ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3 |
|
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ…….6 |
|
1.1 Генезис сказкотерапии как технологии социальной работы..................................................................................................6 |
|
1.2 Категории населения, нуждающиеся в сказкотерапии…….............................................................................12 |
|
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА СКАЗКОТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………….21 |
|
2.1 Направления и формы сказкотерапии как технологии социальной работы………………………………………………21 |
|
2.2 Опыт реализации сказкотерапии как технологии социальной работы………………………………………………28 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………36 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время внедряется новая методика работы с различными категориями населения - это сказкотерапия. Многие люди считают, что сказкотерапия - это чтение сказок и относятся к этому методу несерьезно с улыбкой, но познакомившись с ним поближе меняют свое мнение.
Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается человек.
Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.
Актуальность данной работы состоит в том, что сказкотерапия молодая методика, она долгое время разрабатывалась только лишь в психологии, но ее также начинают применять и в социальной работе. Сказкотерапия может использоваться при работе с клиентами разных возрастов, пола и проблем.
Применение сказкотерапии в социальной работе базируется на принципах предоставления помощи «здесь и сейчас» и усилениии способности клиента самостоятельно решать проблемы.
Проблемы использования сказкотерапии изучаются многими авторами. Например, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева рассматривает влияние сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу ребенка, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей.1
Гришина И.И и Дальхеева А.М. рассматривали влияния сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском возрасте. При знакомстве со сказкой ребенок попадает в виртуальный мир, который не соприкасается с действительностью. Мир сказок, по их мнению, наполнен разнообразными событиями и ситуаниями, и когда ребенок сталкивается с подобными ситуациями в жизни, он способен найти решение возникшей проблемы. Сказка формирует у ребенка способность самостоятельно принимать решения.1
Объект данной курсовой работы - сказкотерапия, как метод решения проблем человека.
Предмет – формы и методы сказкотерапии как технологии социальной работы.
Цель – определить совокупность форм и методов сказкотерапии как технологии социальной работы.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Определить этапы развития сказкотерапии как технологии социальной работы;
Выявить категории населения, нуждающиеся в сказкотерапии;
Рассмотреть направления и формы сказкотерапии как технологии социальной работы;
Проанализировать опыт реализации сказкотерапии в учреждениях социальной работы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы и выводы, полученные в ходе курсового исследования, можно использовать в системах подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и социальной психологии, а также в практической деятельности вышеуказанных специалистов.
Научная значимость работы заключается в обобщении и систематизации данных о теоретических основах и методике сказкотерапии. В ходе написания курсовой работы использовались методы: качественный анализ, метод исторических ретроспектив.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВы СКАЗКОТЕРАПИИ
Генезис сказкотерапии как технологии социальной работы
Сказкотерапия является одним из самых древних психологических и педагогических методов. Испокон веков знания о мире и жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались.1
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.2 Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Опираясь на многовековой педагогический опыт, подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. 3
Изучение сказок начинается с XVII века, когда возникает научный интерес к этому жанру, особенно в области филологии, этнологии, истории. Одним из первых ученых, увидевших в сказках отражение истории и быта русского народа и заговоривших об их ценности, был историк В. Н. Татищев. Интерес к сказкам проявили и многие писатели XVIII и XIX вв., которые видели в них отражение «души русского народа». Они не только находили в сказке отголоски старины, но и понимали их жизненное значение. Белинский особенно высоко ценил сатирические сказки, которые, по его мнению, были весьма важны для изучения народных понятий, взглядов и языка.4
Психология также проявляла интерес к изучению сказок. Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг5 заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э.Берн1, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. И задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Также важно конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека и благодаря сказкотерапии, человек сумел сам выйти из своих тупиков2.
К анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Гарден, А. Менегетти3, Е. Лисина4, Е. Петрова5, Р. Азовцева, и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым6, Д.Ю. Соколовым7, С.К. Нартовой-Бочавер.8
Но не так давно возникла сказкотерапия как самостоятельное направление в практической психологии, и сразу же приобрела огромную популярность9. В научном мире сказкотерапия существует только12 лет. Попытки исследовать сказки, взглянуть на них под непривычным углом, увидеть нечто скрытое, совершенно нереальное на первый взгляд, предпринимались учеными не один раз. Педагоги-психологи говорят, что сказки вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.
В сказочном сюжете зашифровано большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Человек часто замыкается на какой-то своей проблеме и не способен выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. 1
Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет не директивно, а мягко, подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие как на поведенческом, так и на глубинном нравственно-ценностном уровне. 2В рамках общих ценностей, свойственных культуре, где живет человек, только он сам осуществляет выбор той или иной ценности. Он все время делает и переделывает себя сам, то есть сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, выборе ценностей.3
Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, выраженной физической и психологической зависимостью и неуверенностью в себе.4 Недостаток веры в свои силы влечет за собой чувство недооцененности и сопровождается состоянием опустошенности и одиночества. Вера в свои силы является необходимым компонентом самодостаточной личности, и именно сказочная среда усиливает потенциальные возможности человека в преодолении того, что на данном этапе тормозит его развитие, например, страх, беззащитность, слабость и предрасположенность к болезням.1
Человек не рождается независимым, автономным или ответственным, так же, как он не рождается личностью. Он становится личностью в процессе роста и развития в социуме, или, как утверждают психологи, «психологическое рождение в полном смысле происходит намного позже биологического рождения». 2
Использование сказки воспитателем, учителем и психологом на какой-то определенной стадии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок смог избежать стрессовой ситуации, разочарования.
Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев – мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений. 3В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. 4
На сегоднейший день выделяют 4-е этапа в развитии сказкотерапии .
