БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛОГО ФОНДА Г. КАЗАНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛОГО ФОНДА Г. КАЗАНИ

Ковалева Л.А. 1
1Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
"Мы искренне надеемся на сотрудничество для достижения объединяющей нас цели - создания качественной архитектурной среды, достойной нашего города"

Председатель союза архитекторов РТ Виталий Логинов

Современный темп жизни г. Казани удивляет каждого, кто побывал в нашем городе. Темпы строительства и развития города в преддверии проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года благоприятно сказываются на изменении облика Казани, при этом меняется не только историческая часть города и площадки проведения игр, но и жизнь самих казанцев. Правительство РТ выбрало одним из своих приоритетных направлений благоустройство жилого фонда Республики. Говоря о благоустройстве как отражении уровня социального благополучия города во время проведения архитектурного форума 2010 г., Ильсур Метшин отмечал, что задача создания городского пространства, отвечающего всем современным требованиям комфортности, является приоритетной. В своем докладе особое внимание Метшин уделил вопросу благоустройства дворовых территорий многоквартирных жилых домов. "Благоустройство дворовых пространств не должно сводиться к бессистемной установке игровых детских площадок с львиной долей использования дворовых пространств под парковки, с хаотичным озеленением, оно должно стремиться к продуманной, многофункциональной организации дворовых пространств, где индивидуальный подход и эстетическая составляющая должны превалировать".1 Не менее важным является благоустройство общественных городских пространств - улиц, бульваров, площадей, формирование набережных, регенерация садов и парков. "Пора уходить от бессистемности в озеленении, применении света и цвета, навязчивости в использовании рекламно-информационного пространства", - отметил Метшин.

Для реализации поставленных целей ведется работа по созданию правовых механизмов регулирования градостроительной деятельности и благоустройства жилого фонда. Исполнительным комитетом г. Казани были внесены изменения и дополнения решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 4-14 к правилам благоустройства города Казани от 18 октября 2006 г. N 4-12, устанавливающие единые требования к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства, повышения уровня благоустройства в целом на территории города Казани.2 Работа органов местного самоуправления четко направлена на осуществление главной задачи, которую поставил глава Республики: "Я искренне надеюсь, что нам удастся консолидировать все наши усилия для реализации главной задачи - создания комфортной городской среды, достойной нашего города". С другой стороны уже Фарид Мухаметшин подчеркнул, что наряду с возведением в республике крупных спортивных объектов и объектов инфраструктуры нельзя забывать и о благоустройстве придомовых территорий и строительстве внутриквартальных дорог. Этим вопросам намерены уделить самое серьезное внимание республиканские власти, парламентарии и руководство муниципальных образований, отметил Председатель Госсовета.3 Исполкомом ведется работа по разработке местных нормативных документов, устанавливающих требования к покрытию, материалам и иным качественным характеристикам объектов благоустройства.4

Данная политика республиканской власти качественно характеризует деятельность правительства по благоустройству жилого фонда. Заявленный объем работ очень большой и требует особого внимания, а также непосредственной помощи жителей Казани и собственников жилых помещений. В случае комплексного взаимодействия жителей города и представителей власти поставленные задачи осуществимы в более полном, быстром и продуктивном объеме. Такое взаимодействие может обеспечиваться работой совета многоквартирного дома. Он создается в целях совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения. Совет многоквартирного дома осуществляет контроль за управлением, содержанием, ремонтом, эксплуатацией многоквартирного жилого дома, содержанием и благоустройством придомовой территории, в том числе участвует в подготовке предложений при разработке муниципалитетом, районной администрацией, управляющей организацией перспективных планов по управлению, содержанию, ремонту и благоустройству, а также мероприятий по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда. 5Собственники помещений многоквартирного дома, в соответствии со ст. 161.1 ЖК РФ, введенной ФЗ от 04.06.2011 № 123-ФЗ, на общем собрании избирают данный Совет из числа собственников помещений дома.6 Помимо указанных полномочий Совет дома организовывает жильцов для участия в работах на субботниках по благоустройству и озеленению придомовых территорий, мероприятиях по обеспечению сохранности зеленных насаждений, культурно-массового и спортивного оборудования, а также представляет собственникам помещений предложений по вопросам планирования управления многоквартирным домом.7 Вопросы благоустройства придомовой территории, как правило, рассматриваются не как первостепенные. Содержание же дома является значительной частью расходов и первостепенно, рассматриваются вопросы по обслуживанию систем, обеспечивающие комфортную жизнедеятельность собственников жилых помещений. Изыскать средства на благоустройство придомовой территории очень часто не представляется возможности. Однако каждый собственник жилого помещения исправно платит по тарифу за содержание придомовой территории. Как в таком случае получить дополнительную сумму на благоустройство? В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а так же иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, т.е. придомовая территория.8

Придомовая территория многоквартирного дома — прилегающий земельный участок, относящийся к общему имуществу многоквартирного дома, принадлежащему всем собственникам. Включает в себя пожарные проезды, сушилки для белья, детские площадки, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.9 В соответствии с ч.4 ст.36 ЖК РФ, придомовая территория, как объект общего имущества может быть сдана в аренду. Доход от такой аренды может быть направлен на благоустройство территории, ремонт подъезда и т. п.10 Другой вариант: можно организовать автостоянку или детскую площадку. Данный вариант решения проблемы благоустройства жилого фонда оптимален, но при начале его осуществления возникает вопрос размежевания территории, а это значит что необходимо время и затраты определенного характера. Ст. 34,36 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в администрацию города с заявлением о приобретении прав на земельный участок с необходимым пакетом документов и кадастровым паспортом.11 На этом этапе, как правило, все и заканчивается, т.к. необходимо выплатить госпошлину и пройти административные процедуры закрепления этой территории за собственником, все вместе это – время и деньги.

