Стратегия роста уровня жизни может выступать в качестве национальной идеи, дефицит которой столь явственно ощущается сегодня. Провозглашение роста уровня жизни в виде национальной идеи должно восстановить социальный смысл проводимых демократических реформ, оправдать издержки предшествующего периода и восстановить доверие народа к власти. Решение данной задачи требует разработки приоритетных мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни населения Республики Мордовия.
Деятельность по повышению уровня жизни людей включает в себя несколько основных моментов. Cоздание благоприятных условий для расширения возможностей человека, так как в ходе этой реализации и осуществляются жизненные стратегии и планы. По своему содержанию данный процесс может рассматриваться как процесс увеличения степени свободы, понимаемого как расширение выбора. В данном случае исходим из постулата, что человеческое бытие определяется увеличением возможностей выбора. Увеличение человеческих возможностей связано с формированием социальной инфраструктуры, приятной для человеческого развития, устранением искусственных барьеров выбора и самореализации; актуализацию человеческих возможностей. Очевидно, что сам по себе процесс увеличения возможностей выбора, расширения степени свободы еще не гарантируетготовность и способность конкретного человека их использовать. В сознании человека должна формироваться установка на социальную активность. Этот процесс не может быть легким в нашем регионе в связи с сохранением патриархально-патерналистских традиций, а также распространенности стратегии социального иждивенчества, которая ориентирует человека на обретение благополучия, но не за счет собственного труда. Очевидно, сегодня необходима разработка проблемы актуализации человеческих возможностей, которая в самом первом приближении связана с расширением информационного поля деятельности, а также с целенаправленным воспитательным взаимодействием; корректировку ценностно-целевых ориентаций человека.
Несомненно, что одним из главных оснований формирования ценностей являются потребности. Однако, будучи сформированными, ценности и жизненные домыслы, в свою очередь, влияют на характер и структуру потребностей, видоизменяя их. Поэтому корректировка ценностно-целевых установок способна в конечном итоге модифицировать потребности человека.[2]
Все технологические процедуры, направленные на улучшение качества жизни населения, могут быть реализованы лишь при объединении усилий субъектов управления (государство; социальные институты; муниципальная власть; районные, городские администрации) и самих людей, объединенных в институты гражданского общества. Поскольку эти институты, как правило, не развиты на региональном уровне, активное участие населения в разработке и реализации программ повышения качества жизни будет способствовать их формированию и последующему включению в процесс социального управления. В свою очередь, хочу отметить, что качество жизни в перспективе будет выступать главной потребностью гражданского общества. Следовательно, деятельность по улучшению уровня жизни и процесс становления гражданского общества находятся в постоянном диалектическом единстве.
Институты гражданского общества должны быть включены в процесс повышения уровня жизни, поскольку:
во-первых, при монополизации процесса органами власти и управления возникает опасность подмены реальной работы ее бюрократической имитацией, что в кoнечном итоге способно превратить приоритетные мероприятия по улучшению уровня жизни в очередную административную утопию;
во-вторых, только в случае участия самих людей в повышении уровня жизни будут в полной мере учтены их потребности и интересы;
в-третьих, лишь в случае активного включения человека в конкретную деятельность по улучшению своей жизни повышается уровень его человеческого развития, следовательно, увеличиваются его возможности, равно как возможность выбора;
в-четвертых, сотрудничество людей в ходе улучшения своей жизни позволит преодолеть эгоистическое понимание данного процесса.[1]
Итак, разработка приоритетных мероприятий по улучшению уровня жизни - это общее дело всех жителей нашей республики. Региональная программа повышения уровня жизни потенциально может служить объединяющим началом для большинства населения. В данной связи полагаем, что задача разработки приоритетных мероприятий на региональном уровне может решаться лишь на основe корпоративных программ, предполагающих привлечение населения к участию в решении ряда проблем развития предприятия, района или всей Республики Мордовия. Корпоративные модели должны быть построены таким образом, чтобы максимально стимулировать участие индивида (семьи) или группы вдеятельности, направленной на достижение личных и коллективных целей.
Необходимо также учитывать, что разработка и внедрение современной системы обеспечения уровня жизни требует соответствующего уровня знаний и огромного напряжения сил руководителей и специалистов.
Таким образом, разработка приоритетных мероприятий, направленных на повышение уровня жизни населения Республики Мордовия - это процесс, который должен быть ориентирован не только на достижение конкретных количественных показателей, но и на создание общей идеологии деятельности по повышению уровня жизни.
Совершенствование механизма прогнозирования в республике, на мой взгляд, должно предусматривать:
- развитие нормативного прогнозирования;
- углубление (декомпозицию) прогнозных показателей;
- укрепление научной базы разработки прогнозов;
- применение различных методов прогнозирования, в том числе метода
геометрической прогрессии и регрессионно-корреляционного анализа;
- поощрение многовариантности прогнозов с последующим определением «средних показателей»
- развитие системы опросов населения на предмет выявления потребительских предпочтений и планов;
-привлечение экспертов к составлению долгосрочных прогнозов уровня жизни населения республики.
Прогнозирование уровня жизни занимает важное место в системе разработки прогнозов социально-экономического развития Мордовии. Оно позволяет оценить возможности повышения доходов населения, изменения структуры потребительских расходов, сглаживания социальных диспропорций. Прогнозы уровня жизни не только определяют общие контуры будущего развития общества, но и помогают предвидеть и своевременно предотвратить угрозы социально-экономической безопасности, выявить перспективы улучшения качества жизни в стране, регионе, муниципальном образовании.
По мнению большинства экспертов, на предстоящие десять лет в России в целом и в регионах в частности не ожидается существенного роста реальных доходов населения и снижения степени поляризации общества; увеличится удельный вес доходов от предпринимательской деятельности, личных подсобных хозяйств И прочих «иных доходов»; увеличится доля маргинального населения.
В целях повышения эффективности прогнозирования уровня жизни важно учитывать различные варианты прогнозных расчетов, опираться на экспертные оценки и результаты опросов населения, использовать экономико-математическое моделирование. В Мордовии особое внимание следует уделять нормативно-целевому прогнозированию, определению возможных путей и сроков повышения планки уровня жизни населения республики.
Список литературы
1. Жеребин В. М., Уровень жизни населения.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 137 с.
2. Салимов М.Ш. Оценка качества жизни населения в регионе - Саранск, 2005. - 160 с.
3. Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: Юнити-Дана. - 2002 г.
4