни нервной системы

3

9

6

Болезни глаза

5

16

7

Болезни уха

1

3

8

Болезни системы кровообращения

7

22

9

Болезни органов дыхания (астма)

0

0

10

Болезни органов пищеварения

0

0

11

Болезни костно-мышечной системы

13

41

12

Болезни мочеполовой системы

0

0

13

Врожденные аномалии

0

0

14

Прочие

5

16

Анализ заболеваемости показал, что наибольшее количество заболеваний приходится на костно-мышечную систему (41%), болезни системы кровообращения (22%), психические расстройства и расстройства поведения (16%), заболевания глаз (16%).

Проведены лечебно-оздоровительные мероприятия и реабилитационные мероприятия в связи с заболеванием в учреждении 34 чел., проведено УЗИ-обследование 11 несовершеннолетних, ЭКГ 8 чел., пролечены в стационаре субъекта РФ 1 чел. Оказана помощь в санаторно-курортном лечении 3 несовершеннолетним. Проведены консультации в ОКБ г.Ростова 2 чел., в ГУС ПТКД РО 6 чел.8

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости введения социально-профилактической работы с воспитанниками социально-реабилитационных центров, в первую очередь меры профилактики заболеваемости и формирования здоровьесберегающих ценностей и образа жизни, развития знаний о предупреждении и определении заболеваний, меры профилактики наиболее распространенных заболеваний – заболеваний костно-мышечной системы, психических расстройств и расстройств поведения, заболеваний глаз.

Об остроте проблемы здоровьеразрушения воспитанников социально-реабилитационного учреждения свидетельствуют данные экспертного опроса, проведенного в ноябре – декабре 2012 г. на базе ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска». Экспертами являлись специалисты центра, в частности социальные педагоги, люди по социальной работе. Экспертам был задан ряд вопросов (Приложение 1).

По мнению экспертов, воспитанники чаще всего болеют простудными заболевания, ОРЗ, ОРВИ, ангиной. Возникает это из-за снижения иммунитета, так как дети не получают полного питания дома, вследствие того что родители не уделяют этому внимания.

На вопрос «Кто больше подвержен рискам здоровьеразрушения - воспитанники социально-реабилитационных учреждений или дети, воспитывающиеся в семьях?» мнение экспертов поделилось пополам. Одни считают, что рискам здоровьеразрушения подвержены больше всего воспитанники социально-реабилитационных учреждений из-за проживания в антисанитарных условиях, отсутствие навыков закаливания, несоблюдение режимов дня. А другие считают, что дети из неблагополучных семей, так как проживают с асоциальными родителями, которые ведут антиобщественный образ жизни.

Все эксперты согласились, что необходимо обучать воспитанников ЗОЖ, но и было мнение одного из экспертов, о том, что воспитанников социально-реабилитационных учреждений очень трудно обучить ЗОЖ, если он с детства был предоставлен «улице» и «самостоятельному» образу жизни. Многие из них считают, что пить, курить, нюхать токсичные вещества это норма жизни. Часто курящий ребенок, пристрастившись курить, не может бросить эту вредную привычку даже понимая и сознавая этот вред. И без специалиста и определенной методики ни как не обойтись. Обучать нужно и необходимо ЗОЖ.

В понятие здоровьесбережения эксперты включили сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их благосостояния и психологического настроя. А здоровьеразрушение определили как разрушение здоровья вредными привычками (алкоголь, курение, наркотики), аморальный образ жизни, неблагоприятные условия среды обитания, неправильное питание, не соблюдение норм гигиены и правильного режима дня.

По мнению экспертов, воспитанникам социально-реабилитационных учреждений необходимо прививать навыки соблюдения: режимов дня, правил личной гигиены, правильного питания и знания о его влияние на организм человека, знание о влияние вредных привычек на организм человека, знание о профилактике СПИДа. Навыки поведения: на улице, в общественных местах, отрицательными привычками (грызть ногти). Навыки собственной безопасности, знания о дорожно-транспортном травматизме, об опасности в быту (мокрый влажный скользкий пол, газ, электричество и т.д.

