Объект исследования – адаптивное физическое воспитание лиц, имеющих нарушения слуха.
Предмет исследования – методика занятий фитнесом с глухими и слабослышащими женщинами.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что занятия фитнесом с глухими и слабослышащими женщинами благотворно влияют на их психофизическое состояние.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить мотивы и потребности к занятия фитнесом у глухих и слабослышащих людей.
3. Разработать занятие по аэробике с глухими и слабослышащими женщинами.
4. Проверить эффективность разработанного конспекта занятия по аэробике с глухими и слабослышащими женщинами.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.
Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся работы с глухими в сфере фитнеса. Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть основные теоретические и практические подходы к лицам с нарушением слуха.
Основное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования глухих и слабослышащих женщин. Анкетирование – метод получения первичной информации заключающейся в составлении анкет и проведения опроса, применяется в общественных науках, при переписях населения и т.д. В данной работе применялся закрытый тип анкетирования, так как, позволяет получать информацию которую легче интерпретировать и представлять в виде таблицы.
Метод математически обработки данных служил для выведения процентного соотношения с помощью факторного анализа, чтобы сравнить показатели анкетирования глухих и слабослышащих женщин.
Исследование проводилось на ШГПУ в спортивно-оздоровительном клубе инвалидов пингвин. Исследование осуществлялось в 3 этапа.
Первый этап (сентябрь, 2012 г). Осуществлялось целеполагание, выбор темы курсовой работы, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Проведение исследовательских работ по подготовке базы к проведению анкетирования. На основе полученных данных была разработана анкета по выявлению мотивации к занятиям фитнесом, анкета по выявлению требований к организации занятий фитнесом с глухими и слабослышащими женщинами, и анкеты по выявлению белее интересующих фитнесс-программ для женщин. Второй этап (ноябрь,2012г). Проводилось анкетирование среди 15 глухих и слабослышащих женщин, занимающихся в спортивно - оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин». Им было предложено ответить на вопросы 3 анкет. После проведения анкетирования с помощью метода математической обработки и факторного анализа производился анализ полученных результатов, с последующим выведением их в таблицы. Третий этап (декабрь, 2012г). Составление курсовой работы, на основе анализа методической литературы и полученных в результате исследования данных.
Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования глухих и слабослышащих женщин. Метод анкетирования использовался для того, чтобы выявить их мотивы и потребности в занятиях фитнесом.
В ходе анкетирования учащихся были определены:
перечень и структура мотивов занятий фитнесом глухих и слабослышащих женщин;
фитнес-программы, соответствующие интересам и склонностям глухих и слабослышащих женщин;
Требования глухих и слабослышащих женщин к организации и проведению фитнес-программ.
Анкетирование проводилось среди 15 женщин 20-30 лет, занимающихся в спортивно - оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин». Им было предложено 3 анкеты. Первая анкета была направлена на выявление мотивов глухих и слабослышащих женщин к занятиям фитнесом. Вторая анкета направлена на выявление интересующих данный контингент людей фитнес- программ. 3 анкета направлена на выявление требований глухих и слабослышащих женщин к организации и проведению фитнесс-программ. Полученные данные были обработаны методом математической обработки с помощью факторного анализа.
Результаты исследования. В результате анкетирования 15 глухих и слабослышащих женщин, занимающихся в спортивно-оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин» (г. Шуя Ивановской области) и последующей обработки полученных данных методом математического анализа были установлены перечень и структура мотивов занятий фитнесом данного контингента по факторному анализу (табл. 1).
