ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи нравственного и физического воспитания………………………………………………………………….…..5

1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе................................................................................................................5

1.2 Общие принципы физического воспитания…………………………..…...8

1.3 Взаимосвязь нравственного и физического воспитания………………….10

1.4 Нравственное воспитание на уроках физической культуры……………...14

1.5 Возможности внеклассной работы по физической культуре для формирования нравственных качеств……………………………………...…..19

Глава 2. Методика, организация и результаты исследования…………...21

2.1 Методика и организация исследования……………………………….…...21

2.2 Результаты исследования………………………………………….…….….22

Выводы………………………………………………………………………..…30

Список литературы………………………………………………………….....31

Приложение №1…………………………………………………………….....…33

Приложение №2………………………………………………………………….38

Введение

За последние годы в нашей стране многое изменилось, общество стало более неоднородным не только в части материального расслоения, но и в мировоззренческом отношении.

Актуальность. Многие люди обретают свои духовные корни, имеют возможность исповедовать веру в Бога, которая наполняет смыслом и дает силы для исполнения свода нравственных правил. Наряду с этим идеология эгоизма, потребления и наслаждений, прямо или косвенно предлагаемая средствами массовой информации, приводит к разрушению нравственных устоев. Эксплуатация темы половых отношений нанесла непоправимый урон нравственному здоровью нашего современного общества: кризис семьи и, как следствие, снижение рождаемости — это плоды, которые наше общество начинает пожинать уже сейчас [8].

Путь к построению нравственного общества может проложить только нравственный человек. Нравственный человек — это человек, преодолевший свой эгоизм, личные интересы которого не противоречат интересам сохранения жизни целого, который действует в интересах выживания этого целого. Этим целым является семья и коллективы разных уровней от круга друзей до нации, этноса, вида Homo sapiens [4].

Обратимся к понятию нравственное воспитание, которое представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. Нравственное воспитание это очень долгий и трудоемкий процесс, который необходимо начинать в школьном возрасте.

Так составной частью воспитания обучающихся на занятиях физической культуры, является нравственное воспитание. Результат воспитательного воздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности, как учителем, так и учащимися на каждом уроке. Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности учеников.

Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.

Итак, физическое воспитание учащихся неразрывно связано с нравственным воспитанием. Но при организации физического воспитания в школе недостаточно уделяется внимание обоснованной методике нравственного воспитания.

Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования: формирование нравственных качеств на уроках физической культуры.

Цель исследования: выявить возможности формирования нравственных качеств на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. Проанализировать существующую литературу по нравственному и физическому воспитанию школьников.

  2. Выявить и сравнить показатели нравственности у школьников занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что занятия физической культурой и спортом положительно влияют на формирование нравственных качеств школьников.

Глава 1. Теоретические основы нравственного и физического воспитания

1.1 Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование и физических способностей – силы, выносливости, быстроты. Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более подвижный и активный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия. Проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и более работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости физических действий).

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человеком явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодёжи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения [9].

Физическое воспитание – это вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Овладевая движениями, имеющими смысловое движение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они позволяют закономерности движений своего тела.

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определённых воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое воспитание есть целенаправленная, чётко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребёнка в единстве с его интеллектом, чувствами. Волей и нравственностью.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребёнка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально – нравственным, эстетическим воспитанием.

Правильное физическое воспитание, участие в спортивно- массовых мероприятиях способствует формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

Физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся.

Важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья [7].

1.2 Общие принципы физического воспитания

К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой следует руководствоваться при решении задач физического воспитания во всех возрастных периодах жизни человека. Это означает, что в процессе занятий физическими упражнениями следует формировать такие двигательные навыки и физические качества, которые могут быть использованы как в мирной, так и в военной обстановке.

Важное значение при выполнении трудовых операций и боевых действий имеют физические качества, которые развиваются одновременно с формированием двигательных навыков и умений. Успех в труде повышается от способности человека быстро овладевать трудовыми операциями.

