ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Леонтьева В.В. 1
1ФГБОУ ВПО "ВГУЭС"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Правовое регулирование в природоохранной сфере сводится к закреплению нормами права видов, оснований, форм, объектов и круга субъектов охраны окружающей среды, прав и обязанностей участников природоохранной деятельности.

Правовую охрану окружающей среды следует рассматривать, во - первых, как институт экологического права (объективное право) и субъективное право (права и обязанности субъектов природоохранной деятельности), во-вторых, в качестве системы правовых мер по охране естественной, нетрансформированной среды жизнедеятельности различных организмов и преобразованной, очеловеченной природы. Последняя фактически означает охрану среды жизнедеятельности человека.

К правовой охране природной среды относятся правовая охрана земель, недр, вод, лесов, воздушных компонентов атмосферного пространства, растительного мира, животного мира, заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы. Все охраняемые объекты и территории относят к особо охраняемым территориям.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Различают следующие категории ООПТ:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты;

з) иные категории, которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. На территории Приморского края существуют все установленные законодательством категории ООПТ:

6 государственных природных заповедников (федерального значения):

- дальневосточный морской государственный природный биосферный заповелник ИБМ ДВО РАН,

- Лазовский государственный природный заповедник им. Л.Г.Капланова,

- Сихоте-Алинский государственный биосферный природный заповедник им. К.Г.Абрамова,

- Ханкайский государственный биосферный природный заповедник,

- государственный природный биосферный заповедник «Кедровая Падь»,

- государственный природный заповедник «Уссурийский» им.В.Л.Комарова ДВО РАН.

2 национальных парка (федерального значения):

- национальный парк «Зов тигра»,

- национальный парк «Удэгейская легенда».

1 природный парк (регионального значения):

- природный парк «Хасанский».

11 заказников (10 краевого значения и 1 федерального):

- государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский»;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Горалий»;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Лосиный»;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Березовый»;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Васильковский»;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Полтавский»;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Таежный»;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Черные Скалы».

- государственный природный комплексный морской заказник краевого значения «Залив Восток» залива Петра Великого

Японского моря;

- государственный природный биологический (зоологический) заказник краевого значения «Тихий».

- государственный природный заказник федерального значения «Леопардовый».

204 памятника природы (регионального значения);

1 ботанический сад и 1 дендрарий федерльного значения):

- ботанический сад-институт ДВО РАН,

- дендрарий горно-таежной станции им. В.Л.Комарова ДВО РАН.

2 курорта (федерального значения) и 1 лечебно-оздоровительная местность (регионального значения):

- курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива,

- курорт «Шмаковка»,

- лечебно-оздоровительная местность месторождения лечебных грязей «Ясное».

1 зона покоя «Средняя Крыловка» (местного значения).__

Таблица 1Состояние сети особо охраняемых природных территорий в крае на 2011год

Категории ООПТ

Федерального значения

Регионального значения

Местного значения

Всего

Число

Площадь, га

Число

Площадь, га

Число

Площадь, га

Число

Площадь, га

Заповедники

6

684503,6

         

684508,3

Национальные парки

2

170752

         

170752

Заказники

1

169429

10

1046051

     

1215480

Памятники природы

   

204

25043,7

     

25054,7

Природные парки

   

1

9540

     

9540

Дендрологические парки и ботанические сады

2

220

         

220

Лечебно- оздоровительные местности курорты

2

662288

1

127900

     

196500

Зона покоя «Средняя Крыловка»

       

1

3857

 

3857

Итого

13

1029860,3

218

1271974,7

1

3857

 

2305692

Источник: «Приморская газета». Спецвыпуск № 55 (672),от 2906.2012г.

Государственные природные заповедники Сихотэ-Алинский, Лазовский, Ханкайский и Кедровая падь, а также национальные парки «Удэгейская легенда» и «Зов тигра» находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Государственные природные заповедники Уссурийский и Дальневосточный морской находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Государственное учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт и дендрарий ГУ «Горно-таежная станция им. В.Л. Комарова» находятся в ведении Дальневосточного отделения Российской академии наук. Государственные природные заказники краевого значения находятся в ведении органа исполнительной власти Приморского края (управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края).

Согласно поручению Председателя Правительства РФ от 30.09.2010 № ВП-П9-6883 Администрацией Приморского края завершена работа по созданию национального парка «Земля леопарда». Национальный парк создается на базе государственного природного биосферного заповедника «Кедровая падь» и государственного природного заказника федерального значения «Леопардовый», а также полосы местности между государственной

границей и линией инженерно-технической сооружений до района озера Хасан и сопредельных территорий на северо-востоке от федерального заказника в ареале дальневосточного леопарда. Национальный парк будет находиться в ведении Министерства

природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Происходящая ситуация в Приморском крае дает основание утверждать, что так называемые "либеральные" реформы последних лет привели к разрушению правовой системы социальных ценностей, к дезориентации общественного сознания, нарастанию правового нигилизма в сознании и поведении лиц, ответственных за исполнение правовых предписаний.

