ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Чапрак Т.И. 1
1филиал Южного Федерального Университета в городе Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ социальной защиты и поддержки студенчества

6

1.1 Студенты как объект системы социальной защиты и поддержки

6

1.2 Институционализация социальной защиты и поддержки студенчества

10

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

17

2.1 Основные виды и формы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи

17

2.2 Частные формы и меры социальной защиты и поддержки студенческой молодежи

24

2.3 Состояние и проблемы социальной защиты и поддержки студентов НШФ ЮФУ: по результатам анкетирования

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗованных ИСТОЧНИКОВ

36

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Среди постоянных стратегических целей социальной политики наряду с достижением ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей, осуществлением конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем, эффективной занятости населения и др. актуальность сохраняет социальная защита и поддержка студенческой молодежи. В России более девяти миллионов студентов, это шесть процентов населения.1

Осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному и личностному становлению будущих специалистов. Очень важно своевременно отслеживать и реагировать на изменения, происходящие в условиях жизни студентов, их социальной защищенности, а также выявлять положительные и отрицательные тенденции.

В современных условиях особую актуальность приобретает создание системы социальной защиты студентов, основными задачами которой является организация системы сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья молодых людей, помощь в сложных ситуациях, налаживание отношений в социуме, анализ конкретных социальных ситуаций, обеспечивающих саморазвитие личности студента, реализацию его творческого потенциала.

Изучение и анализ форм и методов социальной защиты и поддержки студенчества в связи с этим приобретают особую актуальность.

Объектом курсовой работы является студенческая молодежь как объект социальной защиты и поддержки.

Предметом курсовой работы являются формы и меры социальной защиты и поддержки студенческой молодежи.

Цель курсовой работы - выявить положительные и негативные тенденции в реализации основных мер по социальной защите и поддержке студенческой молодежи.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

  1. изучить социальные риски студенческой молодежи как объекта социальной защиты и поддержки;

  2. исследовать особенности институционализации социальной защиты и поддержки студенческой молодежи;

  3. выявить основные виды и формы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи;

  4. выявить формы и меры социальной защиты и поддержки студенчества в вузах России;

  5. проанализировать основные тенденции и проблемы реализации мер по социальной защите и поддержке студентов в НШФ ЮФУ.

Теоретической основой исследования явились труды российских теоретиков и практиков, исследующих проблемы организации социальной защиты и поддержки студенческой молодежи: Э.В.Дубининой2, В.И.Филоненко3, П.Д.Павленка4, М.С.Петровой5, Ж.В.Жиратковой6, Е.И.Холостовой7, М.В.Мирзоян8 и других.

В качестве нормативно-правовой базы исследования были использованы Конституция Российской Федерации, законодательные акты, Указы Президента.

Для достижения поставленной цели использовался комплекс взаимодополняющих методов: изучение и научно-теоретический анализ литературы и нормативно-законодательных документов по исследуемой проблеме; анализ и обобщение опыта в системе социальной защиты студенческой молодежи; анкетирование; праксиметрический метод (изучение документов о результатах работы); синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные обобщения и выводы могут служить основой для дальнейшей разработки проблемы, а также позволяют расширить степень исследования по вопросам организации и функционирования системы социальной защиты студенческой молодежи.

Структура курсовой работы определяется целью и исследовательскими задачами и включает введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников, приложение.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ социальной защиты и поддержки студенчества

  1.  
    1. Студенты как объект системы социальной защиты и поддержки

Нестабильность экономической ситуации как результат переходного от социалистической к рыночной системе в современной России в определенной степени снизили регулируемые государством и обществом социально-защитные механизмы. В значительной мере это отражается и на современной российской молодежи, испытывающей на себе различные проблемы: где взять средства для поступления в вуз и на обучение в нем, на жилье, где и как устроиться на работу по окончании обучения и т.д.? Как результат коммерциализации и одновременно большого роста привлекательности высшего образования значительную часть молодежи составляет студенчество.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентации. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.

Не являясь производительной частью населения и практически не участвуя в производстве товаров и услуг, оно тем самым практически не имеет самостоятельных материальных источников своего жизнеобеспечения, находясь в зависимости от родителей и системы социальной защиты и поддержки.

Перечисленные факторы обусловливают необходимость рассмотрения студенчества как одного из важных объектов системы социальной защиты и поддержки.

Система социальной защиты, направленная на управление социальными рисками, должна состоять в компенсации ущерба, наносимого социальными рисками расширенному воспроизводству населения, и по возможности - снижении и предупреждении их действия.

Социальный риск определяется (В.В.Трубин, 2000) и как признаваемое обществом предполагаемое/вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (постоянно или временно), либо ограничению спроса на труд и, соответственно, полной или частичной утрате заработка/дохода, являющегося источником средств к существованию (Трубин)9.

Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от утраты заработка в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приведших к инвалидности, смерти или безработице и до утраты заработка в случаях достижения нетрудоспособного, пенсионного возраста.

К числу признанных социальных рисков относятся:

- болезнь,

- материнство/содержание детей,

- инвалидность,

- старость,

- безработица,

- потеря кормильца,

- трудовое увечье или профессиональное заболевание,

- беременность и роды.10

Помимо этого, к числу социальных рисков в ряде случаев (в том числе в России) относят также смерть и различного рода чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Следует отметить объективность, целостность и взаимосвязь социальных рисков, их тесную корреляцию и взаимозависимость.

Исходя из этого, социальные риски студенчества можно определить как неблагоприятные факторы и их последствия, вызванные социально-экономическими условиями и связанные с ухудшением материального и социального положения студентов.

Применительно к студентам система рисков достаточно обширна и разнообразна.

Ф.Д. Гусейнова в своем исследовании «Студенчество: структура доходов и материальное благополучие» (2004) достаточно подробно характеризует современное положение студентов, выводя, таким образом, на совокупность различных рисков социального характера, которым они могут подвергаться в современных условиях11. Это исследование доказывает, что одной из острых и злободневных для студентов проблемой остается проблема экономическая. Так, к факторам социальных рисков студенчества она относит коммерциализацию и продолжающееся удорожание высшего профессионального образования, нестабильность производственной сферы в экономике, что допускает отсутствие гарантий на трудоустройство по завершении обучения в вузе, а также в целом рост социального и материального неблагополучия и т.д.

Вместе с тем, не следует сводить проблемы студенчества только к материальным. Студенческая жизнь связана с проживанием в крупных городах, имеющих, как правило, развитую и разветвленную развлекательную структуру, что обусловливает и такие проблемы, как наркотизация и алкоголизация молодежи, вовлечение в преступную деятельность и т.п. Данные риски усиливаются и в связи с тем, что часть студентов на период обучения в вузе переезжает из сельской местности в город, отрываясь от своих родителей и в значительной степени выпадая из поля прямого родительского контроля. Переезд из села в город, смена социокультурного пространства и, как следствие, необходимость новой социальной адаптации также необходимо учитывать в качестве еще одного фактора социального риска студентов.

Таким образом, к социальным рискам современного студенчества, требующим учета в организуемой в вузе системе социальной защиты и поддержки, на основе проведенного анализа теоретических и эмпирических материалов следует отнести12:

  • социально-экономические риски:

- недостаточность финансовых средств для завершения обучения и оптимального жизнеобеспечения в период учебы в вузе;

- отсутствие гарантий трудоустройства по завершении обучения в вузе;

- проблемы вторичной занятости студентов во время обучения в вузе для собственной материальной поддержки;

  • социокультурные риски:

- адаптация студентов к новым условиям обучения (отличающегося от школьной системы);

- адаптация студентов к жизни в городе (касается той части студентов, которая переезжает на время обучения из сельской местности в город);

- адаптация студентов к новым условиям проживания (не в семье, а в общежитии или на квартире; при отсутствии родителей, их семейного контроля);

  • - риски здоровья:

- увеличение нагрузок вследствие напряженности обучения и воздействия социокультурных рисков;

- опасность злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами;

  • индивидуальные риски (риски, характерные для определенных категорий студенчества; например: студенты-инвалиды, сироты, мигранты, студенческие семьи с детьми и др.).

