Задачи, которые необходимо решить:
- Рассмотреть сущность экологического сознания опыт изучения проблем экологического сознания в отечественной и зарубежной науке;
- Выявить особенности туристского опыта и экологического сознания жителей АГО, провести их сравнительный и корреляционный анализ ;
- Разработать предложения по развитию экологического сознания личности.
Гипотеза: Чем богаче туристский опыт личности, тем выше уровень ее экологического сознания.
Актуальность: Проблема экологии всегда считалась важной и значимой. Постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Небрежное отношение населения к окружающей среде, вследствие его низкой экологической культуры, несмотря на осознание экологической опасности как результата подобного отношения не способствует принятию активных действий по улучшению сложившейся ситуации.
Чтобы привести экологическое состояние природы в норму, людям необходимо решить экологические проблемы на местном уровне не только силами органов самоуправления, но и силами самих граждан, для чего необходима информация об уровне их экологического сознания и возможностях его повышения.
Методы, с помощью которых, измерялся уровень экологического сознания жителей АГО:
1. Психодиагностические методики:
- «Мое отношение к природе» (А.П. Сидельковский) [1].
- «Развитость моего экологического сознания»
2. Анкетирование
- Авторская анкета «Мой туристский опыт»
3. Методы корреляционного и сравнительного анализа
Достоверность измерений определяется незначительными колебаниями суждений, не превышающих 5% отклонение от статистической истинности.
Изучение экологической проблематики в отечественной и зарубежной науке складывалось на протяжении нескольких столетий. Анализ исторических данных представлен в таблице № 1.
Таблица № 1 – Исторический очерк экологической проблематики в отечественной и
зарубежной науке
Дата |
ФИО |
Рассматриваемые проблемы |
Середина XIX века |
О.Конт. К.Маркс, Ф.Энгельс |
Проблемы взаимоотношений человека и природы. Изучение экологического мышления |
ХХ столетие |
Социологи Чикагской школы (Э.У.Берджесс, Л.Вирт, Р.Э.Парк), Российские ученые: И.Вернадский, Э.Циолковский, Н.А.Бердяев |
Взаимодействие «общество - природа» |
1913 год |
С.Троубридж |
Понятие «субъективная карта мира» как образ пространственного окружения, ориентации людей в окружающем их городском пространстве как «умственные образные карты» |
1916 год |
Р.Э.Парк |
Употребление средовых понятий и категорий в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека |
1920 год |
Л.Леви-Брюль, Л.Н.Гумилев |
Изучение воздействия природы на общество |
30-е годы |
К. Левин |
Изучение индивидуального характера восприятия средового пространства. Начинает развиваться отдельное направление в психологии - средовая персонология. |
Вторая половина ХХ века |
Х. Томэ, К.А.Абульханова-Славская |
Создание адекватных принципов оценки различных типов сред, их влияние на формирование и развитие личности. Х.Томэ интегрировал «Теорию поля» К.Левина о психологическом единстве человека с окружающей средой, вывел целый ряд адаптивных форм приспособления человека к социально-средовым условиям бытия, «техник бытия» К.А.Абульханова-Славская исследовала индивидуально-личностные стратегии адаптивного поведения россиян в условиях социальных преобразований. Установила, что сознание и мышление есть обобщенные личностью категории «того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях» |
1948 год |
Э. Толмен |
Употребляет понятие «когнитивная карта», под которой подразумевает особую ментальную структуру переработки информации, поступающей от сенсорных систем. Она указывает линии поведения, маршруты и ответные реакции животных и человека в физическом пространстве. |
1970-1980-е годы |
Р.У.Биджиева, Э.В.Гирусов |
Философское осмысление феномена экологического сознания |
Середина 80-х годов |
Н.Г.Васильева, А.Н.Кочергина, Ю.Г.Маркова |
Дальнейшее существование общества в ноосфере связывают с формированием и распространением экологического сознания |
1980- 1990-е годы |
В.В.Бахарев, С.Д.Дерябо, Т.В.Иванова, И.В.Кряж, Л.Ж.Маркович |
Изучение феномена экологического сознания на теоретическом и эмпирическом уровне |
У.Бека, Р.Инглехарта, Н.Лумана, А.Г.Стегний, И.А.Халий, О.Н.Яницкого |
Подготовили теоретическую основу для изучения феномена экологического сознания в социологии |
|
Однако, несмотря на наличие научных материалов об экологическом сознании, в настоящее время отсутствуют фундаментальные работы об экологическом сознании |
Одной из ключевых проблем, представленных в историческом очерке, является изучение экологического сознания.
