Правовую охрану окружающей среды следует рассматривать, во - первых, как институт экологического права (объективное право) и субъективное право (права и обязанности субъектов природоохранной деятельности), во-вторых, в качестве системы правовых мер по охране естественной, нетрансформированной среды жизнедеятельности различных организмов и преобразованной, очеловеченной природы. Последняя фактически означает охрану среды жизнедеятельности человека.
К правовой охране природной среды относятся правовая охрана земель, недр, вод, лесов, воздушных компонентов атмосферного пространства, растительного мира, животного мира, заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы. Все охраняемые объекты и территории относят к особо охраняемым территориям.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Различают следующие категории ООПТ:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
з) иные категории, которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. На территории Приморского края существуют все установленные законодательством категории ООПТ:
6 государственных природных заповедников (федерального значения):
- дальневосточный морской государственный природный биосферный заповелник ИБМ ДВО РАН,
- Лазовский государственный природный заповедник им. Л.Г.Капланова,
- Сихоте-Алинский государственный биосферный природный заповедник им. К.Г.Абрамова,
- Ханкайский государственный биосферный природный заповедник,
- государственный природный биосферный заповедник «Кедровая Падь»,
- государственный природный заповедник «Уссурийский» им.В.Л.Комарова ДВО РАН.
2 национальных парка (федерального значения):
- национальный парк «Зов тигра»,
- национальный парк «Удэгейская легенда».
1 природный парк (регионального значения):
- природный парк «Хасанский».
11 заказников (10 краевого значения и 1 федерального):
- государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский»;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Горалий»;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Лосиный»;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Березовый»;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Васильковский»;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Полтавский»;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Таежный»;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Черные Скалы».
- государственный природный комплексный морской заказник краевого значения «Залив Восток» залива Петра Великого
Японского моря;
- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Тихий».
- государственный природный заказник федерального значения «Леопардовый».
204 памятника природы (регионального значения);
1 ботанический сад и 1 дендрарий федерльного значения):
- ботанический сад-институт ДВО РАН,
- дендрарий горно-таежной станции им. В.Л.Комарова ДВО РАН.
2 курорта (федерального значения) и 1 лечебно-оздоровительная местность (регионального значения):
- курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива,
- курорт «Шмаковка»,
- лечебно-оздоровительная местность месторождения лечебных грязей «Ясное».
1 зона покоя «Средняя Крыловка» (местного значения).__
Таблица 1Состояние сети особо охраняемых природных территорий в крае на 2011год
Категории ООПТ |
Федерального значения |
Регионального значения |
Местного значения |
Всего |
||||
Число |
Площадь, га |
Число |
Площадь, га |
Число |
Площадь, га |
Число |
Площадь, га |
|
Заповедники |
6 |
684503,6 |
684508,3 |
|||||
Национальные парки |
2 |
170752 |
170752 |
|||||
Заказники |
1 |
169429 |
10 |
1046051 |
1215480 |
|||
Памятники природы |
204 |
25043,7 |
25054,7 |
|||||
Природные парки |
1 |
9540 |
9540 |
|||||
Дендрологические парки и ботанические сады |
2 |
220 |
220 |
|||||
Лечебно- оздоровительные местности курорты |
2 |
662288 |
1 |
127900 |
196500 |
|||
Зона покоя «Средняя Крыловка» |
1 |
3857 |
3857 |
|||||
Итого |
13 |
1029860,3 |
218 |
1271974,7 |
1 |
3857 |
2305692 |
Источник: «Приморская газета». Спецвыпуск № 55 (672),от 2906.2012г.
Государственные природные заповедники Сихотэ-Алинский, Лазовский, Ханкайский и Кедровая падь, а также национальные парки «Удэгейская легенда» и «Зов тигра» находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Государственные природные заповедники Уссурийский и Дальневосточный морской находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Государственное учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт и дендрарий ГУ «Горно-таежная станция им. В.Л. Комарова» находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук. Государственные природные заказники краевого значения находятся в ведении органа исполнительной власти Приморского края (управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края).
Согласно поручению Председателя Правительства РФ от 30.09.2010 № ВП-П9-6883 Администрацией Приморского края завершена работа по созданию национального парка «Земля леопарда». Национальный парк создается на базе государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и государственного природного заказника федерального значения «Леопардовый», а также полосы местности между государственной
границей и линией инженерно-технической сооружений до района озера Хасан и сопредельных территорий на северо-востоке от федерального заказника в ареале дальневосточного леопарда. Национальный парк будет находиться в ведении Министерства
природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Происходящая ситуация в Приморском крае дает основание утверждать, что так называемые "либеральные" реформы последних лет привели к разрушению правовой системы социальных ценностей, к дезориентации общественного сознания, нарастанию правового нигилизма в сознании и поведении лиц, ответственных за исполнение правовых предписаний.