Таким образом, социальные риски студентов, требующие усиления социально-защитных механизмов, возрастают в условиях коммерциализации и продолжающегося удорожания высшего профессионального образования, отсутствия гарантий на трудоустройство по завершении обучения в высшем учебном заведении, а также в целом роста социального и материального неблагополучия.

  1.  
    1. Институционализация социальной защиты и поддержки студенчества

Социальная защита - это комплексная система мер правового, социально-экономического и организационного характера.

В российской теории и практике существует множественность определений понятия «социальная защита». В имеющейся немногочисленной литературе, посвященной этой проблематике, сложилось несколько подходов к определению «социальная защита». Одни авторы (В.П.Юдин, 1995) понимают под социальной защитой деятельность государства по обеспечению развития личности или более узко - существования малообеспеченных групп населения.13 Другие (А.М. Бабич, Е.Н. Егоров, Е.Н. Жильцов, 1998) - систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав на достойный уровень жизни.14 Третьи (В.Д.Роик, 1999) - совокупность форм и методов, практически используемых обществом для оказания материальной помощи своим гражданам15. Однако чаще всего встречается комплексное понимание социальной защиты как категории, объединяющей и формы, и содержание, и методы осуществления социальной поддержки населения (А.А. Крылов, Т.Т. Петрова, 1998)16.

Каждое из определений по форме отличается друг от друга, но по содержанию они схожи. В обобщенном виде социальная защита представляет собой меры, компенсирующие социальное неравенство граждан, обеспечивающие равный доступ каждого члена общества к определенному минимуму социальных благ.

За этим определением стоят субъекты и объекты социальной защиты, ее уровни и механизмы осуществления, поэтому социальную защиту необходимо рассматривать комплексно, как систему. Анализ современных мер защиты уровня, и качества жизни населения позволяет выделить следующие основные составляющие общей системы: социальное страхование; социальное обеспечение; социальная помощь (или обслуживание); корпоративная защита за счет средств работодателя; индивидуальная защита (личное страхование, пенсионные планы); налоговые льготы и кредиты; благотворительность (С.Ю. Янова, 2002). По мнению С.Ю.Яновой, «социальная защита» - это система управления социальными рисками с целью поддержания устанавливаемых обществом социальных стандартов жизни для каждого человека.17

Следовательно, результатом организации социальной защиты выступает социальная защищенность населения, понимаемая как соответствие уровня и качества жизни каждого человека достигнутым общественным стандартам независимо от возможности наступления в его жизни негативных социальных или экономических событий (Г.С. Симоненко, 1999).

В соответствии с этим, система социальной защиты и поддержки студентов в современном вузе может рассматриваться как комплекс организованных мер, реализуемых в образовательной, воспитательной, социальной деятельности вуза, направленных на предупреждение, минимизацию или компенсацию социальных рисков студентов.

Современная система социальной защиты и поддержки студентов в вузе включает следующие компоненты:

- объекты социальной защиты и поддержки (студенты или студенческие группы);

- субъекты социальной защиты и поддержки студентов (вуз как система в целом, а также его специальные подразделения и общественные формирования: студсовет, студенческий профсоюз, правовая служба, служба трудоустройства студентов, различные фонды помощи и поддержки студентов и др.);

- предметы социальной защиты и поддержки (социальные риски студенчества);

- направления деятельности (образовательный процесс, воспитательная и социально-педагогическая работа со студентами, организация жизнедеятельности студенческих общежитий и досуга студентов и др.) и конкретные мероприятия.

В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты студенческой молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной защиты и поддержки данной категории населения. Правовой основой социальной защиты и поддержки студенчества являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации:

1) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.18

2) Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ с изменениями и дополнениями (последние от 29.02.2012)». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3) Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 07 августа 2000 г. № 122-ФЗ.19

4) Указ Президента РФ «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 12.04.1993 № 443 (ред. от 23.02.2006, с изм. от 14.02.2010).20

5) Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.

6) Указ Президента РФ «Об учреждении стипендии для студентов и аспирантов» от 17.09.2011.

7) Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» от 27.06.2001 № 487 (ред. от 23.08.2007).

8) Постановление Правительства РФ «О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» от 02.07.2012 № 679.

9) Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» от 18.01.1992 № 33 (ред. от 04.08.2005).

10) Постановление Правительства РФ «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» (вместе с «Правилами совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования») от 18.11.2011 № 945.

11) Приказ Минобрнауки России «Об утверждении критериев отнесения студентов первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично», к категории нуждающихся» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2012 № 25260) от 06.08.2012 № 591 и др.

К студенческой молодежи, нуждающейся в мерах по социальной защите и поддержке, относятся следующие категории граждан:

- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,

- инвалиды детства и инвалиды 1, 2, 3 групп;

- дети из многодетных семей;

- студенты, имеющие детей;

- студенты, состоящие в браке и другие.

В связи с этим, законодательно прописано право конкретных студенческих социальных групп на определенные меры по социальной защите и поддержке. Так, с введением с 01.01.2008 г. Федерального закона № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» проводится процедура пересмотра размера выплат пенсии по случаю потери кормильца. Согласно, обозначенного закона, изменения касаются молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, потерявших кормильца и продолжающих обучаться по очной форме в образовательных учреждениях. До вносимых в закон изменений, эта категория граждан могла претендовать только на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца и только в том случае, если кормилец имел трудовой стаж. Размер этих пенсий зависел от заработанных умершим кормильцем пенсионных прав. Вносимые с 1 января 2008 года в закон изменения предоставляют данной категории граждан право получать вместо трудовой пенсии по случаю потери кормильца социальную пенсию, которая устанавливается независимо от наличия у умершего кормильца страхового стажа.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» каждому получателю пенсии по случаю потери кормильца - гражданину в возрасте от 18 до 23 лет, необходимо определиться какую пенсию ему выгодно получать - продолжать получать трудовую пенсию по случаю потери кормильца или перейти на получение социальной пенсии.21

Стоит заметить, что в современных социально-экономических условиях не только органы федеральной власти и субъектов должны обеспечивать социальную защиту и поддержку студенческой молодежи, но также и вуз должен быть нацелен не только на собственно обучающую функцию, связанную с формированием высокопрофессионального специалиста, но и в немалой степени на личность студента, его формирование как гражданина, развитие его индивидуально-личностных качеств, создание защитных и поддерживающих в социальном плане условий. В этой связи важное значение приобретает такое направление в деятельности вуза, различных его структур и подразделений - от административных, профессорско-преподавательских до общественно-управленческих, самодеятельных студенческих, которое связано с осуществлением комплекса социально-защитных мероприятий, обеспечивающих именно социальную поддержку студента в период его обучения в высшем учебном заведении.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

  1.  
    1. Основные виды и формы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи

Сегодня в формировании и реализации социальной политики существует несколько тенденций. Это существенное изменение роли государства, то есть децентрализация, сокращение государственного вмешательства в социальную сферу, это активно формируемый сектор социальной поддержки студентов на внутриорганизационном уровне, то есть в самих вузах, и других образовательных учреждениях, в регионах и так далее, и все более активизирующаяся позиция личности студентов.

Государственная политика в поддержке студенчества, безусловно, имеет свою, в общем-то, определенную специфику. С одной стороны студенты - это лишь частично та часть, которая включена в трудовой процесс и не могут самостоятельно полностью зарабатывать, обеспечивать себя. С другой стороны - это одна из наиболее активных, динамичных социальных групп, к которой, в общем-то, наверное, не совсем применимы те методы, способы, которые обычно используются в организации работы с пенсионерами, детьми, подростками и так далее.

