УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Сисягин В.а. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной жизни происходят серьёзные перемены в социальной сфере. В жизни человека проблемы здоровья всегда занимает одно из ведущих мест. Считается, что состояние здоровья человека на 70 % зависит от образа жизни. Сейчас, как никогда, одной из приоритетных задач школы является формирование здорового образа жизни у школьников. Школьные годы можно воспитывать потребность в двигательной активности. В школьные годы создается база для дальнейшей жизни: умственная, познавательная, психологическая, оздоровительная. В школьные годы ученику можно так подорвать здоровье, что ему не нужны будут потом математика, русский язык, физика. Увеличение умственной нагрузки у школьников, компьютеризация, большой объём домашних заданий отнимает у детей слишком много времени, и поэтому у большинства школьников появляются заболевания, связанные с гиподинамией [5]. Школа – идеальное место для первичной профилактики, выработки навыков здорового образа жизни. Школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через неё проходят все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка [1, 2].

Через правильную поставленную систему физического воспитания в школе можно укрепить здоровье, воспитать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения уровня учебного процесса.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Учитель физической культуры – это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состояние учащихся [5]. Поэтому к учителю физической культуры предъявляются высокие требования. Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром [4]. Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося [3]. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Объектом данной работы является изучение педагогической деятельности учителей в школе.

Предмет изучения - учитель физической культуры в учебно-воспитательном процессе школы.

Цель – выявить особенности педагогической деятельности учителя по физической культуре.

Задачи:

1)Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2)Выявить особенности педагогической деятельности учителя по физической культуре в МКОУ Сокольской СОШ.

3) Анкетирование учащихся.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.

Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся изучения личности учителя физической культуры и физического воспитания.

Основное место в системе методов на всех этапах работы занимал метод педагогического наблюдения.

Метод интервьюирования служил средством проверки достоверности выводов, полученных в результате наблюдений и экспериментальных исследований.

Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся. Анкетирование – метод получения первичной информации заключающейся в составлении анкет и проведения опроса, применяется в общественных науках, при переписях населения и т.д. В данной работе применялся закрытый тип анкетирования, так как, позволяет получать информацию которую легче интерпретировать и представлять в виде таблицы.

Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть основные теоретические подходы к пониманию личности профессионала и состояния проблемы личности учителя-профессионала.

Разработать модель личности учителя физической культуры, обладающего высоким уровнем профессионализма.

Метод математически обработки данных служил для выведения процентного соотношения, чтобы сравнить показатели анкетирования между классами, выяснить, как дети относятся к уроку и учителю физической культуры.

Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся. Метод анкетирования использовался для того, чтобы определить отношение учащихся к предмету «физическая культура», занятиям спортом во вне учебное время.

В ходе анкетирования учащихся были определены:

  • исходный уровень отношения к занятиям спортом и физической культурой среди 6,8,10-х классов;

  • различное отношение к спортивному образу жизни среди мальчиков и девочек;

  • мотивация обучающихся;

  • проблемы у ряда учеников, связанные с малоподвижным образом жизни, которые в будущем необходимо решить, в том числе и учителю физической культуры.

Основной целью анкетирования было выявление отношения подрастающего поколения – обучающихся средней школы - к занятиям физической культурой и спортом, определение степени мотивации учеников и возможных проблем в преподавании предмета «физическая культура», с целью изучения личности учителя указанного учебного предмета как главного субъекта педагогической деятельности.

Анкетирование проводилось среди обучающихся Сокольской средней школы 6 (23 ученика, из них мальчиков – 12, девочек – 11) класса, 8 (24 ученика, из них мальчиков – 10, девочек - 14) класса и 10 (21 ученик, из них мальчиков – 8, девочек – 13) класса. В анкетировании приняли участие всего 68 человек, из них мальчиков - 30, девочек – 38. Эксперимент проводился в ноябре 2012 года. Анкета состоит из 20 вопросов, на которые ученикам предлагалось определиться с ответом по пятибалльной шкале (от 1 – совсем не согласен, до 5 – согласен полностью). По итогам анкетирования в школе проведен круглый стол с привлечением администрации школы, педагога – психолога, классных руководителей и учителей физической культуры, где были озвучены проблемы и даны рекомендации.