От уровня психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, внимание) и нравственно-волевых качеств (смелость, решительность, выдержка) зависит продуктивность выполнения различных видов деятельности. А развитию психических процессов и волевых качеств во многом способствует физическое воспитание. Крепкое здоровье, всестороннее физическое развитие, закаленность к неблагоприятным условиям окружающей среды необходимы человеку для успешной трудовой и военной деятельности. Любовь к труду и доступные трудовые навыки, приобретаемые в процессе физического воспитания, также важны для дальнейшей деятельности.

С усложнением техники повышаются требования к физической подготовленности человека, что вызывает необходимость непрерывного совершенствования постановки физического воспитания [8].

Принцип всестороннего развития личности.

В решении этой задачи особая роль принадлежит физическому воспитанию. При проведении физических упражнений наряду с решением специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств и др.) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание [8].

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекает ответственность педагогов за сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников. Процесс физического воспитания должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивалось благотворное влияние его на здоровье занимающихся. Это возможно при правильном подборе средств и рациональной методике их применения, а также при осуществлении врачебного контроля.

Принципы физического воспитания тесно взаимосвязаны. Ведущим является принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой, так как он отражает цель физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности выражает одну из задач – формирование людей со всесторонне развитыми способностями. Первые два принципа могут быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье занимающихся [8].

1.3 Взаимосвязь нравственного и физического воспитания

С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ребёнок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребёнку других людей, взрослых и сверстников, причём оценка последних в этот период, как показывают исследования, в значительной степени повторяют оценку, даваемую ребёнку учителем. Вследствие этого у меленького школьника развивается активное стремление следовать указанным нормам и правилам, а также повышенный интерес к содержанию моральных норм, к тому, «как надо поступать».

Для школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.

Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Такая роль – проводника требования взрослых – новая для ребёнка. Как показывают исследования, иногда она положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Однако в значительной части случаев требования первоклассника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно.

Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребёнок старается вести себя, «как надо», ревностно выполняет некоторые (по большей части - легкие) правила. В то же время его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами, а при столкновении стремления действовать по правилу и противоречащего ему непосредственного желания … намерение не столько преодолевает непосредственные побуждения ребёнка, столько идёт у них на поводу, представляя собой как бы компромисс между сознательными стремлениями и непосредственными побуждениями. Причём противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребёнка чувства недовольства между собой, у него не возникает конфликта и связанных с этим особых переживаний, сохраняется положительное отношение к себе.

Можно думать, что это связано с сильной потребностью ребёнка соответствовать образцу «должного поведения», «хорошего школьника». Сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует этому образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно», «не хотел», «больше не будет».

Такое своеобразие нравственного облика младшего школьника определяет как особые возможности нравственного воспитания в этот период, так и его опасности.

Прежде всего, младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Как показывают исследования, дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитание способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Однако преимущественно словесный характер предъявляемых требований, а также то, что дети ещё не умеют преодолевать встречающиеся им трудности и, как отмечалось, сравнительно легко отказываются от стремления действовать в соответствии с нравственным правилом, ведёт к тому, что возникает разрыв между моральным сознанием ребёнка и его реальным поведением. Этот разрыв может привести к такому вредному явлению, как моральный формализм [2].

Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже отмечал, что ребёнок относится к нравственной норме как к обязательному предписанию – закону, причём следует скорее «букве», чем «духу» этого закона. Нравственные действия могут в этом случае потерять для маленького школьника свой специфический смысл – смысл действия в интересах других людей.

Младший школьный возраст – благоприятный период для развития нравственного отношения детей к труду. Все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, понимают, что для этого надо трудиться. Однако это понимание у них, в основном, словесное, оно не опирается на специально выработанные трудовые, причём специфические для учебного труда, , навыки и умения, не опирается на привычку работать систематически, изо дня в день. Поэтому трудности, с которыми в первые же дни встречается ребёнок, и неумение их преодолеть могут очень быстро закрепить отрицательное отношение к учебному труду. Учение станет для ребёнка тяжёлой и неприятной обязанностью, что, помимо других следствий, отрицательно скажется и на его нравственном развитии.

Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо, во-первых, сортировать такие навыки поведения, которые необходимы для выполнения предъявляемых ребёнку моральных правил: чётко выделить, какие конкретно навыки и умения способствуют выполнению данного требования, расчленить их на простые действия, которые ребёнку сравнительно легко освоить, и «упражняться» в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. Во-вторых, так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребёнка противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им.

В-третьих, развивать саму произвольность поведения, умений действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Важной задачей является в этот период также развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлечённость его процессом. Учение – наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы не только результат, но и затраченные ребёнком усилия.

Преподаватели физического воспитания должны хорошо знать и уметь применять в работе с детьми методы нравственного воспитания. В тоже время нельзя забывать, что физическая культура - эффективнейшее средство самовоспитания. Выполняя физические упражнения, преодолевая часто очень значительные внешние и внутренние трудности, ученик занимается самовоспитанием, даже если не думает об этом. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во внеучебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива, примера лучших спортсменов.

Задача педагога в этом процессе - помочь составить план самовоспитания, наметить рубежи нравственных и спортивных достижений за год самостоятельных занятий [1].

1.4 Нравственное воспитание на уроках физической культуры

Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе.

Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и в культурном, и в военном плане,- это всё прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности.

Дисциплина – это также категория нравственная.

Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение – всё это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.

В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить становление осознания, долга перед своим коллективом, благодарности своему тренеру, самоутверждения среди товарищей, ответственности перед государством [11].

В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации, восприятие целей спортивного коллектива на собственные, непротивопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации, учитывание общественно полезной основы сплоченности настоящего коллектива.

Существенный положительный эффект многократно достигается на занятиях по физическому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся.

В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества с периодически чёткими строевыми упражнениями и другими действиями под достаточно жёстким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия всё это заранее обуславливается, и задачи дисциплинированного поведения становятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и при окончании занятия, соблюдения установленной формы общения между преподавателем и обучаемым, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований [9].

Н.К. Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки, воспитывают человека с психологией общественника-коллективиста.

А.С. Макаренко подчёркивал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».

Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между определённых взаимоотношений. В игре позиция каждого ребёнка активна. Он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения.

Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.

Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Существенная их роль в нравственном воспитании, в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил [5].

На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого учителя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей принадлежит учителю.

В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку [3].

Большое воспитательное воздействие оказывает среда. Воздействие окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст и жизненный опыт человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающей среды является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень его профессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов, оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на уроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическое воспитание.

При подведении итогов урока необходимо отмечать не только самого сильного, ловкого и выносливого, но и самого настойчивого, трудолюбивого и смелого. Убеждение в необходимости выполнения упражнения для развития силы, выносливости и т.д., сформированное в младшем школьном возрасте, позволит в средних и старших классах сохранить привычку их выполнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств.

Выполнение на уроке упражнений связанных с проявлением чувства робости, неуверенности в своих силах способствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил, уверенности, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям, учителю нужно объяснить детям, что проявление страха и неуверенности естественно, но именно с помощью этих знаний каждый ученик может и должен воспитать в себе смелость, решительность, самообладание.

Для достижения результатов воспитательного воздействия важно измерять не только уровень развития физических, но и морально-волевых качеств. Прирост личностных качеств можно измерить путем использования следующих приемов: увеличение высоты прыжкового снаряда; увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках; установка на более далекое приземление в опорном прыжке; выполнение упражнений на полной опоре и т.д. [10].

В зависимости от степени усложнения задания соответственно оцениваются проявленные качества и степень их увеличения: стал более смелый, более уверенный и отмечать это перед всем классом. По мере изменения отношения ученика к выполнению задания, отмечать это перед всем коллективом: стал более собранным, более внимательным, старательным, трудолюбивым и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручить ответственное дело и т.д.