Эксперты считают, что при системном обучении основам здоровьесбережения у воспитанников социально-реабилитационных учреждений должно сформироваться понятие о том, что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости и привычка к здоровому образу жизни. А также иметь представление о ценностях жизни, чувствовать себя уверенно в окружающем мире и научиться беречь свое здоровье.

По мнению экспертов наиболее эффективными методами в освоении ЗОЖ являются:

- беседы о ЗОЖ;

- просмотр познавательного телевидения;

- сюжетно-ролевые игры;

- плакаты;

- праздники;

- кружки, работающие по интересам;

- тематические видеоролики;

- конкурсы;

- викторины;

- приобщение к спорту;

- создание благотворительный атмосферы.

В социально-реабилитационных учреждений для формирования ЗОЖ с воспитанниками проводятся:

- работа психологов;

- индивидуальная работа с каждым воспитанником;

- тематические беседы;

- праздники;

- спортивные мероприятия;

- беседы о ДПП;

- соревнования;

- просмотр тематических видеороликов.

Эксперты считают, что профилактика здоровьеразрушения способствует развитию привычки к ЗОЖ, помогает приобретать детям навыки здоровья. Формами внедрения профилактики являются занятие в тренажерном зале, участие в спортивных эстафетах, регулярные оздоровительные прогулки.

Для углубленного изучения проблемы в декабре 2012 г. проводился пилотный опрос воспитанников социально-реабилитационного учреждения, где задавались следующие вопросы. На вопрос «Что Вы понимаете под здоровьем?» дети давали различные ответы – это не курить, не пить, не принимать никаких таблеток, не кашлять. Ответы были смешные и в тоже время говорили о том, что дети хоть чуть-чуть, но имеют представление о том, что такое здоровье. Следующий вопрос был о том, что такое ЗОЖ. Сначала воспитанники вошли в ступор, а затем начали повторять то же самое, что и отвечали на вопрос о здоровье. На вопрос что нужно делать, чтобы быть здоровым, дети с уверенностью сказали – занятие спортом. Так же не пить, не курить, правильно питаться, соблюдать режим дня, не пить холодную воду.

Когда им был задан вопрос, должен ли человек соблюдать все правила ЗОЖ, они все хором ответили «да». А на вопрос почему, ответ был однозначным – чтобы не болеть. Самым любимым вопросом для детей стал вопрос о том, какие они знают вредные привычки. Ответов было масса. Это и курение, «матюкаться», драться, пить, неправильное питание, наркотики. Затем у каждого из воспитанников спросили, что он делает, для того чтобы сохранить и укрепить здоровье. Некоторые говорили «Я не знаю», другие отвечали, что они не курят, не пьют, занимаются спортом.

В результате проведенного опроса выяснилось, что причинами попадания детей в социально-реабилитационный центр является проживание в неблагополучных семьях, где существует недостаток внимания и материнской заботы, аморальный образ жизни, неблагоприятные условия среды обитания. Отсутствие полноценного семейного воспитания приводит к недостатку сформированности навыков здоровьесбережения и привычки к ЗОЖ. У воспитанников социально-реабилитационных учреждений обострен риск здоровьеразрушения в силу того что они не знают основ и правил здоровьесбережения, не знают как правильно и качественно заботиться о своем здоровье.

Формами здоровьеразрушающего поведения воспитанников является вредные привычки, неправильное питание, несоблюдение норм гигиены, эмоциональная неустойчивость. Типичными заболеваниями среди воспитанников являются заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства и расстройства поведения, заболевания глаз, что особенно актуализирует внедрение профилактики именно данных заболеваний.

Анализ данных центра, опрос воспитанников и особенно экспертов подтверждают необходимость работы по формированию ЗОЖ и значимость профилактической работы в учреждениях социальной реабилитации.

Обучение здоровьесбережению и профилактики должны проводить в первую очередь родители, закон об образовании, закон о профилактики, конституция РФ, учреждение здравоохранения, а так же все социально-активные граждане, которые занимаются системой профилактики, созданной на решение проблем здоровьесбережения.

Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной профилактики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена профилактика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Социальная профилактика основывается на ряде принципов:

- объективность, заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность, обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

-комплексный подход, в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных.

- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы не только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.

Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних необходима и должна включать методы работы уместные именно на сегодняшнем этапе развития общества и подрастающего поколения в России. Можно сказать, что сегодняшнее «больное» общество «программирует» патологию на уровне индивидуального поведения. Особенно подвержены возникновению отклоняющегося поведения молодежь, представляющая собой своеобразную группу риска в силу ряда определенных причин, в том числе перестройки локуса контроля, перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю; неопределенности социального положения переходного возраста (в первую очередь это относится к представителям раннего юношеского возраста – подросткам, которые уже не дети, но еще и не взрослые).

В первую очередь это касается проблемы употребления наркотиков, которая восполняет ребенку нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Подросткам остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ.

Одна из причин подталкивающих ребенка к наркомании, алкоголизму, это семейные ценности. Родители, употребляя социально приемлемые наркотики, сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как «нормального» общепринятого поведения. Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам.

Второй по значимости субъект влияния на поведение детей и подростков – образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современное поколение. Однако отсутствие профилактической работы в школе не рассматриваются директорами школ и других образовательных заведений как факторы, влияющие на наркотическую зависимость учащихся трудный подросток суицид социальная работа.

В зависимости от возникшей проблемы в обществе должна возникать определенная реакция, которая станет основой профилактики или лечения взрослеющего человека. Форма ответной реакции общества на тот или иной вид поведения должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

1. Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.

2. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д. )

3. Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля, технологии воздействия.

4. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.

5. Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика: изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика: раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; исследование генографии семьи; коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.

В социальной работе «под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов ребенка или подростка».

В концептуальном плане среди технологий воздействия можно выделить прежде всего информационный метод. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике отклоненного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество.

Второй метод это беседы, семинары, консультации в школах с учениками, производственно-технических училищах и других учебных заведениях, женских консультациях, поликлиниках, участковых врачей, других специалистов, различные специализированных объединений и непосредственно специалистов по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы выпуски рекламных роликов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.

Среди основных направлений профилактики отклоненного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический метод. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием человека. Зачастую, социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать отклоненному поведению, наказать девиантов или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, социальную реабилитацию.

Итак, в ходе исследования понятия здоровьеразрушения была выявлена необходимость формулировки данного понятия для использования в социономической практике; данная формулировка предложена автором: здоровьеразрушение – это нарушение основ и принципов здоровьесбережения, форма индивидуального или группового социального поведения, в силу сознательного или неосознанного инструментально-потребительского отношения к своему здоровью приводящая к ухудшению и даже разрушению здоровья, в том числе неправильным образом жизни, вредными привычками (алкоголь, курение, наркотики), неблагоприятными условиями среды обитания, неправильным питанием, несоблюдением норм гигиены, отсутствием правильного режима дня и так далее. Основными формами здоровьеразрушения являются злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами,психотропными и сильнодействующими веществами; бесконтрольные половые отношения без применения средств защиты и контрацепции; неправильное питание, несоблюдение распорядка дня, нарушение режима сна и отдыха; злоупотребление пассивными формами досуга; отказ от профессиональной медицинской помощи и самолечение и т.п.

Причинами здоровьеразрушения детей и подростков в первую очередь является семейное неблагополучие, например: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, воровство, проституция и т. д.); жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, что подтверждено в ходе эмпирического анализа проблемы здоровьеразрушающего поведения воспитанников учреждений социальной реабилитации на базе ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска» (экспертный опрос специалистов ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска», ноябрь-декабрь 2012г., N=10 и опрос воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска», декабрь 2012г., N=12).

Ведущими видами здоровьесберегающих технологий являются: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии. Большой потенциал предупреждения здоровьеразрушения содержится в технологиях социальной профилактики, в частности автору видится целесообразным развитие форм социального образования воспитанников СРЦ по вопросам ЗОЖ, использования тренингов, игровых форм формирования ЗОЖ для детей и подростков в доступной форме согласно их возрастным особенностям и социально-индивидуальных потребностям; необходимо развитие информирования и просветительской работы, социальной рекламы, в том числе посредством активного вовлечения самих несовершеннолетних в эту работу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация, Указы Президента, О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав [от 6 сентября 1993 г. № 1338].