Первый этап развития сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые всегда передавались из поколения в поколение, неся многовековую мудрость народа.5
Второй этап развития сказкотерапии - собирание и исследование сказок и мифов. Эти исследования связаны с именами Карла Густава Юнга, Луизы фон Франц, Б. Беттельхейма 1. Юнг навел мосты между мудрецами Востока и психологами Запада. В основе его построения лежит символ. Символ, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Вся картина нашего психического мира опосредована символами - архетипами. Архетип - это врожденные элементы человеческой психики, это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Существуют архетипы отца, матери, мужественности, женственности, детства и т.д. Расшифровка глубинной архетипической природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается до сих пор.
Третий этап - сценарии твоей жизни. Э. Берн указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. Сценарий - это постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Это тот психологический импульс, который формирует судьбу человека независимо от его свободного выбора, и превращается в дальнейшем в жизненный сценарий. Можно проследить явное сходство между сказками или мифами и реальными людьми. Благодаря этому этапу развития сказкотерапии появилась возможность помочь человеку увидеть, как формировался его жизненный сценарий, в какие тупики и ловушки он заводит человека, а самое главное, помочь человеку выйти из этих тупиков и творить свою судьбу дальше.2
Четвертый этап - комплексная сказкотерапия. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как целостной воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.1 Шелдон Копп в своей книге «Гуру: метафоры от психотерапевта» рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и сказок. Научные доводы и изыскание не затрагивают душу, в то время как сказки, мифы, метафоры созданные самыми разными культурами мира западают в самые ее недра. Сейчас сказкотерапия распространилось и в педагогической, и психологической системах. Познание многих вещей в педагогики даются через сказки, метафоры, притчи. Как в педагогике, так и в психологии активно используется прием «Сочини сказку». 2
В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева3, С.А. Черняева4, А.В. Гнездилов5. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе.6
Применение сказкотерапии в социальной работе, как и применение арт-терапии, базируется на принципах предоставления помощи «здесь и сейчас» и усилении способности клиента самостоятельно решать проблемы.
Институт социальной работы на постсоветском пространстве только зарождается, и важным является построение его на гуманистических основаниях. Опыт зарубежных стран, в частности США, показателен в плане гуманистических способов ведения социальной работы.Терапевтическая проработка «теневых» сторон личности социального работника является важным элементом его профессиональной пригодности. Одним из наиболее экологичных способов встречи человека со своей тенью есть сказкотерапия.1
Из выше сказанного можно увидеть, что сказкотерапия очень многогранный метод и она востребована не только в психологии, ее можно использовать и в других областях, как самостоятельный метод. В социальную работу сказкотерапия начинает внедряться постепенно, но уже есть эффективные результаты в ее использовании.
Категории населения, нуждающиеся в сказкотерапии
В настоящее время термин «сказкотерапия» у большинства людей вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись с сказкотерапией поближе, многие люди меняют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.2
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В.: «Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи».3
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне .4
В возрасте трех-шести лет ребенок учится думать о предметах и сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Это принципиальное отличие мыслительных способностей от предыдущего возраста.1 Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело. Кроме того, мышлению ребенка этого возраста свойственно стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Это как раз и позволяет сказке выступать в роли той знаковой системы, в которой ребенок осваивает окружающую действительность.
Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. К моменту поступления в школу мышление ребенка, однако, становится более реалистическим. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, когда перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому также позволяют сказка и игра.2
Сказкотерапия в этом возрасте выступает помощником взрослого в преодолении детских трудностей. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.3
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется.1
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.2
Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся с продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек.
Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др. Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Подросток - это еще не взрослый человек: он еще не до конца осознал, как ему относиться к себе, к людям, к обществу.1
Это период формирования эго-идентичности, очень ответственный период, поскольку именно в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки.
Кроме того, в этом возрасте стабилизируются черты характера и те основные формы межличностного поведения, которые были заложены и развиты на предыдущих этапах.
Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе.
В подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что обусловливает изменение поведения и создает совершенно новую ситуацию личностного и психологического развития. Она требует и порождает трансформацию всей системы отношений подростка — и к окружающим людям, и к самому себе.1
Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, непростые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?» В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей.
Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», — это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным». 2
На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение. История самостановления — это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь «героя», проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в коррекционной работе с подростками, мы помогаем им в этом выборе.
Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Но, идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Опираясь на опыт других «героев», он сможет выбрать, по какому пути пойти ему самому.
Групповые и индивидуальные занятия с подростками проводятся по полтора-два часа. Оптимальное число участников в группе — 8-12человек. Исходя из возрастных новообразований, наиболее эффективной представляется групповая форма работы.3
Для подростков и взрослых эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации, и, открыв в себе ресурс, они переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к социальному моделированию.1
Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии. Под когнитивным аспектом понимается, прежде всего, анализ сказок. Анализ конкретной, подобранной психотерапевтом «под человека» или специально написанной им сказки позволит изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации. Творческий аспект сказкотерапии выражается в сочинении сказок, рисовании сказочных героев, изготовлении кукол, драматизации сказок. Все эти формы деятельности позволяют высвободить творческую энергию воображения. Все это - силы, которые помогут подростку и взрослому конструктивно изменять свою жизнь.2
Базовая проблема современной женщины заключается в том, что она реализуется по «мужскому типу», стремится быть активной, подчинять себе ситуации, события и людей, расходовать свою энергию. Однако нельзя считать, что женщина стала счастливой. Часто получается совсем наоборот.
Пути женской самореализации связаны с проявлением различных сил внутри женщины, источником которых являются ее ипостаси. Актуализированные силы формируют потребность. Женщина осознанно или неосознанно начинает строить программу удовлетворения этой потребности.