Законодательно закреплённых в качестве основных следующие экономические, правовые и социальные гарантии студентов:

- стипендиальное обеспечение,

- адресная социальная поддержка нуждающихся студентов,

- культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа,

- проживание в общежитии,

- трудоустройство.22

  • Стипендия является основным видом социальной поддержки. Стипендиальное обеспечение - это важнейший инструмент мотивации и поддержки обучающихся. Действующий порядок стипендиального обеспечения в Российской Федерации с 2001 года предусматривает выплату государственно-экономической и социальной стипендии. Стипендия выплачивается не просто за сам факт обучения. Государственная социальная стипендия выплачивается малообеспеченным и социально незащищённым обучающимся, академическая стипендия - исключительно за успешное обучение на хорошо и отлично. При этом она может учитывать участие обучающегося в научной работе, вузовских проектах и общественной деятельности. Законодательство не запрещает студенту преподавать и получать оба вида обозначенных стипендий.

Однако, низкий уровень стипендии отрицательно сказывается на эффективности системы социальной защиты и поддержки студентов. Так, государственная академическая стипендия, которую не все могут получать в вузе - 1100 рублей в месяц, в средней профессиональной - 400 рублей в месяц. Существует около 60 специальных стипендий: стипендия Правительства Российской Федерации в высшей школе 600 рублей - ниже академической стипендии, СПО - 350 рублей, стипендия президента для высшей школы - 2,5 тысячи, некоторое количество именных стипендий: стипендия Солженицына, стипендия Е.Гайдара, Собчака и некоторых других, в пределах от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.23 Но для охвата студентов всей страны это слишком мало. В ряде регионов реализуются практики назначения губернаторских стипендий и иных видов стипендий, но они тоже не очень большие и в небольшом количестве. В ряде вузов устанавливаются внутренние стипендии, однако по вопросу легитимности данных стипендий в частных случаях проводятся проверки.

Государственные социальные стипендии в обязательном порядке назначаются детям из числа сирот, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалиды первой и второй группы, пострадавшие в результате Чернобыльской аварии, инвалиды и ветераны военных, боевых действий и дети из числа семей, которые имеют доход ниже величины прожиточного минимума. Причём размер этой государственной социальной стипендии не может быть меньше полутократного размера академической стипендии. Величина небольшая, но всё-таки это чуть больше, чем академическая стипендия. Объём бюджетных средств, которые направляются сегодня образовательным учреждениям на выплату государственной социальной стипендии, по закону не может превышать 50 %. Стоит отметить, что последние четыре года наблюдается резкое увеличение количества социально-незащищённых категорий абитуриентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Исходя из этого, необходимо обеспечить преемственность в принятии управленческих решений по вопросам материальной поддержки студентов на всех организационных уровнях системы профессионального образования, т.е. в социальной поддержке должны участвовать три уровня: федеральный, региональный, вузовский.

Целесообразно, по мнению некоторых сотрудников Министерства науки и образования РФ, скорректировать критерии назначения академической стипендии, повысив требования к соискателю, а также повысить роль студсоветов и, вообще, студенческих различных организаций в распределении стипендиального фонда.

  • Еще одним видом материальной поддержки является материальная помощь, оказываемая студентам. Материальная помощь оказывается студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая непосредственно саму жизнедеятельность студента. Однако с 2009 года возникла проблема, связанная с налогообложением данного вида социальной поддержки. При этом льготный размер – 4 000 рублей, при котором применяется льготная ставка налогообложения в 0%, по сути, не может к материальной помощи для студентов применяться, он применяется только для работников.24 Учитывая, что данное средство выплачивается из стипендиального фонда, формируемого из средств федерального бюджета, предлагается внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации по освобождению указанных выплат от налогообложения.

  • Следующий вид социальной поддержки – это культурно-массовые, физкультурные и оздоровительной работы, которые проводятся в высших учебных заведениях. В соответствии с российским законодательством выделяются дополнительные средства в сумме до двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы. Однако отсутствие информации об объёмах финансирования данных обязательств позволяют расходовать данные средства не всегда целевым образом и в полном объёме.

В последние годы сложилась положительная практика, используемая для целей оздоровления спортивно-оздоровительных комплексов и санаториев-профилакториев вузов. Однако здесь тоже есть ряд проблем. Нормативы, предусмотренные организацией питания и лечения студентов, были увеличены в январе 2007 года, а потому назрела острейшая необходимость в их пересмотре. Есть ещё один аспект, связанный с состоянием спортивно-оздоровительных комплексов и санаториев-профилакториев - это их материально-техническое состояние, которое, к сожалению, тоже оставляет желать лучшего.

Большинство данных объектов было построено достаточно давно, и с тех пор их финансирование в хозяйственной части велось по остаточному принципу или не велось совсем. Тем более в основном, эти все объекты, они упали на вузовский внебюджет. Учитывая переход на бюджетные учреждения новой формации, вузы, по сути, уже могут тратить бюджетные средства, которые к ним приходят в рамках субсидий, в том числе и на поддержку данных баз. Но для этого нужны соответствующие распоряжения Министерства образования и науки РФ.

  • И последнее государственное обязательство - это студенческие общежития, размер платы в них. В соответствии с законом размер максимальной платы за проживание в общежитии составляет пять процентов. Эта плата не может и не должна обеспечивать все мероприятия по ремонту и обслуживанию общежитий. По сути, остальное финансирование должно взять на себя государство. Учитывая вопросы студенческой мобильности, общежития становятся одним из немаловажных элементов системы образования. Они должны отвечать современным требованиям и к получению образования быть безопасными. Это требует от государства целевого финансирования общежитий, разработки программ их развития, утверждения стандартов проживания в них. Однако, недостаточное обеспечение студентов и студенческих семей местами в общежитии долгие годы сохраняет свою актуальность.

Решение этой проблемы осуществляется в рамках реализации программной и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы. По итогам 2010 года введено в эксплуатацию семь общежитий по всей стране общей площадью 96 квадратных метра. В 2011 году сданы в эксплуатацию 21 общежитие площадью около 400 тысяч квадратных метров.25 В настоящее время Минобрнауки вместе с Фондом содействия развитию жилищного строительства формирует порядок взаимодействия, в рамках которого будет проводиться работа по выявлению возможных проектов на осуществление жилищного строительства для обучающейся молодежи. Основной акцент в данной работе - выбор земельных участков и неэффективно используемых объектов недвижимости под жилищное строительство. На сегодняшний день в министерстве сформирована такая рабочая группа, задача которой как раз определить приоритетные проекты в этом направлении и начать их реализацию.

Общежития для студентов должны быть комфортными. Там не должно быть какой-то роскоши – достаточно посмотреть на зарубежные аналоги, – но должна быть вся инфраструктура, которая сегодня необходима современным студентам для получения знаний. Я имею в виду спортзал, медицинскую помощь – медпункт, комнаты для учебных занятий, тот же самый интернет (даже не обсуждается), кухня для приготовления нормальной пищи.

В 2011 г. Президент РФ Д.А.Медведев на совещании по социальному положению студентов, отметил, что нужно стремиться к созданию университетских городков - кампусов.26 Так, например, кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русский кроме комфортабельных комнат включает и бассейн, и стадион, и медицинский центр.

  • К наиболее важным проблемам стоит относить и проблему обеспечения условий для увеличения уровня доходов студентов, т.е. трудоустройство. Ведь, стипендия - это всего лишь социальная поддержка. Студенты всегда стремились и стремятся ещё каким-то образом зарабатывать. Поэтому, задача, как государства, так и вуза - способствовать появлению рабочих мест, которые бы могли быть использованы студентами для дополнительной работы. Еженедельно Министерство образования и науки РФ готовит документы по вопросам содействия трудоустройству или трудоустройству. С 2008 года реализуется Концепция формирования системы содействия трудоустройству, большинство образовательных учреждений имеют управления или отделы, которые помогают обязательно студентам в трудоустройстве. Особое внимание заслуживает мониторинг направлений подготовки и специальностей, по которым трудоустройство затруднено. Кстати, в высшем образовании - это специальности и направления гуманитарной подготовки, гуманитарные специальности, образование и педагогика, и экономика и управление. Большое внимание должно уделяться также созданию центров по трудоустройству.