  2. Бреев Б.Д. Социальный портрет современного беспризорного / Б.Д.Бреев, В.Ф.Скляров, М.А.Новиков // Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезаптированных детей и подростков. -1997. - №2. - с. 95.

  3. Камаева Г.И. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях социальной защиты / Г.М.Иващенко, М.Н.Мирсогатова, Г.И.Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 1. - с.65.

  4. Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска / Л.И.Назукина // Работник социальной службы. - 2002. - № 3. - с. 49.

  5. Ротовская И.Б. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра / И.Б.Ротовская, Л.П.Четвергова. // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - № 1. - с. 22.

  6. Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре. – URL: http://www.ref.by/refs/68/16199/1.html

  7. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения. – URL: http://xreferat.ru/71/1785-1-teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-u-deteiy-v-usloviyah-detskogo-uchrezhdeniya.html

  8. Технологии социальной работы с дезадаптированными подростками в условиях центров социальной реабилитации. – URL: http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00101239_0.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материалы организации экспертного опроса специалистов ГБУСОН «СРЦ г. Новошахтинска»(ноябрь-декабрь 2012г., N=10)

Опросник

Уважаемые эксперты!

Просим Вас ответить на некоторые вопросы о роли и возможностях формирования ЗОЖ у воспитанников социально-реабилитационных центров.

  1. Какие проблемы со здоровьем чаще всего встречаются у воспитанников СРЦ?

  2. Кто больше подвержен рискам здоровьеразрушения - воспитанники СРЦ или дети, воспитывающиеся в семьях? Почему?

  3. Считаете ли Вы необходимым обучать воспитанников ЗОЖ?

  4. Как бы Вы определили понятия здоровьесбережения и здоровьеразрушения?

  5. Какие навыки, знания о ЗОЖ необходимы воспитанникам СРЦ?

  6. Какие изменения, позитивные сдвиги в социализации воспитанников даст системное обучение основам здоровьесбережения?

  7. Какие методы формы освоения ЗОЖ наиболее эффективны с воспитанниками СРЦ?

  8. Какие формы, методы, технологии формирования ЗОЖ применяются в ГБУ СОН «СРЦ»?

  9. Какую роль играет профилактика здоровьеразрушения и в каких формах она внедрятся?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Материалы организации пилотного опроса воспитанников ГБУСОН «СРЦ г. Новошахтинска»(декабрь 2012г., N=12)

Опросник

  1. Что Вы понимаете под здоровьем?

  1. Что для Вас ЗОЖ?

  1. Что нужно делать чтобы быть здоровым?

  1. Должен ли человек вести ЗОЖ? Почему?

  1. Какие существуют вредные привычки? Почему они называются вредными,и к чему могут привести?

  1. Какие правила гигиены соблюдает каждый из детей?

  1. Как сохранить и укрепить здоровье?

  1. От кого Вы узнали о здоровье?

1 Работа социального педагога с детьми девиантного поведения. – URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=523537.html

2 Социальная работа с трудными подростками. – URL: http://student.zoomru.ru/soc/socialnaya-rabota-s-trudnymi-podrostkami/85212.689783.s1.html

3 Российская Федерация, Указы Президента, О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав [от 6 сентября 1993 г. № 1338].

4 Ротовская И.Б. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра / И.Б.Ротовская, Л.П.Четвергова. // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - № 1. - с. 22.

5 Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска / Л.И.Назукина // Работник социальной службы. - 2002. - № 3. - с. 49.

6 Бреев Б.Д. Социальный портрет современного беспризорного / Б.Д Бреев, В.Ф.Скляров, М.А.Новиков // Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезаптированных детей и подростков. -1997. - №2. - с. 95.

7 Камаева Г.И. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях социальной защиты / Г.М.Иващенко, М.Н.Мирсогатова, Г.И.Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 1. - с.65.

8Мониторинг здоровья несовершеннолетних 2012 года – ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска»

Просмотров работы: 6029