Экологическое сознание— «высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия относительно места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения» [4].
В структуру экологического сознания входят как чувственные, так и рациональные атрибуты социального культурно-исторического опыта, субъективная принадлежность, направленность на предметы и явления экологической действительности.
Формы экологического сознания делятся на две группы:
1. Индивидуальное экологическое сознание обусловлено внешними по отношению к сознанию и независимыми от него экологическими факторами, преломленными сквозь призму внутреннего мира человека.
2. В структуре общественного экологического сознания представлены обобщенные суждения, идеи, представления и стереотипы, отражающие отношение больших социальных групп или общества в целом к явлениям и проблемам экологии.
Существуют субъективные (экологическое воспитание, усваиваемость экологических установок, субъективное отношение к природе, экологический туризм) и объективные (экологические проблемы, экологические катастрофы, экологическая политика государства, невозможность неограниченного экстенсивного роста и глобализация) факторы формирования экологического сознания [5].
Изучение структуры типов экологического сознания дает возможность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема представлена в концепции С.Д.Дерябо и В. А. Ясвина. Согласно работе этих авторов экологическое сознание делится на два типа, описание которых представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Типы экологического сознания (Авторы С.Д.Дерябо и В. А. Ясвина)
Антропоцентрическое экологическое сознание |
Экоцентрическое экологическое сознание |
1. Высшую ценность представляет человек |
1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы |
2. Иерархическая картина мира |
2. Отказ от иерархической картины мира |
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей |
3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества |
4. “Прагматический императив”: правильно то, что полезно человеку |
4. “Экологический императив”: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие |
5. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности |
5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком |
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы |
6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой |
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека |
7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства |
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения |
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей |
Авторы, выделяя противоположные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и восемь – экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания [3].
В нашем исследовании мы попытались определить влияние туристского опыта на экологическое сознание жителей Артемовского городского округа.
Процедура включала в себя 3 этапа:
1. Создание авторской анкеты и подбор тестов, который выявляет тип экологического сознания и теста, определяющего отношение человека к природе.
2. Опрос жителей АГО.
3. Анализ собранных данных.
При проведении анализа авторской анкеты анкеты, были выявлены следующие данные. (Приложение А)
Большую часть респондентов составили женщины - 54.2%, опрошенные отдают предпочтение отдыху с семьей - 56,3%, приоритетным временем года является лето - 50,1%. Количество людей, путешествующих один раз в жизни и количество путешествующих каждый год в процентном соотношении приблизительно одинаково, соответственно - 33,3% и 37,5.%. За 3 года процент путешествующих 1 раз и путешествующих более 3 раз, приблизительно одинаков, соответственно 39,6% и 36%. Самыми популярными стали туры продолжительность, которых составляет 1 неделя – 33.3% и туры выходного дня - 25% опрошенных. Приоритетными видами туризма являются: лечебно-оздоровительный - 41,6%, приключенческий - 33,3%, шопинг -27,1%. Жители АГО в путешествиях ценят комфорт - 52,1%. Решающим фактором при выборе тура у респондентов является цена путевки - 52,1%. Жители АГО чаще всего путешествуют по заранее согласованной программе - 77,1%, также жителей в полнее устраивают предложения туристских фирм города - 66,6%.
Анализ результатов психодиагностического метода «Мое отношение к природе» показал, что большая часть опрошенных 77,1% - эгоистичны по отношению к природе, не осознают своей связи с ней. Им необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего мира природы. 20,8% опрошенных, относятся к природе мало осознано и не очень активно. Наименьшая часть опрошенных - 2%, относятся к природе бережно и с глубоким осознанием.
