ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ УМСТВЕННЫХ ЗАДАЧ СПОРСМЕНАМИ-ШАШИСТАМИ И СТУДЕНТАМИ-МАТЕМАТИКАМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ УМСТВЕННЫХ ЗАДАЧ СПОРСМЕНАМИ-ШАШИСТАМИ И СТУДЕНТАМИ-МАТЕМАТИКАМИ

Платонова М.И. 1, Давыдова В.Я. 2
1Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
2Cеверо-восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В исследовании выявлялись особенности и сравнивались уровни логического мышления студентов-математиков и спортсменов-шашистов. Во время игры в шашки спортсмены используют логическое мышление и решают задачи практического характера (практическое мышление направлено на разрешение частных конкретных задач). В учебной деятельности студентов – математиков преобладают теоретические решения с помощью математических уравнений, систем, формул (теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей). В связи с этим мышление шашистов и математиков находится в постоянном процессе решения задач, но отличие их состоит в практическом и теоретическом направлении.

Объектом исследования выступили 25 спортсменов – шашистов (в том числе: 5 мастеров спорта Российской Федерации (мф), 8 мастеров международного класса (мм), 12 кандидатов в мастера спорта (кмс) и 25 студентов Института математики и информатики в возрасте от 18-22 лет.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в решении умственных задач спортсменами – шашистами и студентами математиками. Методический инструментарий составили методики по исследованию словесно – логического мышления и по исследованию процедуры рассуждения и решения логико – математических задач.

Диаграмма 1.

В результате исследования словесно – логического мышлении испытуемых выявилось, что высокую тенденцию логически анализировать показывают спортсмены-шашисты. Это может быть связано с тем, что у шашистов преобладает творческая продуктивность ума, т.е они обладают способностью самостоятельно и критично мыслить не используя теоретические знания. А студенты-математики склонны давать ответы способом знакового моделирования, т.е у них решение требует построения схем, составления уравнений и систем.

Таблица 1

Показатели рассуждения

шашисты

математики

Количество общих целей, выдвинутых во время решения.

Количество промежуточных целей, завершившихся ошибочным преобразованием.

Количество предложенных вариантов решений.

Частота называния элементов.

Общее время решения задач.

3

2

8

высокая

12 минут

3

2

3

высокая

11,30 минут

В исследовании процедуры рассуждения выяснилось что, у спортсменов-шашистов и студентов математиков особых различий не наблюдается. Однако, количество предложенных вариантов решений у шашистов было больше, зато студенты затратили меньше времени на решения и рассуждения. Это может быть связано с тем, что шашисты во время партии при нахождении правильного хода, в уме рассматривают все варианты своего хода и хода противника (по статистике кандидаты в мастера спорта в уме считают до 10 вариантов, а мастера спорта до 20 вариантов). Это требует умения выбирать самый оптимальный вариант хода. Во время игры шашисты распределяют свое время поминутно, в нашем исследовании они использовали такой же вариант мышления. У студентов-математиков отмечается торопливость при рассуждении, т.е это проявляется в том, что испытуемый, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. В процессе рассуждения у обеих групп испытуемых наблюдаются все основные формы мыслительного процесса: понятие, суждение и умозаключение.

В решении логических задач количество правильных ответов у спортсменов – шашистов больше, чем у студентов математиков, хотя студенты затратили меньше времени на решение. Если сравнивать методы решения шашистов и математиков, то шашисты выдают ответы нестандартными способами решения, а математики часто ссылаются на формулы, уравнения т.е на свой прежний опыт.

Для математического анализа результатов использовалась программа SPSS, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 2

 

м.логьатза

ш.логматзад

м.сллог

ш.сллог

Spearman's rho

м.логьатза

Correlation Coefficient

1,000

,283

-,091

,304(*)

   

Sig. (2-tailed)

.

,068

,563

,050

     

25

25

25

25

 

ш.логматзад

Correlation Coefficient

,283

1,000

-,011

-,047

   

Sig. (2-tailed)

,068

.

,942

,756

     

25

25

25

25

 

м.сллог

Correlation Coefficient

-,091

-,011

1,000

,127

   

Sig. (2-tailed)

,563

,942

.

,415

     

25

25

25

25

 

ш.сллог

Correlation Coefficient

,304(*)

-,047

,127

1,000

   

Sig. (2-tailed)

,050

,756

,415

.

     

25

25

25

25

* Уровень корреляции значим на уровне 0,05

По таблице 2 мы видим, что корреляция обнаружилась, т.е решение словесно-логических задач у спортсменов-шашистов имеет связь с решением логико-математических задач у студентов-математиков, т.е. находиться на одном уровне.

Таким образом, выявилось, что в процессе решении логических задач ходы решения шашистов и математиков имеют различия. Мышление математиков характеризуется быстротой и устойчивостью. А у шашистов наблюдается гибкость, критичность, самостоятельность и широта мышления. Студенты-математики склонны решать задачи теоретическим путем, а спортсмены-шашисты творческим, практическим путем.

Кроме того, эффективность решения умственных задач зависит от особенностей логического мышления и умения анализировать, т.е от развития словесно-логического мышления. Результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что решение умственных задач имеет высокие показатели результативности при одновременном применении практического и теоретического мышления. Нужно отметить, что в спортивной деятельности в, частности шашистов, решение умственных задач требует такие индивидуальные характеристики мышления как глубина, гибкость, широта, быстрота и сообразительность. Успешность их деятельности будет высокой при самостоятельном синтезировании новых ходов из элементов имеющихся знаний. А деятельность студентов-математиков связана с полу самостоятельным осмысливанием и преобразованием учебного материала. Успешность решения ими умственных задач будет высокой, если они будут применять одновременно примеры из усвоенного знания и поиска новых идей.

Просмотров работы: 2439