Массовый характер безнаказанных злоупотреблений и коррупции, сопровождающий реформы, крайне негативно отразился и на отношении граждан, общества и государства к природным ценностям, фактически разрушил принципы нравственного поведения в экологической среде.

По линии государственной власти, призванной обеспечить экологическую безопасность своих граждан, ситуация осложняется также вследствие распада прежней системы охраны природы и отсутствия новой, постоянных реорганизаций природоохранных учреждений. Пример - упразднение Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) в мае 2000 года.

Все это приводит к выводу, что экологической безопасности угрожают такие типичные дефекты управления страной как слабое законодательное регулирование новых экономических отношений, слабый контроль за исполнением законов со стороны государства, и прежде всего - власти исполнительной, которая сама нередко нарушает эти же законы.

Ниже в таблице 2 представлен ущерб, нанесённый ООПТ Приморского края за несколько последних лет. Данные представлены по материалам периодической печати размещенным в сети интеренет

Таблица 2. Ущерб нанесённый природному природным и национальным паркам

Год

2006

2007

2008

2009

2012

Природный парк «Удегейская легенда»

Несанкционированные вырубки (млн.руб.)

3,4

33,1

26,4

0,5

 

Национальный парк «Зов Тигра»

Несанкционированные вырубки (тыс. руб)

 

10

90

   

Выявлено нарушений

   

150

   

Изъято орудий несанкционированной добычи (единицы)

   

200

   

Национальный парк «Земля леопарда»

Число нарушений (единицы)

       

200

Составлено протоколов (единицы)

       

215

Сумма штрафов (тыс. руб)

       

250

Оштрафовано за проезд и стоянку (человек)

       

150

Оштрафовано за разведение костров и размещение палаток (человек)

       

36

Сумма штрафов за несанкционированный лов (тыс. руб.)

       

300

К сожалению в силу отсутствия полной информации о происходящих нарушениях в зонах ООПТ невозможно просмотреть динамику по всем видам нарушений и предпринятым санкциям. Но даже представленные данные позволяют сделать выводы, что ущерб наносится колоссальный.

К сожалению, несмотря на законы и ответственность, которая наступает в связи с нарушением законодательства, нарушения всё-таки регулярно происходят.

К законам регулирующим деятельность ООПТ относятся следующие законодательные акты.

Федеральный закон №33 ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Закон Приморского края от 11.05.2005г. №245 – КЗ. Законом регулируются правоотношения в области организации, охраны и использования, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, уменьшения антропогенного воздействия на живую природу и окружающую природную среду, изучения естественных процессов в биосфере, экологического воспитания населения.

В Законе указаны категории особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории краевого значения находятся в ведении органов государственной власти края. Обеспечение установленного режима особо охраняемых природных территорий краевого значения осуществляется в соответствии с утвержденными положениями или паспортами для отдельных категорий особо охраняемых природных территорий.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с ограниченным режимом хозяйственного использования.

Финансирование создания и деятельности особо охраняемых природных территорий осуществляется за счет средств краевого бюджета, внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Уголовный кодекс. Статья 36. 1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территорий, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Основные особенности и проблемы правового статуса ООПТ:

- Несогласованность федеральных и местных законов

- Неоднозначность толкования отдельных положений в законах

- Устаревание ряда подзаконных актов

Примером неоднозначности толкования моет стать статья 262, которая появилась в новом Уголовном кодексе, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Но применяется она крайне редко. Основной причиной является отсутствие расшифровки понятия о причинении значительного ущерба особо охраняемым природным территориям. Пример из судебной практики. Суд посчитал значительным ущерб выкопанного на территории заповедника корня женьшень, ущерб составил 2000 рублей, и не посчитал значительным ущербом собранную чагу, ущерб от которой составил 17000 рублей.

Еще одной проблемой является соблюдение норм Кодекса об административных правонарушениях, в условиях работы госинспекторов, как правило, это глухая тайга, вдалеке от населенных пунктов, поэтому проверять выполнение работы не каждый отправится.

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория. Закон об ООПТ показал достаточную эффективность и до настоящего времени

позволяет сохранять уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особое

природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное

значение, как общенациональное достояние. Вместе с тем, обширная правоприменительная и судебная практика правового регулирования в сфере ООПТ показала, что некоторые вопросы организации, охраны и использования ООПТ прописаны недостаточно четко, либо упущены, что затрудняет реализацию и существенно сокращает область применения Закона об ООПТ, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов. Основные проблемы снижения эффективности применения Закона об ООПТ связаны с противоречием гражданскому законодательству, земельному и лесному законодательству Российской Федерации.

Просмотров работы: 3615