Рисунок № 1 - «Мое отношение к природе»
Из рисунка № 1 можно сделать вывод, что жителям Артемовского городского округа нужно усовершенствовать свое отношение к природе (Приложение Б).
В результате анализа психодиагностической методики «Развитость моего экологического сознания» выяснилось, что 8,3% - экологическое сознание антропоцентрично, 39,7% - экологическое сознание находится в переходном состоянии, 52% - экологическое сознание на пути к экоцентричности.
Рисунок № 2 - «Развитость моего экологического сознания»
Из рисунка № 2 видно, что представления жителей Артемовского городского округа о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком (Приложение В).
Полученные результаты анкеты и психодиагностических методик были соотнесены между собой на основе корреляционного анализа.
Таблица 5 – Соотношение результатов
Путешествия |
Проценты |
«Развитость моего экологического сознания» |
Путешествовали 1 раз в жизни |
15,1% |
Антропоцентрический тип экосознания (8,3%) |
Переходный тип экосознания (39,7%) |
||
Путешествовали 1 раз за 3 года |
43,8% |
|
Экоцентрический тип экосознания (52%) |
||
Путешествуют каждый год |
21,7% |
|
Более 3 путешествий в года |
19,4% |
Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между количеством путешествий и уровнем экологического сознания, причем, чем больше путешествий, тем выше уровень экологического сознания.
При принятии мер для развития экологического сознания необходимо учитывать ограничительные факторы: фактор прошлого, фактор настоящего и фактор будущего. А также специфику структуры экологического сознания, включающей мотивационный, аксиологический, гностический и эмоционально-волевой компоненты [2].
Выявлена противоречивость экосознания жителей АГО – с одной стороны, они осознают, что находятся под влиянием глобальных экологических проблем, способных повлиять на жизнедеятельность всего населения планеты; с другой – отношение жителей к природе в целом проявляется в оторванности и отчужденности от окружающего мира природы. У них отсутствует желание и готовность предотвратить экологические угрозы.
Исходя из этого, необходимо ограничить действие факторов, препятствующих развитию экологического сознания, и способствовать действию факторов, формирующих экологическое сознание, как на общественном, так и на индивидуальном уровне. Также для повышения уровня экологического сознания мы предлагаем ряд мероприятий, такие как просмотр фильмов, проведения акций «Чистый город», внеклассных мероприятий, диспутов, конференции на базе создаваемого кафедрой сервиса, строительства и дизайна «Клуба путешественников».
Список использованных источников
2 Сидельковский, А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе [Текст]: методические рекомендации и разработки / А.П. Сидельковский. – Ставрополь: Пятигорский ГПИ, 1988. – С. 98.
5 Психология. Экологическая психология. Определение экологического сознания, его признаки и свойства, формы проявления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyhological.ucoz.ua/publ/39-1-0-41
1 ECOTECO. Экология / Экологическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoteco.ru/library/magazine/3/ecology/ekologicheskaya-psihologiya/
3 MyPsiholog.com «Экологическая психология», Субъективный образ жизни - изучение и психологические подходы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mypsiholog.com/ecology-psychology/209-subektivnyy-obraz-zhizni-izuchenie-i-psihologicheskie-podhody.html
4 MyPsiholog.com «Экологическая психология», Экологического сознания - ключевое понятие экологической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mypsiholog.com/ecology-psychology/106-ekologicheskogo-soznaniya-klyuchevoe-ponyatie-ekologicheskoy-psihologii.html
Приложение А
Анкета
Цель – выявление туристской активности жителей АГО.
