ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Мороз Т.П. 1, Чикова С.Н. 2
1САФУ, ИФКСиЗ, 5 курс
2САФУ, ИФКСиЗ, доцент кафедры спортивных дисциплин, к.б.н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энергозатрат. [1, 4]

Анализ материалов научных исследований свидетельствует о том, что быстрота у человека развивается не равномерно, каждому возрастному периоду присущи свои особенности. Наиболее благоприятным периодом развития быстроты считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14- 15 лет. [2, 5]

Актуальность данного исследования заключается в возможности использования его результатов в школьной практике для контроля за уровнем быстроты у школьников.

Целью нашей работы было изучение динамики показателей быстроты у школьников в течение учебного года.

В результате исследования предполагалось выявить рост основных показателей быстроты у школьников в течение учебного года.

Определение динамики показателей быстроты у школьников проводилось в МОУ СОШ №10 г. Архангельска в течение учебного года. Тестирование основных показателей быстроты осуществлялось в течение года три раза: 1 срез – в ноябре 2011 года, 2 срез – в феврале 2012 года, 3 срез – в апреле 2012 года.

В исследовании принимали участие 15 мальчиков 1998 и 1999 годов рождения. Все испытуемые с основной группой здоровья и на момент исследования не имели острых заболеваний.

1) Бег на месте – Выполняется 3 раза по 5 секунд с интервалом отдыха 1 минута, фиксируется лучший результат. Затем вычисляется время выполнения одиночного движения. (с).

2) Броски баскетбольного мяча об стену – Испытуемый становится на расстоянии 2 метра от стены и по команде исследователя начинает выполнять броски двумя руками об стену за 10 секунд. Затем вычисляется время выполнения одиночного движения. (с).

3) Теппинг – тест - Испытуемым выдаются листы с пронумерованными квадратами (6 штук). По команде «Начали!» испытуемые проставляют точки в первом квадрате. Через 5 секунд по команде «Переход!» проставляются точки в квадрате 2 и т.д. Переход осуществляется через каждые 5 секунд, после 6 квадрата тест прекращается. После теста вычисляется время выполнения одиночного движения (с) и частота движений (раз/с).

4) Бег 30 метров с высокого старта – для выявления быстроты пробегания отрезка у испытуемых.

5) Челночный бег 3х10 метров – для измерения быстроты у школьников.

6) Прыжки на скакалке - Выполняются прыжки на двух ногах с минимальной высотой подскока за 15 секунд. При обработке данных определяется частота движений (раз/с).

7) Линейка – Рука испытуемого вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстоянии 1-2 см от ладони исследователь держит линейку длиной 30 см. Нулевая отметка находится в руке у исследователя. В течение 5 секунд после предварительной команды «Внимание!» исследователь отпускает линейку. Задача испытуемого – поймать падающую линейку максимально близко к отметке «0». [3, 6]

В тесте «Бег на месте» результаты школьников улучшались постепенно от среза к срезу. Средние значения у мальчиков в начале исследования 0,148±0,02 с, в конце - 0,137±0,02 с. Итоговый прирост результатов составил 7,7 %. (Табл.1, табл.3).

В тесте «Броски мяча» показатели улучшались равномерно. Итоговый прирост показателей у мальчиков- 24,3%. Средние значения в начале исследования 0,99±0,05 с, а в конце – 0,76±0,04 с. (Табл.1, табл.3).

В тесте «Теппинг - тест» показатели улучшились на 5,7%. Наблюдалась положительная динамика результатов от среза к срезу, но между 1 и 2 срезом изменения практически не происходят, а между 2 и 3 срезами очевидно существенное улучшение показателей. Это можно объяснить тем, что к 3 срезу у детей прошли процессы адаптации к физическим нагрузкам, так же наблюдается повышенная активность и высокая возбудимость организма в связи со временем года. Средние значения в начале и в конце исследования у мальчиков 0,145±0,01с. и 0,135±0,01 с. соответственно. (Табл.1, табл.3).

В тесте «Бег 30 м» средние значения времени пробегания дистанции в начале и в конце исследования равны 5,4±0,13с и 5,2±0,11с. У детей наблюдается равномерный прирост показателей быстроты и к концу исследования он составляет 3,8% у мальчиков. (Табл.1, табл.3).

