КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

Ильичева Н.П. 1
1ЯГПУ им.Ушинского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пространственные представления- это те,в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение ). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности , которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейбова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Неполноценность пространственных представлений детей с интеллектуальными нарушениями отмечают многие исследователи (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, З.М. Дунаева, Ибаньес Релус Тереса Р., Л.Н. Кассал, Л.И. Пепик, В.Г. Петрова и др.), считая основными причинами этого бедность практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза.

Объект исследования – процесс коррекции пространственных представлений.

Предмет исследования – коррекционная программа по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель исследования – разработать коррекционную программу по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста и оценить эффективность.

Задачи исследования:

1) изучить особенности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта;

2) изучить научную литературу по данной теме и выделить рекомендации по проведению коррекции;

3) разработать коррекционную программу;

4) оценить эффективность коррекционной программы;

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями происходит путем постепенного освоения детьми ориентировки на собственном теле, ориентировки на предметы пространственного окружения от другого человека, а так же посредством постепенного освоения ориентировки по основным пространственным представлениям.

С целью выявления особенностей пространственных представлений у детей с интеллектуальным недоразвитием нами было принято экспериментальное исследование. За основу эксперимента были взяты три группы проб, направленных на выявление пространственных представлений в области внешнего, внутреннего и квазипространства. При этом в каждом блоке от задания к заданию уровень сложности увеличивался. В основу вошли нейропсихологические методики Цветковой Л.С., Глозмана Ж. М., Соболевой С. Л.

После проведения заданий мы установили, что уровень сформированности пространственных представлений в области внутреннего, внешнего и квазипространства у детей с недоразвитием интеллекта гораздо ниже, чем у детей с нормальным интеллектом. А это значит, что гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.

В связи с выявленными затруднениями в восприятии пространственных представлений нами был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий состоящих из трех блоков.

1 блок – восприятие внутреннего пространства (соматопространство)

2 блок – восприятие внешнего пространства

3 блок – восприятие квазипространства (понимание логико – грамматических конструкций).

В основу нашей программы легли коррекционно-развивающее занятия разработанные И. П. Филатовой, И. Н. Садовниковой, Л. С. Цветковой,

Т. В. Ахутиной, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.

Время проведения программы рассчитано на месяц. Занятия проводятся в группе детей по 45 минуту, на каждый блок заданий рассчитано 15 минут. Разработанную программу я провела на зимней практике в школе- интернат № 1 города Ярославля.

Здоровье человека во многом определяется уровнем развития функциональных возможностей организма, основы которого закладываются в детском возрасте. В настоящее время социальные и экологические условия, затруднения в организации медицинского обслуживания привели к росту всех видов заболеваний, в том числе и увеличилось число детей с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование пространственных представлений является одним из важных разделов умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых действиях, в рисовании и конструировании.

Овладение знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и разделять пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словестные обозначения а экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операциях, связанных с адекватным действием.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка.

В ходе исследования было установлено, уровень сформированности пространственных представлений в области внутреннего, внешнего и квазипространства у детей с недоразвитием интеллекта гораздо ниже, чем у детей с нормальным интеллектом. При этом мы так же выявили, что среди трех проб которые мы провели, наибольшее сложности возникли в области квазипространства. Неточное понимание предлогов и их употребление в активной речи свидетельствует о том, что дети с нарушенным интеллектом не осознанию пространственные отношения предметов и не умеют обобщать. Все это говорить о необходимости формирования пространственных представлений в различных видах деятельности.

Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, показали эффективность нашей программы. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Однако программу нужно доработать, а именно увеличить сроки реализации и количество упражнений, в расширении методов и форм работы.

В целом программа продемонстрировала положительный результат. После её проведения показатели улучшились.

Просмотров работы: 5576