Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей, приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.
На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства и общества.
Таким образом, проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является крайне актуальной ввиду того, что часто под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за неприспособленности к работе инвалидов на них. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает ненужными огромное количество людей.
Существует большое количество форм и механизмов трудоустройства и содействия занятости инвалидов как в России: ярмарки вакансий, квотирование рабочих мест, самозанятость и организация инвалидами собственного дела, создание специализированных предприятий; так и в зарубежных странах: защищенные мастерские, профессиональное обучение, поддерживаемая занятость, реинтеграция в открытый рынок труда. Все это конечно хорошо, но было бы целесообразнее развивать комплексные формы в сфере занятости людей с ограниченными возможностями, например агентства по трудоустройству инвалидов, так как агентства могут совмещать в себе несколько видов различной деятельности, способствуя при этом более эффективному содействию занятости инвалидов.
Автором проводился опрос работодателей - предпринимателей, директоров предприятий (г.Новошахтинск, декабрь 2012, N = 5), который показал, что работодатели в целом не стремятся трудоустроить инвалидов. Одни объясняют это сложностью производства, другие – высокими требованиями к персоналу, которым не соответствует гражданин, имеющий инвалидность. Некоторые предположили, что стимулирующие меры со стороны государства могли бы улучшить положение (налоговые льготы, софинансирование программ трудоустройства инвалидов, снижение налога на работников-инвалидов и т.д. Большинство работодателей считают, что создание специализированного агентства по трудоустройству инвалидов будет способствовать частичному решению проблемы: посредники-агенты могут осуществлять оценку кандидатов-инвалидов, их подготовку и переподготовку, помогать в адаптации; работодатели смогут подбирать персонал из числа инвалидов на основе гарантии агентства, используя накопленную им базу данных, четко представляя себе ресурсы и возможности кандидатов. Все опрошенные считают, что агенты могли бы взять на себя нагрузку по составлению индивидуальных программ занятости инвалидов на основе программ их реабилитации, что значительно облегчило бы работу работодателя с инвалидами.
Полученные данные свидетельствуют о целесообразности создания агентств по трудоустройству инвалидов.
Решение проблем трудоустройства инвалидов возможно при помощи такой социальной технологии как социальное моделирование. Инвалидам гораздо сложнее устроиться на работу. Они являются неконкурентоспособными на рынке труда и зачастую работодатели отказывают инвалидам в приеме на работу. Автору видится целесообразным создание агентств по трудоустройству инвалидов. Цель-содействие в трудоустройстве инвалидам желающим найти работу.
Трудовая деятельность и занятость для человека с инвалидностью является не только возможностью экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей, приобщением к общественным ценностям. Только работа позволит инвалиду уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью социума. Для решения проблем, связанных с трудоустройством инвалидов, я предлагаю создать агентство по трудоустройству инвалидов. Автору хотелось бы, чтобы это агентство занималось не только информационной деятельностью, но работало также в психологическом и юридическом направлениях, сотрудничало бы с работодателями, а не только занималось составлением базы данных инвалидов и подбором вакансий. Конечно, для содействия в трудоустройстве существуют Центры занятости населения и различные коммерческие службы, но я предлагаю модель агентства, в котором будут работать сами инвалиды и оказывать таким же инвалидам помощь в трудоустройстве. Такие агентства в настоящее время в России редкость (в Москве существует подобное агентство РООИ «Перспектива»).
Данное агентство должно отличаться особым построением технологического цикла: должен быть сформирован законченный цикл трудоустройства людей с инвалидностью, где основное внимание будет уделено информационной поддержке инвалидов в их поиске работы (помощь в составлении резюме, подбор подходящих вакансий) и обучению инвалидов в случае необходимости, составлению единой базы инвалидов, ищущих работу, и вакансий, в которых работодатели готовы рассматривать соискателей из числа людей с инвалидностью; а также будут совместно с инвалидами разрабатываться и внедряться при поддержке агентства инновационные проекты, новые бизнес-идеи, создаваться предприятия социального трудоустройства и т.п.
Финансирование работы агентства возможно при участии органов местного самоуправления, а также бизнес-структур. Если представить модель на конкурсной основе к получению финансирования – его создание станет возможным; либо выпускники специальности «социальная работа», в т.ч. инвалиды, захотят создать свое дело – займутся социальным предпринимательством. Можно зарабатывать в ходе создания и сопровождения реализации новых предприятий, социальных экспериментов, бизнес-проектов.
Для эффективной работы по трудоустройству людей с инвалидностью необходим штат специалистов, которые в рамках ежедневной работы будут соединять работодателей с их будущими сотрудниками. Для того чтобы агентство начало свою работу необходимо при поддержке Администраций города предоставить отдельные пустующие помещения; данные агентства могут действовать как социально-экспериментальные площадки кафедр и вузов, для организации деятельности могут привлекаться студенты-волонтеры и студенты социальной направленности в рамках практики, а также все желающие, неравнодушные к проблемам трудоустройства инвалидов.