В настоящее время, благодаря федеральному закону 217-ФЗ в феврале 2011 года зарегистрировано 767 хозяйственных обществ. Из них 750 - при высших учебных заведениях, и 17 - в научно-исследовательских институтах. Как результат – трудоустроено более 4 тысяч. Конечно, это не очень много, но, тем не менее, они есть. Но как показывает опыт работы в вузах, не очень многие студенты хотели бы работать на этих местах, так как заработная плата, как правило, лаборантов, в редком случае инженера, не большая. Увеличилось, благодаря постановлению правительства от 9 апреля 2010 года № 219, количество студентов-аспирантов и молодых преподавателей, однако их заработная плата также небольшая - от 5 до 10 тысяч рублей. В связи с этим, к 2013 году планируется увеличить количество рабочих мест в таких обществах для вот этих категорий - до 13 тысяч, а к 2017 году - до 38 тысяч.27

Кроме того, сегодня в рамках целевых программ «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009 – 2014 гг. и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг., которые существуют в Министерстве образования и науки, выиграли гранты более 17 тысяч студентов.28

Большое внимание уделяется деятельности студенческих отрядов, как субъектам трудоустройства студентов. Законодательно за ними закреплены льготные послабления. В качестве перспектив, видится распространение этого опыта и регистрация студенческих отрядов в качестве общественных организаций.

В настоящее время большое внимание уделяется обучению инвалидов. Подготовлен целый ряд документов, которые позволят в ряде вузов начать обучение конкретно инвалидов.

На государственном уровне остается активной работа по повышению эффективности мер в области социальной защиты и поддержки как студенчества в целом, так и отдельных его групп. Так:

- готовится к принятию Федеральный закон об образовательном кредитовании студентов;

- оценивается реализация Федерального закона № 217 о создании при вузах хозяйственных обществ, то есть малых предприятий. Принятие этого закона сопровождалось спорами, однако около 800 хозяйственных обществ при вузах созданы, что позволяет хотя бы частично, но решать проблему трудоустройства выпускников. В настоящее время готовятся поправки в этот закон.

- актуальным остается и вопрос принятия законопроекта о студенческом самоуправлении;

- требует поиска решения и проблема отсрочки от призыва в армию студентов учреждений среднего профессионального образования и молодых специалистов, аспирантов.

2.2 Частные формы и меры социальной защиты и поддержки студенческой молодежи

Если раньше ответственность за социальную поддержку лежала, в основном на государстве, то сегодня это и ответственность самих образовательных учреждений, у которых имеются определенные средства на такую поддержку, и ответственность всех коллективов.

Анализ деятельности российских вузов в области осуществления социальной защиты и поддержки студенческой молодежи позволил выявить несколько форм.

  • Студенческие социальной службы (отделы социальной работы) - формальная организация, оказывающая услуги по социальной поддержке и социальной помощи студентам. Ее функции четко определены и отличаются от неформальной помощи:

  • социальная ответственность и подотчетность: службы реализуют цели, санкционированные обществом, государством, конкретным учреждением, заведением;

  • отсутствие мотива выгоды как главной цели: социальные службы существуют вне системы свободного предпринимательства и не основывают свою деятельность на базе гонораров за услуги;

  • социальные службы предназначены специально для удовлетворения потребностей университетской общины через процессы социализации, социального контроля и социальной интеграции;

  • студенческие социальные службы создаются после подписания договора о совместной деятельности между руководством учебного заведения и центром социальных служб.

Главное, чтобы по направлениям работы служба не дублировала такие организации, как студенческие профсоюзы или органы студенческого самоуправления, а выступала их партнером.

Обобщение опыта позволяет констатировать, что к основным задачам социальной службы следует относить:

1. Выявление и дифференцированный учет нуждающихся в социальной поддержке.

2. Подготовка предложений по делению бюджетных средств, направляемыхна решение социальных вопросов.

3. Подготовка документов, необходимых для оказания социальной помощи студентам.

4. Учет и контроль над предоставлением льгот и компенсационных выплат различным категориям нуждающихся.

5. Учет и систематизация руководящих документов по вопросам социальной работы в сфере образования, организация их изучения соответствующими должностными лицами университета.

6. Сбор и распространение информации о вакансиях первичной и вторичной занятости для студентов и выпускников.

7. Сбор и обобщение информации об итогах трудоустройства выпускников университета.29

Функционирование социальной службы позволяет содействовать в:

- создании условий для полноценного личностного развития,

- позитивной социализации,

- профессиональном становлении,

- жизненном самоопределении студентов в университете и социальном окружении.30

Социальная служба в вузе осуществляет содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, защищает и представляет права и интересы студентов.

Социальные службы в высших учебных заведениях предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые, культурно-досуговые, а также услуги, связанные с социальной адаптацией.

Социальные службы распространяют свою деятельность как на все категории студенческой молодежи, так и на конкретные группы. Так, эти службы могут осуществлять социальное сопровождение студентов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, детей-инвалидов, а также тех, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.

Проведение исследований в этих службах показало, что чаще всего туда обращаются студенты, у которых наиболее острые проблемы - неготовность к выполнению семейных обязанностей, отсутствие взаимопонимания в группе, напряженные отношения с родителями, неумение проводить содержательный досуг или недостаток знаний относительно ухода и воспитания своих детей. Есть также большая часть тех, кто плохо учиться из-за неуверенности в себе или не знает, как правильно организовать свое время.

Кроме того, существуют и другие формы работы студенческих социальных служб. Речь идет о реализации программ социального развития и социальной поддержки в пределах государственных целевых программ: привлечение к волонтерскому движению; содействие профессиональному становлению и саморазвитию, независимо от уровня успешности обучения или лидерских навыков студентов. Привлечение студентов в качестве волонтеров способствует формированию профессиональных привычек, а также дает возможность приобрести необходимый опыт работы в социальной сфере.

Специалисты таких служб широко используют в работе со студентами социальные технологии, которые помогают объединять социологическую теорию и практику социальной работы и применять оптимальные средства социальной помощи.31

Студенческая социальная служба проводит мониторинг социальных проблем в студенческой среде, что в дальнейшем позволит расширить спектр социальных услуг.

В последние годы активно развиваются инновационные формы социальной работы со студенческой молодежью в вузах.

  • Фонд взаимопомощи студентов. Основной его целью является целевой сбор денежных средств, направляемых на помощь остро нуждающимся в поддержке студентам и работникам учебного заведения. Фонд взаимопомощи призван неотложно и оперативно реагировать на возникающие социальные проблемы студенчества.

Источниками самофинансирования фонда взаимопомощи студентов являются специальные мероприятия по сбору средств: благотворительные вечера, аукционы, концерты, спортивные соревнования, размещение ящиков-копилок, личные встречи, использование ресурсов Интернета, рассылка благодарственных писем. Их успех во многом зависит от оригинальности идей и от способности команды организаторов сделать это событие незабываемым для его участников. Специальные мероприятия требуют времени и средств на подготовку. Как правило, работает целая команда организаторов, которая продумывает программу мероприятия, готовит список участников, размещает объявления и рассылает приглашения участникам.

В результате проведения крупных и социально значимых событий, а также повседневной работы активно развивается механизм поддержки социально незащищенных слоев населения.

