В произведении автор поднимает проблему сложных взаимоотношений детского и взрослого миров.
Экспозиция рассказа заключается в представлении героев, когда мальчики Володя Королев и господин Чечевицын приезжают домой. Завязка рассказа происходит тогда, когда вся семья собирается за столом пить чай, а мальчики при этом очень странно себя ведут. («Он (Чечевицын) о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос... Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой.»)
Дальнейшие события развиваются таким образом - мальчики обсуждают побег «куда-то в Америку добывать золото». Чечевицын уговаривает Володю уехать. Все эти события приводят нас к кульминации рассказа – мальчики не приходят на обед, родители Володи беспокоятся, ищут мальчиков в деревне и на реке.
Все эти тревожные события приводят нас к развязке - спустя сутки, мальчиков привозят домой. Володя раскаивается. Оказывается, что их задержали в Гостином Дворе, когда они искали, где купить порох. Эпилог рассказа происходит в момент отъезда Чечевицына. В знак памяти в тетрадке у Кати он написал: «Монтигомо Ястребиный коготь».
В рассказе два главных героя Володя Королев и господин Чечевицын. Чечевицын – это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Они одноклассники.
Чехов дает характеристику героям через их портрет и речь. Портреты и речь героев отличаются, так как у них разные характеры. Писатель противопоставляет мальчиков. Чечевицын описан подробно: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…его можно было бы принять за кухаркина сына… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле, можно было подумать, что это тигр или лев…»
Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь. Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей. Да и родители поощряли: за приключенческими сюжетами легко разглядеть гуманистические идеалы, восходящие к Руссо с его восхищением "благородными дикарями" и близостью к природе. И ведет себя в соответствии с выбранным именем.
Володя в рассказе описывается несколькими словами: «всегда веселый и разговорчивый…пухлый, как укушенный пчелой». Володя - добросердечный ребенок, выросший в дружной семье. До дружбы с Чечевицыным он был веселым и общительным, а теперь старается вести себя как настоящий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и общей мечте.
Речевая характеристика господина Чечевицына соответствует портретной: «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко… – Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых… сердито спрашивал… – Бледнолицый брат мой… гордо отвечал…»
Речь и поведение Володи так же соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям. Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь. А как мы знаем, путешественники отважные, смелые люди.
« Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… расплакался… Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…»
Отец Володи – человек мягкий и интеллигентный, уважительно относящийся к своему сыну. Его высказывания не унижают человеческого достоинства детей. Даже к другу сына обращается на «вы». В конце же рассказа он решительный, требовательный.
«Извините, я по-домашнему, без сюртука…господину Черепицыну… прошу вас… разве так можно? – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат, А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями...»
Художественное пространство сжатое, ограничено рамками дома, все действия, диалоги героев происходят в доме Володи. Пространство рассказа конкретное, так как нет фантастических, выдуманных автором деталей.
Художественное время длительное, действие рассказа происходит несколько дней, конечное – рассказ заканчивается отъездом Чечевицына. Художественное время замкнутое: в пределах сюжета, вне исторического процесса, в хронологии событий и внутренних душевных процессов героев.
Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.