Также необходимо оборудование для работы Агентства (компьютеры, телефон, принтер, ксерокс, оргтехника, подключение к сети Интернет, телефонная связь и т.д), мебель. В агентстве могут работать 5 - 10 человек, возможно сами имеющие группу инвалидности, в том числе юрист, психолог, социальные работники, консультанты-добровольцы из числа инвалидов.
Направления работы агентства:
- Организационно-посредническая деятельность (ведение баз данных об инвалидах, ищущих работу и предлагаемых вакансиях, поиск заинтересованных работодателей, подбор персонала из числа инвалидов).
- Социально-правовое сопровождение процессов трудоустройства, начала собственного бизнеса, помощь в решении трудовых споров и т.п.
- Информационно-консультационная деятельность (широкое информирование граждан об услугах агентства, о правах и возможностях инвалидов в сфере занятости, о возможностях профессионального обучения и переподготовки, о возможностях развития предпринимательства инвалидов и т.п.).
- Диагностика и психологическая поддержка, в том числе комплексная оценка кандидатов, помощь в профессиональной адаптации, реабилитации, участие в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации.
- Профессионально-образовательная и учебно-методическая деятельность, в том числе разработка учебных курсов по заявкам инвалидов, методических материалов по трудоустройству, ведению собственного бизнеса и т.п.; посредничество в организации обучения и переподготовки инвалидов, проведение курсов, тренингов, семинаров, деловых игр, конференций и т.п.
- Социально-экспериментальная и исследовательская деятельность – разработка и сопровождение внедрения бизнес-проектов, проектов по развитию социального предпринимательства, изучение и продвижение новых возможностей, технологий, сегментов трудоустройства инвалидов, в том числе с использованием современных информационных технологий, научно-исследовательского потенциала образовательных, медицинских, научно-исследовательских учреждений и организаций.
Такое агентство сможет сочетать комплексность всего спектра услуг для людей с инвалидностью и работодателей, с индивидуальностью подхода к созданию условий труда для конкретного человека в рамках определённой вакансии. Важной особенностью работы подобного Агентства должна стать как раз ориентация и на инвалидов и работодателей, когда сотрудники Агентства выступают как связующее звено между ними. При этом сотрудники Агентства имеют возможность оценить уровень подготовки каждого инвалида (как профессиональный, так и адаптационно - психологический), при необходимости обеспечить его участие в тренингах и семинарах в соответствии с индивидуальными потребностями и затем предлагать работодателям. С другой стороны, во взаимодействии с работодателями появляется возможность переложить основную нагрузку процесса трудоустройства инвалидов (куда входит создание специальных условий труда, юридическое оформление необходимых документов и помощь в адаптации на новом рабочем месте) с сотрудников компании на специалистов Агентства, что значительно повысит со стороны бизнеса интерес к сотрудникам с инвалидностью.
Из всего сказанного основные виды и формы работы Агентства можно выделить как следующие:
- работа с трудовыми ресурсами из числа инвалидов – их поиск, отбор и подготовка к дальнейшему трудоустройству. Сюда входит создание и ведение базы данных инвалидов, ищущих работу, их классификация в соответствии с потребностями в обучении и проведение внепрофессиональной подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству и дальнейшей работе.
- внепрофессиональная подготовка подразумевает под собою тренинги по развитию коммуникативных способностей, адаптационных возможностей и практических навыков, необходимых в процессе трудоустройства (написание резюме, прохождение собеседования и т.д.), психологические и юридические консультации. В отдельных случаях, при соответствующем организационном развитии Агентства, возможно проведение и отдельных элементов профессиональной подготовки, например, таких как курсы компьютерной грамотности. Альтернативой этого представляется формирование сотрудниками Агентства группы участников для получения дополнительного профессионального образования в рамках программы государственной службы занятости населения.
- тренинги для персонала компаний, консультации по созданию специальных условий труда для инвалидов, система сопровождения (наставничество) в начальные три месяца работы новых сотрудников с инвалидностью, мониторинг ситуации с эффективностью труда сотрудников-инвалидов. Это совершенно новое направление работы, которое на сегодняшний день в Российской Федерации не развивается никакими другими структурами.
На мой взгляд, именно недостаточное внимание к взаимодействию с работодателями ведёт к неэффективности нынешних государственных программ. Исправить ситуацию, могут специалисты Агентства, которых условно можно назвать агентами по трудоустройству инвалидов. Они обеспечивают поиск и переговоры с работодателями, с целью заинтересовать их трудоустройством людей с инвалидностью. Причём агент имеет возможность не просто предлагать абстрактное сотрудничество, но и разные формы процесса трудоустройства, такие как временные работы, прохождение стажировок с перспективой оставить наиболее успешных сотрудников в штате компании, а также, что, наверное, наиболее важно помогать адаптироваться сотрудникам с инвалидностью к условиям организации и к выполнению служебных обязанностей. То есть, работодатель соглашается не просто взять на работу инвалида, что в силу сложившихся определённых представлений является для него рискованным шагом, но и имеет гарантии со стороны Агентства, что специалисты агентства не оставят его в любой сложной ситуации и помогут решить все возможные в процессе трудоустройства людей с инвалидностью проблемы. Кроме этого, важной составляющей трудоустройства любого сотрудника является его обучение на рабочем месте, и этот процесс, также как и, в случае необходимости, обеспечение на начальный срок услуг наставников, также проводят специалисты Агентства.