Таблица 1
Факторная структура мотивов глухих женщин к занятиям фитнесом (n=15)
№ фак-тора |
Идентификация фактора |
Удельный вес фактора, % |
1 |
Стремление к физическому совершенству – формированию красивой и стройной фигуры, желание похудеть (снизить массу тела), укрепить мышечный корсет, приобрести/улучшить красоту, пластику, грацию движений, овладеть новыми движениями из арсенала современных фитнес-программ |
10,5 |
2 |
Стремление к социальной интеграции и личностному росту – желание «начать новую жизнь», быть полезной обществу, приобщиться к здоровому образу жизни и фитнес-культуре, избавиться от вредных привычек, обрести уверенность в себе, не замыкаться «в четырех стенах», расширить свой круг общения |
9,2 |
3 |
Оздоровительный мотив – желание улучшить состояние здоровья и избавиться от вредных привычек |
8,3 |
4 |
Мотив повышения физической дееспособности – стремление к улучшению работоспособности, повышению уровня физической подготовленности, развитию физических качеств |
|
5 |
Гедонистический мотив – стремление к получению положительных эмоций, улучшению настроения и самочувствия, проведению с пользой свободного времени, удовлетворению потребности в движении |
6,4 |
6 |
Социально-коммуникативный мотив – желание обрести новых друзей, единомышленников, подыскать себе занятие вне дома |
5,7 |
Итого: |
40,1 |
Полученные данные говорят о том, что занятия фитнесом рассматриваются глухими женщинами как реальный путь к физическому совершенству, оздоровлению и повышению физической дееспособности, получению положительных эмоций, социальной интеграции и личностному росту, как способ ощутить себя полноценным членом общества.
В ходе опросов было установлено, что у неслышащих женщин пользуется популярностью широкий спектр фитнес-программ: различные виды аэробики танцевальной и гимнастико-атлетической направленности (степ-, силовая, фитбол-, аква-, классическая аэробика, шейпинг), силовые классы (занятия в тренажерном зале, силовые упражнения с мини-штангой, босу-тренинг), элементы «боевого фитнеса» (тай-бо, капоэйро) и фитнес-программы статодинамического характера (стретчинг, фитнес-йога, пилатес, калланетика). При этом большинство опрошенных высказалось за комплексное применение фитнес-технологий.
Для определения сочетаний (тематических блоков) фитнес-программ, соответствующих интересам и склонностям глухих женщин, материалы анкетирования были обработаны методом математического анализа (табл. 2).
Таблица 2
Факторная структура предпочтений глухих женщин
в выборе комплексных фитнес-программ (n=15)
№ п/п |
Удельный вес, % |
Наполнение фактора |
Наименование фактора |
1 |
10,3 |
Танцевальная аэробика, тай-бо, капоэйро, босу-тренинг, фитбол-аэробика, степ-аэробика |
Фитнес-программы повышенной координационной сложности и эмоциональности |
2 |
9,7 |
Силовые упражнения на тренажерах, силовая аэробика, аэробика с мини-штангой, босу-тренинг, шейпинг |
Фитнес-программы силовой направленности |
3 |
8,7 |
Классическая аэробика, упражнения на кардиотренажерах. |
Фитнес-программы аэробной направленности |
4 |
6,3 |
Стретчинг, фитнес-йога, калланетика, пилатес, боди-флекс |
Фитнес-программы типа «тело и разум» |
Чтобы определиться с ответом на вопрос: «Как организовать процесс занятий фитнесом в соответствии с запросами и потребностями неслышащих женщин?», нами было проведено интервьюирование данной категории занимающихся, которое позволило установить перечень из 25 требований (пожеланий) к организации и проведению занятий фитнесом. Оценивание по 10-балльной шкале и обработка полученных данных методом математической обработки и факторного анализа показали, что структура требований может быть представлена четырьмя группами характеристик (табл. 3).