1.5 Возможности внеклассной работы по физической культуре для формирования нравственных качеств

Каким бы отличным не было проведение уроков физкультуры, без внеклассной работы нельзя решить задачи оздоровления учащихся, воспитания морально-волевых качеств, формирования гармонично развитой личности. Внеклассная работа ведётся по таким направлениям:

  1. Школьные спортивные секции постоянного действия.

  2. Мероприятия ко Дню Защитника Отечества.

  3. Школьные соревнования в честь Дня Победы.

  4. Внутришкольные соревнования между классами.

  5. Внутришкольные спортивные праздники.

  6. Открытые уроки на районных МО.

  7. Весенние и осенние Дни Здоровья для учащихся школы.

  8. Участие в областных соревнованиях.

  9. Проведение общешкольной игры «Зарница».

  10. Участие в олимпиадах по физической культуре.

  11. Туристические походы с детьми, занимающихся в спортивных секциях.

Разговаривая на тему нравственного воспитания, нельзя не затронуть такое понятие как патриотизм. В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилось главенствующую роль. В современных условиях роль патриотического воспитания в становлении и развитии личности человека, воспитании подрастающего покаления в духе любви и преданности своей Родине чрезвычайно возрастает. Многие века патриотическая идея, верно, служила созданию и укреплению государственности, армии, воспитанию воинов и граждан, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Во все времена у всех народов патриотизм является важнейшим условием формирования национального самосознания, воспитания преданности, любви к своей Родине и своему народу [12].

Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и формируя нравственно-волевые качества (честность, справедливость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, доброжелательность, решительность, целеустремлённость, смелость, сила воли), развивает у школьников чувство любви к Родине и высокой ответственности за свою спортивную подготовку. Спортсмены-школьники стремятся прославить свою команду, свой город новыми спортивными достижениями, что является одним из важнейших форм проявления патриотизма. Кроме того, в процессе занятий спортом проявляется и формируется многообразные отношения между спортсменами и тренерами различных районов, городов. Спорт и спортивные соревнования объединяют и сближают различных людей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают как средства нравственного и патриотического воспитания.

Такая форма внеклассной работы, как туристические походы способствуют формированию у детей, взаимовыручки, этики взаимоотношений и поведения, движение по дистанции требует умения преодолевать трудности и препятствия, бороться с усталостью.

Успешность проведения внеклассной работы учителя по физической культуре зависит от правильного, четкого планирования и организации методической работы.

Глава 2. Методика, организация и результаты исследования

  1.  
    1. 2.1 Методика и организация исследования

Исследование проводилось в школе № 11 г. Тобольска. В нём принимали участие ученики двух 9 классов из них 19 девочек и 28 мальчиков. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе мы провели анкетирование с учащимися 9 «А» класса в количестве 23 человек из них 9 девочек и 14 мальчиков, по вопросам нравственности, без учёта занятий физической культурой и спортом. На втором этапе мы добавили вопросов в анкету и провели повторное анкетирование с учащимися 9 «Б» в количестве 24 человек, 10 девочек и 14 мальчиков класса, уже учитывая занятия физической культурой и спортом.

Для решения поставленных задач были использованы следующиеметоды исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Анкетирование.

Анкета была создана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, которая уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.

Анкета состоит из разделов диагностики нравственной мотивации, нравственной самооценки, этики поведения и отношения к жизненным ценностям. Полностью анкета представлена в приложении № 1.

Так же для проведения второго этапа исследования была использована вторая анкета по выявлению спортивных интересов и мотивов, представленная в приложении № 2.

2.2 Результаты исследования

В ходе первого этапа исследования, в котором принимали участие учащиеся 9 «А» класса, мною были получены следующие результаты:

Рис.1. Средние показатели результатов диагностики нравственной самооценки учеников

На рис.1, изображены средние результаты диагностики нравственной самооценки, из которого видно, что результаты девочек выше и соответствуют высокому уровню нравственной самооценки, у мальчиков результаты ниже и соответствуют среднему уровню нравственной самооценки.

Рис.2. Средние показатели результатов диагностики нравственной мотивации учеников

На рис.2, показаны средние показатели результатов диагностики нравственной мотивации, по которым видно, что мотивация у девочек выше и соответствует среднему уровню, у мальчиков мотивация ниже и соответствует низкому уровню.