В сюжетах сказок и мифов описываются в основном сценарии удовлетворения потребности, вызванной либо инстинктом, либо душой. В бытовых сказках можно найти иронию по поводу потребности, вызванной поврежденным эго, а также совет как справиться с этой потребностью. В сказках герои, имеющие желания, связанные с поврежденным эго, строго наказываются или высмеиваются. Сказки подсказывают единственный путь преодоления действия поврежденного эго — это путь проявления заботы о ближнем.1
Сказкотерапия удачно используется и при организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Принимая участие в сказко-терапевтическом занятии, инвалид становится более подготовленным к различным жизненным ситуациям, обучается способам решения проблем. К приемам работы со сказкой относят анализ, рассказывание, переписывание, постановку, сочинение. При этом анализируются сказки. Метод применяется с целью осознания и интерпретации клиентом того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев. Важно рассказывать сказку от первого лица. Этот прием помогает развить умение инвалида ставить себя на место другого человека.2
Клиентам очень нравится постановка сказок с помощью кукол, что предполагает участие инвалида в проигрывании сказочного сюжета. Работа с куклой позволяет ему проявлять эмоции, корректировать свои движения и делать образ персонажа сказочного сюжета более выразительным. Не менее ценен и такой прием, как сочинение, которое предполагает «придумывание» сказки самим клиентом с использованием своей проблемной ситуации.
Структура занятий по сказкотерапии для инвалидов может быть разработана на основании схемы, предложенной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Она включает вхождение в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграцию, резюмирование, выход из сказки. Занятие начинается с ритуала входа в сказку, его назначение состоит в обеспечении готовности участников к совместной работе. Здесь проводятся коллективные упражнения на сплочение группы и создание благоприятного эмоционального состояния инвалидов. Далее специалист проводит повторение предыдущего занятия по сказкотерапии, в ходе которого участники вспоминают выводы и делятся опытом применения полученных ими умений и навыков. Расширение социального опыта инвалидов достигается с помощью использования ведущим одного из приемов работы со сказкой.Закрепление социальных умений и навыков клиента достигается с помощью его личного участия в сказочном сюжете в качестве одного из героев.1
Таким образом, у сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, песня и т. д.
Нет ограничений по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально-», и с «альтернативно развивающимися» людьми.
ВЫВОДЫ:
1. Сказкотерапия прошла 4-е этапа в развитии. Все этапы взаимосвязаны между собой:
- Развитие начинается с устного народного творчества, когда сказки рассказывали провинившимся детям;
- Собирание и исследование сказок, этим заинтересованы многие психологи, они считали, что в основе сказки лежит символ;
- Развитие сказки как сценария жизни, благодаря чему прослеживалось сходство между сказкой и жизнью человека;
- Развитие сказки как помощи человеку, разрабатываются методики для решения социально-психологических проблем.
2. В России метод сказкотерапии начал активно использоваться и развиваться с начала 90-х годов XX века параллельно с появлением в России социальной работы как профессионального и научного направления. Возможно, именно поэтому сказкотерапия изначально вошла в структуру социальной работы как ее технология и до сих пор активно используется в социальных службах.
3. Сказкотерапия в структуре социальной работы участвует в решении самых разнообразных проблем: проблемы адаптации, отклоняющегося поведения, насилия и т.п. Наиболее привлекательным в сказкотерапии является: отсутствие трудоемких и долгих процедур, возможность использования с различными категориями клиентов: дети, молодежь, женщины, пожилые люди и т.п. Человек благодаря сказкотерапии становится открытым, общительным, ориентируется в окружающей среде, находит выход из жизненых ситуаций, развивается самооценка, он осознает свои слабые и сильные стороны.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА СКАЗКОТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Направления и формы сказкотерапии как технологии социальной работы
Сказкотерапия - это эклектический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю.1
По мнению Е.В.Чех можно выделить несколько методов сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
Сказкотерапия по своему многопланова. Поэтому ее делят на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. И каждый специалист может выбрать себе по душе свою форму работы со сказками.2
Аналитическое направление. Интерпретация сказок. Смысл работы заключается в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Информация об этом «зашифрована» в сказочных образах. Использование этого метода эффективно для развития дивергентного (творческого) мышления, аналитико-синтетических способностей и ценностных ориентации детей от 5 лет, подростков и взрослых.1
На сегодняшнем этапе развития сказкотерапии аналитическое направление представлено в двух формах: исследовательской и терапевтической.
Исследовательская форма тесно связана с именами Карла Густава Юнга и его ученицы, последовательницы — Марии Луизы фон Франц. «Расшифровка» глубинной природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Например, К.Юнг считал, что архетип Духа проявляется в сказочных образах Волшебника, Старца, которые являются герою в самые ответственные моменты его пути. Зачастую героем, по мнению К.Юнга, движет мотивация, исходящая из архетипа Спасителя: он стремится спасти похищенную невесту, сказочную страну или более слабых.2
Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой и индивидуальной работе с детьми, подростками, взрослыми. В рамках этой формы решаются задачи формирования способностей к установлению причинно-следственных связей поступков и явлений, развития творческого мышления и воображения.
Терапевтическая форма применяется в двух видах:
— библиотерапия,
— решение сказочных задач.
Библиотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более глубокое понимания смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей. Данная форма работы хороша для детей от 5-6 лет, подростков, студентов и взрослых. В качестве материала используются различные художественные сказки, а также психотерапевтические сказки А.В.Гнездилова.
