Нами была выбрана анимационная форма организации социокультурной программы на примере празднования русского народного праздника «Масленица» на базе деревни Пестово Палехского района. Анимация отличающаяся интерактивностью, что позволяет участникам максимально погружаться в атмосферу русского праздника и быта, при этом получая информацию о культуре, быте, традициях и обычаях русского народа.
Палех – это старинное русское село, в котором не угасла искорка русского быта. Сохранение Палеха как одного из центров лаковой миниатюры способствовало тому, что здесь активно ведется и не прерывается туристическая деятельность. Использование анимации в данной области способствовало привлечению большего количества туристов. Ведь анимация позволяет передать историческую действительность в лицах, образах, говоре и обстановке. Так же участие самих туристов в анимационной программе, способствует развитию физических навыков, уверенности в себе, проявления инициативы и других моральных качеств. То есть всецело направлена на активный отдых.
Сценарная и постановочная разработка анимационной программы «Масленица»
Масленичное гулянье в деревне Пестово Палехского района будет проходить на нескольких площадках. Помимо экскурсионных автобусов на гуляние также приезжают жители Палеха, Иваново и других городов на своих машинах.
Примерно с 10-00 и до 11-00 основное действие будет происходить у шлагбаума, который украшен разноцветными лентами и флажками. Гостей встречают сказочные персонажи – Баба-Яга, Леший, Кикимора, Водяной. Они помогают разместить транспорт на парковочной площадке, собирают входной взнос в большой глиняный горшок, вручают программы праздника. Здесь же поет ансамбль народной песни с гармонистом. При подъезде групп с автобусов разыгрывается небольшое действо. В экскурсионный автобус заходит гармонист и Баба-яга с Кикиморой. Поют:
Пришла Масленица годовая, Наша гостья дорогая! Она пешей к нам не бывает, Все на кониках приезжает. Ее коники вороные, У них гривы золотые, А саночки расписные. Идет Масленица по льду, Несет блинов сковороду. Принимайте молоду - Разбирайте по блину! Масленица, лезь на горку, Позови к нам ясну зорьку. А под зорьку - соловейку, На денечек, на недельку. Масленица Просковея, Приходи к нам поскорее. А Масленица-бледноножка, Протянись ты хоть немножко - Хоть недельку, хоть денечек, Хоть денечек, хоть часочек. Ой, Масленица-кривошейка, Встретим тебя хорошенько!
Баба-Яга: Господа проезжающие, вы находитесь на Кощеевой земле! Здрасьте! Добро пожалось! Платите дань!
Кикимора: А коли денег нету – то песенку дружно спойте! Повеселите нас к празднику! (гости откупаются)
Баба-Яга: Ох, молодцы! Ух, какие дружные!
Кикимора: И щедрые!
Баба-Яга: Пропустим мы вас на праздник! Только предупреждаем, что ждут вас в царстве Кощеевом приключения небывалые да такие чудеса, коих в жизни больше нигде не сыскать!
Кикимора: Проходите к нам на гулянье! Ждет вас в снегу валянье! И всеобщее признанье! (уходят из автобуса, забирая гостей с собой).
Основные действия начинаются в 11-00. На главной площади уже идет торговля: пирогами и блинами, горячим чаем с вареньем, баранками и сгущенкой, а также более существенной едой – щами, картошкой с мясом, пловом, рульками, салатами и др. Также в продаже напитки – сбитень, перцовка, морс и компот. Приглашенные «купцы» предлагают изделия народных промыслов и другие сувениры. По деревне также прогуливаются офени – мальчишки, наряженные в народные костюмы. Одни из них предлагают леденцы и другие сладости, а другие – бусы, ленты и тому подобное.
Программу праздника открывает Масленичный поезд. Он представляет собой процессию, начинающуюся с запряженной в сани белой лошадки. В санях установлена кукла Масленица довольно больших размеров, там же располагается ансамбль. За санями с флажками и лентами в руках идут сказочные персонажи - Яга, Кикимора, Леший, Водяной, Банник; за ними идут ростовые куклы – лошадка Горошка, Тигр, Бык, Гриб, далее идут просто празднично одетые жители деревни. «Поезд» выезжает от дома № 7 и двигается по направлению к сцене. Он не неподвижный, а скорее наоборот – вся процессия танцует и поет:
Ой, при лужку, при лужке, При широком поле, При знакомом табуне Конь гулял на воле. Эй, ты, гуляй, гуляй, мой конь, Пока не споймаю, Как споймаю, зануздаю Шёлковой уздою. Вот споймал парень коня, Зануздал уздою, Вдарил шпоры под бока, Конь летел стрелою. Ты, лети, лети, мой конь, Лети. торопися, Возле Сашиного двора, Конь, остановися.
