Поразительно, но факт – главным сплачивающим фактором для первых поколений американцев была неопределенность, туманные представления о новом материке, о своих возможностях. Зачастую эти представления были ошибочны, слишком оптимистичны, но во многом благодаря грандиозным надеждам и была образована американская национальная идея. Другими словами, предприимчивость переселенцев, их страсть и целеустремленность подогревалась небылицами, низким уровнем знаний географии материка и туманными представлениями о его границах.
Но это еще не все. Географический фактор, а точнее, отсутствие на протяжении длительного времени достоверных сведений топографии местности серьезно повлияло на складывавшуюся в этот период идентичность новой нации. Дело в том, что конгресс Соединенных Штатов приступил к обсуждению земельной политики (т.е. продаже земель) до того момента, как о них были получены достоверные знания. Связано это было, как легко можно догадаться, с желанием наживы с одной стороны и дороговизной полноценных географических исследований с другой. Первые попытки научных исследований территории были осуществлены после создания корпуса топографических инженеров в 1838 г.. И лишь после гражданской войны, между 1867 и 1879 годами были совершены 4 геологические экспедиции на Запад, тогда как земельную политику нового государства конгресс стал обсуждать еще за три четверти века до этого1.
Не имея достоверных сведений о географии материка, переселенцы на протяжении долгого времени жили в условиях постоянно возникающих мифов относительно главного ресурса - земли. Эти позитивные мифы, сулившие несметные богатства своим обладателям (или первооткрывателям), влияли на умонастроения людей, заставляли людей продвигаться все дальше и дальше.
Одним из создателей подобных мифов можно назвать и американского историка Фредерика Тёрнера, который в 1893 г. прочитал свою статью «Значение фронтира в Американской истории»2 на собрании Американской исторической ассоциации в Чикаго. Где под фронтиром он понимает некую границу, проходящую между варварством и цивилизацией, которую все дальше на запад отодвигали пионеры Америки. Кроме того, фронтир – это линия американизации, которая оставляет позади европейское наследие, с тем, чтобы построить новый мир. Гипотеза Тёрнера пришлась кстати власть имущим и на несколько десятилетий стала господствующей концепцией американской истории и политики. Президенты Рузвельт и Кеннеди не раз в своих речах опирались на идею фронтира, выдвигая лозунги завоевания новых рубежей. На сегодняшний день историки сходятся во мнении, что выдвинутую Тёрнером гипотезу стоит считать скорее мифотворческой, нежели научной.
Критика идей Фредерика Тёрнера породила новые подходы к осмыслению американской истории. Интересную мысль озвучивает в своей книге «Подвижная Америка» другой американский историк Джордж Пирсон. Им выделены три кита американской идентичности, или «фактор трех М»: миграция, подвижность, мобильность (migration, mobility, movement)1. Интересно, что эти факторы не теряют актуальности для американцев по сей день: перепись населения в 1970-е годы показала, что 20% всех американцев меняют место жительства каждый год2.
В связи с этим, складывалось отношение к земле, какого не встретишь ни в одной другой человеческой общности. Российский культуролог Г. Д. Гачев в своем труде «Ментальности народов мира»3 писал, о том, что американская культура растет не из земли, и не имеет с ней «пуповинной связи». Автор пишет о характерном для бытия Америки комплекса Ореста – матереубийства, выражающемся в непочтительном к земле отношении, доводящем до актуализации проблем экологии.
Американская национальная идентичность на первых этапах своего формирования во многом зависела от географического фактора, от самой земли Нового Света, отношение к которой отчасти и определяло вектор развития национального характера. Воспринимая землю лишь как физический ресурс, а совсем не как «Мать сыру землю» первые американцы закрепили традицию энергичного, агрессивного, мужского паттерна поведения.
1 Перевод девиза «E pluribus unum», размещенного на гербе США
1 Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт / Пер. с англ. Шестаков В. П. - М.: Изд. Группа «Прогресс»-«Литера», 1993 г. С. 309.
2 Тёрнер Фр. Фронтир в американской истории / Пер. с англ. Петренко А. И. – М.: Изд. «Весь мир». 2009г. 304 с.
1 См. http://www.cr-journal.ru/rus/journals/168.html&j_id=12
2 Там же.
3 Гачев Г. Ментальности народов мира. – М.: Эксмо, 2008 г. 541 с.