Процедура библиотерапии довольно проста. Участники группы располагаются в удобных, расслабленных позах. Они даже могут закрыть глаза. Ведущий читает специально подобранную сказку. После того как сказка прослушана, ведущий организует групповую дискуссию. Для этого могут быть предложены вопросы, например: Как вам показалось, о чем эта сказка? Как вы думаете, чему она учит? От чего герой совершал те или иные поступки? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?1
Важно, чтобы слушатели почувствовали и проговорили не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы. Подобные обсуждения сказок «учат нас думать», разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Кроме того, в ходе групповой дискуссии каждый ее участник имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в группе, при этом аргументировано отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнение других. 2
Решение сказочных задач «открытого» типа служит благородным целям сбора материала, развития творческого (дивергентного) мышления и воображения. Творческое мышление - это умение находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с наименьшими затрачиванием сил и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений. 3
Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. При этом способе самое важное, она не имеет единственно правильного решения.
Чех Е.В. выделяет несколько основных методов: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.1
Ткач Р.М. описывает новые возможности использования сказки по методу символдрамы.2 Символдрама - это одно из направлений психотерапии. Ее основу составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную тему специалистом.3
Методы сказкотерпаии помогают развить многие способности человека. Благодаря им, он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром.
Метод «Рассказывание и сочинение сказки»
Любое рассказывание сказки уже лечение само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом. Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.4
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость,); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.1
Метод «Рисование сказки»
После прочтения сказки, ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.2
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.3
Метод «Изготовление кукол»
Это один из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В ней важен сам процесс изготовления куклы.
По мнению Гребенщиковой, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов. Куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.1
Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
Как считают ряд специалистов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку ; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.2
По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.3
Метод «Песочная терапия»
Одним из интереснейших метод является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом работы с клиентами разных возрастных групп.4
Как пишет Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».1
Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют специалисту одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и другое.
Метод «Кататимный подход в сказку»
Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:
фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Специалист расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.
фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.
фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.
фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.2
Таким образом, каждый метод может использоваться индивидуально, так и в группе. Благодаря методам сказкотерапии человек раскрывается, находит решение в своих проблемах.
Сказкотерапия является методом психологии, но она нашла свое отражение и в социальной работе. Наиболее эффективными методами работы с клиентом являются метод «Песочная терапия», метод «Изготовление кукол», метод «Рисование сказки». С помощью этих методов человек не напрямую говорит о том, что его беспокоит, а через какие-то предметы, например с помощью куклы он говорит о своих проблемах.
2.2 Опыт реализации сказкотерапии, как технологии социальной работы
Сказкотерапия является молодым направлением в технологии социальной работы. Она используется со следующими категориями населения: дети, подростки, взрослые, пожилые, инвалиды.
Реализация сказкотерапии в большей степени проводится в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, детских домах, интернатах.
Например, в Областном Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус Надежды» осуществляет свою деятельность с 1996 года. Работают с детьми, страдающие различными формами детского церебрального паралича, последствием перинатальной энцефалопатии, патологией опорно-двигательного аппарата, с генетическими аномалиями (в частности – с синдромом Дауна), дети, страдающие ранним детским аутизмом. Работают отделения коррекции психических, речевых, двигательных расстройств, трудотерапии, социальной адаптации, кондуктивной педагогики, спортивной реабилитации, физиотерапии. Основное направление работы– это занятия с детьми, страдающими ранним детским аутизмом и сказкотерапия.1
Проводятся сказкотерапевтические занятия с несколькими игровыми группами. Стилем проведения занятий является недирективный подход, позволяющий наиболее полно реализовать творческий потенциал участников и дающий возможность их личностному росту. При проведении игровых сеансов использовался рабочий кабинет специалиста, действие сказки разворачивалось на поверхности стола, к которому прикрепляется лист ватмана. К началу каждого занятия подготавливаются краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей.
Во время сеанса специалист смотрит на участников и описывает произошедшие события, также эмоциональные реакции детей, при этом разрабатывая дальнейшие занятия. «Детская оздоровительная деревня Тевяшево». Данная программа может быть применятся в работе любого оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей и подростков с учетом деятельности учреждения. Программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей и подростков. По продолжительности программа «Детская оздоровительная деревня Тевяшево» краткосрочная, действует в течении летнего времени.
В программе используются различные методики, в том числе и сказкотерапия. В основном занятия направлены на обогащения внутреннего мира ребенка, развития воображения, произвольного внимания, повышении уверенности в себе, развитии самооценки и самоконтроля.
Этот метод часто проводится с цветотерапией, игротерапией или музыкотерапией. Ребенку предлагают нарисовать или сделать подделку по любимой сказке. Чтение самой сказки сопровождается приятной музыкой. 2
В Ямало-Немецком автономном округе, в поселке Харп находится дом-интернет «Мядико» . Это учреждение является стационарным. Предназначен в основном для постоянного проживания пожилым, тяжелобольным и одиноким. Социально-психологическая помощь начинается с момента поступления и в периоды адаптации.
Общение социального работника и психолога начинается уже в изоляторее, подопечный помещается туда на время. Общение представляет собой индивидуальный подход с учетом возрастных учреждений.
Основная цель учреждения - это помочь людям пожилого возраста осознать собственную значимость, привлечь к участию в общественной жизни, поддержания индивидуальных дружеских и родственных связей.
С людьми пожилого возраста проводятся различные методики, в частности и сказкотерапия. На занятиях читают и анализируют психологическую и философскую литературы, в последствии чего обсуждают. Проводятся тренинги для сохранения познавательного процесса в дальнейшем. Целью таких занятия является освобождение от негативных эмоций, ориентация в окружающей обстановке, принятие своих сильных и слабых сторон.2
В городе Похвистнево было создано Государственное учреждение Самарской области «Социально-оздоровительный центр «Доблесть».