Анкета

1. Я всегда с нетерпением жду уроков физической культу­ры, потому что они помогают укреплять мое здоровье.

общ

общ

общ

10м

10д

1

8,69

0

18,1

41,6

0

71,4

0

0

0

2

13

8,3

18,2

8,3

0

14,3

9,5

0

15,3

3

4,3

0

9,1

8,3

0

14,3

19

0

30,7

4

26,1

16,6

36,3

0

0

0

14,2

0

23

5

47,8

75

18,2

14,6

100

0

57,1

100

30,8

Наиболее высокий результат отношения к уроку физической культуры у мальчиков 6, 8 и 10-х классов по сравнению с девочками (6,10 кл.) Снижение популярности физкультуры среди девочек 8 класса связано с переходным возрастом. С возрастом осознание значимости урока в укреплении своего здоровья возрастает(10класс: мальчики и девочки). Мальчики 8,10 классов посещают спортивные секции.

2. Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность.

общ

общ

общ

10м

10д

1

8,7

8,3

9,1

4,2

0

7,1

0

0

0

2

8,7

16,7

0

4,2

0

7,1

0

0

0

3

0

0

0

8,3

0

14,3

0

0

0

4

34,8

0

72,7

8,3

0

14,3

0

0

0

5

47,8

75

18,2

79,2

100

64,3

100

100

100

Все обучающие в большей степени понимают, что занятия физкультурой развивают волю и целеустремленность подрастающего поколения. Самый высокий показатель у 10 классов, низкий у 6 классов среди девочек , поскольку не все из них увлечены спортом, занимаются нерегулярно- это не способствует систематической тренировке своей воли и порой отсутствует желание твердо идти к поставленным целям. С возрастом у подростков формируется личность, значимость спортивной деятельности.

3. В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой.

общ

общ

общ

10м

10д

1

4,3

0

9,1

16,7

0

28,6

0

0

0

2

8,7

0

18,2

20,8

0

35,7

4,8

0

7,7

3

8,7

8,3

9,1

4,2

0

7,1

19

0

30,8

4

13

16,7

9,1

4,2

0

7,1

9,5

0

15,4

5

65,2

75

54,5

54,2

100

21,4

66,7

100

46,2

Неплохие показатели – более 50% обучающихся регулярно занимаются физической культурой. Самые высокие среди мальчиков 8 и 10 классов(100%), выше среднего у мальчиков 6 класса - 75%, средние и ниже среднего показатели у девочек (по убывающей) -6,10,8 классы. Самый низкий у восьмиклассниц. Это связано с тем, что в классе много часто болеющих девочек. Высокие показатели связаны с имеющимся в Сокольском ФОКом.

4. Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.

общ

общ

общ

10м

10д

1

30,4

41,7

18,2

0

0

0

0

0

0

2

21,7

33,3

9,1

12,5

30

0

0

0

0

3

17,4

8,3

27,3

29,2

30

28,6

0

0

0

4

13

0

27,3

8,3

0

14,3

0

0

0

5

17,4

16,7

18,2

50

40

57,1

100

100

100

Элемент оценивания признают все обучающиеся, особенно этот показатель возрастает у старшеклассников у мальчиков и девочек в равной степени. Желание посещать уроки физкультуры не из-за оценки выше у 6 классов по сравнению с восьмиклассниками.

5.Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни.

общ

общ

общ

10м

10д

1

4,3

8,3

0

12,5

0

21,4

0

0

0

2

13

8,3

18,2

25

0

42,7

0

0

0

3

17,4

0

36,4

16,7

0

28,6

0

0

0

4

21,7

25

18,2

16,7

30

7,1

4,7

0

7,7

5

43,5

58,3

27,3

29,2

70

0

95,3

100

92,3

Среди 6-10 классов более всего признают приобретаемые навыки для дальнейшей жизни по убыванию: мальчики и девочки 10 класса, мальчики 8 класса, мальчики 6 класса, девочки 6 класса. Возможно, в дальнейшем их профессии или образ жизни будут связаны с физическими нагрузками. Именно к старшим классам обучающиеся в основном определяют: кем они хотят стать, какое положение в обществе намерены занять, определяются с любимым видом спорта, в котором уже достигли положительных результатов. Девочки 8 класса (большая часть) считают, что приобретаемые на уроках физкультуры, не нужны. Это связано с неактивной спортивной позицией девочек данного класса, неопределенностью в будущем.

6. Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

16,7

0

28,6

23,8

25

23,1

2

0

0

0

12,5

0

21,4

14,3

0

23,1

3

0

0

0

8,3

0

14,3

0

0

0

4

0

0

0

12,5

0

21,4

14,3

0

23,7

5

100

100

100

50

100

14,3

47,6

75

30,8

Праздники, связанные с борьбой и соперничеством особенно нравятся обучающимся 6 класса(100% - мальчики и девочки). Это связано с увлечением детей игровой формой вообще, именно такая форма работы особенно популярна среди 10-12 –летних учеников. Желание быть первыми, чувство победителя характерно и для мальчиков 8 класса, а вот среди мальчиков 10 класса добавляются чувство возможного поражения, проявляется заниженная самооценка (или оценивание реальных спортивных возможностей). Особое внимание нужно уделить девочкам 8 и 10 классов, которым нравится заниматься спортом, не принимая активного участия в соревнованиях. Возможно, учителю необходимо продумать свои уроки и мероприятия с учетом их отношения, т.к. спортивные соревнования без здорового соперничества невозможны.

7. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

4,3

0

9,1

0

0

0

0

0

0

3

4,3

0

9,1

8,3

0

14,3

0

0

0

4

34,8

16,7

54,5

20,8

0

35,7

0

0

0

5

56,5

83,3

27,3

70,8

100

50

100

100

100

Отрадно отметить, что все обучающиеся получают удовольствие от занятий физкультурой и спортом. Процентное соотношение вновь в пользу мальчиков по сравнению с девочками. «Отстают» девочки 6 и 8 классов. Увлечение компьютерами, малоподвижный образ жизни, гиподинамия являются явными соперниками спортивных занятий.

8.Я хочу заниматься физическими упражнениями и спор­том, потому что это модно и престижно среди молодежи.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

4,3

0

9,1

0

0

0

0

0

0

3

4,3

0

9,1

0

0

0

0

0

0

4

13

0

27,3

16,7

0

28,6

0

0

0

5

78,3

100

54,5

83,3

100

71,4

100

100

100

Согласно результатам все опрашиваемые согласились, с тем, что заниматься спортом – это стало престижно среди современной молодежи. Не вполне конкретно оформилось отношение к этому вопросу у шестиклассниц и девочек 8 класса. Внимание к проблеме спорта и здорового образа жизни, грядущие Олимпийские игры и другие спортивные мероприятия в нашей стране, положительно сказываются отношение к физкультуре молодежи.

9.Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

16,7

0

28,7

23,8

0

38,5

2

8,7

8,3

9,1

25

0

42,9

9,5

25

0

3

17,4

16,7

18,2

4,2

0

7,1

0

0

0

4

26,1

16,7

36,4

12,5

0

21,4

0

0

0

5

43,5

58,3

27,3

41,7

100

0

66,7

75

61,5

Привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями выработали ( по убывающей): мальчики 8 класса (100%), мальчики 10 класса (75%), девочки 10 класса (61,5%), мальчики 6 класса(58,3%). Наименьший интерес к регулярным физическим нагрузкам проявляют девочки 10 (38,5%) и 8 (28,7%) класса. Тем самым, важное значение в жизни подрастающего поколения, не имеющих желания самостоятельно заниматься спортом, приобретают уроки физической культуры и вполне оправдано введение в школе третьего часа физкультуры.

10.Занятия физическими упражнениями мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие.

общ

общ

общ

10м

10д

1

13

0

27,3

0

0

0

0

0

0

2

17,4

0

36,4

0

0

0

0

0

0

3

8,7

0

18,2

4,2

0

7,1

0

0

0

4

4,3

0

9,1

16,7

0

28,6

0

0

0

5

56,2

100

9,1

79,2

100

64,3

100

100

100

Все высказались положительно относительно данного вопроса. Единогласно высказались мальчики 10, 8, 6 классов. Наиболее сложное отношение у девочек 6 класса: 27,3% - совсем не согласны, 36,4% - согласны частично. Это связано с тем, что уроки физической культуры иногда стоят в расписании вторым, третьим уроками, девочки не успевают переодеться к уроку вовремя, после урока нуждаются в отдыхе, на последующих уроках падает работоспособность. Девочки 10 класса имеют более гибкое расписание.