Конь остановился, Вдарил копытами, Чтобы вышла красна девка С чёрными бровями, эх. Но не вышла красна девка, Вышла её мати, Здравствуй, здравствуй, милый зять, Пожалуйте в хату. А я в хату не пойду, Пойду во светлицу, Разбужу я крепким сном Спящую девицу. А девица не спала, Друга поджидала, Правой ручкой обняла, Крепко целовала.
А на утро все село,
Все село узнало,
Как казачка казака
Крепко целовала.
А откуда все село,
Все село узнало?
Это теща у колодца
Бабам рассказала!
Песня заканчивается на площадке возле сцены, вся процессия растворяется в толпе гуляющих, вовлекая всех петь и танцевать вместе с участниками процессии. Далее на сцену поднимаются две Бабки-Ёжки. И выезд «поезда» плавно переходит в представление. Сцена украшена гирляндами из флажков, на ней повешена декорация с изображением домика и коровы. Вся площадь также украшена растяжками из флажков.
Представление на сцене.
Действующие лица:
Две Бабя-Яги – старушки, одетые в юбки с заплатами, кофтами из мешковины, расшитые цветочками и заплатками, на голове – криво повязанные платки. У одной – повязан передник, у другой на плечах – шаль.
Дед Мороз – старик с бородой, одетый в классический костюм Деда Мороза, в руках посох.
Кикимора – девушка, одетая в рубаху и сарафан в горошек, на голове парик (волосы из мочала с прикрепленными грибами из папье-маше), также серьги и бусы из мухоморов.
Водяной – девушка или парень тучного телосложения. На нем чешуйчатый кафтан, зеленые волосы, в руках удочка.
Леший – девушка или парень, одетый в белую длинную рубаху с зеленой окантовкой, и штаны, на которые нашиты в виде бахромы зеленые тканевые полоски (по виду получается – как густая зеленая шерсть). На голове парик.
Весна-Красна – молодая девушка в русской народном сарафане с длинной косой.
Баба-Яга 1: Слушайте, слушайте, люди добрые!
Сегодня у нас
Состоится праздник.
Приглашаем вас сегодня
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь,
Секреты раскрывать,
Силу, удаль показать.
Баба-Яга 2: Слушайте, послушайте, люди добрые!
Не шутки ради или приличия, а по русскому обычаю, по старому непреложному правилу собраться всем предложено на чай, на угощенье, на гулянье да на игрище! Ручейки-хороводы водить, веселиться, играть, песни звонкие петь – зиму провожать!
Далее на сцену выходит вся нечисть, задействованная в представлении: Кикимора, Леший, Водяной (хором поют):
Нам зима уж надоела,
Масленица тут приспела.
Надо зиму провожать
И весну-красну встречать!
В день весенний, солнечный
На поляне нашей
Погуляем все сегодня,
И споем, и спляшем!
(Нечисть уходит, на сцене остаются только две бабки-ежки).
Баба-Яга 1: Все весну сейчас встречаем,
Ведь придет – мы точно знаем!
Баба-яга 2: Только что-то опоздала,
Мож, в пути кого встречала.
Надо нам ее позвать –
Дружно-дружно велить.
Давайте вместе позовем весну: Весна Красна, пробудись ото сна! (зрители дружно зовут весну)
Звучит новогодняя песня, и на зов Бабок-Ёжек выходит Дед Мороз. Он идет, танцует среди зрителей, здоровается с ними за руку, потом познимается на сцену.
Дед: Через все прошел преграды,
Снег меня припорошил,
Знал, что здесь мне будут рады,
Потому сюда спешил!
Баба-Яга 1: Эх, и дурень ты старой,
Голова твоя с дырой,
Новый год прошел давно!
Или ты проспал его?
Баба-Яга 2: Ты в маразм, наверно, впал,
Вот к нам и пришкандыбал!
Так иди-ка ты проспись,
А зимой к нам воротись!
Дед Мороз: Что, бабули, размечтались,
Что весна пришла, тепло,
«Щас блинков еще нажарим»?
Нет, не будет ничего!