  • Информационный центр по проблемам молодежи. Создание такого центра по проблемам молодежи и государственной молодежной политики позволит студентам и молодым преподавателям вуза следить за состоянием дел в области государственной молодежной политики, пользоваться нормативной правовой базой, получать информацию о новых законопроектах. Это, в свою очередь, поможет узнать о своих правах и возможностях. Создание электронной базы даст возможность получить ответы на интересующие вопросы в области государственной молодежной политики, молодежных проблем, статистики и положения молодежи в Российской Федерации. В электронной базе может содержаться следующая информация: образование молодежи, профессиональная ориентация, трудоустройство, временная занятость.

Информационный центр призван оказывать консультативную помощь по вопросам оформления и начисления студентам социальной стипендии; оказания материальной помощи; по вопросам назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка; выплаты пособий по беременности и родам; ежемесячных компенсационных выплат студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям; помощь в решении вопросов обязательного медицинского страхования и оформления студентов в профилакторий.

  • Содействие в трудоустройстве выпускников. Задачей данного направления является организация поствузовского сопровождения молодых специалистов. Одной из форм работы в области трудоустройства выпускников вуза может стать сотрудничество социальной службы с центрами занятости. Данное сотрудничество может быть в форме проведения ежегодной ярмарки вакансий на базе вуза, где представители организаций, предприятий, учреждений совместно с преподавателями и студентами-вы- пускниками обсуждают возможности и варианты трудоустройства выпускников.

Таким образом, совершенствование форм и методов социальной защиты и поддержки студенческой молодежи в высших учебных заведениях имеет большие возможности и перспективы. Внедрение новых форм социальной работы позволит значительно усилить инновационную и образовательную составляющую в подготовке высококлассных специалистов. Практическая ценность перечисленных направлений социально ориентированной деятельности в вузах заключается в привлечении студенческой молодежи к решению социальных проблем, активизации добровольческих усилий студенческой молодежи; предоставлении возможности оперативного получения информации по интересующим вопросам; обеспечении материальной поддержки нуждающихся.

  1.  
    1. Состояние и проблемы социальной защиты и поддержки студентов НШФ ЮФУ: по результатам анкетирования

В декабре 2012 г. – январе 2013 г. автором проведено анкетирование на тему «Социальная защита студенчества глазами студентов НШФ ЮФУ» (См. Приложение 1). Объем выборочной совокупности – 62 чел., что составляет 20 % генеральной совокупности (студентов дневной формы обучения филиала ЮФУ в г. Новошахтинске).

По его результатам можно заключить, во-первых, что в сознании студенчества в качестве объектов федеральной системы социальной защиты и поддержки доминируют следующие категории студентов (см. Приложение 2):

- дети-сироты и опекаемые – 76%;

- инвалиды - 69%

- участники вооруженных конфликтов и локальных войн – 68%;

- пострадавшие от радиационных катастроф – 66%;

- студенты из многодетных семей – 53%,

- матери-одиночки – 52%.

Этот перечень (т.е. категории, которые отметили более 50% респондентов) заметно уменьшился, когда необходимо было отметить категорию студентов как объектов региональной системы социальной защиты (См. Приложение 2):

- студенты из многодетных семей – 55%,

- дети-сироты и опекаемые, дети из малообеспеченных семей – 52%.

При этом достаточно показателен и тот факт, что в качестве объекта системы социальной защиты ЮФУ ни одна из категорий студенчества не была отмечена 50 % респондентов. Что позволяет наметить в качестве приоритетного направления социальной работы со студентами филиала ЮФУ в г. Новошахтинске – знакомство с Коллективным договором ЮФУ32.

Во-вторых, наиболее распространенными видами социальной защиты и поддержки студентов респондентами были отмечены (См. Приложение 2):

- социальная стипендия – 92%,

- материальная помощь – 58%,

- академическая стипендия – 44%.

Здесь прослеживается определенное противоречие: с одной стороны, более 60% студентов НШФ ЮФУ – студенты, обучающиеся с полной компенсацией затрат, связанных с обучением, чем можно объяснить низкий процент варианта «академическая стипендия», но с другой стороны, это нарушает логику выбора варианта «социальная стипендия» - 92% (скорее всего, ключевым здесь оказалось слово «социальная»).

В-третьих, студенты плохо информированы о деятельности органов, которые непосредственно занимаются реализацией мер по социальной защите и поддержке студенческой молодежи (См. Приложение 2). Так, ни один из предложенных вариантов ответа не превысил 50%.

Однако, это не помешало признать эффективной работу в области социальной защиты студенчества:

- ЮФУ – 76%,

- филиала ЮФУ в г.Новошахтинске – 73%,

- Управления Пенсионного фонда – 66%,

- Центра занятости населения – 61%,

- Союза студентов НШФ ЮФУ – 58%,

- Комитета по молодежной политике Ростовской области – 58%,

- Администрации г.Новошахтинска – 57%,

- Профсоюз ЮФУ – 55%,

- Управление социальной защиты населения Администрации г.Новошахтинска – 50%.

В-четвертых, в качестве основных проблем современного студенчества, которые требуют безотлагательного решения, респондентами были обозначены:

- материальные проблемы – 86%,

- проблемы трудоустройства – 76%,

- жилищные проблемы – 61%.

Это подтверждает актуальность и своевременность рассматриваемых на федеральном уровне вопросов по совершенствованию законодательства этих сфер.

В-пятых, респондентам сложно определиться и в необходимости создание на базе НШФ ЮФУ структурного подразделения для повышения уровня социальной защиты и поддержки студенческой молодежи (См. Приложение 2):

- Социальная служба – 36%,

- Центр карьеры -34%,

- Социально-психологическая служба – 29%.

Интересно, что признали эффективной работу Союза студентов 58% респондентов, однако в качестве необходимого структурного подразделения, его видят лишь 21% респондентов.

Все противоречия в результатах анкетирования можно объяснить тем обстоятельством, что на вопрос: «К какой категории нуждающихся в социальной защите Вы себя относите?» варианты ответов распределились следующим образом (См. Приложение 2):

- студенты из малоимущих семей – 34%,

- дети – сироты и опекаемые – 10%,

- студенческие семьи – 10%,

- студенты, попавшие в сложную жизненную ситуацию – 10%,

- матери-одиночки – 5%,

- инвалиды – 3%.

А более 40% респондентов считают, что не нуждаются в мерах по социальной защите и поддержке.

Результаты анкетирования, дают полное основание констатировать, что коммерциализация высшего образования меняет отношение молодежи к осознанию себя в качестве объекта социальной защиты и поддержки, понимая лишь ее экономическую составляющую, тем самым пренебрегая социально-психологической, социономической, социально-правовой, информационной и другими ее компонентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования установлено, что осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческой молодежи имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному и личностному становлению будущих специалистов.

Система социальной защиты и поддержки студентов в современной России представляет собой комплекс организованных мер, реализуемых на федеральном, региональном уровнях и в вузе и направленных на предупреждение, минимизацию или компенсацию социальных рисков студентов, приоритетными среди которых являются социально-экономические, социокультурные, индивидуальные и риски здоровья.

В формировании и реализации современной социальной политики существует несколько тенденций. Это существенное изменение роли государства, то есть децентрализация, сокращение государственного вмешательства в социальную сферу, это активно формируемый сектор социальной поддержки студентов на внутриорганизационном уровне, то есть в самих вузах, и других образовательных учреждениях, в регионах и так далее, и все более активизирующаяся позиция личности студентов.

Государственная политика в поддержке студенчества, безусловно, имеет свою, в общем-то, определенную специфику. С одной стороны студенты - это лишь частично та часть, которая включена в трудовой процесс и не могут самостоятельно полностью зарабатывать, обеспечивать себя. С другой стороны - это одна из наиболее активных, динамичных социальных групп, к которой, в общем-то, наверное, не совсем применимы те методы, способы, которые обычно используются в организации работы с пенсионерами, детьми, подростками и так далее.

Установлено, что в качестве основных видов социальной защиты и поддержки студентов, законодательно закрепленных, следует относить стипендиальное обеспечение, адресную социальную поддержку нуждающихся студентов, культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу, проживание в общежитии и трудоустройство.

