ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВЛИЯЮЩИХ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГОЛБОЛОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВЛИЯЮЩИХ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГОЛБОЛОМ

Матвеева Е.В. 1, Корнев А.В. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей любого организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям человека, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации людей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах.

Люди с нарушением зрения характеризуются своеобразием психофизического развития, что проявляется в недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостаток в ее развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность таких людей во всех сферах деятельности, в том числе и спортивной. У спортсменов рассматриваемой категории, как правило, очень часто возникают проблемы с ориентировкой в пространстве во время игры голбол.

Объект исследования – координационные способности слепых и слабовидящих спортсменов, занимающихся голболом.

Предмет исследования - свойства нервной системы детей, занимающихся голболом, как критерий оценки способности к ориентировке в пространстве слепых и слабовидящих спортсменов.

Цель: выявить особенности свойств нервной системы влияющих на ориентировку в пространстве слепых и слабовидящих спортсменов, занимающихся голболом.

Задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Определить основные виды координационных способностей слепых и слабовидящих.

  3. Выявить свойства нервной системы детей с нарушением зрения, занимающихся голболом и не занимающихся спортом, с помощью теппинг-теста Ильина.

Гипотеза: предполагалось, что сила нервной системы, выявленная с помощью теппинг-теста Ильина, детей, занимающихся голболом более устойчива к нагрузкам, чем у детей, не занимающихся спортом.

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов курсовой работы в тренировочном процессе слепых и слабовидящих детей по голболу, для определения типов нервной системы и их корректировки.

Научная новизна курсовой работы состоит в том, что впервые получены данные о свойствах нервной системы детей, занимающихся голболом.

Для исследования свойств нервной системы детей с нарушением зрения, занимающихся голболом, в соответствии с поставленными задачами нами применялись следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Теппинг-тест Ильина.

  3. Метод математической обработки данных.

Анализ научно-методической литературы. Анализу подвергались литературные источники отечественных авторов, учебно-методические пособия, диссертации, авторефераты диссертаций, различные нормативно-правовые документы сферы физической культуры и спорта и другие материалы по проблеме исследования. Систематизация, обобщение и сравнительный анализ опубликованной литературы позволил точнее понять сущность исследуемого процесса, определить наиболее рациональные способы поисковой деятельности, уточнить методологию, цель и гипотезу исследования.

При проведении практического исследования свойств нервной системы детей с нарушением зрения, занимающихся голболом применялся теппинг-тест Ильина.

Описание теста.

В данном тесте используется следующее оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283 мм), разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных прямоугольника; секундомер, карандаш.

Опыт проводится ведущей рукой (левой или правой) с открытыми глазами. По сигналу экспериментатора испытуемый должен начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Необходимо все время работать в максимальном для себя темпе.

Далее подсчитывается количество точек в каждом квадрате и выводится среднее количество точек для восьми квадратов.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-40 с. он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

Средний тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого нервной системы средней силы;

Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

Средне-слабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система;

Средне-сильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со средне-сильной нервной системой.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Полученные результаты подвергались статистической обработке при помощи программы Microsoft Office PowerPoint 2007.

Организация исследования. Исследование проводилось 13 октября во время межрегионального турнира по голболу на призы спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин».

В качестве испытуемых выступили слепые и слабовидящие спортсмены, занимающиеся голболом, из следующих городов: Москва, Королев, Сергиев-Посад, Иваново, Кинешма, Шуя. Всего 28 человек (10 девушек и 18 юношей). Спортсменам предлагалось пройти несколько тестов на определение ориентировки в пространстве, в том числе и теппинг-тест Ильина. Тестирование проводилось индивидуально с каждым спортсменом в течение не более 2 минут.

В качестве контрольной группы выступили ученики Ивановской коррекционной школы IVвида. Всего 12 человек (6 девушек и 6 юношей). Им также предлагалось пройти теппинг-тест Ильина.

Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь - октябрь 2012 г.) изучались литературные источники, разбирались диагностические методики, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (октябрь – ноябрь 2012 г.) определялись свойства нервной системы детей с нарушением зрения занимающихся голболом и не занимающихся спортом, с помощью темпинг-теста Ильина.

Третий этап (ноябрь 2012 г.) был посвящен аналитическому обобщению полученных данных.

На четвертом этапе (декабрь 2012 г. – январь 2013 г.) были обработаны полученные данные, и оформлялась курсовая работа.

Результаты и их обсуждение. С сентября по декабрь 2012 года нами проводилось исследование свойств нервной системы детей с нарушением зрения, занимающихся голболом. Этих детей мы условно разделили на 3 категории:

  • В1 – тотально слепые дети;

  • В2 и В3 – слабовидящие дети.