Вашу я весну припрятал,
Запер в погреб ледяной,
Теперь вы все, ребята,
Не расстанетесь с зимой! (ха-ха-ха!)
(уходит)
Баба-Яга 1: Как же нам, подруга, быть?
Как весну нам воротить?
Ведь народ собрался, ждет,
Когда к ним весна придет.
Баба-Яга 2: Ты, Яга, уж не печалься,
Разберемся, не впервой!
Счас кого-нибудь нарядим,
Будет он у нас весной.
(уходит за сцену. Пока она ходит звучит масленичная песня.Бабка возвращается, ведя Лешего)
Баба-Яга 2: Я нашла! Как вариант?
Баба-Яга 1: Что-то вроде староват.
Дай-ка что ль венок примерю
Я на этого тетерю!
(надевают венок и смотрят)
Леший: Что вы, бабки, одурели?
Я ведь только что с постели,
Спал всю зиму я в сугробе,
Отморозил обе ноги.
Для весны я не гожусь,
До свидания, Ягусь!
(отдает венок и уходит)
Баба-Яга 1: Я сама искать пойду
И получше приведу!
(Уходит и возвращается с Кикиморой)
Вот! Красна! Почти весна!
Баба-Яга 2: Так кикимора ж она!
Баба-Яга 1: Мож, венок ей подойдет,
За весну тогда сойдет!
(надевает венок)
Ох, башка твоя большая,
Жалко только, что пустая!
Кикимора: Раз ругаетесь – уйду,
Вам ничем не помогу.
Буду жарить я блины,
Обойдетесь без весны!
(снимает венок и уходит)
Баба-Яга 2: Ну, и скатертью дорожка!
Нам блинов пожарь немножко!
Баба-Яга 1: Эх, кого же нам позвать,
Чтоб его весной назвать?
Баба-Яга 2: Глянь-ка, Водяной идет!
Может, с ним нам повезет?
Баба-Яга 1: От попытки не умрем,
Давай вместе позовем!
(хором зовут Водяного, он приходит. Пока идет, играет песня «Я водяной»)
Водяной: Что кричите, в самом деле,
Вы как будто обалдели?
Баба-Яга 1.
Тут такое приключилось –
Масленица отменилась,
Надо, чтобы стал Весной,
Ты, товарищ Водяной!
(Водяной переодевается в костюм Сталина)
Баба-Яга 1.
Вот тебе венок весенний,
Стань, милок, нашим спасеньем!
Водяной: Мне венок не подойдет,
Он в ушах немного жмет!
(К чешуе мне не идет)
И к тому же на пруду
Я в нем плавать не смогу.
Засмеют меня лягушки,
Сложат про меня частушки!
Лучше я умою руки
И помру зимой от скуки!
(уходит)
Баба-Яга 2: Видно план у нас провальный.
Баба-Яга 1(расстроено): А казался гениальный…
Баба-Яга 2: Что-то сделали не то
Или нам не повезло.
Баба-Яга 1: Дай-ка енту пакость мне,
И мы будем при весне!
(меряет венок)
Я весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки…
(Ее перебивает песня «О весне».Появляется Весна с тарелкой блинов. Весна под песню ходит в народе и угощает всех блинами, и только после этого понимается на сцену)
Весна: Через все пройдя преграды,
Я спешила к вам, друзья,
Потому что люди знают –
За зимой идет весна!
Ни морозы, ни метели
Не помеха на пути,
Ведь должна я всему свету
Счастье, радость принести.
Так пускай же в этот день
Радостней звенит капель,
Всюду, в полу и в лесу,
Я тепло вам принесу!
Баба-Яга 1: Вот и славно, что нашлась,
Погуляем теперь всласть!
На сцену поднимаются все участники представления и гармонист:
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром, с сыром, с маслом, с яйцом,
Со блинами, с пирогами и с оладьями.
Блины масленые, ватрушки мазаные.
Мы катались с горки от зари до зари,
А сегодня, а сегодня наше кончается веселье.
Прощай, прощай, наша Масленица!
Баба-Яга 2: А теперь вас ждут испытания на силушку богатырскую, на ловкость и на смекалку. Победителей ждут призы и подарки!