Массовый характер безнаказанных злоупотреблений и коррупции, сопровождающий реформы, крайне негативно отразился и на отношении граждан, общества и государства к природным ценностям, фактически разрушил принципы нравственного поведения в экологической среде.
По линии государственной власти, призванной обеспечить экологическую безопасность своих граждан, ситуация осложняется также вследствие распада прежней системы охраны природы и отсутствия новой, постоянных реорганизаций природоохранных учреждений. Пример - упразднение Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) в мае 2000 года.
Все это приводит к выводу, что экологической безопасности угрожают такие типичные дефекты управления страной как слабое законодательное регулирование новых экономических отношений, слабый контроль за исполнением законов со стороны государства, и прежде всего - власти исполнительной, которая сама нередко нарушает эти же законы.
Ниже в таблице 2 представлен ущерб, нанесённый ООПТ Приморского края за несколько последних лет. Данные представлены по материалам периодической печати размещенным в сети интеренет
Таблица 2. Ущерб нанесённый природному природным и национальным паркам
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2012 |
Природный парк «Удегейская легенда» |
|||||
Несанкционированные вырубки (млн.руб.) |
3,4 |
33,1 |
26,4 |
0,5 |
|
Национальный парк «Зов Тигра» |
|||||
Несанкционированные вырубки (тыс. руб) |
10 |
90 |
|||
Выявлено нарушений |
150 |
||||
Изъято орудий несанкционированной добычи (единицы) |
200 |
||||
Национальный парк «Земля леопарда» |
|||||
Число нарушений (единицы) |
200 |
||||
Составлено протоколов (единицы) |
215 |
||||
Сумма штрафов (тыс. руб) |
250 |
||||
Оштрафовано за проезд и стоянку (человек) |
150 |
||||
Оштрафовано за разведение костров и размещение палаток (человек) |
36 |
||||
Сумма штрафов за несанкционированный лов (тыс. руб.) |
300 |
К сожалению в силу отсутствия полной информации о происходящих нарушениях в зонах ООПТ невозможно просмотреть динамику по всем видам нарушений и предпринятым санкциям. Но даже представленные данные позволяют сделать выводы, что ущерб наносится колоссальный.
К сожалению, несмотря на законы и ответственность, которая наступает в связи с нарушением законодательства, нарушения всё-таки регулярно происходят.
К законам регулирующим деятельность ООПТ относятся следующие законодательные акты.
Федеральный закон №33 ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Закон Приморского края от 11.05.2005г. №245 – КЗ. Законом регулируются правоотношения в области организации, охраны и использования, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, уменьшения антропогенного воздействия на живую природу и окружающую природную среду, изучения естественных процессов в биосфере, экологического воспитания населения.
В Законе указаны категории особо охраняемых природных территорий.
Особо охраняемые природные территории краевого значения находятся в ведении органов государственной власти края. Обеспечение установленного режима особо охраняемых природных территорий краевого значения осуществляется в соответствии с утвержденными положениями или паспортами для отдельных категорий особо охраняемых природных территорий.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с ограниченным режимом хозяйственного использования.
Финансирование создания и деятельности особо охраняемых природных территорий осуществляется за счет средств краевого бюджета, внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Уголовный кодекс. Статья 36. 1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территорий, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.
2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.
Основные особенности и проблемы правового статуса ООПТ:
- Несогласованность федеральных и местных законов
- Неоднозначность толкования отдельных положений в законах
- Устаревание ряда подзаконных актов
Примером неоднозначности толкования моет стать статья 262, которая появилась в новом Уголовном кодексе, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Но применяется она крайне редко. Основной причиной является отсутствие расшифровки понятия о причинении значительного ущерба особо охраняемым природным территориям. Пример из судебной практики. Суд посчитал значительным ущерб выкопанного на территории заповедника корня женьшень, ущерб составил 2000 рублей, и не посчитал значительным ущербом собранную чагу, ущерб от которой составил 17000 рублей.
Еще одной проблемой является соблюдение норм Кодекса об административных правонарушениях, в условиях работы госинспекторов, как правило, это глухая тайга, вдалеке от населенных пунктов, поэтому проверять выполнение работы не каждый отправится.
Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория. Закон об ООПТ показал достаточную эффективность и до настоящего времени
позволяет сохранять уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особое
природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное
значение, как общенациональное достояние. Вместе с тем, обширная правоприменительная и судебная практика правового регулирования в сфере ООПТ показала, что некоторые вопросы организации, охраны и использования ООПТ прописаны недостаточно четко, либо упущены, что затрудняет реализацию и существенно сокращает область применения Закона об ООПТ, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов. Основные проблемы снижения эффективности применения Закона об ООПТ связаны с противоречием гражданскому законодательству, земельному и лесному законодательству Российской Федерации.