ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Федорова К.А., Федорова Е.Г., Кузнецова Н.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития связан с новым взглядом на рынок труда, который является одним из ключевых ресурсов социально-экономического развития. В настоящее время ситуация на рынке труда в России очень сложна и противоречива. Это проявляется в том, что, с одной стороны, рынок расширил многообразие форм занятости и мест приложения труда, увеличив таким образом возможность самореализации населения в сфере экономики, но с другой стороны, институциональные преобразования и кризисные явления в российском обществе привели к значительным потерям живого труда. Исследования последних лет показывают, что в результате общей трудоизбыточности экономики многие производства испытывают дефицит кадров. Не хватает высококвалифицированных специалистов, инженеров, рабочих. Наблюдается старение кадрового потенциала.

В нашей работе проведен анализ состояния рынка труда Челябинской области, основных тенденций его развития и региональной политики в сфере занятости населения области.

В состав Челябинской области входят 314 муниципальных образований, в том числе 16 городских округов, 27 муниципальных районов, 27 городских поселений и 244 сельских поселения. Общая площадь области – 88,5 тыс.кв.км.

Численность населения на 01.01.2012 г. – 3,5 млн. человек.

Среди регионов РФ область занимает третье место по производству мяса птицы в сельхозорганизациях, пятое место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, седьмое - по объему иностранных инвестиций, двенадцатое - по обороту розничной торговли, объему продукции сельского хозяйства, вводу жилья.

Численность экономически активного населения на конец декабря 2011 года составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 1919,0 тыс. человек, или 55,2 процента от общей численности населения области. В их числе 1792,5 тыс. человек или 93,4 процента экономически активного населения были заняты в экономике и 126,5 тыс. человек (6,6 процента) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).

За 2011 год произошло снижение численности официально зарегистрированных безработных с 42,5 тыс. человек до 31,7 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы снизился на 0,5 процентных пункта.

В семи территориях области уровень безработицы по состоянию на 01.01.2012 г. был ниже среднеобластного показателя. Высокий уровень безработицы от 5 процентов до 10 процентов зафиксирован в 7 муниципальных образованиях области. На рис. 1 приведена динамика численности безработных и зарегистрированный уровень безработицы.

По оперативным данным еженедельного мониторинга на 16 января 2013 года уровень регистрируемой безработицы в Челябинской области составляет 1,5% от экономически активного населения, коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда в среднем по области составил 1,6 чел./вак. [3].

Рис. 1. Численность безработных и уровень зарегистрированной безработицы

В 2011 году трудоустроено на вакантные и вновь созданные рабочие места 81,2 тыс. человек; приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 13 тыс. человек; к оплачиваемым общественным работам приступили 9 тыс. человек; получили услуги по содействию самозанятости в полном объёме 5 тыс. человек из числа безработных граждан; получили профориентационные услуги 72 тыс. человек [2, c. 16].

В 2012 году 66975 чел. (72118) получили государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. В прошедшем году приступили к профессиональному обучению 8244 чел. (12984), в т.ч. 8192 чел. (12924) – безработные граждане по направлению ЦЗН.

Из численности безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, доля граждан, впервые ищущих работу (ранее не работающих), составила 16,1% (17,1) (рис. 2); доля граждан, стремящихся восстановить трудовую деятельность после длительного (более года) периода, составила 12,1% (15,4) [3].

Рис. 2. Напряженность на рынке труда и уровень регистрируемой безработицы в Челябинской области в 2012 г.

В настоящее время время разбалансировнность рынка труда является государственной проблемой, налицо несоответствие спроса и предложения. В определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодой человек имеет возможность выбрать специальность из широкого перечня, предлагаемого вузами, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность на рынке труда. Проблемы как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда в значительной мере обусловлены недостатками в информационном обеспечении их функционирования. Анализ информационных источников о вузе и о специальности, проведенный по результатам анкетирования абитуриентов позволяет утверждать, что подавляющее большинство респондентов получили сведения от людей, в большинстве своем не владеющих информацией о состоянии и перспективных потребностях рынка труда, от людей, которые рекомендуют (или не рекомендуют) поступать на ту или иную специальность, исходя из собственного житейского опыта, либо интуитивно. Следовательно, можно сделать вывод о низкой результативности профессиональной ориентации и недостаточной информированности выпускников школ о состоянии и перспективах развития рынка труда. В действующей системе профориентации учащиеся не имеют возможности определить рациональность выбора профессии и оценить спрос на рабочую силу. Нет и системы обучения планированию профессиональной карьеры, развития умений и навыков, необходимых для трудоустройства.

В связи с этим особое внимание нужно уделить молодежному рынку труда, который имеет свои особенности. К тому же ни для кого не секрет, что для большинства молодых специалистов по окончании профессионального учебного заведения самой главной проблемой становится проблема трудоустройства по полученной специальности.