С детьми этих категорий проводился теппинг-тест Ильина. Результаты тестирования представлены в таблицах.

Таблица 1.

Результаты тестирования детей занимающихся и не занимающихся голболом

Испытуемые

Показатели

Х + δ

Темпинг - тест Ильина

(кол-во точек)

Занимающиеся голболом

Девушки

27,87±4,06

Юноши

27,38±4,9

Не занимающиеся голболом

Девушки

23,9±3,47

Юноши

26,05±2,7

Из показателей средних значений выяснилось, что слепые и слабовидящие юноши практически по всем показателям справились с тестом лучше, чем девушки данной категории. Среднее значение у юношей на 4,6% выше среднего значения девушек.

В ходе сравнения результатов слепых и слабовидящих девушек, результаты слабовидящих спортсменок значительно превышают результаты тотально слепых. Средний показатель слабовидящих девушек на 13,6% выше, чем у девушек категории В1. У юношей три показателя тотально слепых спортсменов из восьми значительно превышают показатели слабовидящих. Однако, среднее значение юношей категории В2 и В3 на 4,6% выше среднего значения юношей категории В1. Тотально слепые девушки практически по всем показателям значительно уступают юношам той же категории. Это доказывает и среднее значение, которое у девушек на 10,2% ниже, чем у юношей.

Результаты темпинг-теста Ильина показывают, что ни у слабовидящих девушек, ни у юношей этой же категории нет четкого преимущества. Это подтверждает и относительно равное среднее значение спортсменов. Девушки уступают юношам всего 0,7%.

Исходя из полученных результатов, мы определили тип нервной системы у каждого из детей с нарушением зрения, занимающихся голболом.

Выяснилось, что 36% детей обладают сильным типом нервной системы, 29% - средне – сильным типом, 25% - средним типом, 7% - средне – слабым типом и всего у 3% спортсменов слабый тип.

Также мы проводили теппинг-тест и в контрольной группе – у детей с нарушением зрения, не занимающихся голболом. Полученные данные мы сравнили с результатами тестирования у детей, занимающихся голболом.

Среднее значение девушек и юношей, не занимающихся голболом, значительно ниже, чем у занимающихся спортсменов.

Рис.1 Диаграмма результатов тестирования (тест Ильина) детей, занимающихся и не занимающихся голболом

Затем мы разделили детей по категориям инвалидности и отдельно сравнили средние значения юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся голболом.

Тотально слепые и слабовидящие юноши, занимающиеся голболом, значительно лучше справились с выполнением темпинг-теста Ильина. Среднее значение слабовидящих девушек также превышает показатели девушек, не занимающихся голболом. Девушки категории В1 хуже справились с тестом. Однако это отставание столь незначительно, что составляет всего 1,6%.

Рис.2 Диаграмма результатов слабовидящих и тотально слепых детей, занимающихся и не занимающихся голболом

У детей, не занимающихся голболом, мы выделили следующие типы нервной системы: у 58% - средний тип, 25% - средне-слабый, 8% - средне-сильный и 8% - слабый тип и всего 1 % - сильный.

Рис. 3. Диаграмма типов нервной системы по результатам темпинг-теста Ильина.

Благодаря полученным результатам мы видим, что среди данных детей превалирует средний тип нервной системы, когда как у детей – спортсменов значительный процент составляют обладатели сильной нервной системой.

ВЫВОДЫ

  1. При анализе научно-методической литературы мы столкнулись с проблемой научно-методического сопровождения описания характеристик ориентировки в пространстве слепых и слабовидящих детей. Но делая анализ основных положений из той немногочисленной литературы, которая имеется по теме исследования курсовой работы, мы можем выделить следующее. Процесс ориентирования в пространстве у людей с нарушением зрения зависит от всех имеющихся в их распоряжении видов чувствительности. Слепой человек мобилизует и использует и остаточное зрение, и слух, и обоняние, и всё многообразие других видов чувств, которые могут в какой-то мере компенсировать отсутствующее зрение.

  2. Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. Различают следующие виды координационных способностей: общие, специальные и специфические. У слепых и слабовидящих основным видом координационных способностей является ориентирование в пространстве. На способность ориентироваться в пространстве людей с нарушением зрения влияют: возрастной показатель развития зрительной патологии, наличие остаточного зрения, а также уровень развития остальных органов чувств.

  3. Проведя тестирование, мы определили типы нервной системы среди детей с нарушением зрения, занимающихся и не занимающихся голболом. Результаты показывают, что нервная система детей, занимающихся голболом, более устойчива к нагрузкам, чем у детей, не занимающихся спортом. Это, в свою очередь, говорит о том, что уровень ориентирования в пространстве данных детей выше, т.к. нервная система тесно связана с уровнем развития координационных способностей.

9

Просмотров работы: 3081