Основная задача учреждения - это развития и совершенствование системы реабилитации инвалидов военной службы и обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации инвалидов к жизни в обществе и семье.
Ежегодно в центре внедряются новые реабилитационные методики, одним из таких методом является и сказкотерапия. При прочтении сказки у человека возникают эмоции: герои и отношения похожи с повседневной жизнью. Цель занятий - снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление барьера в общении, создание позитивного настроения.1
Сказкотерапия встречается также в ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г. Тольятти».
На занятиях используются: групповое обсуждение сказочных сюжетов, анализ сказки; групповое сочинение сказки; изменение сказочных сюжетов, иное решение сказочных задач; рисование по мотивам сказки.
Сказкотерапия формирует творческое отношение к жизни, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые способности к творческому решению сложных жизненных задач, также появляется уверенность в своих силах.2
Очень интересен опыт детского сада № 148 г.Оренбурга, в котором проводилось исследование по эффективности использования сказкотерапии. Для этого исследования выбрали несколько человек, у которых заметили проявление агрессии или тревожности. Выбор детей основывался на их рисунках, беседах с ними и их родителями, а также с воспитателями. Во время исследования наблюдали за детьми, следили за их движением, манерой обращения со своими ровесниками.
Было разработано 10 занятий «Путешествие в страну сказок». В течение каждого занятия исследователи наблюдали за динамикой эмоционального состояния детей. В конце каждого занятия проводится тест «Раскрась свои чувства». Постоянно поддерживался контакт с воспитателями и родителями. На сегодняшний день можно сказать о положительной динамике у шести наблюдаемых детей. 1
Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке,на занятиях был придуман ритуал вхождения в Волшебную Страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).
Этап знакомства с персонажами, в которых превратились дети, очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Чем больше моделей поведения проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимоотношения с окружающими. Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения. Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для взрослых может быть двусмысленным. Тот образ, который ребенок выбирает для превращения, рассказывает, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ – значит, он по каким-либо причинам очень значим для ребенка.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии решаются определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. В ходе курса сказкотерапии комбинировались способы «введения» в сказку в зависимости от целей занятия. 2
Таким образом, сказкотерапия хоть и молодая методика, но она постепенно внедряется во все социальные учреждения, для оказания помощи нуждающимся людям. Безусловно, в списке социальных служб, активно использующих сказкотерапию, преобладают те, в которых решаются проблемы детей, но эта технология доказала свою эффективность и при работе с другими категориями нуждающихся в социальной помощи.
ВЫВОДЫ:
1.К основным методам сказкотерапии в рамках социальной работы относят метод «Песочная терапия», метод «Изготовление кукол», метод «Рисование сказки».
2. Сказкотерапия активно используется в: социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детских домах, коррекционных школах-интернатах, домах-интернатах для пожилых, в детских садах, кризисных центрах и т.п.
3. Сказкотерапия – это технология социальной работы, обладающая огромным социально-адаптационным и социально-терапевтическим потенциалом и, при этом, довольно проста в использовании. Многие работники социальных служб и родители недооценивают эти преимущества, поэтому необходимо развивать консультирование по вопросам использования сказкотерапии и обучать ее методикам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были получены следующие результаты:
Проанализированы этапы становления сказкотерапии как технологии социальной работы. Изучение самих сказок начинается с XVII века, когда возникает научный интерес к этому жанру, особенно в области филологии, этнологии, истории. Сказками интересуются и писатели, которые видели в них отражение «души русского народа», но и также понимали их значения.Сама сказкотерапия является самостоятельным направлением в практической психологии и социальной работе.
На сегодняшний день выделяют 4-е этапа развития сказкотерапии: устное народное творчество, собирание и исследование сказок и мифов, обращение в сказочную форму сюжетов из жизни, создание необходимого поведения посредством проекции сказочных сюжетов. Конкретная сказка может стать жизненым сценарием человека.
Определены категории клиентов социальной работы, нуждающихся в сказкотерапии. Дети младшего, школького возраста; подростки, инвалиды, пожилые, женщины - это категории населения, при организации работы с которыми целесообразно использовать разнообразные методы сказкотерапии. Для любой категории используются свои методы сказкотерапии.
Выявлены направления и методы сказкотерапии как технологии социальной работы:
- кататимный поход в сказку;
- песочная терапия;
- изготовление кукол;
- рассказывание сказки;
- рисование сказки;
- сказкотерапевтическая диагностика;
- сочинение сказки;
- постановка сказки.
Рассмотрен опыт реализации сказкотерапии: в основном сказкотерапия проводится в реалибитационных центрах для детей и подростков с ограничеными возможностями, детских домах, интернатах. Основная цель занятий по сказкотерапии - это самовыражение, преодоление барьеров в общении, снятие негативного напряжения, развитие творческих способностей, повышение самооценки и т.п.
Таким образом, сказкотерапия обладает огромным потенциалом в рамках социальной работы, а потому необходимо транслировать имеющийся опыт ее использования. Также определенными перспективами обладают следующие направления ее развития:
- создание специализированных на сказкотерапии социальных служб;
- разработка обучающих основам сказкотерапии программ для родителей, воспитателей и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абросимова Ю.Н., Абросимова М.Н. Опыт реализации летней социально-реабилитационной программы «Детская оздоровительная деревня Тевяшево» на базе комплексного центра социального обслуживания / Ю.Н. Абросимова, М.Н. Абросимова // Работник социальной службы. - 2012. - № 7. - С.58-62.