В настоящее время в общей численности населения Челябинской области молодежь составляет 23–25 %. Количественное положение с предложением рабочей силы в регионе на данный момент вполне благоприятное. Но в наступающем десятилетии положение молодежи на региональном рынке труда усложнится тем, что будут накладываться демографические трудности. Ведь на рынок труда выйдут малочисленные поколения, родившиеся в годы демографического спада. По предварительной оценке сокращение численности трудоспособного населения до 2020 г. в целом по стране составит порядка 16 млн. человек. На Южном Урале резкое сокращение численности трудоспособного населения началось уже с 2010 г., и к 2020 г. превысит 90 тыс. человек.

Кроме того, следует учитывать, что в числе ныне работающих свыше 60 тыс. человек достигли пенсионного возраста, и часть из них уже сейчас готовы оставить свои рабочие места. Все это повышает значимость и необходимость достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, в том числе и молодежном. Серьезное влияние на состояние молодежного рынка труда в регионе оказывает несоответствие структуры рынка образовательных услуг потребностям региональной экономике. Как уже отмечалось, эти рынки существуют и развиваются независимо друг от друга. В результате молодые люди изначально получают неверные ориентиры при выборе будущей профессии, а, следовательно, и при выборе места учебы.

Нетрудно заметить, что примерно с 2000-х гг. предпочтения молодежи в выборе будущей профессии отдаются в пользу гуманитарного и экономического профиля, т. е. это экономист, юрист, бухгалтер, менеджер. Кроме этого, предпочтения отдаются преимущественно вузовской форме обучения, так как в большинстве случаев в выборе будущей профессии лежат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи. А между тем потребности регионального рынка труда совсем иные. Челябинская область относится к числу промышленных регионов, где главная роль принадлежит предприятиям металлургии, машиностроения и металлообработки. Поэтому на рынке труда повышенным спросом пользуются рабочие профессии, а не юристы, экономисты, психологи и т. д. В результате, около 40 профессии выпускников профессиональных учебных заведений вынуждены устраиваться на работу не по специальности, а около 10–15 процентов вообще регистрируются в качестве безработных. При этом большую часть выпускников учебных заведений профессионального образования, состоящих на учете в центрах занятости, составляют специалисты экономического, юридического и социально-гуманитарного профиля.

Анализ профессионально-квалификационного состава безработных и вакансий, предоставляемых работодателями в службы занятости по Челябинской области (табл. 1), показывает, что на одно место бухгалтера претендует 16 человек, экономиста – 32 ч., менеджера – 3 ч., юриста – 10 ч. В то время как, по данным Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, по состоянию на 14 сентября 2011 г., требуются, в основном, рабочие профессии, что можно увидеть из следующей таблицы.

Таблица 1

Рейтинг востребованных профессий на 14 сентября 2011 г.

по Челябинской области

Наименовании профессии

Количество вакансий

Количество состоящих на учете человек

рабочие специальности

 

Уборщик производственных, служебных помещений и др.

1304

908

Электрогазосварщик, газорезчик

882

540

Дворник, уборщик территорий

766

188

Монтажник

597

179

Грузчик, загрузчик

509

238

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

299

159

Токарь

286

135

Плотник

269

182

Маляр

261

106

Каменщик

258

125

Бетонщик

216

34

Мойщик в разных сферах

175

32

Облицовщик

141

24

Кровельщик

122

24

Фрезеровщик

100

32

профессии служащих

Воспитатель

661

265

Менеджер, агент и торговый представитель в разных отраслях

529

1649

Инженер

446

1111

Специалист в разных сферах

319

828

Охранник

263

616

Руководитель

149

555

Бухгалтер

134

2157

Секретарь, делопроизводитель, машинистка

119

556

Инспектор

100

305

Юрист

82

799

Техник в разных отраслях

76

473

Механик

35

245

Администратор

31

487

Экономист

26

832

Кроме этого, в регионе ощущается серьезная нехватка врачей, инженеров. Такая разбалансированность рынка труда говорит и о неправильной профориентационной политике в регионе.

Таким образом, эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования сдерживается вследствие:

  • отсутствия взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг;

  • незаинтересованности учреждений системы профессионального образования в организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, а также в изучении изменений в востребованности работников с точки зрения конкретных профессий и специальностей, уровня квалификации;

  • кадровой политики большинства организаций, стратегия которых направлена в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

  • отсутствия у значительного количества выпускников учреждений профессионального образования, необходимых навыков поведения на рынке труда, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства и карьерного роста.

