К ПРОБЛЕМЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ПРОБЛЕМЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье нам хотелось бы обратить внимание к такому явлению, как этническая социализация молодежи. Актуальность данной темы определяется возрастающей потребностью общества в формировании социально ответственной, активной личности во все более усложняющихся формах общественной жизни, а также стремлением обеспечить управляемость влияния факторов социализации на личность. Во многих работах исследователями подчеркивается важность такой стороны социализации, как этническая (З.Т.Гасанов, Р.Н.Мусина и др.) [4].

Несмотря на то, что в последние годы достаточно много внимания уделяется проблемам этнической идентичности и межэтнического взаимодействия, существует предметное поле теоретического и эмпирического исследования социального феномена этнической социализации, вхождения индивида в этнокультурное пространство в условиях современного трансформирующегося общества.

Социокультурные изменения в современном трансформирующемся российском обществе определили особенности этнической социализации в современных условиях, исходным принципом которой становится не культурный национализм, а принцип диалога культур, мультикультурализма. Отметим, что этническая социализация – это процесс, в результате которого формируется этническая идентичность, толерантность, ценностные ориентации, гражданская идентичность и т.д. [2]. Этническая социализация в современном обществе выполняет поистине глобальную мировоззренческую миссию - формирование множественной и многоуровневой идентичности личности, способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия. Новое понимание сущностного наполнения этнической социализации актуализирует концептуальную разработку феномена этнической социализации в современных условиях.

Этническая социализация способствует воспроизводству этничности, которая в современном обществе как на индивидуально-личностном, так и групповом уровнях продолжает выполнять ряд существенных функций: регулятивную, информационную, психологическую, инструментальную, мотивационную.

Актуально обращение к проблеме этнической социализации молодого населения России, выделяя ее как социальную общность, для представителей которой вопрос формирования и сохранения позитивной этнической идентичности и этнической толерантности имеет значимые последствия.

Переходное состояние российского общества к новой фазе своего развития приводит к тому, что социокультурные смыслы, определенные стереотипы деятельности и поведения должны подвергаться если не полному переосмыслению, то своеобразной переинтерпретации в изменившихся социально-экономических и общественно-политических условиях. Естественно, что подобная ситуация в российской социокультурной реальности создает определенные трудности построения образовательной парадигмы, в полной мере отражающей национальную культурную воспроизводственную программу и открывающей новые созидательные возможности, культурные и ценностные смыслы образования как социокультурного явления.

Как пишет А. Г. Асмолов, для проектирования образования как социального института, обеспечивающего формирование толерантности и профилактику экстремизма, необходимо учитывать следующие предпосылки социальной напряженности в обществе: рост социального разнообразия общественной жизни и сложности процесса гражданской идентификации - принятия решений о месте личности (социальной группы) в системе гражданских социальных, профессиональных, национальных, религиозных, политических отношений; неопределенность ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы, возникшая в результате произошедших в короткие сроки изменений политического, экономического и национально-государственного устройства страны; рост гипермобильности населения, обусловленный динамикой этногеографической структуры общества в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов и приводящий к изменению социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, а тем самым, к росту социальной напряженности; возникновение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы; активное распространение манипулятивных технологий формирования установок «свои-чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных «сайтов ненависти» в Интернет, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения [1, С.42].

В условиях современной высшей школы проблема социализации личности также приобретает особую значимость. В высшем учебном заведении (ВУЗ) продолжается процесс социализации личности, а также изменяются его задачи. Высшее учебное заведение (ВУЗ) является четвертым институтом социализации, передающий не только профессиональные знания, но развивающий и воспроизводящий особый культурный слой общества. От успешной социализации студента в вузе зависит не только формирование его личности, но и многие процессы, происходящие в обществе, в частности, этнокультурные процессы. В регионе в развитии системы непрерывного образования высшей школе отводится ведущая роль. В данных обстоятельствах повышается проблема преемственности процесса этнической социализации студентов. В условиях, когда образование признано общенациональным приоритетом, должна быть обеспечена преемственность воспитательных систем вуза.

Современная молодежь включает в себя различные социальные группы, в том числе и студенчество. Понятие «студенчество», Б.Рубина и Ю.Колесникова заключается в следующем: «Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве» [3].

Выбор студенчества в качестве объекта объясняется тем, что указанная социальная группа является своего рода «индикатором» в отношении изменений, происходящих в социальной идентичности россиян. Кроме того, студенчеству присущи такие особенности, как неустойчивость, отсутствие окончательной сформированности, лабильность, более высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, реактивность в отношении перемен, происходящих в социокультурной среде. При этом именно студенчество обладает целым набором социальных ресурсов, способствующих более высокой адаптивности и инновативности данной социальной группы в условиях трансформаций: молодой возраст, образованность, социальная активность, проживание в больших городах, а также сравнительно высокая материальная обеспеченность и т. п.

Интерес к студенчеству всегда привлекал внимание психологов и социологов, поскольку именно для данной социальной группы характерны социальная мобильность, неоднородность этнического и классового состава носителя всех основных характеристик и проблем молодежи.

Таким образом, выделение проблемы этнической социализации молодежи в современных социокультурных условиях является актуальным и наиболее важным в современном обществе. Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, что дает больше возможностей для изучения процессов этнической социализации. Тем самым данное проблемное поле требует разработки и научного исследования, так как несет в себе значимые последствия.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М., изд-во ФГАУ Федеральный институт развития (ФИРО), 2011. 73с.

2. Дагбаева С.Б. Формирование этнической толерантности подростков средствами этнокультурного [Электронный ресурс] URL: http://research-journal.org/featured/psycology/formirovanie-etnicheskoj-tolerantnos/(дата обращения 14.12.2012).

3. Зинурова Р. И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.01.04 : М., 2005. 382 c.

4. Топилина Е.С.Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 – 140 с.

Просмотров работы: 3264