11.Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.

общ

общ

общ

10м

10д

1

30,4

0

63,6

0

0

0

0

0

0

2

13

0

27,3

12,5

0

21,4

0

0

0

3

4,3

0

9,1

20,8

0

35,7

0

0

0

4

4,3

0

9,1

8,3

0

14,3

0

0

0

5

52,2

100

0

58,3

100

28,6

100

100

100

В связи с отношением обучающихся к занятиям физической культурой выбор ответов на данный вопрос очевиден. Наиболее спортивные 10 класс(мальчики и девочки), мальчики 6 и 8 классов. Наименьшее количество девочек 8 класса высказались за возможные дополнительные нагрузки. Иное положение среди девочек 6 класса. Они считают, что уроков физической культуры вполне достаточно. Это связано с тем, что уже второй год у них введен третий час физкультуры.

12.На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

0

0

0

8,3

0

14,3

0

0

0

5

100

100

100

91,7

100

85,7

100

100

100

Удивительное единодушие проявили ученики, отвечая на этот вопрос. Все согласны с тем, что занятия спортом воспитывают в человеке смелость, решительность, самодисциплину – очень важные качества для подрастающего поколения и формирования правильной позиции в современном обществе.

13.Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями.

общ

общ

общ

10м

10д

1

4,3

0

9,1

20,8

0

35,7

19

0

30,8

2

4,3

0

9,1

20,8

0

35,7

9,5

0

15,4

3

8,7

0

18,2

0

0

0

0

0

0

4

17,4

0

36,4

0

0

0

23,8

25

23,1

5

65,2

100

27,3

58,3

100

28,6

47,6

75

30,8

Наибольшую активность в занятиях физическими упражнениями в каникулярное время проявляют мальчики 6, 8, 10 классов. Снижение физической активности среди девочек 10 класса связано с возможностью подготовиться к ЕГЭ, подтянуть учебные дисциплины, отдохнуть и просто выспаться. Вновь вызывают тревогу девочки 6 и 8 классов, убеждая нас в необходимости занятиями спортом в рамках предмета «физическая культура», обоснованности введения третьего часа физкультуры в школе.

14.Чтобы занятия физкультурой и спортом во время каникул не прерывались, меня обязательно кто-то должен контролировать.

общ

общ

общ

10м

10д

1

39,1

66,7

9,1

100

100

100

100

100

100

2

8,7

16,7

0

0

0

0

0

0

0

3

26,1

16,7

36,4

0

0

0

0

0

0

4

21,7

0

45,4

0

0

0

0

0

0

5

4,3

0

9,1

0

0

0

0

0

0

Почти все ребята не желают, чтобы их контролировали и не только занятиями спортом. В основном ребята осознанно выбирают тот или иной вид спорта, поэтому занимаются с увлечением и не нуждаются в контроле со стороны взрослых. Лишь часть девочек 6 класса признают необходимость контроля во время каникул занятиями физкультурой и спортом.

15.На соревнованиях мне нужна только победа.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

4,2

0

7,1

4,7

0

7,7

3

0

0

0

20,8

0

35,7

9,5

0

15,4

4

0

0

0

25

0

42,9

19

0

30,8

5

100

100

100

50

100

14,3

66,7

100

46,2

Все мальчики (100%) 6, 8, 10 классов и признают важность победы в спортивных соревнованиях. Девочки 6 класса в силу своего возраста и, несмотря на противоречивое отношение к занятиям спортом, также присоединяются к этой группе. Им нравится побеждать, победа - их цель соревнований. Иное отношение у девочек 10 и 8 класса, которые, возможно сомневаются в своих спортивных результатах. Их занятия спортом не всегда ассоциируются с победой.

16.Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие.

общ

общ

общ

10м

10д

1

4,3

0

9,1

25

0

42,8

9,5

0

15,4

2

8,7

0

18,2

16,7

0

28,6

14,3

0

23,1

3

13

8,3

18,2

4,2

0

7,1

14,3

12,5

15,4

4

26,1

16,7

36,4

4,2

0

7,1

14,3

12,5

15,4

5

47,8

75

18,2

50

100

14,3

47,6

75

30,8

Данные на этот вопрос противоречивы. Не все интересуются физкультурно-спортивной работой и принимают в ней участие особенно девочки 8,10,6 классов. Мальчики в этом вопросе более активны, особенно 8 класс.