В тесте «Челночный бег 3х10 м» средние показатели времени пробегания отрезков в начале исследования составляют 8,7±0,07 с., в конце - 8,5±0,03с. Итоговый прирост у мальчиков составил 2,2%. Показатели увеличивались равномерно. (Табл.1, табл.3).

В тесте «Бег на месте» показатели частоты увеличивались не равномерно, наибольший прирост наблюдается между 1 и 2 срезами. Средние значения у мальчиков 6,9±0,3 раз/ c.– в начале исследования и 7,4±0,24 раз/с. – в конце исследования. (Табл.2, табл.3).

В тесте «Прыжки на скакалке» показатели частоты увеличивались планомерно. Средние показатели в начале и в конце исследования составляют 1,5±0,1 раз/с и 1,8±0,14 раз/с. Итоговый прирост у школьников составил 19,3%. (Табл.2, табл.3).

В «Теппинг - тесте» итоговый прирост показателей частоты составил 5,1%. Средние значения частоты движений в начале исследования - 7,0±0,35 раз/с., а в конце - 7,5±0,32 раз/с. (Табл.2, табл.3).

В тесте «Линейка» у мальчиков наблюдается прирост результатов до 30% к третьему срезу, но между 1 и 2 срезами прирост вдвое больше, чем между 2 и 3 срезами. Это объясняется тем, что для детей данный тест был новым, а ко 2 и 3 срезу они научились выполнять его правильно. Средние значения у мальчиков в начале исследования составляют 4,3±0,66см, в конце - 2,9±0,64см. (Табл.2, табл.3).

ВЫВОДЫ

1) В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что показатели времени выполнения одиночного движения в тестах «Бег на месте», «Броски мяча», «Теппинг – тесте», «Бег 30 м» и «Челночный бег 3х10» у мальчиков увеличиваются постепенно от среза к срезу (p0,05

2

7,0±0,26

t 2-3=1,14

р 2-3>0,05

3

7,4±0,24

t 1-3=1,26

р 1-3>0,05

Бег на месте (Скорость 1 движения)

1

0,148±0,02

t 1-2=0,31

р 1-2>0,05

2

0,146±0,02

t 2-3=1,18

р 2-3>0,05

3

0,137±0,02

t 1-3=1,42

р 1-3>0,05

Прыжки на скакалке (Частота)

1

1,5±0,1

t 1-2=0,7

р 1-2>0,05

2

1,6±0,12

t 2-3=1,03

р 2-3>0,05

3

1,8±0,14

t 1-3=1,75

р 1-3>0,05

Линейка

(Частота)

1

4,3±0,66

t 1-2=1,23

р 1-2>0,05

2

3,3±0,48

t 2-3=0,42

р 2-3>0,05

3

2,9±0,64

t 1-3=1,45

р 1-3>0,05

Броски мяча

(Скорость 1 движения)

1

0,99±0,05

t 1-2=1,19

р 1-2>0,05

2

0,84±0,05

t 2-3=1,77

р 2-3>0,05

3

0,76±0,05

t 1-3=3,14

р 1-3>0,001

Бег 30 метров

(Скорость 1 движения)

1

5,4±0,13

t 1-2=0,53

р 1-2>0,05

2

5,3±0,12

t 2-3=0,7

р 2-3>0,05

3

5,2±0,11

t 1-3=1,17

р 1-3>0,05

Челночный бег 3х10метров

(Скорость 1 движения)

1

8,7±0,07

t 1-2=1,86

р 1-2>0,05

2

8,6±0,05

t 2-3=0,83

р 2-3>0,05

3

8,5±0,03

t 1-3=2,61

р 1-30,05

2

7,1±0,32

t 2-3=1,06

р 2-3>0,05

3

7,5±0,32

t 1-3=1,16

р 1-3>0,05

Теппинг - тест (Скорость 1 движения)

1

0,145±0,01

t 1-2=0,17

р 1-2>0,05

2

0,142±0,01

t 2-3=0,77

р 2-3>0,05

3

0,135±0,01

t 1-3=0,81

р 1-3>0,05

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

  2. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Москва 2000

  3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Москва 1998

  4. www.bibliofond.ru

  5. www.5ballov.ru

  6. www.mosrb.ru

Просмотров работы: 3166