В настоящее время большое внимание на государственном уровне уделяется созданию условий для получения профессионального образования инвалидов.

Выявлено, что разнообразие мер реализации социальной политики в отношении молодежи, поиск инновационных форм реализации социальной защиты и поддержки разных категорий студенческой молодежи происходит более активно на вузовском уровне. Оценка применяемых в конкретных вузах частных форм и мер социальной защиты и поддержки студентов позволит распространить эффективный опыт и повлиять на решение проблем современной студенческой молодежи.

Проведенный анализ, позволяет сделать вывод, что существенным моментом, способным оказать положительное влияние на эффективность социальной защиты студенчества, является установление вертикали в управлении социальной защитой между федеральными органами, органами государственного управления субъектов федерации и вуза на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – Ростов – н/Д.: ОАО «Ростовкнига», 2010. – 44 с.

2. Российская Федерация, Законы, О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон: (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями). – URL: //http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121834

3. Российская Федерация, Законы, О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон: (от 21.12.1996 № 159-ФЗ с изменениями и дополнениями; последние от 29.02.2012). - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131957

4. Российская Федерация, Законы, О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: федер. закон: (от 07 августа 2000 г. № 122-ФЗ). – URL: http://www.lexed.ru/mainclass.php?class_id=719&lev=1

5. Российская Федерация, Указ Президента РФ, О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования: (от 12.04.1993 № 443 (ред. от 23.02.2006, с изм. от 14.02.2010). – URL: Законодательство. –http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=58659

  1. Российская Федерация, Указ Президента РФ, Об учреждении стипендии Президента для студентов и аспирантов. – URL: http://президент.рф/новости/12679

  2. Российская Федерация, Указ Президента РФ, О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: (от 07.05.2012 № 599). - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129346

  3. Российская Федерация, Постановление Правительства РФ, Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов: (от 27.06.2001 № 487; ред. от 23.08.2007). - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=70745

  4. Российская Федерация, Постановление Правительства РФ, О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»: (от 02.07.2012 № 679) // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2012. - № 9. - 2-4 с.

  5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О распределении квот специальных государственных стипендий Правительства Российской федерации на 2009/2010 учебный год // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2009. - № 7. - 17-18 с.

  6. Коллективный договор ЮФУ. – URL: http://ksp-ed-union.ru/doc/06.04.2012/kd_31_03_2012.pdf

12. Гусейнова Ф.Д. Студенчество: структура доходов и материальное благополучие / Ф.Д.Гусейнова // Материалы II Всероссийской научной конференции «Будущее России: стратегии развития» 14-15 декабря 2005 г. - М.: 2005. – 215 с.

13. Еремкин А.И. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях / А.И.Еремкин // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 3. - 54-58 с.

14. Медведев Д.А. Образование – это одна из главных ценностей / Д.А.Медведев // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 9. – 9 с.

15. Муртазин Р.А. Студенчество как особая социально-психологическая и возрастная категория / Р.А.Муртазин // Инновационное управление социально-экономическими системами в регионах: Сбор. статей междун. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2011. – 313 – 318 с.

16. Озерова Н.Б. О совершенствовании стипендиального обеспечения студентов / Н.Б.Озерова // Советник в сфере образования. - 2011. - № 6. – 10-13 с.

17. Петрова М.С. Социальная работа со студенческой молодежью в высшем учебном заведении / М.С.Петрова // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. - №1. - 105 – 108 с.

18. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д.Павленка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2008. – 608 с.

19. Филоненко В.И. Студенчество современной России: проблемы типологизации / В.И.Филоненко // Философия права. - 2009. - № 2 (33). – 56 – 59 с.

20. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров / Е.И.Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2012. – 612 с.

21. Юдин В.П.. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. пособие / В.П.Юдин. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 1995. – 123 с.

22. Дубинина Э.В. Организационно-управленческие аспекты социальной защиты студенчества / Э.В.Дубинина. - URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-upravlencheskie-aspekty-sotsialnoi-zashchity-studenchestva

23. Жираткова Ж.В. Формирование региональной системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи / Ж.В.Жираткова. – URL: http://www.referun.com/n/formirovanie-regionalnoy-sistemy-sotsialnoy-zaschity-i-podderzhki-studencheskoy-molodezhi

24. Мирзоян М.В. Педагогические аспекты социальной защиты и поддержки студентов в вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М.В.Мирзоян. – Ставрополь, 2006. - URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-aspekty-sotsialnoi-zashchity-i-podderzhki-studentov-v-vuze

25. Мирзоян М.В. Проблемы социальной защиты и поддержки студентов в современной педагогической литературе. - URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3378

26. Назначение и выплата государственных социальных стипендий. – URL: http://www.stavsu.ru/page.aspx?path=student&idpage=241

27. Совещание Президента РФ по социальному положению студентов от 13.09.2011. – URL: http://президент.рф/news/12672

28. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы. – URL: http://new.soc-work.ru/article/27

29. Социальная и материальная поддержка студентов. – URL: http://www.prostranstvo.ru/pravo/info/students_pravo_support.htm

30. Социальная поддержка. - URL: http://hept.su/novosti/socialnaya_podderjka

31. Социальная поддержка обучающихся. – URL: http://www.uspu.ru/studentu/19/40

32. Социальная поддержка студенчества: проблемы и пути решения. – URL: http://www.asg-ru.com/forum/viewtopic.php?f=45&t=1902

33. Социальные гарантии студентов. - URL: http://www.pgsga.ru/structure/adm_service/stud/socgarant.php?sphrase_id=9668

34. Студент как объект и субъект социальной работы. – URL: http://www.bestreferat.ru/referat-161953.html

35. Рахматуллина З. Социальная защита студенческой молодежи / З. Раматуллина. - URL: http://is.park.ru/print_doc.jsp?urn=22667608

36. Харина Л.В. Понятие и сущность социальной защиты населения и социального страхования / Л.В.Харина. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2338

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета на тему «Социальная защита студенчества глазами студентов НШФ ЮФУ».

Уважаемые студенты!

С целью выявления распространенных форм и методов социальной защиты студентов, а также проблем их сопровождающих, Вам предлагается принять участие в опросе. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде. Ваше мнение важно для нас!

При работе с анкетой могут быть отмечены все возможные варианты ответов.

  1. Каким, по Вашему мнению, социальным группам риска студентов обеспечивается социальная защита? Отметьте в каждой строке вариант ответа.

   

на федеральном уровне

на региональном уровне

на уровне университета

(ЮФУ)

на уровне филиала

(НШФ ЮФУ)

1.1

студенты-сироты и опекаемые

       

1.2

студенты из многодетных семей

       

1.3

студенты из малоимущих семей

       

1.4

студенты с ограниченными физическими возможностями

       

1.5

студенческие семьи

       

1.6

матери-одиночки

       

1.7

студенты, попавшие в сложные жизненные ситуации

       

1.8

студенты - инвалиды

       

1.9

студенты, пострадавшие от радиационных катастроф

       

1.10

студенты, относящиеся к категории «участники вооруженных конфликтов и локальных войн»

       

1.11

другой вариант (уточните)

       

2. Какие виды социальной защиты студентов являются наиболее распространенными?

2.1 социальная стипендия

2.2 целевая субсидия на оплату обучения

2.3 губернаторские стипендии

2.4 академические стипендии

2.5 материальная помощь

2.6 психологическая адаптация

2.7 другой вариант (уточните) ________________________________________________

  1. Какие органы занимаются осуществлением социальной защиты студентов?

3.1 Управление Пенсионного фонда

3.2 Центр занятости населения

3.3 Администрация города

3.4 Управление социальной защитой населения Администрации города

3.5 Комитет по молодежной политике Ростовской области

3.6 Южный Федеральный университет

3.7 Союз студентов

3.8 Профсоюз

3.9 Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске

3.10 Другой вариант (уточните) __________________________________________________________

  1. Оцените эффективность социальной защиты, осуществляемая перечисленными ниже субъектами.