Помочь решению назревших проблем могли бы следующие меры:

- во-первых, необходимо перестроить систему профориентационной работы в школе, нужно воспитывать уважительное отношение к профессии рабочего;

- во-вторых, необходимо привлечение работодателей к разработке госстандартов, учебных планов и непосредственно к участию в подготовке кадров;

- в-третьих, необходимо сделать гласными показатели востребованности выпускников на рынке труда, публиковать рейтинги учебных заведений по уровню востребованности их выпускников на региональном рынке труда.

В 2011 году одним из инструментов по стабилизации ситуации на рынке труда явилась реализация Областной целевой программы на 2011 год, на которую в общей сложности было направлено 465,2 млн. рублей федеральных средств и 24,8 млн. рублей из областного бюджета. В результате принятых мер на рынке труда удалось сократить численность безработных от 45,8 тыс. чел. в феврале до 31,7 тыс. чел. к концу 2011 года.

Результаты реализации этой программы на рынке труда Челябинской области приведены на рис. 3.

Рис. 3. Динамика численности работников

За 2011 год сокращены масштабы неполной занятости работников, находящихся в простое, в 3,5 раза (с 0,7 до 0,2 тыс. человек); работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы – в 2 раза (с 1,3 до 0,6 тыс. человек); работающих неполное рабочее время – более чем в 3 раза (с 15,8 до 4,7 тыс. человек).

За 2011 год заявленная потребность в работниках организаций области составила 173,6 тыс. вакансий, что на 10,5% больше, чем в 2010 году.

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда в среднем по области составил 2,0 человека на одну вакансию против 3,2 по состоянию на 01.01.2011 г.

Рынок труда – это система отношений и социально-экономический механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий воспроизводства, найма, распределения и обмена рабочей силы на жизненные средства.

Основные элементы этого социально-экономического механизма: спрос на рабочую силу и ее предложение, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей силы, мобильный резерв незанятого населения.

Рынок труда как социально-экономический механизм занимает ключевое место в рыночной экономике и существенно отличается от рынков товаров, финансов, жилья и др. Главное отличие – в возможности и устойчивости равновесия на рынке труда.

Процесс взаимодействия работодателей и наемных работников формирует структуру и объем спроса и предложения на рабочую силу, определяет степень развития рынка труда.

Для России, с резкой региональной дифференциацией трудового и инвестиционного потенциала, отраслевой структуры экономики, развитости социальной инфраструктуры, стартовых условий перехода к рынку, характерны существенные различия в степени зрелости, стадиях становления рынка труда.

Основная цель регулирования рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.

Государственное регулирование национального рынка труда и трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды. Причём это относится ко всем его срезам – региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому.

Основой государственного регулирования рынка труда должны стать:

  • обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;

  • устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;

  • повышение конкурентоспособности рабочей силы;

  • поддержка малого предпринимательства;

  • регулирование трудовой миграции;

  • создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;

  • введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

Выделение именно этих направлений государственного регулирования диктуется особенностями отечественного рынка труда: неблагоприятной демографической ситуацией; низким качеством национальной рабочей силы; слабой мобильностью рабочей силы; неэффективной занятостью населения; существованием значительного неформального сектора экономики; незначительной долей занятых в малом бизнесе; ситуацией в сельской местности.

Важнейшей стратегической задачей национальной экономики является повышение темпов и улучшение качества экономического роста. Среди множества факторов, определяющих условия и возможности экономического роста, особое положение занимают социально-трудовые факторы, влияние которых на формирование стоимостных показателей деятельности экономических систем и организаций на различных уровнях в период реформ практически игнорировалось российскими хозяйствующими субъектами и властными структурами.

Система социального партнерства представляет собой систему взаимоотношений работников и работодателей, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Наличие цивилизованного, основанного на прочной правовой базе механизма взаимодействия государственных органов, наемных работников и работодателей играет важную роль в становлении и развитии рыночных отношений.

При социальном партнерстве каждая из сторон, оптимально реализуя свои интересы, создает основу для политической и социально-экономической стабильности в обществе. Использование этого механизма позволяет избежать социальных конфликтов в обществе, разграничивает полномочия между центральными органами и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Повышение качества рабочей силы на рынке труда требует не только совершенствования содержания и организационных форм образовательного процесса, но и активизации связей образовательных учреждений, служб занятости с социальными партнерами по широкому спектру проблем подготовки, переподготовки, трудоустройства и карьерного роста рабочей силы.

Используемые источники

1. Россия в цифрах. 2011:Крат.стат.сб.[Текст]: Росстат- M., Р76 2011. - 581 с.

2. Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2011 году [Текст]: материалы к заседанию администрации Челябинской области 2012г. – 75 с.

3. Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области. – Режим доступа: http://szn74.eps74.ru/htmlpages/Show/Rynoktruda/Statistikarynkatruda/2013/Rynoktrudana16yanvarya2013goda

Просмотров работы: 10170