Первые опыты, связанные с доставкой на строительный объект свежеприготовленной бетонной смеси не просто в кузове автомобиля, а в специальном устройстве пришлись на начало ХХ века. Вскоре применение индустриальных методов привело к разработке модели, позволяющей сохранять необходимую однородность и пластичность бетонной смеси при ее транспортировке. Первые успехи в этом деле принадлежат конструкторам США 30-х годов. Советские специалисты опирались именно на их опыт при создании своих моделей автобетоносмесителей.
Сегодня требования к автобетоносмесителям постоянно возрастают. Современные модели могут перевозить 12 и более кубометров бетонной смеси за раз. Менее вместительные бетоносмесители постепенно вытесняются. Так, с рынка уходят 4-х и 5-ти кубовые модели.
При доставке автобетоносмесителями готовой смеси следует обеспечить периодическое вращение смесительного барабана или постоянное его вращение при периодическом увеличении частоты вращения до 6 об/мин.
Смесительные барабаны имеют постоянный угол наклона оси (10...15°) к горизонту. Внутри смесительных барабанов установлены двухзаходные винтовые лопасти, обеспечивающие загрузку и перемешивание бетонной смеси при вращении барабана в одну сторону и выгрузку готовой смеси при вращении барабана в обратном направлении (реверсе).
Привод вращения смесительного барабана может быть механическим с отбором мощности от автономного двигателя через систему механических передач, включающих реверсивный редуктор и цепную передачу с зубчатым венцом, закрепленным на барабане, и гидромеханическим с отбором мощности через гидромеханическую передачу от автономного двигателя, двигателя базового шасси или от коробки отбора мощности трансмиссии шасси.
Гидромеханическая передача включает гидронасос с регулируемой подачей, реверсивный гидромотор и планетарный редуктор. Гидронасос нагнетает рабочую жидкость в гидромотор, который через планетарный редуктор приводит во вращение смесительный барабан. Гидромеханический привод позволяет бесступенчато плавно регулировать частоту вращения барабана. Рабочее давление в гидросистеме составляет 18...22 МПа.
Патентное изобретение предохранительного устройства для фиксации барабана автобетономешалки. RU 7932 U1.
Предохранительное устройство для фиксации барабана автобетономешалки такого типа, где барабан прикреплен с возможностью отсоединения к плите, смонтированной на раме автобетономешалки, отличающееся тем, что плита неразъемно прикреплена к опоре для роликов передней части рамы, рядом с вращающимся кольцом барабана, к которому приварены две гайки, расположенные под углом 180o относительно друг друга и предназначенные для ввинчивания в них конца резьбового штифта, выполненного с возможностью вставки через отверстие, выполненное в плите.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что резьбовой штифт выполнен с ручкой.
3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что отверстие в плите представляет собой паз.
Рис. 1
1-барабан. 2-вращающяеся кольцо. 3-шестерня. 4-опора. 5-плита. 6-отверстие. 7-гайка. 8-резьбовой штифт. 9-рукоять.
Заключение.
Изучив некоторые патенты по автобетоносмесителям, можно сделать вывод: перспективы совершенствования автобетоносмесителей вытекают из задач развития комплексной механизации и автоматизации строительства; увеличения единичной мощности машин, автоматизации управления, расширения применения гидропривода, замены устаревшей бетоносмесительной техники, разработки новых методов взаимодействия автобетоносмесителей. Быстрое развитие двигателестроения, электронного и гидропневматического оборудования способствует увеличению типоразмеров машин. Большое внимание уделяется совершенствованию исполнительных механизмов автобетоносмесителей в границах традиционной технологической схемы. В области строения автобетоносмесители исследуются возможности оптимизации формы лопастей смесителей, применения новых технологий смешивания бетона и ряда других усовершенствований автобетоносмесителей.