Понятие «специальные условия труда», также приобретает конкретное наполнение, когда специалист Агентства работает с индивидуальными потребностями человека с инвалидностью и, отталкиваясь от них и от требований вакансии, определяет перечень необходимых мер для его успешного трудоустройства и эффективной работы.
Необходимы социально-правовая поддержка предпринимательства инвалидов, помощь в оформлении документов и решении текущих проблем в процессе трудоустройства как для инвалидов, так и для работодателей. При нынешнем уровне законодательства в Российской Федерации, юридические трудности остаются одним из основных барьеров, препятствующих успешному решению проблем трудоустройства людей с инвалидностью. Причём эти трудности возникают, как для самих инвалидов, прежде всего в вопросах формирования Индивидуальной программы реабилитации, так и для работодателей при оформлении документации и возможных проблемах с трудовой инспекцией по поводу принятых на работу лиц с инвалидностью. Специалисты Агентства могут решить и эту проблему, что является ещё одним важным аргументом, позволяющим привлечь бизнес к процессу трудоустройства инвалидов.
Агентство становится своеобразным полигоном по разработке, апробации в реальных условиях и дальнейшему внедрению и тиражированию новых программ по трудоустройству людей с инвалидностью. То есть, Агентство должно сосредоточить свои усилия не только на практических услугах для работодателей и инвалидов, но и становиться структурой, которая, используя свой опыт работы, будет создавать учебно-методические и публицистические материалы (в том числе элементы социальной рекламы) способствующие решению этой непростой социальной задачи. Кроме того, на базе Агентства можно обеспечить обучение и подготовку специалистов по трудоустройству инвалидов, которые смогут продолжить свою работу и в других государственных организациях и в общественных объединениях.
Справляться с проблемами трудоустройства инвалидов будут агенты по трудоустройству инвалидов, их еще называют «job coach», контроллеры, наставники. Структуру функций, служебных обязанностей можно разделить на следующие составляющие:
- диагностика и посредничество, поиск подходящей для конкретного человека с инвалидностью вакансии;
- планирование, определение необходимых для трудоустройства инвалида на вакансию мер по созданию специальных условий труда;
- обеспечение подготовки и обучения инвалида для эффективного выполнения им служебных обязанностей (как до момента трудоустройства, так и в процессе работы);
- сопровождение работающего инвалида, правовая и психологическая поддержка при вхождении в коллектив, для удержания на рабочем месте и карьерного роста (до 6 месяцев);
-социально-экспериментальная деятельность и инновации.
Если подобное агентство по трудоустройству инвалидов начнет свою работу в г.Новошахтинске, оно сможет достичь определенных результатов:
- будет способствовать содействию занятости и трудоустройству инвалидов,
- будет стимулировать работодателей принимать инвалидов на работу,
- приведет к разработке и популяризации просветительских, обучающих, рекламных материалов по проблеме занятости и трудоустройства инвалидов.
Использованные источники
Котов В. Трудоустройство людей с инвалидностью / В.Котов, Н.И.Присецкая. – М.: Перспектива, 2009. – 56 с.
Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов / А.Е.Лысенко // Сборник материалов Научно-практической конференции Социальное партнeрство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве. – М.: Акварель, 2008. – с. 26 - 33.
Молчанов Д.П. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход / Д.П.Молчанов. – М.: Просвещение, 2004. – 27 с.
Нефедов А.Р. Клуб ищущих работу. Технология организации и проведения программы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства / А.Р.Нефедов. – М.: Просвещение, 2008. – 74 с.
Никитин Д.А Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход / Д.А.Никитин. – М.: Перспектива, 2009. – 32 с.
Новиков М.Л. Трудоустройство инвалидов: пособие для специалистов в вопросах и ответах / М.Л.Новиков, Н.И.Присецкая, В.Котов. – М.: Перспектива, 2007. – 28 с.
Новиков М.Л. Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов / М.Л.Новиков, Н.И.Присецкая, В.Котов. – М.: Перспектива, 2004. – 22 с.
Новиков М.Л. Возможности и условия расширения занятости инвалидов / М.Л.Новиков. // Человек и труд. - 2008. - № 10. – с. 12 - 18.
Новиков М. Л. Межсекторное взаимодействие как модель решения проблемы трудоустройства людей с инвалидностью / М.Л.Новиков // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). - 2007. - № 1. – с. 77 - 82.
Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость / О.А.Парягина // Трудовое право. - 2007. - № 4. – 12 с.