Рис.3. Средние показатели результатов диагностика этики поведения у девочек

Рис.4. Средние показатели результатов диагностика этики поведения у мальчиков

На рис.3,4 изображены средние показатели результатов диагностика этики поведения у девочек и у мальчиков, глядя на которые видно, что они между собой равны. Количество положительных ответов у мальчиков и у девочек преобладает и составляет 63%, отрицательные ответы составляют меньшинство и равны 37%.

Рис.5. Средние показатели результатов диагностика отношения к жизненным ценностям у учеников 9 «А» класса

На рис.5, показаны средние показатели результатов диагностика отношения к жизненным ценностям, по которым видно, что различия незначительные и уровень отношения к жизненным ценностям у девочек и у мальчиков находится на высоком уровне.

В ходе второго этапа исследования, в котором принимали участие учащиеся 9 «Б» класса, мною в анкету был добавлен один вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?», после мы получили следующие результаты:

Рис.6. Количественная характеристика детей, занимающихся спортом

На рис.6, видно, что из 24 человек в классе занимаются спортом 15 человек, из них 7 девочек и 8 мальчиков, а не занимаются 9 человек из них 3 девочки и 6 мальчиков.

Так же была проведена диагностика нравственной самооценки.

Рис.7. Средние показатели результатов диагностики нравственной самооценки учеников

На рис.7, показаны средние результаты диагностики нравственной самооценки у девочек и мальчиков, занимающихся и не занимающихся спортом. Тут видно, что средние результаты у девочек и у мальчиков занимающихся спортом выше, чем у не занимающихся. Однако у всех исследуемых уровень нравственной самооценки находится на среднем уровне.

На рис.8, представлены средние показатели результатов диагностики нравственной мотивации.

Рис.8. Средние показатели результатов диагностики нравственной мотивации учеников

По рисунку видно, что у девочек занимающихся спортом самые высокие показатели среди всех. У девочек, не занимающихся спортом показатели заметно ниже, но у тех и у других уровень соответствуют среднему. Мальчики, занимающиеся спортом показали, так же высокие результаты, которые соответствуют среднему уровню нравственной диагностики. Мальчики, не занимающиеся спортом, показали самые плохие результаты, и их уровень оценивается как низкий.

Рис.9. Средние показатели результатов диагностика этики поведения у девочек занимающихся спортом

Рис.10. Средние показатели результатов диагностика этики поведения у девочек, не занимающихся спортом

На рис.9,10 изображены средние показатели результатов диагностика этики поведения у девочек занимающихся и не занимающихся спортом. Очень хорошо просматривается преобладающее количество положительных ответов 60 %, против 40% отрицательных у девочек занимающихся спортом, тогда как у не занимающихся преобладают отрицательные ответы (67%) над положительными (33%).

Рис.11. Средние показатели результатов диагностика этики поведения у мальчиков занимающихся спортом

На рис.11 показаны средние показатели результатов диагностика этики поведения у мальчиков занимающихся спортом. Количество положительных отрицательных ответов получилось равное 50% и 50%

Рис.12. Средние показатели результатов диагностика этики поведения у мальчиков, не занимающихся спортом

На рис.12 представлены средние показатели результатов диагностика этики поведения у мальчиков, не занимающихся спортом. Видно, что положительные ответы преобладают, но незначительно, так положительные ответы составили 52% против 48% отрицательных ответов.

Рис.13. Средние показатели результатов диагностики отношения к жизненным ценностям у учащихся 9 «Б» класса

На рис.13 представлены средние показатели результатов диагностики отношения к жизненным ценностям. Мы видим, что результаты у мальчиков, занимающихся и не занимающихся равны и соответствуют среднему уровню. В то время как результаты девочек занимающихся спортом заметно выше их уровень оценивается как высокий, а у не занимающихся уровень соответствует среднему.