Таблица 3
Факторная структура и содержание требований глухих женщин
к организации и проведению занятий фитнесом (n=15)
Группы требований |
Содержание требований и пожеланий к занятиям фитнесом |
1. Требования к профессионализму педагога (10,4%) |
Владение тренером дактильной речью, широким арсеналом фитнес-программ, высокое качество показа упражнений, умение выбрать правильное положение в зале относительно занимающихся, четкость и доходчивость объяснений и оценок, постоянное внимание и индивидуальный подход к занимающимся, тактичное исправление ошибок, умение создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон занятий и др. |
2. Требования к доступности и индивидуализации программы занятий фитнесом (9,6%) |
Доступность и посильность предлагаемых нагрузок и упражнений, внимание тренера и индивидуальный подход к занимающимся, возможность подбора фитнес-программ и удобного расписания занятий, проведение занятий в составе малой группы, отсутствие ограничений в доступе к занятиям фитнесом |
3. Требования к качеству процесса занятий фитнесом (8,8%) |
Увлекательность, высокая эмоциональность, достаточная длительность, хорошая организация и высокий профессиональный уровень занятий, применение разнообразных и интересных упражнений из разных видов фитнеса, сбалансированный подбор упражнений, предусматривающий проработку всех основных мышечных групп, наличие двух тренеров, один из которых непосредственно ведет занятие, а другой контролирует выполнение упражнений и указывает занимающимся на их ошибки |
4. Требования к материально-технической базе занятий фитнесом (6,7%) |
Достаточное количество, разнообразие и высокое качество спортивного оборудования и инвентаря, хорошая освещенность и чистота спортивного зала и других помещений клуба, наличие душа и возможность пользоваться им после занятий |
Приведенные в табл. 1–3 показатели, характеризующие особенности мотивационно-потребностной сферы и психофизической кондиции глухих женщин, могут рассматриваться как предпосылки определения целевой ориентации, содержательной и организационной стороны занятий фитнесом с данным контингентом.
Основываясь на результатах проведенных теоретических и эмпирических исследований, мы определили методическую систему занятий фитнесомкак практику физического воспитания, в основе которой лежат добровольные систематические занятия физическими упражнениями, обеспечивающие поддержание и повышение уровня здоровья, коррекцию его отклонений, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни индивида для успешного выполнения им своих социальных и профессиональных обязанностей.
Основными задачами занятий фитнесом с неслышащими женщинами молодого возраста являются: 1) создание условий (на уровне клуба или группы как микросоциума) для социализации и социальной интеграции неслышащих женщин посредством занятий фитнесом; 2) приобщение к ценностям физической культуры, формирование комплекса валеологических знаний; 3) расширение двигательной активности, приобщение к здоровому физически активному образу жизни, осознание необходимости и формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; 4) повышение и поддержание уровня здоровья и физической дееспособности, необходимых для успешного выполнения индивидом своих социальных и профессиональных обязанностей; 5) профилактика заболеваний, вызванных возрастными изменениями в организме женщин; 6) повышение и поддержание на должном уровне показателей физической подготовленности; 7) нормализация массы тела и совершенствование телосложения; 8) коррекция двигательных и функциональных нарушений; 9) коррекция нарушений психоэмоционального состояния.
Исходя из перечисленных задач, критериями эффективности занятий фитнесом с неслышащими женщинами молодого возраста будут: 1) наличие позитивных сдвигов (как минимум, до своих должных значений) в индивидуальных показателях телосложения, функционального состояния и физической подготовленности занимающихся; 2) достижение нормативных значений показателей, характеризующих деятельность основных жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной, нервно-мышечной и т.д.); 3) нормализация психоэмоционального состояния занимающихся; 4) рост и поддержание на высоком уровне как удовлетворенности занимающихся достигнутыми результатами и процессуальной стороной фитнес-тренировки, так и готовности к дальнейшему продолжению физкультурной деятельности; 5) стабильность состава занимающихся, высокий (в идеале, 100%-й) уровень посещаемости занятий фитнесом.