Аналитическое направление. Интерпретация сказок. //URL:http://www.ahmerov.com/book_959_chapter_14_1._Analiticheskoe_napravlenie._Interpretaija_skazok.html
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Э. Берн // URL: http://grinvald.com/biblioteka/psihoterapiya/inoe/bern-e.-igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.-lyudi-kotorye-igrayut-v-igry.html
Бреусенко-Кузнецов А. Этюды по сказкотерапии/ А. Бреусенко-Кузнецов //URL: http://www.dikoepole.org/numbers_journal.php?id_txt=637
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков // URL: http://www.klex.ru/9iw
Веричева О.Н. Социальная терапия как художественно-творческая технология социальной работы с инвалидами/ О.Н. Веричева. //URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1325061832.pdf
Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка//URL: http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/142466/7.html
Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.45.
Воробей Е.Л.Что такое сказкотерапия?/ Е.Л. Воробей //URL: http://www.seminarium.ru/news/chto-takoe-skazkoterapiya
Воропаева Н.Н. «Коррекция эмоциональной сферы средствами игровой терапии»./ Н.Н. Воропаева //URL: http://licey5p.narod.ru/main_win/We/metod/korec_igr.htm
Гармоничное развитие ребенка // URL :http://alldeti.narod.ru/_pedagogam.html
Гнездилов А.В. Встречи на дороге. Терапевтические сказки/ А.В.Гнездилов //URL: http://www.koob.ru/gnezdilov/meetings_on_the_road
Гнездилов А.В. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) / А.В. Гнездилов// URL: www.nagval.kz/docs/articles/article15.doc
Горбунов Л. Опыт использования сказкотерапии в условиях Центра реабилитации (теоретический анализ и рекомендации по применению методики)/ Л. Горбунов //URL: http://www.twirpx.com/file/313528/
Горина Е. Представление образов в психотерапии: метод символдраммы / Е. Горина //URL: http://vprosvet.ru/simvoldrama/
Гришина И.И.,.Дальхеева А.М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей / И.И. Гришина, А.М. Дальхеева // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – Иркутск. - 2006. – № 2.
Гуртова Ю.В. Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии/ Ю.В. Гуртова //URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625a3bc78b5c43b88521216c27_0.html
Женская психология в контексте сказкотерапии. //URL: http://www.cka3ka-pro.ru/sady/sad4w.htm
Зацепина А.А. Методическая разработка урока психологии для подростков «Кто, если не я?» / А.А. Зацепина //URL: http://festival.1september.ru/articles/587163/
Зинкевич-Евстигнеева Т. Исследование сказок / Т. Зинкевич-Евстигнеева – М: Речь, 2010. – С.56.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству: Учебник / Т. Зинкевич-Евстигнеева - СПб: Златоуст, 1998. – С.76
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева //URL: http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/praktikum_po_skaz_ter
Использование методов сказкотерапии // URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b3bd78b4d53b88521206c37_0.html
Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания. //URL:http://www.kazedu.kz/referat/138651
Использование сказки в коррекции отклонения в поведении младших школьников. //URL: http://www.bestreferat.ru/referat-135818.html
Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии. // URL :http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=512434
Каблаш Н.М.Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ Н.М Каблаш // URL: http://festival.1september.ru/articles/417294/
Калимуллина Ю.В.Организация социально-психологической работы в социально-оздоровительном центре / Ю.В. Калимуллина // Работник социальной службы. - 2010. - № 11. - С.36-39.
Кардополова М.М. . Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас./ М.М. Кардополова //URL: http://festival.1september.ru/articles/516387/
Кулагина Н. Сказкотерапия / Н Кулагина // URL: http://www.kid.ru/pregnancy/index97.php3
Куринская Н.А. Работа психолога в доме-интернате / Н.А. Куринская // Работник социальной службы. - 2010. - №12.- С.93-96.
Лаптева С.А. Человек - существо социальное./ Лаптева С.А. // URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/chelovek-sushchestvo-sotsialnoe
Лисина Е. Формирование личности ребенка в общении/ Е.Лисина // URL: http://www.klex.ru/7yk
Логинова О.И. Статьи по психологии. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми./ О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
Менегетти А. Образ и бессознательное/ Менегетти А.// URL: http://www.klex.ru/9ky
Методы психокоррекции. // URL : http://www.referatbank.ru/referat/preview/9807/referat-metody-psihokorrekcii.html
Петрова Е. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога/ Е. Петрова // URL: http://www.klex.ru/85v
Программа «Сказкотерапия». //URL: http://www.gold-child.ru/forum/forum29/topic4133/messages/
Путь к волшебству // URL: http://www.pandia.ru/783930/
Русова А.В. Использование арт-терапевтических техник в работе психологической службы // Работник социальной службы. – 2011. - № 4.- С.73-78.
