Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Согласно Д.Б. Эльконину учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. В связи с этим, центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.
Один из важных компонентов в обучении детей - это формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной или иной другой деятельности. Данное умение необходимо формировать с ранних лет, так как саморегуляция способствует развитию ряда других функций, которые важны для обучения (умение преодолевать трудности, регуляция собственного поведения, произвольное поведение и т.д.).
Под саморегуляцией понимается такой вид осознанной регуляцией деятельности, при которых она имеет четкие временные границы существования, обусловлена конкретным поведенческим актом и включается в него, заканчиваясь более или менее четким осознанием достигнутого результата деятельности (Б.В. Кайгородов, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий).
У нормально развивающихся детей познавательная саморегуляция должна сформироваться в начале младшего школьного возраста. К сожалению, с каждым годом, увеличивается количество детей, которые имеют специфические особенности развития, и которые нуждаются в создании специально созданных обучающих, развивающих и коррекционных программ. Одной из этих категорий являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). У таких детей отмечается ряд особенностей: инфантильность с преобладанием игровых черт, недостаточное целеполагание, повышенная внушаемость, так же уход от ответственности, неадекватную самооценку, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации (Н.Л. Белопольская, С.А. Домишкевич, А.И. Красилов, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, Е.И. Липкина, Т.В. Пускаева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова и др.).
В связи с вышеизложенным стоит отметить, что изучение познавательной саморегуляции является важным компонентом в обучении детей, особенно детей с ЗПР.
Цель проведенной работы - изучить особенности развития познавательной саморегуляции младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: процесс осознанной саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования:особенности познавательной деятельности и её осознанной саморегуляции.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Провести анализ состояния проблемы познавательной саморегуляции в педагогической и психологической литературе.
Подобрать методики на изучение особенности познавательной саморегуляции младших школьников.
Изучить особенности развития познавательной саморегуляции младших школьников с ЗПР.
Для реализации поставленных задач в исследовании использованы следующие методики:
Корректурная проба (концентрация, устойчивость внимания) (Б. Бурдон, 1895);
Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая, 1974).
Базой исследования послужили МБОУ г. Мурманска СОШ № 45. В исследовании приняли участие 12 учеников младшего школьного возраста обучающиеся в коррекционном классе и имеющие задержку психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем посвященных особенностям познавательной саморегуляции младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе результатов предложен вариант методов, позволяющих выявлять уровень развития познавательной саморегуляции младших школьников; подобраны наиболее эффективные средства коррекции; разработана система психокоррекционных занятий.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием системы апробированных и надежных методов, отвечающих целям и задачам исследования; применением математических методов обработки результатов, содержательным анализом полученного эмпирического материала.
Данная работа проводилась в период с октября по декабрь 2012 года. В диагностике использовались методики, направленные на выявление устойчивости и концентрации внимания.
Получились следующие результаты:
Таблица 1
Результаты корректурной пробы Бурдона (до коррекционной работы)
Показатели ФИО испытуемых |
Количество просмотренных букв |
Необходимо было вычеркнуть |
Правильно вычеркнутые |
Коэффициент точность |
Оценка устойчивости внимания (в баллах) |
Количество допущенных ошибок |
|
1567 |
124 |
73 |
59% |
1 |
51 |
|
1700 |
121 |
90 |
74% |
4 |
31 |
|
1567 |
124 |
95 |
76% |
5 |
29 |
|
1900 |
137 |
84 |
61% |
1 |
53 |
|
2000 |
144 |
57 |
39% |
1 |
87 |
|
2000 |
144 |
90 |
62% |
1 |
54 |
|
1793 |
127 |
94 |
73% |
4 |
33 |
|
1656 |
119 |
98 |
82% |
10 |
21 |
|
2000 |
144 |
105 |
72% |
3 |
39 |
|
2000 |
144 |
104 |
72% |
2 |
40 |
|
2000 |
144 |
126 |
87% |
13 |
18 |
|
2000 |
144 |
95 |
66% |
1 |
49 |
Нормативные показатели для психически здоровых, по данной методики, является до 15 ошибок, при десятиминутной работе. Из полученных данных следует, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР на высоком уровне страдает концентрация внимания при выполнении задания, так как самое минимальное количество пропусков составляет 18, а максимальное 87 пропусков. Так же на низком уровне является коэффициент точности промежутки от 39% до 87%.