На сцене остаются только Бабки-Ёжки, которые проводят конкурсы как традиционные масленичные, так и полюбившиеся уже в турцентре «Пестовская слободка»:
Перетягивание каната
Ходули
Борьба подушками
«Пирог» (Съесть пирог в муке без рук)
Расколоть бревно с одного удара
Метание дубины
Полеты на метле и другие
Одновременно идет катание на лошадях верхом и в санях, на снегоходах. Также есть рядом залитая горка, куда также могут пойти гости покататься на пластмассовых салазках и просто картонках.
После представления начинает работу избушка Бабы-Яги, расположенная в бане в саду гостевого дома. К ней ведут красные стрелочки-указатели. На двери в баню надпись «ИЗБУШКА БАБЫ-ЯГИ: предсказание судьбы, угощение богатырской кашей и сбитнем, приведение ритуала наделения силушкой». Внутри бани топится печка, на лавке сидит Яга, на полке разложены различные товары, которые она предлагает от различных напастей: рыбья чешуя, луковая шелуха, мертвая и живая водица (перцовка и рассол), калган, яблочко на тарелочке, шишки, иголки еловые и сосновые… Перед Ягой стоит котел, в нем чай с травами. Рядом большой чугун с кашей. По всей избушке развешаны веники и пучки травок, в углу – метелка.
У входа в избушку стоит банник, который собирает деньги.
С каждым гостем Яга разговаривает по-разному, часто – в режиме импровизации, но схема примерно одна и та же: приветствие, гадание по котлу или по яблочку на блюдечке, угощение кашей и сбитнем (детям – чай), потом предложение что-то приобрести и ритуал наделения силушкой.
Возможный вариант речи Бабы-яги( тут составлены различные комбинации развития событий, Яга выбирает то, что больше подходит по ситуации):
-Ох, чую русским духом пахнет! Раньше людей видом не видывали, слыхом не слыхивали, а нынче обед сам приходит и на лопату просится! Здрасьте, гости дороги! Милости прошу ко мне в избушку! Расскажу вам про свое, про бытье! Живу я тут с года не весть какого, тогда еще правил своим государством тридевятым Еремей бородатый! Йех! А народу то в нашей деревне – чертова дюжина: ведьм, чертей – со всех волостей! Всяких мастей! Видимо-невидимо! Хотя я б тех, кого невидимо и не пускала б! А то глядишь и метелку у честного человека увесть могут!
Ох, что-то я заговорилась! А ведь гостей же как положено встречать? Напоить сперва, накормить… А вечерком на лопату – да и в печь! Как говорится : видишь соседа – зови к обеду! от каждого гостя – хоть бы по кости! Вот и сыта! Да ладно, не пугайтесь – добрая я сегодня, праздник как-никак! Угощу я вас кашкой своей богатырской, а чайком, на травах настоянном! (угощает)
Далее предлагает что-то купить в лавке:
Покупайте чешую,
Вам не зря ее сую -
и для глаз, да и для кожи!
Покупайте! Вам поможет!
Луковая шелуха –
Это тож не чепуха!
Хочешь – волосы покрась,
Хочешь – выброси. Тож всласть!
Средство вот от головы,
Лучше всякой там травы.
Раз его ты применил –
Ну и разом все забыл! (дурман трава)
Вот вода у нас живая,
Видишь, темная какая!
Из бутылки раз глотнешь,
Мигом, милый, оживешь! (перцовка)
Вот и мертвая вода!
Коль похмелье – не беда.
Мертвой ты воды отведай,
Позабудешь про все беды!(рассол)
Есть калган, лечебный, вкусный -
Погрызи, коль будет грустно!
Или корни имбиря
Тебя тож развеселят!
На тарелке на волшебной
Молодильный плод лежит.
Все, что в мире происходит,
Он расскажет, сообщит.
Ну, а если вдруг случится,
Что вам нечем закусить –
Смело яблоко грызите:
И так можно применить!
Покупайте шишки!
Сохраняйте книжки!
Шишкой самовар топи,
Ну а книжку – береги!
Есть у нас еще иголки –
Свежие, смолистые!
Ты почисти ими зубы –
Будут золотистые!
Вот запас на черный день –
Грызть его пока что лень!
Пускай он у вас лежит,
И вам душу веселит!
(сушеные яблоки)
-Все ль, милок, ты приобрел? ничего не забыл? Наделю я тебя силушкой богатырской! Ну-ка, вставай-ка поближе! (хлещет три раза банным веником, заставляет три раза обернуться, брызгается водой из котла). Ну все, касатик, сильный самый теперь стал! Все сможешь! и помни – никогда не грусти! Не тот пропал – кто в беду попал, а тот пропал – кто духом упал! …Следующий!