Сакович Н.А. Технология игры в песок./ Н.А.Сакович // URL: http://www.timespirit.ru/liderstvo/liderstvo/technologiya-igri-v-pesok-n-a-sakovich-vvedenie
Семинар практикум «сказкотерапия в работе с дошкольниками» //URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-110363.html
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей //URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/765-skazkoterapevticheskaya-correctional-and-development-program-designed-to-promote-awareness-of-children-applications
Сказкотерапевтические методы //URL: http://vitalogy.zaochnoe.ru/buddy/сказкотерапевтические-методы/
Сказкотерапия //URL: http://kursachworks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=101:2012-10-06-07-52-26&catid=25:2012-03-27-03-56-32&Itemid=33
Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми //URL: http://schoolpsycholog.ucoz.com/blog/2011-10-20-12
Сказкотерапия для взрослых. //URL: http://www.skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapiya_dlya_vzroslih/
Сказкотерапия для детей. //URL: http://skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapia/
Сказкотерапия для подростков //URL: http://skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapiya_dlya_podrostkov/
Сказкотерапия как метод развития личности //URL: http://stud24.ru/
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников //URL :http://vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/1707-skazkoterapiya-kak-forma-organizaczii-psixologicheskogo-konsultirovaniya-mladshix-shkolnikov-diplomnaya-rabota
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников- 1.3. Особенности метода сказкатерапии в психологическом консультировании // URL: http://vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/1707-skazkoterapiya-kak-forma-organizaczii-psixologicheskogo-konsultirovaniya-mladshix-shkolnikov-diplomnaya-rabota?start=1
Соколов Д. Сказкотерапия и архетипический анализ. Избранные главы рукописи./ Д. Соколов// URL: http://www.skazkoterra.ru/book/library/?ID=2115
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры/ С.А. Черняева //URL: http://www.koob.ru/chernyaeva/psihoter_skazki_igri
Что такое коррекционные сказки? // URL :http://www.magiclamp.ru/rodaki/dety_kniga/korekt_skazki/about_korrekt.htm
Что такое сказкотерапия? //URL: http://www.sadon.ru/
Юнг К.Г Душа и миф / К.Г Юнг // URL: http://www.skazkoterra.ru/book/library/?ID=2097
1 Зинкевич-Евстигнеева Т. Исследование сказок / Т. Зинкевич-Евстигнеева - М: Речь, 2010 г.
1 Гришина И.И.,.Дальхеева А.М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей / И.И. Гришина, А.М. Дальхеева // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – Иркутск. - 2006. – № 2.
1 Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.45.
2 Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников //URL :http://vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/1707-skazkoterapiya-kak-forma-organizaczii-psixologicheskogo-konsultirovaniya-mladshix-shkolnikov-diplomnaya-rabota
3 Кулагина Н. Сказкотерапия / Н Кулагина // URL: http://www.kid.ru/pregnancy/index97.php34 Каблаш Н.М.Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ Н.М Каблаш // URL: http://festival.1september.ru/articles/417294/
5Юнг К.Г Душа и миф / К.Г Юнг // URL: http://www.skazkoterra.ru/book/library/?ID=2097
1 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Э. Берн // URL: http://grinvald.com/biblioteka/psihoterapiya/inoe/bern-e.-igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.-lyudi-kotorye-igrayut-v-igry.html
2 Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников- 1.3. Особенности метода сказкатерапии в психологическом консультировании // URL: http://vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/1707-skazkoterapiya-kak-forma-organizaczii-psixologicheskogo-konsultirovaniya-mladshix-shkolnikov-diplomnaya-rabota?start=1
3 Менегетти А. Образ и бессознательное/ Менегетти А.// URL: http://www.klex.ru/9ky
4 Лисина Е. Формирование личности ребенка в общении/ Е.Лисина // URL: http://www.klex.ru/7yk
5 Петрова Е. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога/ Е. Петрова // URL: http://www.klex.ru/85v
6 Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков // URL: http://www.klex.ru/9iw
7 Соколов Д. Сказкотерапия и архетипический анализ. Избранные главы рукописи./ Д. Соколов// URL: http://www.skazkoterra.ru/book/library/?ID=2115
8 Каблаш Н.М. Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / Н.М. Каблаш // URL: http://festival.1september.ru/articles/417294/
9 Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков // URL :http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b3bd78b4d53b88521206
1 Путь к волшебству // URL: http://www.pandia.ru/783930/ 2Использование методов сказкотерапии // URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b3bd78b4d53b88521206c37_0.html3 Гришина И.И., Дальхеева А.М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей / И.И. Гришина, А.М. Дальхеева // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – Иркутск. - 2006. – № 2.
4 Использование методов сказкотерапии. // URL :http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b3bd78b4d53b88521206c37_0.html
1 Гришина И.И.,.Дальхеева А.М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей / И.И.Гришина, А.М. Дальхеева // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – Иркутск. - 2006. – № 2.
2 Лаптева С.А. Человек - существо социальное./ Лаптева С.А. // URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/chelovek-sushchestvo-sotsialnoe3 Что такое коррекционные сказки? // URL :http://www.magiclamp.ru/rodaki/dety_kniga/korekt_skazki/about_korrekt.htm
4 Гармоничное развитие ребенка // URL :http://alldeti.narod.ru/_pedagogam.html
5 Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии. // URL :http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=512434
1 Методы психокоррекции. // URL : http://www.referatbank.ru/referat/preview/9807/referat-metody-psihokorrekcii.html
2 Программа «Сказкотерапия». //URL: http://www.gold-child.ru/forum/forum29/topic4133/messages/
1 Каблаш Н.М. Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста./ Н.М. Каблаш //URL: http://festival.1september.ru/articles/417294/
2 Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников. Особенности метода сказкатерапии в психологическом консультировании. //URL: http://vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/1707-skazkoterapiya-kak-forma-organizaczii-psixologicheskogo-konsultirovaniya-mladshix-shkolnikov-diplomnaya-rabota?start=1
3 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева //URL: http://www.koob.ru/zinkevich_evstigneeva/praktikum_po_skaz_ter
4 Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры/ С.А. Черняева //URL: http://www.koob.ru/chernyaeva/psihoter_skazki_igri
5 Гнездилов А.В. Встречи на дороге. Терапевтические сказки/ А.В.Гнездилов //URL: http://www.koob.ru/gnezdilov/meetings_on_the_road
6 Гуртова Ю.В. Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии/ Ю.В. Гуртова //URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625a3bc78b5c43b88521216c27_0.html
1Бреусенко-Кузнецов А. Этюды по сказкотерапии/ А. Бреусенко-Кузнецов //URL: http://www.dikoepole.org/numbers_journal.php?id_txt=637
2 Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.57.
