ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» И «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» И «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема взаимоотношений различных этносов в современной России стала обостряться в последние десять лет. Это касается, прежде всего, народов, проживающих на территории современной России, и тех этносов, представители которых приезжают в нашу страну на заработки. Всегда существует опасность, что немногочисленные столкновения на национальной почве могут приобрести массовый характер. Здесь возникает понятие толерантности, как одного из путей урегулирования этнических конфликтов. Для начала дадим определение понятию «толерантность».

Слово «толерантность» толковый словарь Ушакова трактует как «терпимый, т.е. способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим» [3].

В медицине есть другое определение этому понятию: «Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введениеопределённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам»[1] Данное понятие перешло в общую речь из медицины и отчасти сохранило первоначальный смысл – не способность противостоять чему-то инородному.

Исследователь Никифорова считает, что «слово «толерантность» в современном русском языке означает необходимость принимать не только другого, но вообще любые новые воздействия, подразумевает наличие компетентных, которые эти различия будут конституировать, провоцировать, сигнифицировать»[4].

Сегодня в обществе существует две точки зрения на толерантность. Одни считают, что это путь к мирному сосуществованию различных народов на территории России. Другие, наоборот, придерживаются точки зрения, что толерантность приведет к исчезновению российской народности, потому что политика толерантности – это политика пассивности.

Первая точка зрения является государственной. «Продвижение» идеи толерантности в российском обществе полностью соответствует политическим действиям Правительства РФ и президента. Так, в конце января Государственная дума приняла законопроект, по которому бывшим гражданам СССР теперь проще будет получить российское гражданство.

В распространении «этнической информации» большую роль играют СМИ как один из важнейших институтов современного общества[2]. Упоминание о любой национальности, её обычаях, даже название стран – всё это относится к этноинформации, которая может заключать в себе отрицательную, положительную оценку или быть нейтральной. Материалы, содержащие этноинформацию, следует разделить на 3 группы. Во-первых, это информация о жизни и истории этносов (например, описание культуры и быта). Во-вторых, оценка взаимоотношений одного этноса с другим («мы» и «они»). В-третьих, материалы о различных событиях, происшествиях, непосредственно касающихся других этносов на территории их проживания (аналитически и новостные). В материалах всех трех групп часто фигурирует понятие «толерантность».

Мы провели анализ публикаций в «Российской газете» и «Комсомольской правде» за вторую половину 2012 и январь 2013 года на предмет упоминаний понятия «толерантность». Оказалось, эти издания по-разному смотрят на проблему.

Из 90 проанализированных материалов «Российской газеты», около 40 посвящены толерантности как основе мирного сосуществования различных этносов в России. С другой стороны в 8 материалах, которые освещают события в Европе, понятие толерантности оценивается негативно. В остальных материалах данное слово употребляется в других значениях (политическая толерантность, толерантность к какому-либо проекту, закону).

В газете отсутствуют статьи, где толерантность оценивается негативно, но при этом публикуются материалы с общей оценкой политики в отношении мигрантов. Например, в статье «Я русский не выучил» от 14 ноября 2012 года рассказывается о том, как неэффективно осваиваются средства, выделенные в Петербурге на обучение мигрантов русскому языку, знакомство с культурой и историей страны. Журналист статьи винит в этом авторов программы «Миграция», которая была принята в столице, и самих приезжих.

Чаще всего толерантность упоминается, в материалах о выступлениях президента по вопросам национальной политики (материал «Владимир Путин обвинил чиновников в межнациональных конфликтах» от 24 августа 2012 года), комментариях известных людей (комментарий «Свежая голова» от 3 октября 2012 года) и др.

«Российская газета» придерживается политики толерантности как основы мирного существования разных национальностей на одной территории, при этом в газете показано европейское сообщество, которое находится в кризисе из-за той же политики толерантности (материал «Европа схватилась за голову» от 18 сентября 2012 года).

В «Комсомольской правде» за обозначенный период было найдено лишь 6 материалов со ссылкой на толерантность.

Так, в материале «Толерантность по-питерски: русскому языку обучим, а выгуливать баранов по невскому не дадим!» от 15 ноября 2012 года говориться, что количество иммигрантов в Санкт-Петербурге достигло критической точки, а обучение русскому языку и русской культуре неэффективно, при этом дается точная характеристика политике местных властей: «Программа «Толерантность» никогда не основывалась на мультикультурализме. В Санкт-Петербурге удалось избежать системной ошибки, от которой сейчас страдают многие европейские страны. Решая проблему ксенофобии, в Санкт-Петербурге не пропагандировались идеи мультикультурализма в его европейском варианте, который фактически облегчает не интеграцию в принимающее, исторически сложившееся общество, а консолидацию иммигрантских групп»

В заголовке материала понятие «толерантность» приобретает ярко негативное значение.

В другой статье «Толерантность не означает терпимость» представлена пресс-конференция с председателем Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Александром Прохоренко. Гость редакции разъясняет значение термина «толерантность» как «взаимоуважение».

«Комсомольская правда» в отличие от «Российской газеты» отодвигает понятие «толерантности» на второй план. В газете сформирован негативный образ приезжих, раз в два дня (и чаще) на сайте публикуются материалы о преступлениях, совершенных гастарбайтерами.

Т.о. по вопросу толерантности издания «Российская газета» и «Комсомольска правда» придерживаются различных точек зрения. Первая газета полностью поддерживает идею толерантности, вторая. Во второй нет открытой критики толерантности, но подбор материалов и фактов создает образ иммигрантов как опасности для общества.

Список литературы:

  1. Большая медицинская энциклопедия. Т. 25 / Гл. ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М., 1985. — С. 132.

  2. Малькова В. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Мы – сограждане (СМИ и общество). – М., 2002. – C. 98.

  3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. – С. 590.

  4. Фундаментальные проблемы культурологии: Том 7: Культурное многообразие: теории и стратегии / Отв. редактор Д. Л. Спивак. — М., СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009, C. 63-70.

Просмотров работы: 2993