Как система, процесс занятий фитнесом представляет собой целостную совокупность элементов:отдельных физических упражнений, взятых из арсенала фитнес-программ, отвечающих потребностям адаптивного физического воспитания лиц с нарушениями слуха; тематических (фитнес-) блоков физических упражнений с присущими им параметрами нагрузки и отдыха; отдельных частей занятия фитнесом; целостных занятий фитнесом;
На основе полученных данных нами был разработан конспект занятия фитнесом (табл. 4)
К организационно – методическим условияммы отнесли:комплектование групп, планирование учебного материала, методических решений и графика занятий с учетом возраста, мотивации, психологических и коммуникативных особенностей, уровня физической кондиции, двигательного опыта и возможностей, степени патологии занимающихся; организация выполнения физических упражнений под музыкальное сопровождение; проведение занятий фитнесом одновременно двумя педагогами: один объясняет и показывает упражнения, другой контролирует их выполнение, указывает занимающимся на ошибки, при необходимости оказывает направляющую помощь и корректирует технику двигательных действий; применение
на занятиях широкого спектра средств и методов обеспечения наглядности;
Таблица 4
План-схема занятия фитнесом с глухими женщинами
Блоки занятия |
Решаемые задачи |
Средства |
ЧСС (% от max) |
Подготовительная часть – разминка (10 мин) |
Подготовка основных систем организма к предстоящей двигательной деятельности |
Базовые шаги аэробики в сочетании с поворотами туловища, круговыми движениями в суставах рук, полуприседы, выпады, полумахи, махи и т.п. |
60-65 |
Аэробной направленности (20 мин) |
Улучшение деятельности кардиореспираторной системы, повышение уровня общей и силовой выносливости, координации, снижение массы тела, коррекция телосложения |
Элементы классической, танцевальной и степ-аэробики, шейпинга, упражнения на кардиотренажерах |
60-80 |
Повышенной координационной сложности и эмоциональности (20 мин) |
Развитие ловкости, координации, скоростно-силовых качеств, способности к сохранению равновесия, преодоление стрессовых состояний, повышение эмоционального фона |
Элементы танцевальной и степ-аэробики, «боевого фитнеса», упражнения на нестабильных поверхностях (фитбол, босу-тренинг) |
60-75 |
Силовой направленности (15 мин) |
Развитие силовых способностей, силовой выносливости, совершенствование пропорций тела, формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета |
Силовые упражнения на тренажерах и полусфере босу, элементы силовой аэробики и шейпинга |
60-80 |
«Тело и разум» (10 мин) |
Развитие гибкости и силовой выносливости, улучшение осанки, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, нормализация деятельности дыхательной и нервной систем, обретение психологического равновесия, развитие кинестезических ощущений |
Элементы стретчинга, фитнес-йоги, пилатеса, калланетики, бодифлекса |
60-65 |
Заключительная часть – «заминка» (5 мин) |
Снижение функциональной и двигательной активности, снятие излишнего мышечного и психоэмоционального напряжения |
Упражнения на расслабление, элементы дыхательной гимнастики |
50-55 |
Организация процессов контроля и самоконтроля (в режиме мониторинга) за динамикой качества освоения фитнес-программ, сдвигов в показателях мотивации, физической кондиции, функционального и психо-эмоционального состояния, удовлетворенности занимающихся достигнутыми результатами и процессом занятий фитнесом.
Занятие должно содержать в себе блочную структуру, включающее в себя 10-минутный теоретический раздел; комплексное использование доступных занимающимся элементов фитнес-программ оздоровительно-развивающей и корригирующей направленности; применение широкого круга и значительного объема подготовительных и подводящих упражнений; преимущественное выполнение упражнений с направляющей помощью, с использованием дополнительных (зрительных, материальных и иных) ориентиров, с применением сигналов (световых и вибрационных), информирующих о начале, изменении и окончании движения; использование педагогом дактильной или словесно-жестовой речи, спортивной жестикуляции, акцентированной мимики, активного речевого сопровождения упражнений; преимущественно фронтальное расположение занимающихся на групповых занятиях; использование зеркального или двойного (в разных плоскостях, в разном темпе) показа упражнений; сочетание показа наиболее сложных движений с одновременным показом поэтапного выполнения данного действия на схеме или рисунке, а также со словесными инструкциями и пояснениями; преимущественно прямой подсчет при выполнении упражнений; использование при выполнении ритмичных движений хлопков, обозначающих подсчет, смену исходных положений или направления движения; проговаривание (там, где это возможно) занимающимися вслух счета, выполняемых движений, ключевых моментов техники выполняемых упражнений (основных опорных точек); обращение пристального внимания на исправление ошибок, уточнение отдельных элементов техники изучаемого двигательного действия; исправление ошибок и дача корректирующих указаний лишь при условии прекращения выполнения упражнения.
