ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Кузьмин Р.И. 1
1Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Познание исторического характера прав человека - процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного научного рассмотрения. В практическом плане это означает прежде всего изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально - экономическим и иным условиям жизни общества и государства. Наконец, это - выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того - установление форм их общности и соответственно их преемственности, а также их особенностей на различных этапах эволюционного развития общества и государства. Характер взаимоотношений прав человека с окружающей его социально - экономической, политической и правовой средой, а точнее, характера обусловленности первых и последней.

Процесс возникновения той или иной совокупности прав и свобод человека, включающий в себя их осознание и последовательное формирование, - это не одномоментный исторический процесс, а весьма длительный и, к тому же, весьма напряженный, зачастую начинающийся в пределах одной формации и завершающийся принятием формально-юридического акта.

Формально-юридическая фиксация тех или иных прав и свобод, соотносящих с определенной общественно-экономической формацией или цивилизацией, именуемая в научной юридической литературе "принятием" или "возникновением" данных феноменов, - это, как представляется, всего лишь заключительная стадия, завершение процесса их формирования, но отнюдь не весь комплекс проблем, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться - в другой, более поздней.

В качестве одного из многочисленных примеров можно сослаться на Гражданский кодекс Франции 1804 года, или-как он чаще именуется, кодекс Наполеона, и возникшие на его основе права. Общепризнанно, что данный весьма важный юридический акт в формально-юридическом смысле является порождением капиталистической общественно-экономической формации (ранний капитализм). Это факт. Но фактом является и то, что, возникнув в формально-юридическом смысле в рамках капиталистической общественно-экономической формации, Кодекс Наполеона фактически вобрал в себя многие принципы и положения, а в соответственно и права, которые формировались еще в рамках рабовладельческой формации и были зафиксированы, в частности, в Законах XII таблиц.

В плане рассматриваемой проблемы на примере высказываемых и законодательно закрепленных положений важно подчеркнуть, что, несмотря на справедливость и обоснованность в целом тезиса о соответствии того или иного "набора" прав определенной формации и цивилизации, его не следует абсолютизировать. Между правами и свободами, c одной стороны, и соответствующими формационными и цивилизационными рамками их возникновения и функционирования - с другой. не существует жесткой связи. она всегда относительна и нередко весьма условная. Степень и характер этой связи и зависимости тех или иных прав и свобод от конкретной формационной и цивилизационной среды в каждом отдельном случае определяется конкретными историческими условиями и складывающимися обстоятельствами в том или ином государстве.

Кроме того, говоря об относительном, а порой и весьма условном характере связей и зависимостей прав и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные. зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

В этом отношении нельзя не согласиться с мнением Е. А. Лукашевой о том, что " если исторически проследить путь становления идей прав человека и правового государства, то его нельзя связывать напрямую с какой-то определенной формацией", и что "в условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству". [1., С. 29]

При рассмотрении прав человека в историческом плане весьма важным представляется иметь в виду не только относительный характер обусловленности их конкретными формационными и цивилизационными обстоятельствами, но и другие не менее важные факторы, касающиеся, в частности, исторического характера взаимосвязи и взаимообусловленности друг другом позитивных и естественных прав человека.

При рассмотрении проблем взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права многие авторы традиционно исходят из первозданности и незыблемости естественных прав человека лежащих в основе формирования этого социального института ("происходящих от природы" и " принадлежащих каждому от рождения") и перманентной изменчивости, обусловленной постоянными изменениями, происходящими в обществе и государстве, позитивных прав.

"Люди бесконечно увеличивают число своих законов для противодействия законам природы, - писал по этому поводу ещё в первой половине XIX века Р.Оэун, - но всегда без успеха". Постоянные, "прекрасные и благоприятные законы природы", отмечал исследователь, приведут к постоянно возрастающему распространению знаний, доброты и счастья среди людского рода, если они будут последовательно применяться в условиях, полностью согласованных с ними. [2., C. 694]

Обращение английского социалиста-утописта, а вместе с ним и ряда других авторов к вечности и незыблемости законов природы, а вместе с ними и естественных прав, с одной стороны, а с другой — указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран, « позитивных» законов-выстраивает определенную модель исторического характера отношений позитивных и естественных прав человека.

Естественное право при этом рассматривается как постоянная, раз и навсегда данная, «природная» основа, на которой создается и, по мере развития общества и государства, соответственно видоизменяется и позитивное право.

Одновременно с исторически доминирующей моделью отношений позитивного и естественного права и соответственно позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от неё форма.

Суть ее заключается, во-первых, в том, что во взаимоотношениях позитивного и естественного права в качестве переменных величин рассматривается не только характер отношений между ними и позитивного права, но и само естественное право как моральная основа позитивного право. А во-вторых, в том, что при рассмотрении процесса взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права авторы исходят из того, что между ними существует не односторонняя связь и соответственно не влияние естественного права на позитивное, а двухсторонняя связь и обоюдное их воздействие друг на друга.

