ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Курбатов М.В. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию спорта для людей с ограниченными возможностями и физическими недостатками. Открываются школы, отделения, клубы по адаптивной физической культуре (АФК), проводятся спортивно-массовые мероприятия по разным видам спорта с участием людей, относящихся к указанной категории.

Поскольку во многих регионах это движение стало развиваться только недавно и находится на стадии становления, то ощущается отсутствие необходимого опыта работы с таким контингентом занимающихся и, как следствие, возникают проблемы по организации и проведению занятий, выбору рациональных средств и методик подготовки.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, в настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с функциональными пороками развития, в том числе и детям с детским церебральным параличом. Для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы детей в современную социальную среду, усилия педагогов должны быть направлены на поиск новых форм и методов обучения и воспитания [2].

Проблема заключается и в том, что в доступной отечественной и зарубежной литературе не представлены в полной мере методики обучения плаванию детей с детским церебральным параличом. Описание отдельных принципов, затрагивающих проблему обучения плаванию в целом, смоделировано для идеальных условий, либо дублирует методику обучения здоровых детей, не учитывая особенностей детей с детским церебральным параличом [1].

Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посилыюсть усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся в двигательных действиях, в том числе в водной среде, несущей потенциальную опасность для жизни и здоровья [3, 4].

Противоречия состоят в том, что в литературе отсутствуют характеристики двигательных действий детей с различными формами заболеваний церебральным параличом, в том числе с тяжелыми последствиями, в условиях водной среды. Отсутствуют методики комплексного педагогического наблюдения за двигательными действиями и состоянием организма ребенка-инвалида в условиях водной среды. Это искусственно сдерживало повышение эффективности гидрореабилитации ребенка.

Объект исследования: особенности обучения адаптивному плаванию детей.

Предмет исследования: особенности обучения плаванию детей 6-8 лет с детским церебральным параличом на основе выявленных критических ситуаций.

Целью исследования является выявление критических ситуаций в процессе обучения плаванию детей с детским церебральным параличом

В исследовании были использованы следующие методы:

  • теоретический анализ литературных источников,

  • педагогическое наблюдение,

  • анкетирование,

  • методы математической обработки.

Анализ научно-методической литературы. Анализу подвергались литературные источники отечественных и зарубежных авторов, учебно-методические пособия, диссертации, авторефераты диссертаций, различные документы сферы адаптивной физической культуры.

Педагогическое наблюдение.В ходе проводимого исследования данный метод использовался с целью получения дополнительной информации. Наблюдение позволяло проанализировать какие возникали критические ситуации в процессе плавания и способы их преодоления.

При проведении практического исследования с целью выявления и предупреждения возникновения критических ситуаций во время занятий адаптивным плаванием с детьми с детским церебральным параличом был использован метод анкетирования.

Анкетирование – метод получения первичной информации заключающейся в составлении анкет и проведения опроса, применяется в общественных науках, при переписях населения и т.д. Нами была разработана специализированная анкета. Данные анкетирования будут использованы в учебно-воспитательном процессе со студентами факультета физической культуры, специальность адаптивная физическая культура, а так же для составления практических рекомендаций для педагогов, тренеров, специалистов АФК, родителей при занятиях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Методы математической статистики.Методы математической статистики использовались для выявления процентного соотношение ответов на вопросы анкеты и составления диаграмм.

Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов.

Основное место занял метод анкетирования учащихся. Метод анкетирования использовался для того, чтобы выявить возникающие критические ситуации при обучении плаванию детей с детским церебральным параличом.

Анкетирование проводилось 2, 9, 16 декабря 2012 года среди занимающихся детей с различными формами детского церебрального паралича в городе Иваново на базе центра адаптивной физической культуры "Подсолнух" (12 занимающихся, из них мальчиков – 9, девочек – 3). Анкета состоит из 14 вопросов. По итогам анкетирования был выявлен ряд критических ситуаций, которые периодически возникали во время занятий адаптивным плаванием. Анкета представлена в виде приложения 1 к работе.

Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа.

На первом этапе (октябрь - ноябрь 2012 г.) изучались литературные источники, разбирались диагностические методики, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (ноябрь - декабрь 2012 г.) происходило наблюдение за занятиями по плаванию детей с детским церебральным параличом.