   

удовлетворительно

неудовлетворительно

4.1

Управление Пенсионного фонда

   

4.2

Центр занятости населения

   

4.3

Администрация города

   

4.4

Управление социальной защитой населения Администрации города

   

4.5

Комитет по молодежной политике Ростовской области

   

4.6

Южный Федеральный университет

   

4.7

Союз студентов

   

4.8

Профсоюз

   

4.9

Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске

   

5. Решения каких проблем современных студентов нуждаются в социальной поддержке?

5.1 материальные проблемы

5.2 жилищные проблемы

5.3 проблемы трудоустройства

5.4 психологические проблемы

5.5 организованный досуг

5.6 другой вариант (уточните) ________________________________________________

  1. Считаете ли Вы, что для повышения уровня социальной защиты студенческой молодежи необходимо, чтобы на базе университета (филиала) существовало какое-то подразделение?

да нет

Укажите конкретно:

6.1 социальная служба

6.2 социально-психологическая служба

  1.  
    1. профсоюзная организация

    2. центр карьеры

    3. союз студентов

    4. другой вариант (уточните) ________________________________________________

7. К какой категории студентов, нуждающихся в социальной защите, Вы себя относите?

7.1 студенты-инвалиды

7.2 студенты-сироты и опекаемые

7.3 студенты из малоимущих семей

  1.  
    1. матери-одиночки

7.5 студенческая семья

7.6 студенты, попавшие в сложные жизненные ситуации

7.7 студенты, относящиеся к категории «участники вооруженных конфликтов и локальных войн»

  1.  
    1. студенты, пострадавшие от радиационных катастроф

    2. другой вариант (уточните) _______________________________________________________________

  1. Сообщите некоторые данные о себе: студент ______ курса.

Благодарим за участие в опросе!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты анкетирования

  1. Каким, по Вашему мнению, социальным группам риска студентов обеспечивается социальная защита?

 

1

Курс

16 чел.

2

Курс

13 чел.

3

Курс

14 чел.

4

Курс

9 чел.

5

Курс

10 чел.

Итого

62 чел.

1.1 На федеральном уровне

1.1 студенты-сироты и опекаемые

50%

85%

64%

100%

100%

76%

1.2 студенты из многодетных семей

25%

54%

50%

56%

100%

53%

1.3 студенты из малоимущих семей

31%

39%

36%

33%

100%

45%

1.4 студенты с ограниченными физическими возможностями

63%

54%

71%

78%

9 %

69%

1.5 студенческие семьи

13%

8%

36%

-

80%

26%

1.6 матери-одиночки

63%

46%

36%

44%

70%

52%

1.7 студенты, попавшие в сложные жизненные ситуации

25%

23%

28%

-

60%

27%

1.8 студенты - инвалиды

44%

92%

57%

67%

90%

68%

1.9 студенты, пострадавшие от радиационных катастроф

56%

77%

71%

56%

70%

66%

1.10 студенты, относящиеся к категории «участники вооруженных конфликтов и локальных войн»

63%

92%

64%

44%

70%

68%

1.11 другой вариант (уточните)

     

11%

10%

3%

1.2 На региональном уровне

1.1 студенты-сироты и опекаемые

44%

62%

50%

11%

90%

52%

1.2 студенты из многодетных семей

63%

39%

64%

11%

90%

55%

1.3 студенты из малоимущих семей

38%

77%

36%

22%

90%

52%

1.4 студенты с ограниченными физическими возможностями

19%

23%

21%

44 %

80%

34%

1.5 студенческие семьи

44%

23%

29%

22 %

50 %

34%

1.6 матери-одиночки

25%

54%

36%

-

70 %

37%

1.7 студенты, попавшие в сложные жизненные ситуации

31%

15%

36%

22 %

50 %

31%

1.8 студенты - инвалиды

-

39%

43%

33 %

80 %

35%

1.9 студенты, пострадавшие от радиационных катастроф

38%

39%

14%

-

50 %

29%

1.10 студенты, относящиеся к категории «участники вооруженных конфликтов и локальных войн»

25%

15%

29%

33%

50 %

32%

1.11 другой вариант (уточните)

     

11%

10%

3%

1.3 На уровне университета (ЮФУ)

1.1 студенты-сироты и опекаемые

25%

30%

43%

22%

90%

40%

1.2 студенты из многодетных семей

13%

46%

14%

-

70%

27%

1.3 студенты из малоимущих семей

31%

39%

43%

11%

60%

37%

1.4 студенты с ограниченными физическими возможностями

38%

39%

36%

22%

50%

37%

1.5 студенческие семьи

31%

30%

43%

33%

30%

34%

1.6 матери-одиночки

25%

23%

36%

11%

20%

24%

1.7 студенты, попавшие в сложные жизненные ситуации

25%

54%

57%

22%

40%

49%

1.8 студенты - инвалиды

25%

23%

50%

11%

60%

34%

1.9 студенты, пострадавшие от радиационных катастроф

25%

15%

21%

-

30%

19%

1.10 студенты, относящиеся к категории «участники вооруженных конфликтов и локальных войн»

-

15%

14%

-

30%

11%

1.11 другой вариант (уточните)

   

21%

 

10%

7%

1.4 На уровне филиала (НШФ ЮФУ)

1.1 студенты-сироты и опекаемые

19%

15%

21%

33%

70%

29%

1.2 студенты из многодетных семей

19%

7,7%

-

-

50%

15%

1.3 студенты из малоимущих семей

6%

23%

14%

11%

70%

23%

1.4 студенты с ограниченными физическими возможностями

6%

46%

14%

22%

50%

26%

1.5 студенческие семьи

13%

23%

7%

11%

40%

18%

1.6 матери-одиночки

-

15%

7%

11%

40%

13%

1.7 студенты, попавшие в сложные жизненные ситуации

50%

31%

7%

11%

30%

27%

1.8 студенты - инвалиды

6%

15%

36%

44%

60%

29%

1.9 студенты, пострадавшие от радиационных катастроф

13%

15%

14%

-

30%

15%

1.10 студенты, относящиеся к категории «участники вооруженных конфликтов и локальных войн»

-

15%

-

-

30%

8%

1.11 другой вариант (уточните)

6%

8%

   

10%

5%

2. Какие виды социальной защиты студентов являются наиболее распространенными?

 

1

Курс

2

Курс

3

Курс

4

курс

5

курс

Итого

2.1 социальная стипендия

94%

100%

79%

100%

90%

92%

2.2 целевая субсидия на оплату обучения

31%

23%

14%

22%

20%

23%

2.3 губернаторские стипендии

32%

-

7%

11%

10%

10%

2.4 академические стипендии

44%

23%

71%

22%

50%

44%

2.5 материальная помощь

50%

62%

50%

67%

70%

58%

2.6 психологическая адаптация

19%

8%

7%

11%

-

10%

3. Какие органы занимаются осуществлением социальной защиты студентов?

 

1

Курс

2

Курс

3

Курс

4

курс

5

Курс

Итого

3.1 Управление Пенсионного фонда

31%

39%

29%

11%

60%

34%

3.2 Центр занятости населения

31%

23%

14%

22%

30%

24%

3.3 Администрация города

25%

31%

43%

33%

20%

31%

3.4 Управление социальной защитой населения Администрации города

44%

62%

36%

22%

50%

44%

3.5 Комитет по молодежной политике Ростовской области

31%

23%

29%

33%

30%

34%

3.6 Южный Федеральный университет

38%

23%

29%

67%

40%

37%

3.7 Союз студентов

50%

15%

21%

22%

20%

27%

3.8 Профсоюз

44%

31%

14 %

11 %

20%

26%

3.9 Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске

50%

8 %

29 %

44 %

30%

32%

3.10 Другой вариант:

не знаю

     

44 %

 

44%

4. Оцените эффективность социальной защиты, осуществляемая перечисленными ниже субъектами.