При таком подходе к рассмотрению в историческом плане характера отношений между позитивным и естественным право исследователям, занимающимся данными проблемами, не свойственно, как справедливо отмечает М. Тэтчер, «стремление порассуждать отвлеченно о естественных правах, или правах человека, которые возникли раньше конкретных законов и не зависят от них», что « было характерно для революционной Европы». Парадоксально, резюмирует автор, но факт, что « чем более грандиозными и широкими оказывались замыслы в отношении естественных прав, тем более вероятной была потеря свобод в конце».[3., C. 284]

В подобного рода постановке вопроса, несомненно, заключается широкий смысл. Имея виду тот очевидный факт, что какими бы ни были те или иные основания – прирожденные и неотъемлемые права, они становятся правами не сами по себе, как некий «природный» факт, а лишь в обществе, в системе общественных отношений и связей одного человека с другими, при возникновении оценочного характера повеления одного человека по отношению к другому.

Обладая определёнными признаками социальных явлений и выступая, по словам Е. Н. Трубецкого, в качестве «синонима нравственно должного в праве», естественное право как изменяющийся по мере развития общества нравственный феномен, с одной стороны, оказывает постоянное воздействие на позитивное право, а с другой – подвергается непрерывному влиянию со стороны этого права. [4., C. 57]

Разумеется, степень и формы влияния позитивного права на естественное право в виде прирожденных и неотчуждаемых прав человека не всегда одинаковы, а варьируются в зависимости от характера той или иной исторической эпохи, а соответственно – от особенностей существующего в ее пределах позитивного права. Однако такое влияние всегда существовало и существует и было бы упущением не замечать или сознательно игнорировать его.

Основным путем воздействия положительного права на естественное является законодательное закрепление естественных прав, их разностороннее обеспечение и создание, тем самым, необходимых условий не только для их осуществления в настоящем, но и для их развития и совершенствования в будущем.

Несмотря на имевшее место в истории взаимосвязей и взаимодействия позитивного и естественного права весьма глубокие противоречия и острые конфликтные моменты, не сближающие, а, наоборот, отдаляющие их друг от друга, все же общая тенденция, которая все яснее прослеживается в их взаимоотношениях. По мере развития общества и государства связь между ними не только ослабляется, а все более расширяется и углубляется.

Это находит свое конкретное выражение, с одной стороны, в более детальном закреплении общепризнанных естественных прав, а с другой стороны — в расширении перечня законодательно закрепленных естественных прав, таких, в частности, как право на личную неприкосновенность, право на безопасность, право на охрану здоровья, право на достоинство личности и др. [5.]

Естественные права на протяжении всей истории своего развития и взаимодействия с позитивным право выступают не только как отдельные, относительно обособленные друг от друга, но и как тесно связанные друг с другом и взаимодополняющие друг друга морально-этические социальные феномены. Выступая изначально в виде отдельных субъективных прав, которые принадлежат «каждому человеку от рождения», естественные, т.е. субъективные по своей природе и характеру эти права приобретают значимость по мере общественного развития и опосредования их с помощью норм позитивного права.

Тенденция постепенного системного упорядочения субъективных естественных прав и превращения их по мере опосредования их нормами позитивного права в объективные права наблюдается, как и ряд других тенденций, на протяжении всей истории взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права. Но наиболее четко она проявляется в настоящее время.

Cовременные тенденции, действующие на внешнеполитической арене, свидетельствуют о все большем и всестороннем международном регулировании прав человека. Крупнейшим достижением XX г. явилась разработка и утверждение режима международной защиты права человека. Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и другие международные документы возложили на государства конкретные юридические обязательства. Режим международной защиты прав человека свидетельствует о том, что защита прав человека выходит за рамки суверенитета и внутренней компетенции государств. [6., С. 86]

Список литературы

1.Права человека / Oтв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 28.

2. Цит. по кн.: История политических и правовых учений. Ч.1. Хрестоматия. Изд. Воронежского гос. ун-та. 2000. С. 694.

3. Тэтчер М. Искусство управления государством. Страница 284.

4. Трубецкой Е. Н. Указ. Соц. С. 57.

5. Смотри: Рассказов Л.П. Упоров И.В. Указ. соч. Страница 8-9 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. страница 255-306; Мухина Т. А. Проблема соотношения естественного и позитивного права. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.

6. Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век»: По материалам выступлений. М.: ОАО «издательскийдом“Городец”, 2004 – 86 С.

References

1.Human Rights / Executive Editor E. A. Lukashev. M., 1999. P. 28

2. Quotes from the book: History of political and legal doctrines. chast.1. Reader. Publisher of the Voronezh State University, 2000. Page 694.

3. Thatcher, M. The art of government. Page 284.

4. E. N. Trubetskoy Ordinance. Soc. Page 57.

5.See: Tales L.P. Uporov I. V. Ordinance. cit. Page 9.8 of N.I. Matuzov Actual problems of legal theory. Saratov, 2003. Page 255-306, Mukhina T. A. The problem of correlation of the natural and positive law. Thesis. thesis. ... candidate of legal sciences Chelyabinsk, 2005.

6. Moscow Law Forum "Globalization, the State, the right, XXI Century": The content of speeches. Moscow: JSC "publishing house" Gorodets "2004 - 86 C

Просмотров работы: 3092