1.Ваш пол:
женский
мужской
2.Ваш возраст:
18-24
25-34
35-44
45-54
от 55 лет и старше
3.Вы относите себя к социально-профессиональной группе:
студент
рабочий
служащий
руководитель
предприниматель
пенсионер
другое_____________
4.Укажите Ваш доход в месяц:
|
|
5.Ваше семейное положение:
замужем/женат
не замужем/не женат
6. Есть ли у вас дети?
|
|
7. С кем предпочитаете отдыхать:
семья
друзья
один
другое_________
8.Какое время года для вас приоритетно:
|
|
9. Как часто вы путешествуете:
один раз в жизни
каждый год
раз в 2-3 года
другое________________
10. Сколько было совершено путешествий за 3 года:
|
|
11. Какие города и страны вы посетили:
______________________
_____________________________
12. Туры какой продолжительности Вы предпочитаете:
туры выходного дня
неделя
10 дней
14 дней
другое_____________________
13.Какой вид туризма преобладал в ваших путешествиях:
лечебно-оздоровительный
приключенческий
экологический (экотуризм)
спортивный
шопинг
этнический (ностальгический)
пешеходный
другое_________________
14.Что больше цените в путешествии:
комфорт
разнообразие услуг
покой, обособленность
активность
другое_________________
15. Что является решающим фактором при выборе тура?
цена
уникальное предложение турфирмы
период отпуска
другое_____________________
16.Как вы планируете свое путешествие:
заранее согласованная программа
спонтанное решение
17. Удовлетворяют ли вас предложения туристских фирм АГО?
|
|
Приложение Б
«Мое отношение к природе»
№ |
Вопросы |
Ответы и баллы |
||
Да |
Нет |
По-разному |
||
1 |
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? |
2 |
0 |
1 |
2 |
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? |
0 |
2 |
1 |
3 |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? |
2 |
0 |
1 |
4 |
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? |
2 |
0 |
1 |
5 |
Цените ли вы разнообразие в природе? |
2 |
0 |
1 |
6 |
Влияет ли природа на ваше настроение? |
2 |
0 |
1 |
7 |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? |
2 |
0 |
1 |
8 |
Все ли в окружающей природе вас интересует? |
1 |
2 |
0 |
9 |
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? |
2 |
0 |
1 |
10 |
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? |
1 |
0 |
2 |
11 |
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? |
2 |
0 |
1 |
12 |
Любите ли вы читать описания природы в книгах? |
2 |
0 |
1 |
13 |
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? |
2 |
0 |
1 |
14 |
Влияет ли природа на ваше поведение? |
2 |
0 |
1 |
15 |
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? |
1 |
2 |
0 |
16 |
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? |
0 |
2 |
1 |
17 |
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? |
2 |
0 |
1 |
18 |
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? |
0 |
2 |
1 |
19 |
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в младших классах? |
2 |
0 |
1 |
20 |
Или в более старшем возрасте? |
0 |
2 |
1 |
21 |
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? |
2 |
0 |
1 |
22 |
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? |
2 |
0 |
1 |
23 |
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? |
2 |
0 |
1 |
24 |
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? |
2 |
0 |
1 |
25 |
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? |
2 |
0 |
1 |
Приложение В
«Развитость моего экологического сознания»
Утверждения |
Полностью согласен с утверждением |
Не уверен, что полностью согласен |
Не знаю |
1. Высшую ценность представляет человек |
0 |
2 |
1 |
2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность. |
2 |
0 |
1 |
3. Необходимо сохранять природу ради неё самой |
2 |
0 |
1 |
4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара. |
0 |
2 |
1 |
5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить. |
0 |
2 |
1 |
6. Сохраним природу для наших детей |
0 |
2 |
1 |
7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным |
0 |
2 |
1 |
8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы. |
0 |
2 |
1 |
9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными. |
2 |
0 |
1 |
10. Природа – это окружающая среда |
0 |
2 |
1 |
11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса |
2 |
0 |
1 |
12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса. |
0 |
2 |
1 |
13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений. |
0 |
2 |
1 |
14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями. |
0 |
2 |
1 |
15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов. |
2 |
0 |
1 |
16. Природа полезна для человека. |
0 |
2 |
1 |
17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия. |
0 |
2 |
1 |
18. Бывают вредные и полезные жуки. |
0 |
2 |
1 |