После проведенных занятий, была еще раз проведена диагностика, где использовались те же методики. Получены следующие данные:
Таблица 2
Результаты корректурной пробы Бурдона (после проведения занятий)
Показатели ФИО испытуемых |
Количество просмотренных букв |
Необходимо было вычеркнуть |
Правильно вычеркнутые |
Коэффициент точность |
Оценка устойчивости внимания (в баллах) |
Количество допущенных ошибок |
|
2000 |
144 |
121 |
83% |
11 |
23 |
|
2000 |
144 |
139 |
96% |
23 |
5 |
|
2000 |
144 |
116 |
80% |
9 |
28 |
|
1700 |
121 |
109 |
91% |
17 |
12 |
|
2000 |
144 |
118 |
81% |
10 |
26 |
|
2000 |
144 |
136 |
94% |
20 |
8 |
|
1850 |
128 |
116 |
90% |
15 |
12 |
|
2000 |
144 |
134 |
92% |
18 |
10 |
|
2000 |
144 |
142 |
98% |
24 |
2 |
|
2000 |
144 |
127 |
88% |
15 |
17 |
|
2000 |
144 |
135 |
93% |
18 |
9 |
|
2000 |
144 |
107 |
74% |
5 |
37 |
Из полученных результатов и сравнивая их с теми, которые были получены, до проведения коррекционной работы, следует, что дети лучше справились с данным заданием, и общие показатели устойчивости и концентрации внимания увеличились у всех испытуемых:
Только двое (17%) из учащихся не уложились во время (50% детей в первый раз);
Коэффициент точности у всех детей стал больше 74%, до проведения коррекционной работы данный коэффициент составлял промежуток от 39% до 87%;
Оценка устойчивости внимания, рассчитанная в баллах, составила от 5 до 24, до работы, многие испытуемые набрали по 1 баллу и лишь двое получили более 10 баллов;
При первичной диагностике никто из учащихся не показал результатов, которые бы входили в норму психического здоровья. После проведенной работы 7 (58%) из 12 учащихся, допустили в работе ошибки, которые указывают на нормативные показатели психического здоровья, оставшиеся допустили более 15 ошибок, но по сравнению с первым разом допустили пропусков намного меньше.
Далее рассмотрим особенности внимания, диагностируя его пробой П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкая.
Таблица 3
Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Оценка данных ФИО |
Исправлено ошибок |
Уровень сформированности внимания |
||
до |
после |
до |
после |
|
|
3 |
5 |
Низкий |
Низкий |
|
3 |
4 |
Низкий |
Низкий |
|
5 |
6 |
Низкий |
Средний |
|
7 |
6 |
Средний |
Средний |
|
3 |
3 |
Низкий |
Низкий |
|
4 |
5 |
Низкий |
Низкий |
|
5 |
5 |
Низкий |
Низкий |
|
6 |
8 |
Средний |
Высокий |
|
5 |
7 |
Низкий |
Средние |
|
4 |
6 |
Низкий |
Средний |
|
3 |
3 |
Низкий |
Низкий |
|
3 |
1 |
Низкий |
Низкий |
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
0—2 — высший уровень внимания,
3—4 — средний уровень внимания,
более 5 — низкий уровень внимания.
Сравнивая результаты, которые были получены до проведения коррекционной работы и после, можно сделать следующие выводы:
33% у учащихся показали, более лучшие результаты, т.е. из низкого уровня сформированности внимания перешли на средний, а со среднего на высокий;
Не смотря, на то, что ряд, учащихся, не показали более высокий уровень сформированности внимания, они нашли в задании больше ошибок, чем в первый раз (25%);
Ряд детей справились так же с задание (25%);
Но также выявились учащиеся, которые справились с заданием хуже, чем при первичной диагностике, таких учащихся составил (17%), это может быть связано с усталостью учащихся, или не желанием выполнять предложенное задание.
Обобщая проведенную работу и проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что после проведения коррекционной работы с данной группой детей, уровень саморегуляции и самоконтроля значительно повысился. Дети стараются контролировать свою импульсивность, и концентрировать свое внимание на выполнении поставленной перед ними задачей, а следовательно, это отразиться на уровне их школьного обучения и успеваемости.
Список литературы:
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М, 1962.
Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М, 1996.
5