3Логинова О.И. Статьи по психологии. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми./ О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
4 Логинова О.И. Статьи по психологии. Оказание психологической помощи./ О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
1 Сказкотерапия для детей. //URL: http://skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapia/
2 Кардополова М.М. . Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас./М.М.Кардополова//URL: http://festival.1september.ru/articles/516387/3 Воробей Е.Л.Что такое сказкотерапия?/ Е.Л. Воробей //URL: http://www.seminarium.ru/news/chto-takoe-skazkoterapiya
1 Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка//URL: http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/142466/7.html2 Сказкотерапия для детей //URL: http://skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapia/
1Сказкотерапия для подростков //URL: http://skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapiya_dlya_podrostkov/
1 Зацепина А.А. Методическая разработка урока психологии для подростков «Кто, если не я?» / А.А. Зацепина //URL: http://festival.1september.ru/articles/587163/2Сказкотерапия для подростков. //URL: http://skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapiya_dlya_podrostkov/
3 Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Сказкотерапия с подростками //URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/760-skazkoterapevticheskaya-correctional-and-development-program-designed-to-promote-awareness-of-children-skazkoterapiya-with-teenagers
1 Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 45.
2 Сказкотерапия для взрослых. //URL: http://www.skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapiya_dlya_vzroslih/
1 Женская психология в контексте сказкотерапии. //URL: http://www.cka3ka-pro.ru/sady/sad4w.htm
2 Веричева О.Н. Социальная терапия как художественно-творческая технология социальной работы с инвалидами/ О.Н. Веричева. //URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1325061832.pdf
1 ВеричеваО.Н. Социальная терапия как художественно-творческая технологиясоциальной работы с инвалидами./ О.Н. Веричева //URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1325061832.pdf
1 Сказкотерапия как метод развития личности //URL: http://stud24.ru/2 Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания. //URL:http://www.kazedu.kz/referat/138651
1 Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству: Учебник / Т. Зинкевич-Евстигнеева - СПб: Златоуст, 1998. – С.76
2 Зинкевич-Евстигнеева Т. Исследование сказок / Т. Зинкевич-Евстигнеева – М: Речь, 2010. – С.56. 1 Использование сказки в коррекции отклонения в поведении младших школьников. //URL: http://www.bestreferat.ru/referat-135818.html 2 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии: Учебник / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб: Златоуст, 1998. – С. 76.3Аналитическое направление. Интерпретация сказок. //URL:http://www.ahmerov.com/book_959_chapter_14_1._Analiticheskoe_napravlenie._Interpretaija_skazok.html
1.Сказкотерапевтические методы //URL: http://vitalogy.zaochnoe.ru/buddy/сказкотерапевтические-методы/
2 Воропаева Н.Н. «Коррекция эмоциональной сферы средствами игровой терапии»./ Н.Н. Воропаева //URL: http://licey5p.narod.ru/main_win/We/metod/korec_igr.htm
3 Горина Е. Представление образов в психотерапии: метод символдраммы / Е. Горина //URL: http://vprosvet.ru/simvoldrama/
4 Логинова О.И. Статьи по психологии. Оказание психологической помощи/ О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
1 Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей //URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/765-skazkoterapevticheskaya-correctional-and-development-program-designed-to-promote-awareness-of-children-applications
2 Семинар практикум «сказкотерапия в работе с дошкольниками» //URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-110363.html3 Логинова О.И. Статьи по психологии. Оказание психологической помощи / О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
1 Сказкотерапия //URL: http://kursachworks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=101:2012-10-06-07-52-26&catid=25:2012-03-27-03-56-32&Itemid=33
2 Логинова О.И. Статьи по психологии. Оказание психологической помощи/ О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
3 Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми //URL: http://schoolpsycholog.ucoz.com/blog/2011-10-20-12
4 Что такое сказкотерапия? //URL: http://www.sadon.ru/
1 Сакович Н.А. Технология игры в песок./ Н.А.Сакович // URL: http://www.timespirit.ru/liderstvo/liderstvo/technologiya-igri-v-pesok-n-a-sakovich-vvedenie2 Логинова О.И. Статьи по психологии. Оказание психологической помощи / О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
1 Горбунов Л. Опыт использования сказкотерапии в условиях Центра реабилитации (теоретический анализ и рекомендации по применению методики)/ Л. Горбунов //URL: http://www.twirpx.com/file/313528/
2 Абросимова Ю.Н., Абросимова М.Н. Опыт реализации летней социально-реабилитационной программы «Детская оздоровительная деревня Тевяшево» на базе комплексного центра социального обслуживания / Ю.Н. Абросимова, М.Н. Абросимова // Работник социальной службы. - 2012. - № 7. - С.58-62.
2 Куринская Н.А. Работа психолога в доме-интернате / Н.А. Куринская // Работник социальной службы. - 2010. - №12.- С.93-96.
1 Калимуллина Ю.В.Организация социально-психологической работы в социально-оздоровительном центре / Ю.В. Калимуллина // Работник социальной службы. - 2010. - № 11. - С.36-39.
2 Русова А.В. Использование арт-терапевтических техник в работе психологической службы // Работник социальной службы. – 2011. - № 4.- С.73-78.
1 Гнездилов А.В. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) / А.В. Гнездилов// URL: www.nagval.kz/docs/articles/article15.doc2 Гнездилов А.В. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) / А.В.Гнездилов// URL: www.nagval.kz/docs/articles/article15.doc