Опираясь на анализ методической литературы,( С.П. Евсеев, А.О. Костанян, Б.В. Сермеев, Г.В. Трофимова, Л.В. Шапкова.) в дополнение к вышеперечисленным условиям, имеющим преимущественно частный (конкретно-методический) характер, приведем перечень педагогических условий, которые в целом обусловливают эффективность занятий фитнесом с неслышащими людьми:
▪ проведение мониторинга:
- состояния здоровья (включая нозологию, степень патологии, наличие иных заболеваний, а также двигательных, функциональных и психоэмоциональных нарушений), физической и функциональной подготовленности, телосложения, качества освоения фитнес-программ, мотивационно-потребностной сферы инвалидов по слуху для последующих подбора и творческой реализации фитнес-технологий, средств, методов и методических приемов обучения и оздоровительной тренировки, определения логики построения и содержания системы занятий фитнесом, установления критериев эффективности и оценки эффективности занятий фитнесом;
- удовлетворенности занимающихся достигнутыми результатами и процессуальной стороной занятий фитнесом, готовности к дальнейшему продолжению физкультурной деятельности;
▪ реализация максимально индивидуализированных фитнес-программ (имеется в виду, прежде всего, групповая индивидуализация), построенных с учетом мотивов, потребностей и индивидуальных склонностей занимающихся, их индивидуальных (гендерных, возрастных, нозологических, психофизических, интеллектуальных, коммуникативных и иных) особенностей, а также с учетом прошлого (образовательного, двигательного, социального и др.) опыта и имеющегося потенциала;
▪ комплексное (сочетанное) использование фитнес-технологий (как в рамках одного занятия, так и на протяжении всего периода занятий фитнесом);
▪ наличие педагогов, компетентных в вопросах организации и проведения занятий фитнесом с лицами, имеющими нарушения слуха, и готовых к эффективной работе с данным контингентом;
▪ мотивационная поддержка (педагогом) ведения здорового образа жизни, необходимости занятий физическими упражнениями на регулярной основе;
▪ субъект-субъектное взаимодействие педагогов и занимающихся, которое осуществляется через:
- проявление педагогом ценностного отношения к личности занимающихся (заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания (мнение) каждого; «считывание» эмоционального и физического состояния отдельных занимающихся и реагирование на него; акцентирование важности ведения здорового образа жизни и участия каждого в физкультурно-оздоровительной деятельности; поощрение инициативы; одобрение за малейшие успехи при выполнении упражнений);
- выполнение педагогом таких функций (ролей), как исследователь, собеседник, психотерапевт, эксперт, как человек, создающий условия для обучения, духовного и телесного совершенствования;
- использование педагогом такого стиля общения, который предполагает обеспечение равного статуса всех занимающихся, проявление доброжелательности, доверия и внимания к каждому;
- содействие повышению сплоченности группы (постановка общей цели, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия);
▪ создание и подержание благоприятного морально-психологического климата на занятиях (приветливое и радушное отношение к занимающимся, позитивный эмоциональный настрой, атмосфера успеха, радости новых открытий и достижений);
▪ наличие инфраструктуры и материально-технической базы, обеспечивающих возможность полноценных организации и проведения занятий фитнесом с инвалидами по слуху;
▪ наличие и реализация научно-обоснованной и экспериментально апробированной системы занятий фитнесом с лицами, имеющими нарушения слуха.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно констатировать, что в проведенном исследовании решены поставленные задачи, а основные положения работы получили свое необходимое доказательное рассмотрение, что позволяет сделать следующие выводы:
1. Использование фитнес-технологий в системе адаптивной физической культуры приобрело статус актуальной проблемы нашего времени. Ее изучению посвящено значительное количество работ, имеющих как теоретический, так и сугубо прикладной характер. На сегодняшний момент свое необходимое теоретическое и экспериментальное обоснование получили научные идеи и концептуальные положения, раскрывающие сущность, принципы и технологии фитнеса, которых, на сегодняшний день, известно более пятидесяти. Однако, несмотря на широкий арсенал фитнес-программ приходится констатировать не только отсутствие системы занятий фитнесом, построенной с учетом нозологии, особенностей психофизической кондиции, двигательной, познавательной и коммуникативной активности глухих женщин молодого возраста, но и отсутствие системных представлений о содержании и специфике занятий фитнесом с лицами, имеющими нарушения слуха.