Удовлетворительно оценили:

 

1

Курс

2

Курс

3

Курс

4

Курс

5

Курс

Итого

4.1 Управление Пенсионного фонда

63%

85%

86%

33%

50%

66%

4.2 Центр занятости населения

56%

62%

100%

22%

50%

61%

4.3 Администрация города

50%

69%

71%

44%

40%

57%

4.4 Управление социальной защитой населения Администрации города

38%

54%

71%

44%

40%

50%

4.5 Комитет по молодежной политике Ростовской области

69%

62%

64%

33%

50%

58%

4.6 Южный Федеральный университет

88%

92%

93%

56%

30%

76%

4.7 Союз студентов

63%

69%

64%

44%

40%

58%

4.8 Профсоюз

69%

62%

64%

33%

30%

55%

4.9 Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске

88%

77%

86%

56%

40%

73%

5. Решения каких проблем современных студентов нуждаются в социальной поддержке?

 

1

Курс

2

Курс

3

Курс

4

курс

5

Курс

Итого

5.1 материальные проблемы

94%

85%

86%

89%

70%

86%

5.2 жилищные проблемы

75%

54%

43%

89%

50%

61%

5.3 проблемы трудоустройства

88%

85%

57%

78%

70%

76%

5.4 психологические проблемы

31%

15%

21%

11%

40%

24%

5.5 организованный досуг

31%

31%

14%

33%

40%

29%

6. Считаете ли Вы, что для повышения уровня социальной защиты студенческой молодежи необходимо, чтобы на базе университета (филиала) существовало какое-то подразделение?

 

1

курс

2

Курс

3

Курс

4

курс

5

курс

Итого

6.1 социальная служба

13%

30%

57%

67%

20%

36%

6.2 социально-психологическая служба

44%

46%

14%

22%

10%

29%

6.3 профсоюзная организация

31%

-

29%

-

10%

16%

6.4 центр карьеры

50%

39%

21%

33%

20%

34%

6.5 союз студентов

38%

8%

14%

22%

20%

21%

  1. К какой категории студентов, нуждающихся в социальной защите, Вы себя относите?

 

1

курс

2

Курс

3

курс

4

курс

5

курс

Итого

7.1 студенты-инвалиды

-

-

7%

-

10%

3%

7.2 студенты-сироты и опекаемые

6%

-

21%

11%

10%

10%

7.3 студенты из малоимущих семей

44%

15%

14%

22%

80%

34%

  1.  
    1. матери-одиночки

13%

-

7%

-

-

5%

7.5 студенческая семья

13%

-

7%

22%

10%

10%

7.6 студенты, попавшие в сложные жизненные ситуации

6%

23%

14%

-

-

10%

7.7 студенты, относящиеся к категории «участники вооруженных конфликтов и локальных войн»

6%

-

-

-

-

2%

  1.  
    1. студенты, пострадавшие от радиационных катастроф

6%

-

-

-

-

2%

7.9 другой вариант ( не нуждаюсь)

31%

62%

36%

56%

20%

40%

из неполной семьи

 

8%

     

2%

  1. Студент какого курса?

Курс

% к числу опрошенных

1курс

26%

2 курс

21%

3 курс

23%

4 курс

15%

5 курс

16%

1 Совещание Президента РФ по социальному положению студентов от 13.09.2011. – URL: http://президент.рф/news/12672

2Дубинина Э.В. Организационно-управленческие аспекты социальной защиты студенчества / Э.В.Дубинина. - URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-upravlencheskie-aspekty-sotsialnoi-zashchity-studenchestva

3 Филоненко В.И. Студенчество современной России: парадоксы существования: Научное издание / В.И.Филоненко. – Ростов н/Д: 2009. – 314 с.

4 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д.Павленка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2008. – 608 с.

5 Петрова М.С. Социальная работа со студенческой молодежью в высшем учебном заведении / М.С.Петрова // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. - №1. - С. 105 – 108.

6 Жираткова Ж.В. Формирование региональной системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи / Ж.В.Жираткова. – URL: http://www.referun.com/n/formirovanie-regionalnoy-sistemy-sotsialnoy-zaschity-i-podderzhki-studencheskoy-molodezhi

7 Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров / Е.И.Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2012. – 612 с.

8 Мирзоян М.В. Педагогические аспекты социальной защиты и поддержки студентов в вузе / М.В.Мирзоян. – URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-aspekty-sotsialnoi-zashchity-i-podderzhki-studentov-v-vuze

9 Мирзоян М.В. Проблемы социальной защиты и поддержки студентов в современной педагогической литературе / М.В.Мирзоян. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3378

10 Мирзоян М.В. Проблемы социальной защиты и поддержки студентов в современной педагогической литературе / М.В.Мирзоян. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3378

11 Гусейнова Ф.Д. Студенчество: структура доходов и материальное благополучие / Ф.Д.Гусейнова // Материалы II Всероссийской научной конференции «Будущее России: стратегии развития» 14-15 декабря 2005 г. - М.: 2005. – с. 215.

12 Мирзоян М.В. Проблемы социальной защиты и поддержки студентов в современной педагогической литературе / М.В.Мирзоян. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3378

13 Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы : Учеб. метод. пособие / В.П.Юдин. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т, - 1995. – С. 54.

14 Мирзоян М.В. Проблемы социальной защиты и поддержки студентов в современной педагогической литературе / М.В.Мирзоян. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3378

15 Харина Л.В. Понятие и сущность социальной защиты населения и социального страхования / Л.В.Харина. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2338

16 Там же.

17 Мирзоян М.В. Проблемы социальной защиты и поддержки студентов в современной педагогической литературе / М.В.Мирзоян. – URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3378

18Проект Федерального закона «Об образовании» // Российская газета. - URL: http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html

19Федеральный закон. – URL: http://www.lexed.ru/mainclass.php?class_id=719&lev=1

20 Законодательство. – URL: // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=58659

21Социальная защита студентам. – URL: http://www.stavsu.ru/page.aspx?path=student&idpage=241

22 Дубинина Э.В. Организационно-управленческие аспекты социальной защиты студенчества / Э.В.Дубинина. - URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-upravlencheskie-aspekty-sotsialnoi-zashchity-studenchestva

23 Социальная поддержка студенчества: проблемы и пути решения. – URL: http://www.asg-ru.com/forum/viewtopic.php?f=45&t=1902

24 Социальная поддержка студенчества: проблемы и пути решения. – URL: http://www.asg-ru.com/forum/viewtopic.php?f=45&t=1902

25 Совещание Президента РФ по социальному положению студентов от 13.09.2011. – URL: http://президент.рф/news/12672

26 Совещание Президента РФ по социальному положению студентов от 13.09.2011. – URL: http://президент.рф/news/12672

27 Социальная поддержка студенчества: проблемы и пути решения. – URL: http://www.asg-ru.com/forum/viewtopic.php?f=45&t=1902

28 Там же.

29 Петрова М.С. Социальная работа со студенческой молодежью в высшем учебном заведении / М.С.Петрова // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. - №1. – с. 106.

30 Там же. – с. 106.

31 Романова Н.Ф. Новации в сфере предоставления социальных услуг: студенческие социальные службы / Н.Ф.Романова. - URL: http://socionom.ru/baza-znanii/materialy-konferencii/materialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremennom-obshchestve-problemy-i-reshenija-22-i-23-aprelja-2010-goda/novacii-v-sfere-predostavlenija-socialnykh-uslug-studencheskie-socialnye-sluzhby/

32 Коллективный договор ЮФУ. – URL: http://ksp-ed-union.ru/doc/06.04.2012/kd_31_03_2012.pdf

Просмотров работы: 11917