Однако, если рассмотреть возможные способы сокращения данной процедуры, можно будет выделить придомовую территорию, как землю с определенно правовым статусом, т.е. землю с дополнительным рычагом правового регулирования и использования, в случае применения к таким территориям ордерной ценной бумаги.

В соответствие с гражданским законодательством ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. При этом с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. При передаче же другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на предъявителя, достаточно вручения ценной бумаги этому лицу. Права по ордерной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи – индоссамента. 12

Исходя из вышеизложенного, если закрепить в ордерной ценной бумаге придомовых территорий только права пользования и распоряжения, для собственников многоквартирного дома использование такой территории станет значительно проще. Такая ценная бумага должна будет выдаваться только по запросу совета дома или по решению общего собрания собственников жилых помещений. Введение и выдача ордерной ценной бумаги поможет миновать большую часть бюрократических процедур, что сэкономит время и финансы собственников, а так же снизит нагрузку Федеральной кадастровой палаты Росреестра РТ. Прямой запрос совета дома или собрания собственников жилья на нее поможет четко регулировать деятельность собственников и исключит необходимость перевода всей придомовой территории на использование по ордерным ценным бумагам, т.е. на данной основе собственники действовать будут добровольно, а значит и нести ответственность за неисполнение обязательств тоже, как и за финансовые риски, в случае использования данной территории в коммерческих целях. В соответствии со свойствами ценной бумаги собственники смогут передавать этот ордер другим лицам для осуществления определенного вида деятельности за вознаграждение. Передача прав может осуществляться на определенный срок, например при сдаче земли в аренду. Наличие такого ордера позволит не осуществлять регистрацию договора аренды, что также облегчает использование данной земли, т.к. исключаются бюрократические процедуры. Вознаграждение может быть денежным, а может быть взаимным, т.е. в случае выполнения какой-либо услуги или работы за предоставление участка придомовой территории. В этом случае собственники могут предоставить такой участок индивидуальному предпринимателю или другому лицу за оказание услуг по проведению работ благоустройства территории и ее содержания в течение срока использования участка. В данном случае благоустройство жилищного фонда будет регулироваться, и осуществляться непосредственно собственниками жилья, которые не будут вкладывать при этом денежных средств, т.к. работу по благоустройству будут выполнять лица, которым была передана ордерная ценная бумага. Также собственники смогут четко регулировать, что им необходимо и каким образом будет происходить благоустройство, т.е. застройка, озеленение и т.п., т.к. данные вопросы решаются на общем собрании собственников жилья или советом дома. В тоже время, в случае передачи ордера индивидуальному предпринимателю, он избавляется от необходимости арендной платы, что также помогает ему в развитии бизнеса, сохраняя денежную сумму необходимую для аренды. В этом случае происходит не только благоустройство жилищного фонда, но и помощь в развитии малого бизнеса, т.е. совмещение двух приоритетных программ Республики.

Данные способы использования придомовой территории могут дать дополнительный доход жителям, что также является стимулом для благоустройства, так как появятся дополнительные средства, которые будут вкладываться в обеспечение их собственности. Экономические стимул наиболее продуктивный в условиях современности. Если собственники будут обладать правом на землю (придомовая территория), они начнут сами регулировать появление несанкционированных торговых площадей, а это упущенные налоги и частичная разгрузка правоохранительных органов, которые осуществляют контроль по данному вопросу, т.е. собственники многоквартирного дома будет оповещать о попытках нарушения их права собственности, а не о систематических нарушениях законодательства. Помимо этого четкое закрепление территории поможет избавить город от точечной застройки. Продуманное и многофункционально организованное дворовое пространство – то, к чему стремятся прийти городские власти.13 Такая территория многоквартирного дома будет отвечать не только градостроительным планам, но и потребностям жителей города, что бесспорно будет сказываться на темпах и общем развитии, что немало важно в условиях современности. Таким образом, представленная научная практическая работа по благоустройству жилого фонда г. Казани будет способствовать консолидации всех усилий для реализации главной задачи, поставленной Мерам города Казани Ильсуром Метшином, а именно, создание комфортной городской среды достойной города Казани.

1 Отчет о проведении Архитектурного форума РТ 2010 г. // Internet. - http://info.tatcenter.ru/article/92595/

2 "О Правилах благоустройства города Казани"от 18 октября 2006 г. N 4-12 / “Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани” - 10.08.2012// Решение Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12//

3 Отчет о проведении рабочей поездки в г. Бавлы Председателя Госсовета// Internet. - http://www.tatar-inform.ru/news/2012/09/29/332716/

4 Отчет о проведении Архитектурного форума РТ 2010 г. // Internet. - http://info.tatcenter.ru/article/92595/

5 Управляющая организация в сфере ЖКХ/ С.А. Атаманенко, С.Л. Горобец. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 267, (1) с. – (Справочник).

6 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ/ "Российская газета", N 1, 12.01.2005 г.

7 Управляющая организация в сфере ЖКХ/ С.А. Атаманенко, С.Л. Горобец. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 267, (1) с. – (Справочник).

8 "О Правилах благоустройства города Казани" от 18 октября 2006 г. N 4-12 / “Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани” - 10.08.2012// Решение Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12//

9 “Способы расчета придомовой территории” / Internet. -http://rostov-dom.info/2011/08/pridomovaya-territoriya-mnogokvartirnogo-doma/

10 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ/ "Российская газета", N 1, 12.01.2005 г.

11 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ/ "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001. г.

12 «Гражданский кодекс РФ от от 30.11.1994 N 51-ФЗ »/ "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994 г.

13 Отчет о проведении Архитектурного форума РТ 2010 г. // Internet. - http://info.tatcenter.ru/article/92595/

8

Просмотров работы: 2442