17.Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

4,3

0

9,1

0

0

0

0

0

0

4

4,3

0

9,1

0

0

0

0

0

0

5

91,4

100

81,8

100

100

100

100

100

100

Все без исключения признают важность занятий физическими упражнениями в формировании фигуры подростка. Внешне выглядеть красивым, стройным диктует порой мода, общественное мнение.

18.Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

0

0

0

14,3

12,5

15,4

2

0

0

0

8,3

0

14,3

9,5

0

15,4

3

0

0

0

12,5

0

21,4

23,8

50

7,7

4

0

0

0

33,3

50

21,4

14,3

0

23,1

5

100

100

100

45,8

50

42,9

38,1

37,5

38,5

Отношение к играм 100% положительное у шестиклассников. Признают увлеченность спортивными играми восьмиклассники, в меньшей степени десятиклассники. Это следует учесть на уроках физической культуры, выяснить, в чем проблематика вопроса.

19.Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья.

общ

общ

общ

10м

10д

1

47,8

66,7

27,3

41,7

80

14,3

28,6

50

15,4

2

30,4

33,3

27,3

12,5

0

21,4

4,8

12,5

0

3

0

0

0

12,5

0

21,4

19

25

15,4

4

0

0

0

16,7

0

28,6

23,8

0

38,5

5

21,7

0

45,5

16,7

20

14,3

23,8

12,5

30,8

Самостоятельную позицию в занятиях спортом имеют основная масса обучающихся. Отличную позицию занимают некоторые девочки 6, 8, 10 классов (45,5%, 14,3%, 30,8% соответственно), а также мальчики 8 и 10 класса (20% и 12,5% соответственно). Общение в подростковом возрасте играет основную роль, поэтому для многих ребят «чувство локтя просто необходимо» играет не последнее место в их жизни.

20.Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры — это моя привычка.

общ

общ

общ

10м

10д

1

0

0

0

16,7

0

28,6

0

0

0

2

0

0

0

12,5

0

21,4

19

12,5

23,1

3

0

0

0

8,3

0

14,3

14,3

0

23,1

4

4,3

0

9,1

8,3

0

14,3

14,3

12,5

15,4

5

95,7

100

90,1

54,2

100

21,4

52,4

75

38,5

Особенно активно отдыхать любят шестиклассники (мальчики и девочки), мальчики 8 класса. Основная масса обучающихся в школе, выбирают активный отдых. Исключением является часть девочек 8 класса, частично девочки 10 класса. Возможно, это связано с ленью или подготовкой к учебным предметам.

Выводы. Главный ожидаемый результат деятельности учителя физической культуры - психическое и физическое здоровье учащихся. Общие педагогические требования, предъявляемые учителю физической культуры:

  • высокий уровень нравственного самосознания;

  • педагогическое образование;

  • широкий идейно-политический кругозор;

  • устойчивые морально-волевые качества;

  • интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;

  • высокий общий культурный уровень;

  • умение управлять собой в любых условиях;

  • хорошие организаторские способности;

  • умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

Специальные требования к деятельности:

  • знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

  • умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений;

  • умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

  • способность планировать перспективную подготовку школьников, учитывая их индивидуальные особенности;

  • умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

  • способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество. Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой». И снова мы получаем идеализированный вариант модели современного учителя. Но, только формируя у себя подобные качества и характеристики, педагог способен работать в учреждениях формирования здоровья.

Благополучие и процветание общества зависит от профессионализма самых разных специалистов. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист. Ведущими задачами педагога нового типа являются:

  • создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;

  • учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;

  • коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич // М: Физкультура и спорт, 1988. с.164.

  2. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Кофмана Л.Б. - Москва: Физкультура и спорт,1998.

  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991.

  4. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. с.64

  5. Сухомлинский, В.А. Учитель – методист – наставник / В.А. Сухомлинский // – М.: Просвещение, 1988. с.83.

Просмотров работы: 3332