В это же время начинает работать детская площадка неподалеку от качелей и каруселей. А на футбольном поле начинается хоккей метлами для взрослых. Из желающих формируются команды по 8-10 человек. Каждому выдается метелка. По одному игроку встают на ворота. Правила как и в футболе, только играют метлами и мячом. Играют до первого гола. Далее команды меняются, набираются еще желающие. Игра проходит очень весело и с азартом.
На детской площадке работают два аниматора в русских костюмах, играют с ребятами в хороводные игры: «Ручеек», «Горелки», «Краски», «Мы пойдем направо» и другие. Также ребят делят на команды и устраивают веселую эстафету. Возможные этапы: бег в галошах, бег на одной лыжине, салазки, перенос чугунка на ухвате, чехарда. Эту же эстафету можно провести и для взрослых.
В это же время гармонист и Бабки-Ёжки ходят от столика к столику и поют со всеми частушки. Лучшим частушечницам дарят приятные сувениры.
Возле сцены ансамбль народной песни разучивает с гостями танец кадриль, проводит хороводные игры: «Ручеек», «Старый-старый дед» и другие.
В 14-45 производится объявление, что через 15 минут начинается сожжение Масленицы. Вокруг нее сооружается большой костер. Когда Масленицу зажигают, все сказочные герои организуют людей в большой хоровод. Сначала поется веснянка:
Ты прощай, прощай,Наша Масленица.Ты прощай, прощай,Наша широкая. Ты не в среду-то пришлаИ не в пятницу.Ты пришла в воскресенье,Всю неделюшку веселье. Ты пришла с добром,С сыром, маслом и яйцом,Со блинами, пирогами Да с оладьями. Блины масляные, Шаньги мазаные.Мы катаемся с горыОт зари и до зари. А сегодня в воскресенье - Наше кончится веселье.Ты прощай, прощай,Наша масленица.
После веснянки – хоровод не расходится – в центре стоит гармонист и играет известные русские народные песни: «Как хотела меня мать», «Выйду на улицу», «Ой, мамочка, на саночках», «При лужку», «Ой, то не вечер», «Калинка-малинка», «Клен кудрявый», «Виновата ли я», «Течет ручей» и другие.
Иллюстрации данной программы (см в приложении).
* * *В процессе реализации настоящей программы мы выявили значимость анимации на примере организации праздника «Масленицы» на базе гостевого дома деревни Пестово Палехского района, как одной из формы организации досуга, предполагающей личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях, что позволяет участникам погрузиться в атмосферу русского быта, и стать как зрителями, так и участниками праздника.
В ходе реализации программы, была достигнута поставленная цель- ознакомление участников с традициями русского быта и досуга, а так же повышение их эмоционального состояния. Все туристы получили заряд бодрости и энергии, что благотворно повлияло на их физическое и духовное состояние.
Приложения
Прил. №1. Костюм аниматора.
Прил. №2. Рекламная афиша»Избушка Бабы-Яги». Фото 2010 года.
Прил. №3. Афиша масленичных гуляний. Фото 2010 года
Прил. №4. Тигр и Бык (ростовые куклы).
Прил.№5. Лошадка Горошка (ростовая кукла).
Прил. №6. Сцена зимой. Новогодняя ёлка
Прил. №7. Гостевой дом зимой. Фото.
Прил. №8. Ледяная горка
Прил. №9. Игровой момент Масленичных игр. «Клин журавлей»
Список использованной литературыАнимационная деятельность//Электронный ресурс: http://lib.sportedu.ru
Гаранин, Н. И. «Менеджер туристической и гостиничной анимации» [Текст].Учебное пособие – М.: Советский спорт, 2004.С.-58
Гуляев, В.Г. "Организация туристкой деятельности" [Текст], Москва, 1996
Журнал "Туризм" , № 37 1997г.
Карпенко, М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.С.- 67
Курила, Л.В. «Теория и практика анимации» [Текст]. Часть 1 – М.: Советский спорт,2006.
Национальный туристический журнал «Туристические фирмы» №8,Москва 2006 .
Обучение основам и практики анимационной деятельности//Электронный ресурс: http: //www.animac.ru
Панкеев, И. Г. Полная энциклопедия быта русского народа. М.: Олма-пресс, 1998.