АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВРЕМЕНИ ОТВЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВРЕМЕНИ ОТВЕТНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Фадеев Р.С. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей любого организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям человека, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Время двигательной реакции – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации людей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его времени двигательной реакции в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах.

Люди с нарушением зрения характеризуются своеобразием психофизического развития, что проявляется в недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. У спортсменов рассматриваемой категории, как правило, очень часто возникают проблемы во время игры голбол.

Объект исследования – время двигательной реакции слепых и слабовидящих спортсменов, занимающихся голболом.

Предмет исследования - свойства нервной системы детей, занимающихся голболом, как критерий оценки времени двигательной реакции слепых и слабовидящих спортсменов.

Цель: изучить психофизиологическую характеристику спортсменов, занимающихся голболом, на основе анализа времени двигательной реакции

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов курсовой работы в тренировочном процессе слепых и слабовидящих детей по голболу, для определения типов нервной системы и их корректировки.

Научная новизна курсовой работы состоит в том, что впервые получены данные о свойствах нервной системы детей занимающихся голболом.

Для исследования времени двигательной реакции слепых и слабовидящих спортсменов, занимающихся голболом, в соответствии с поставленными задачами нами применялись следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы (педагогической, психологической, спортивной, физиологии и др.)

  2. Тестирование времени двигательной реакции

  3. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы, документальных материалов использовался для изучения состояния проблемы исследования. С целью постановки основных задач исследования изучение литературы велось по двум основным направлениям. Первое направление состоит из обобщения и анализа психофизической характеристики занимающихся. Во второе направление вошли такие разделы, как теория и методика физической культуры, методика тренировок голболистов.

Тестирование времени двигательной реакции. При проведении практического исследования времени двигательной реакции слепых и слабовидящих спортсменов, занимающихся голболом, применялся тест с электромиллихронометром .

Электромиллихронометрирование проводилось с целью определения времени двигательной реакции детей на внешний раздражитель (хлопок). Для оценки времени реакции при выполнении различных двигательных действий использовался электронный миллихронометр. Ребенок удерживал в руке выключатель, а после подачи звукового сигнала нажимал на кнопку большим пальцем, останавливая отсчет времени на миллихронометре. Регистрация времени реакции проходила в состоянии покоя с открытыми и закрытыми глазами, правой и левой рукой, а также при ходьбе на месте.

Тестирование времени реакции проводилось в знакомых ребенку условиях, в комнате, где не было шума, так, чтобы ребенок мог сосредоточиться на выполнении задания. Эксперимент проводился в одно и то же время суток (утром с 9.00 до 11.00).

Методы математической статистики применялись при обработке данных полученных в ходе исследования, вычислялась средняя арифметическая величина (Х), ошибка средней величины (m), определения достоверности различий средних значений показателей (t-критерий Стьюдента).

Исследование проводилось 13 октября во время межрегионального турнира по голболу на призы спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин».

В качестве испытуемых выступили слепые и слабовидящие спортсмены, занимающиеся голболом, из следующих городов: Москва, Королев, Сергиев-Посад, Иваново, Кинешма, Шуя. Всего 26 человек (10 девушек и 16 юношей). Спортсменам предлагалось пройти несколько тестов на определение ориентировки в пространстве, в том числе и тест на время двигательной реакции. Тестирование проводилось индивидуально с каждым спортсменом в течение не более 2 минут.

Для определения времени ответной реакции на внешний раздражитель, нами был проведен тест с использованием электромиллихронометра.

Отмечено, что время реакции правой и левой рукой с открытыми глазами у девушек, занимающихся голболом достоверно больше чем тоже упражнение, но с закрытыми глазами, время реакции на внешний раздражитель левой рукой (и с закрытыми и открытыми глазами) происходит быстрее, чем правой (табл. 5). У девушек, не имеющих спортивную специализацию, картина обратная, время реакции обеих рук с открытыми глазами достоверно лучше, чем время реакции с закрытыми глазами, но правая рука быстрее выполняет ответ на «хлопушку». Время реакции девушек занимающихся спортивными играми достоверно лучше по всем показателям, чем у девушек не занимающихся голболом.

Таблица 5

Результаты тестирования детей занимающихся и не занимающихся голболом

Испытуемые

Показатели

Х + δ

Время реакции правой рукой (миллисек)

Время реакции левой рукой (миллисек)

 

пол

Глаза откр.

Глаза закр.

Глаза откр.

Глаза закр.

Занимающиеся голболом

Дев.

0,172±0,04

0,165±0,04

0,162±0,04

0,146±0,05

Юн.

0,147±0,05

0,142±0,05

0,148±0,05

0,148±0,05

Не занимающиеся голболом

Дев.

0,179±0,05

0,195±0,05

0,188±0,05

0,196±0,05

Юн.

0,165±0,06

0,177±0,04

0,191±0,08

0,180±0,06

У юношей, занимающихся голболом, результаты быстрее, чем у девушек занимающихся голболом и юношей, не имеющих отношение к спортивным играм слепых. Результаты правой и левой рукой практически не отличаются и не имеют достоверно значимых различий.

У детей с нарушением зрения, в силу специфики заболевания происходит незначительная задержка в формировании двигательных программ. При этом взаимодействие сенсорного и моторного компонентов двигательного действия отражается на эффективности реализации двигательной программы. Однако, дети занимающиеся спортом показали высокие результаты времени реакции на внешний раздражитель, что является важным критерием в систематизации процессов компенсации, нарушенных функций организма, по сравнению с детьми не занимавшимися спортом.

Просмотров работы: 1554