Таким образом, исследования показали, что занятия физической культурой и спортом влияют, при чём положительно, на показатели нравственного воспитания, особенно ярко это прослеживается у девочек.

Выводы

1. Из анализа литературных источников следует, что при использовании физических упражнений наряду с решением специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств и др.) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание. Но сама по себе двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями на уроках и во внеучебное время далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление формируется под воздействием педагога, коллектива, примера лучших спортсменов. Задача педагога в этом процессе – помочь составить план самовоспитания, наметить рубежи нравственных и спортивных достижений за год самостоятельных занятий.

2. Результаты проведённого исследования показывают следующее, что занятия физическими упражнениями и спортом оказывают влияние на формирование нравственности, при чём с положительной стороны. Особенно ярко прослеживается зависимость у девочек. Например, средние показатели результатов диагностики этики поведения у девочек занимающихся и не занимающихся спортом, по которым очень хорошо просматривается преобладающее количество положительных ответов (60%), против (40%) отрицательных у девочек занимающихся спортом, тогда как у не занимающихся преобладают отрицательные ответы (67%) над положительными (33%).

Список литературы

  1. Байкова Л. А. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. Заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 145 с.

  2. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей школьного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: Владос, 1999. – 215 с.

  3. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

  4. Дюбенок Ю.Л. Построение нравственного общества в России / Ю.Л. Дюбенок. – Иркутск, 2002. – http://podelise.ru/docs/index-235012-1.html

  5. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: Учеб. пособие для студентов высших. и средних. пед. учеб. заведений / И.Н Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 95 с.

  6. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Л. В. Ковинько. – 4-е изд, стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 198 с.

  7. Кукшин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. – М.: ИКЦ «Март», Ростов – н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – 157 с.

  8. Мансуров, Г. Духовно-нравственное здоровье общества — залог будущего России / Г. Мансуров, 2011. – http://www.t-i.ru/article/18925/

  9. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 2009. - 325 с.

  10. Решетников Н.В. Физическая культура / Н.В Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М.: Академия. – 2007. – 152 с.

  11. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания. Конспект лекций / Л.Н. Седова, Н.П., Тостолуцких. – М.: Высшее образование, 2006. – 115 с.

  12. Юманов В. А. – http://nsportal.ru/yumanov-valerii-aleksandrovich.

Приложение №1

Анкета № 1.

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала;

если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

  1. - 3;

  2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

  8. Мне приятно делать людям радость

  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  • Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

  • в 3 балла - 2 единицы,

  • в 2 балла - 3 единицы,

  • в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят

  2. Иметь много денег

  3. Иметь самый современный компьютер

  4. Иметь верного друга

  5. Мне важно здоровье родителей

  6. Иметь возможность многими командовать

  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

  8. Иметь доброе сердце

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

  • Пять положительных ответов - высокий уровень.

  • 4-е, 3-и - средний уровень.

  • 2-а - ниже среднего уровня.

  • 0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.

  • Пытаюсь ему помочь.

  • Думаю о том, что могло произойти.

  • Не обращаю внимания.

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

  • Я скажу ему, чтобы он не приставал.

  • Отвечу, что не могу ему помочь.

  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

  • Я не обращу внимания.

  • Скажу, что он размазня.

  • Объясню, что нет ничего страшного.

  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

  • Обижусь в ответ.

  • Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 бала - высокий уровень

  • 2, 3 бала - средний уровень

  • 0, 1 бал - низкий уровень

Приложение №2

Анкета по выявлению спортивных интересов и мотивов

  1. Занимаетесь ли вы спортом?

  2. Каким видом спорта вы занимаетесь?

  3. Сколько раз в неделю вы посещаете тренировки?

  4. Если вы не занимаетесь спортом, то в какой форме занимаетесь физической культурой?

- бегаю по утрам/вечерам

- ежедневно делаю зарядку

- посещаю бассейн

- катаюсь на велосипеде

- катаюсь на роликах, коньках, скейте

- не занимаюсь физической культурой и спортом вообще

5. Почему ты не занимаешься/занимаешься спортом?

Просмотров работы: 27093