ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА

Филатова Е.С. 1
1Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того что бы понять, кто же такой «несовершеннолетний преступник» необходимо дать два определения, кто такой «несовершеннолетний», и, кто такой «преступник».

С точки зрения закона несовершеннолетний – это лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, т.е. еще не вправе пользоваться определенными гражданскими и политическими правами. В быту несовершеннолетний – это ребенок.

Преступник -человек, который совершает или совершил преступление, из этого можно сделать вывод что несовершеннолетний преступник – это лицо не достигшее совершеннолетнего возраста, которое совершает или совершило преступление, и в отношении которого вынесено обвинительный приговор суда.

Изучению насильственной преступности вообще и несовершеннолетних, в частности, было посвящено немало исследований: Абызова P.M., Алексеева А.И., Антоняна Ю.М., Бабаева М.М., Бланкова

A.C., Ветрова Н.И., Васильева Ю.В., Гилинского Я.И., Голубева В.П., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Жигарева Е.С., Забрянского Г.И., Игнатенко

B.И., Игошева К.Е., Кудрякова Ю.Н., Крутера М.С., Миньковского Г.М., Овчинского B.C., Панкратова В.В., Плешакова В.А, Пирожкова В.Ф., Сибирякова C.T. и других.

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы1. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т.п. Важнейшим условием формирования личности "трудного" подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно негативное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п. Одноклассники обычно сторонится таких подростков, из-за их агрессии именно поэтому в подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе ввиду отрицательных отношений внутри него.

На антисоциальное поведение несовершеннолетнего влияют следующих факторы: в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные "жизненные неудачи".

Подростковый возраст (11-15 лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В плане социальном, подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Как правило, все подростки этого возраста - школьники. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив.

Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

Юношеский возраст (14-18 лет) представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане это период завершения физического созревания. Юность - это заключительный этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире2.

Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14-16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, - с 16 лет.

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью.

Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки педагогической и социальной защищенности.

Конфликтность в отношениях с взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система взаимоотношений подростка и с взрослыми и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Следует отметить, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования. Формирование самооценки, самосознания происходит, прежде всего, в общении, в процессе активного взаимодействия с себе подобными. "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности"3. Потребность общения и самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (хулиганство, выпивка, употребление наркотиков и т.п.), оно может стать опасным криминализирующим фактором.

Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимо вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Как правило, на практике неучет биологического фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами воспитательного воздействия пытаются исправить того, кто прежде всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной степени детерминировано аномалией психики4. Однако вмешательство врача далеко не всегда способно привести к желательным результатам, поскольку оно не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психическое расстройство. Первое место занимают все-таки причины социального характера, различные психотравмирующие ситуации, которые переживает трудный подросток в семье и школе, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом развитии детей.

Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей, «имбецилов» и «дебилов». Исследования показывают, что у «олигофренов» отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям5. Однако же умственная неполноценность этих детей безусловно затрудняет их социальную адаптацию, при особых, неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. Эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации «олигофренов».

Важнейшим фактором формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия. Скандалы родителей, физические наказания подростков естественно приводят к разрушению тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. Тепличные условия, создаваемые детям в некоторых семьях, отстранение их от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации, которые порой бывают довольно банальны: не прошел в вуз по конкурсу и другие.

Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые исследователи, дети с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности6.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, так как многие преступления технически невыполнимы для одиночного подростка; кроме того, некоторые "подростки, участвуя в действиях группы, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом.

В.Л. Васильев считает, что криминальную направленность группы характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т.д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений7.

В центре внимания интроспективной картины преступления подростка находится его личность, в процессе изучения которой необходимо выделение психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования.

При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является: а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т.п.; г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений8. Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования социально-негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их цепочке.

В результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными пробелами или искажениями в психике подростка возникает трудновоспитуемость. Неблагоприятными условиями могут быть также и аморальное поведение родителей (родители либо часто злоупотребляют спиртными напитками, либо не занимаются воспитанием детей) кризис в семейных отношениях, ошибки в школьном и семейном воспитании. Однако ни в коем случае не следует считать, что у «плохих» родителей «плохие» дети, что типичные неблагоприятные условия порождают типичные недостатки любого подростка. Часто у алкогольно зависимых людей родителей и взрослые дети не притрагиваются к вину, у отцов-грубиянов вырастают очень тактичные сыновья и т.д. Подросток как правило неодносложно воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не воспринимать, отвергнуть, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности9.

Общество не должно остаться в стороне, дети в школах не должны отворачиваться от таких детей, а уж тем более боятся их, лишь усилиями всего общества будет возможным уменьшить количество преступлений, а также несовершеннолетних преступников.

1 Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию // Вопросы судебной психологии. - М., 1971. - С. 58-59.

2 Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

3 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - С. 196.

4 Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. - Саратов, 1980. - С. 52

5 Дубинин Н.П., Карпец И.М, Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. - М., 1989. - С. 279-280.

6 Липнина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. - С. 29

7 Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991. - С. 301

8 Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии: Тез. докл. и сообщ. на IV съезде общества психологов СССР. -Тбилиси, 1971, июнь. - С. 31-32.

9 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. - М.: "Проспект", 2010 г.

Просмотров работы: 7063