ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Смирнов А.С. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отечественная теория и практика физической культуры накопили значительный потенциал в разработке средств, методов, форм обучения, воспитания и развития здоровой личности. Между тем доминирующая в массовой образовательной практике установка на развитие у школьников физических качеств, формирование двигательных навыков, несоответствие предлагаемых дидактических инноваций условиям, а также особенностям и возможностям учащихся и самого учителя приводят к полному или частичному отказу педагога от применения современных технологий обучения. Все это определяет здоровьезатратный характер обучения. Можно с уверенностью утверждать, что возникла настоятельная необходимость в развитии дидактической обучения на уроках физической культуры, направленной на оздоровление учащихся. [2]

В последнее время особое внимание уделяется вопросам модернизации физкультурного образования в школе, поиску новых идей, подходов к содержательной стороне учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем в теории и практике физической культуры остается нерешенной проблема обоснования дидактической системы обучения физической культуре. В этой связи целью настоящей статьи является раскрытие методологической основы, сущности, структурных компонентов и функций данной дидактической системы учителя, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся. [1]

Объект исследования: дидактические принципы.

Предмет исследования: определение степени важности дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе предмета физическая культура.

Цель работы: исследовать дидактические условия реализации функций обучения на уроках физкультуры.

В ходе исследования использовались следующие методы:

Теоретическийанализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Метод обобщения литературных источников - логическая операция, посредством которой, в результате исключения видового признака, получается другое понятие более широкого объема. Оно менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции.

Анкетирование – метод получения первичной информации заключающейся в составлении анкет и проведения опроса, применяется в общественных науках, при переписях населения и т.д. В данной работе применялся закрытый тип анкетирования, так как, позволяет получать информацию которую легче интерпретировать и представлять в виде таблицы.

Математическая обработка данных – обработка полученных результатов анкетирования.

Организация исследования. Ведущая идея исследования состоит в том, чтобы выявить значимость каждого из дидактических принципов посредством анкетирования.

Наше исследование состоит из трёх основных этапов.

Подготовительный этап (3-10 ноября)

Данный этап включает в себя формулирование темы, составление понятийного аппарата. Также мы определили общую цель исследования, его предмет и объект.

Основной этап.(10-16 ноября)

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Теоретический анализ литературных источников позволил дать теоретическое обоснование выдвинутых положений и помог в объяснении результатов исследования.

Обобщение информации позволило из множества важных данных найти наиболее необходимую и полезную. А конкретизация позволила выделить факты, особенно важные при исследовании нашей темы.

Изучались следующие аспекты проблемы:

  • общая характеристика дидактических принципов, учения;

  • общеметодические принципы в системе физического воспитания;

  • урок как форма организации дидактических процессов.

Заключительный этап (16 – 30 ноября).

На данном этапе мы составили выводы по каждой из нами поставленных задач. Кроме того мы на этом этапе занимались оформлением работы по всем соответствующим стандартам, внесением сносок, редактированием текста.

Результаты исследования. В настоящее время для освещения изученной нами проблемы мы используем следующие дидактические принципы:

  • Научности;

  • сознательности и активности;

  • систематичности и последовательности;

  • доступности и индивидуализации;

  • наглядности;

  • прочности и прогрессирования.

Исходя из этих принципов мы составили анкету для изучения дидактических принципов учебно-воспитательного процесса предмета «ФК».

Первым пунктом нашего анкетирования был принцип научности.

Таблица 1.

Результаты исследования по принципу научности.

Научность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во ответов

0

0

0

0

2

2

4

2

4

2

Процентное соотношение

0

0

0

0

12,5

12,5

25

12,5

25

12,5

Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип научности играет значимую роль в оценке баллов от 5 до 10, от 1 до 4 результативности не принесли. В процентном соотношении 25% опрашиваемых склонились к оценке – 7 и 9, по 12,5% опрашиваемых разделили свое мнение между оценками – 5,6,8,10.

Вторым пунктом нашего анкетирования был принцип сознательности и активности.

Рис. 1. Диаграмма результатов по принципу сознательности и активности.

Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип сознательности и активности играет значимую роль в оценке баллов от 7 до 10, от 1 до 6 результативности не принесли. В процентном соотношении 37,5% опрашиваемых склонились к оценке – 8 и 9, 18,75% отразили своё мнение в оценке 7, а 6,25% в оценке 10.

Третьим пунктом нашего анкетирования был принцип систематичности и последовательности.

Таблица 2.

Результаты исследования по принципу систематичности и последовательности

Систематичность и последовательность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во ответов

0

0

0

0

0

1

1

5

7

2

Процентное соотношение

0

0

0

0

0

6,25

6,25

31,25

43,75

12,5

Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип систематичности и последовательности играет значимую роль в оценке баллов от 6 до 10, от 1 до 5 результативности не принесли. В процентном соотношении 43,75% опрашиваемых склонились к оценке – 9, 31,25% отразили своё мнение в оценке 8, 12,5% дали оценку в 10 баллов, по 6,25% разделили свое мнение между оценками 6 и 7.

Четвертым пунктом нашего анкетирования был принцип доступности и индивидуализации.

Рис. 2. Результаты исследования по принципу доступности и индивидуализации

Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип доступности и индивидуализации играет значимую роль в оценке баллов от 8 до 10, от 1 до 7 результативности не принесли. В процентном соотношении 50% опрашиваемых склонились к оценке – 10, 31,25 дали оценку в 9 баллов, а 18,75% отразили своё мнение в оценке 8.

Пятым пунктом нашего анкетирования был принцип наглядности.

Таблица 3.

Результаты исследования по принципу наглядности.

Наглядность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во ответов

0

0

0

0

0

3

6

2

4

1

Процентное соотношение

0

0

0

0

0

18,75

37,5

12,5

25

6,25

Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип наглядности играет значимую роль в оценке баллов от 6 до 10, от 1 до 5 результативности не принесли. В процентном соотношении 37,5% опрашиваемых склонились к оценке – 7, 25% отразили своё мнение в оценке 9, 18,75% дали оценку в 6 баллов, 12,5% отразили свое мнение в оценке 8, а 6,25% в оценке 10.

Шестым пунктом нашего анкетирования был принцип прочности и прогрессирования.

Рис. 3 . Результаты исследования по принципу прочности и прогрессирования

Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип прочности и прогрессирования играет значимую роль в оценке баллов от 6 до 9, от 1,2,3,4,10 результативности не принесли. В процентном соотношении 37,5% опрашиваемых склонились к оценке – 8, 31,25% отразили своё мнение в оценке 6, 18,75% дали оценку в 7 баллов, по 6,25% разделили свое мнение в оценке 5 и 9.

При апробации результатов анкетирования можно сделать следующий выводы:

  • принцип научности - основной процент опрашиваемых (25%) склонился к оценке в 7 и 9 баллов;

  • принцип сознательности и активности – основной процент опрашиваемых (37,5%) склонился к оценке 8 и 9 баллов;

  • принцип систематичности и последовательности – основной процент респондентов (43,75%) оценил важность принципа в 9 баллов;

  • принцип доступности и индивидуализации – основной процент опрашиваемых (50%) выделил оценку в 10 баллов;

  • принцип наглядности – основной процент опрошенных (37,5%) оценил в 7 баллов;

  • принцип прочности и прогрессирования - основной процент опрашиваемых (37,5%) выделил оценку в 8 баллов.

Выводы. Освещение проблемы принципов обучения (дидактических принципов) в педагогической литературе по теории и методике физического воспитания свое начало берёт ещё в 1940 году. Формирование и сведение к единой системе этих принципов занимались на протяжении более 60 лет многие ученые в сфере педагогики и теории и методики физического воспитания.

В ходе нашей работы мы провели исследование по следующим принципам:

  • научности

  • сознательности и активности

  • систематичности и последовательности

  • доступности и индивидуализации

  • наглядности

  • прочности и прогрессирования

На основании этих принципов нами была разработана анкета и проведено анкетирование студентов ФГБОУ ВПО «ШГПУ» факультета физической культуры 4 курса 2 группы, по результатам которой мы выявили, что значимость дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе играет очень важную роль.

Литература
  1. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк // . – М., 2004.

  2. Теория и методика физической культуры /Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001.

Просмотров работы: 5800