2. Выявлены мотивы занятий фитнесом неслышащих женщин молодого возраста. Установлено, что указанные занятия рассматриваются глухими женщинами как реальный путь к физическому совершенству, оздоровлению и повышению физической дееспособности, получению положительных эмоций, социальной интеграции и личностному росту, как способ ощутить себя полноценным членом общества.
3. Определены предпочтения глухих женщин в выборе фитнес-программ. Большинство женщин высказалось за комплексное применение фитнес-технологий: различные виды аэробики танцевальной и гимнастико-атлетической направленности (степ-, силовая, фитбол-, классическая аэробика, шейпинг), силовые классы (занятия в тренажерном зале, силовые упражнения с мини-штангой, босу-тренинг), элементы «боевого фитнеса» (тай-бо, капоэйро) и фитнес-программы типа «тело и разум» (стретчинг, фитнес-йога, пилатес, калланетика), в основе которых лежит выполнение дыхательных и статодинамических упражнений на гибкость и силу.
4.Разработана методическая система занятий фитнесом с неслышащими женщинами, элементами которой являются отдельные физические упражнения, взятые из арсенала научно обоснованных и широко апробированных фитнес-программ, отвечающих потребностям адаптивного физического воспитания лиц с нарушениями слуха; тематические (фитнес-) блоки физических упражнений с присущими им параметрами нагрузки и отдыха; целостные занятия фитнесом; микро-, мезо- и макроциклы фитнес-тренировки.
Каждая фитнес-тренировка длится 90 минут и реализуется по следующей схеме: подготовительная часть, в которую входят теоретический (10 мин) и практический раздел – разминка (10 мин); основная часть, состоящая из четырех фитнес-блоков, составленных из упражнений аэробной направленности (элементы классической, танцевальной и степ-аэробики, шейпинга, упражнения на кардиотренажерах) (20 мин), повышенной координационной сложности и эмоциональности (элементы танцевальной и степ-аэробики, «боевого фитнеса» (тай-бо, ки-бо, капоэйро), упражнения на нестабильных поверхностях (фитболе и полусфере босу) (20 мин), силовой направленности (упражнения на тренажерах и полусфере босу, элементы силовой аэробики и шейпинга с отягощениями) (15 мин) и упражнений из серии «тело и разум» (элементы стретчинга, фитнес-йоги, пилатеса, калланетики, бодифлекса) (10 мин); заключительная часть – «заминка»(5 мин), традиционно включающая упражнения на расслабление и элементы дыхательной гимнастики.
В дальнейшем планируется рассмотреть эффективность разработанной нами методики проведения занятий фитнесом с неслышащими женщинами и выявить критериями эффективности занятий фитнесом с неслышащими женщинами молодого возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осокина Е.А. Современные фитнес-технологии: задачи, функции, целевое назначение / Е.А. Осокина // Наука и школа. – 2011. – № 3. – С. 102–105.
2. Осокина Е.А. Влияние занятий фитнесом на психофизические кондиции слабослышащих и глухих женщин 25–35 лет / Е.А. Осокина // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 4 (48). – С. 32–34
3.
17