Третий этап (декабрь 2012 г.) был посвящен аналитическому обобщению полученных данных.

На четвертом этапе (декабрь 2012 г. – январь 2013 г.) были обработаны полученные данные и оформлялась курсовая работа.

В результатах обработки анкетирования мы выявили 4 вопроса, где были наиболее разные ответы на поставленные вопросы. На остальные вопросы родители ответили одинаково.

В опросе приняли участие 12 родителей. Это очень низкий показатель, так как число детей с отклонениями в состоянии здоровья ежегодно увеличивается.

Возраст детей с детским церебральным параличом колеблется от 6 до 8 лет. Из них 50% детей в возрасте 6 лет, 33,3% - 7 лет и 16,7% - 8 лет.

Из всех форм детского церебрального паралича были представлены спастическая диплегия и гемиплегия. У восьми детей наблюдается спастическая диплегия и у четырёх детей с гемиплегией.

Так как данный центр только что открылся, большинство родителей не знало о его существовании. В средствах массовой информации это событие было слабо отражено, но всё таки большинство родителей из этой группы узнали о центре адаптивной физической культуры из средств массовой информации, а остальные родители не знали о существовании групп, им сообщили друзья.

Поскольку местным органам самоуправления и здравоохранения нет большого дела до таких детей, только собственная инициатива родителей привела их заниматься в бассейн на базе центра адаптивной физической культуры «Подсолнух».

Большая часть родителей (41,7%) хотят скорректировать двигательную активность, 33,3% родителей хотят воздействовать сразу на двигательную и интеллектуальную активности, а 25% родителей ограничились лишь коррекцией интеллектуальной активности. (Рис.1).

Рис.1 Диаграмма ответа на вопрос «Что побудило вас обратиться к специалистам физического воспитания»

Давно известно, что занятия в воде способствуют улучшению здоровья, а детям с отклонениями в состоянии здоровья эти занятия просто необходимы и поэтому все родители ответили, что с помощью средств плавания они хотят добиться улучшения психического, эмоционального, двигательного, физического состояния своих детей настолько, насколько это возможно. Отсюда можно сделать вывод, что детей с детским церебральным параличом необходимо обучать плаванию и при ответе на 8 вопрос анкеты все родители согласились с этим.

Центр « Подсолнух» не имеет специалистов по адаптивной физической культуре, но представленные там тренера по плаванию отлично справляются с поставленными задачами и все родители согласились с тем, что в течение занятий тренер максимально сконцентрирован на занятии с детьми, внимателен, дисциплинирован, толерантен.

Как уже было сказано, центру « Подсолнух» необходимы специалисты по адаптивной физической культуре и абсолютно все родители при ответе на 10 вопрос анкеты сошлись во мнении.

Центр адаптивной физической культуры «Подсолнух», находится на базе детской спортивной школы, поэтому бассейн расположен в ней и для занятий с детьми с отклонениями в состоянии здоровья специальные средства представлены, хотя и не в том объёме, в каком это необходимо для полноценного занятия плаванием.

В настоящее время дети часто подвержены различным заболеваниям в следствии ослабленного иммунитета, но 58,3% родителей всё - таки предпринимали самостоятельные попытки обучать детей плаванию, но только не на открытой воде, а также в бассейне, а 41,7% родителей нет. (Рис.2)

Рис.2 Диаграмма ответа на вопрос «Предпринимали ли вы попытки к самостоятельному обучению плаванию»

Можно сказать наверняка, что нельзя избежать возникновения какой - либо критической ситуации, при обучении плаванию, даже у здоровых детей, поэтому в ходе занятий у 83,3% детей периодически возникали критические ситуации, такие как: опускание головы, захлёбывание, подгибание ног и т.д. (Рис.3)

Рис.3 Диаграмма ответа на вопрос «Возникали ли критические ситуации в процессе обучения плаванию детей с детским церебральным параличом»

Поскольку ребёнок родился с отклонениями в состоянии здоровья, то ему просто необходимо регулярное посещение бассейна в силу выраженного гидрореабилитационного воздействия водной среды на организм вцелом, а при ответе на 14 вопрос 50% родителей пожаловались на нехватку времени для регулярных занятий адаптивным плаванием, 25% родителей высказали желание иметь тренера-специалиста по адаптивной физической культуре, а не тренера по плаванию для здоровых детей, а другие 25% родителей сказали, что детей довольно трудно мотивировать для занятий в бассейне. (Рис.4)

Рис.4 Диаграмма ответа на вопрос «Чего, по Вашему мнению, не хватает в процессе обучения детей плаванию с детским церебральным параличом»

Выводы. На основе анализа научно-методической литературы можно предположить о начавшейся, положительной тенденции изучения воспитания и развития детей с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и через средства плавания, так как гидрореабилитация вносит огромный вклад во всестороннее развитие таких детей. Учёные пытаются постоянно совершенствовать процесс обучения плаванию детей с отклонениями в состоянии здоровья, а некоторые из них разработали авторские методики, которые находят своё отражение сейчас. Исходя из всего этого можно сделать вывод о том, что средства плавания, помогают детям с отклонениями в состоянии здоровья, улучшить своё физическое, психическое, эмоциональное и т.д. состояние и как можно скорее адаптировать их ко всем проявлениям внешней среды, которая постоянно оказывает на них своё внимание.

Проведя анализ научно-методической литературы пока ещё нельзя говорить о наличии сложившихся и достаточно апробированных методиках обучения плаванию детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как они базируются на методиках здоровых детей, где не учитывается такая патология, как детский церебральный паралич.

Процесс обучения плаванию детей с отклонениями в состоянии здоровья связан с неизбежным возникновением критических ситуаций, преодолению которых, необходимо уделять основное внимание. Возникновение критических ситуаций на воде являются: недостаточный уровень знаний тренера о двигательных возможностях детей с отклонениями в состоянии здоровья, отсутствие специального оборудования в бассейнах, низкий уровень двигательной активности детей и часто неадекватная реакция на решение двигательных задач, нежелание либо непонимание ребенка, что означает умение плавать и т.д.

В ходе наблюдения за занятиями тренера с детьми с последствиями детского церебрального паралича в центре адаптивной физической культуры были выявлены следующие критические ситуации:

  1. опускание головы ребенка

  2. захлёбывание

  3. ребёнок не может самостоятельно удерживать вертикальную позу в положении стоя на дне

  4. не может сам удержаться у борта бассейна;

  5. не может сам удержать доску для плавания;

  6. отсутствует самоудержание у поверхности воды в положении на груди и на спине;

  7. постоянно сам формирует удобное (жизненно необходимого) положение в воде.

Формированию критических ситуаций при обучении плаванию ребенка с детским церебральным параличом способствуют:

  1. неожиданные спонтанные повороты головы ребенка и ее удары о твердую поверхность – стенку бассейна, голову или руку тренера, плавательную доску;

  2. «свисание головы» ребенка и неожиданные «захлебы» от кивка головы вниз в воду;

  3. отсутствие возможности лежания на животе с выпрямленным туловищем и конечностями;

  4. спонтанное погружение под воду;

  5. отказ ребенка от начала или продолжения занятий в воде;

  6. состояние возбуждения или наличие тревоги у тренера;

  7. состояние возбуждения или наличие тревоги у ученика;

  8. влияние на организм ребенка не соответствующей температуры воды;

  9. чрезмерно эмоциональные взаимоотношения тренера и ученика;

  10. пальцы рук, сжатые в кулак;

  11. ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах;

  12. стопы, находящиеся в подошвенном сгибании и повернутые во внутрь;

  13. паркинсоноподобный тремор;

  14. медленные, червеобразные движения, возникающие в сгибателях и разгибателях, в дистальных отделах рук и ног;

  15. размашистые, бросковые движения руками и ногами по траектории с большой амплитудой;

  16. снижение или увеличение мимики.

Список литературы

  1. Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей: Метод. Пособ. / В.К. Велитченко // - М.: Терра-Спорт, 2000

  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов /С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.С. Солодков, О.В. Морозова // - Спб: СПбГАФК, 1996

  3. Мосунов Д.Ф., Критические ситуации при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // - С.-Петербург, 1997. - 30 с.

  4. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др./ Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Изд. центр "Академия", 2002.

Просмотров работы: 4680