ВЛИЯНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ДУХОВНУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ДУХОВНУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА

Гущин А.А. 1
1Пензенский Государственный Университет, Историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ни для кого не секрет, что человек существо не только биологическое, но и социальное. Для людей духовные блага значат не меньше, а то и больше, чем материальные.

Капиталистические отношения уже давно господствуют в мировой системе хозяйства. После распада СССР России начала активно встраиваться в в эту капиталистическую систему. Любая социально - экономическая система влияет на духовную сферу жизнедеятельности людей. Это влияние одновременно имеет и положительную и отрицательную стороны. Оно может быть непосредственное или опосредованное. Кардинальная перестройка экономики повлекла за собой и значительные изменения и в духовной жизни нашего общества. Это и обуславливает актуальность данной работы. В данной статье предполагается рассмотрение положительного влияния капиталистических отношений на духовную сферу. Причём не отдельно для нашей страны, а для капитализма в целом.

Прежде всего, капитализм оказал положительное влияние на развитие науки и техники. Наука была поставлена в услужение капиталу, что в условиях капиталистической конкуренции привело к бурному развитию науки, промышленному перевороту, научно — технической революции. Это стало возможным благодаря тому, что капиталистическая система создала такие условия, при которых без внедрения научных достижений в производство, предприятия становились неконкурентоспособными. Особенно ярко это проявлялось во время экономических кризисов. Ф. Энгельс в 1894 г. писал в письме к Боргиусу: «если, как Вы утверждаете, техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперёд больше, чем десяток университетов. Вся гидростатика (Торричелли и т. д.) была вызвана к жизни потребностью регулировать горные потоки в Италии в XVI и XVII веках. Об электричестве мы узнали кое-что разумное только с тех пор, как была открыта его техническая применимость»1 .

Потребности материального производства вызвали необходимость улучшения конструкций машин, применения новых принципов действия агрегатов, разработки новых процессов получения металлов и сплавов и др. Иными словами, в целях дальнейшего развития материального производства возникла острая необходимость в системе знаний, способной деятельно помогать в решении практических задач. Опираясь на такую систему, необходимо было не только исследовать существующие технические и технологические объекты, но и создавать новые технические средства, удовлетворяющие возрастающим требованиям практики. 2

Промышленный переворот, создание крупного машинного производства потребовали большого количества квалифицированных кадров, что повлекло за собой введение всеобщего образования. Так же, развитие материального производства вызвало необходимость подготовки кадров, способных совершенствовать прежде всего техническую базу промышленных предприятий. Для этого нужны были люди, обладавшие совокупными знаниями - естественнонаучными и технико-технологическими. 3

Распространение грамотности среди населения, повышение образовательного уровня масс, создание крупного машинного производства оказало значительно влияние на культурную жизнь — широкое распространение получило книгопечатание, публицистика, появляется кино индустрия, достижения культуры получают массовое распространение. Появляется массовая культура.

Не только техника, которая сама по себе нейтральна, но политические и социокультурные условия составляют ту почву, на которой произрастает феномен, получивший название массовой культуры. 4

Положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, буржуазные революции XVII—XIX вв. привели к значительным 'изменениям и в области права, к формированию нового правового порядка, способствовавшего становлению и быстрому развитию капитализма.5 Развитие капиталистических отношений, а затем и буржуазных революций повлекли за собой утверждение в большинстве стран буржуазных свобод, парламентаризма, неприкосновенности личности и частной собственности.

Утверждение права буржуазного типа означало упразднение средневековых ограничений как в области собственности, производства и торговли, так и в политике, что в совокупности создавало необходимый простор для роста производительных сил, для раскрепощения личной инициативы.6 Это по сути означает большее уважение к отдельной личности по сравнению с предыдущим периодом.

Возникшее вследствие развития капитализма, рабочее движение, в совокупности с развитием развития образования и науки повысило политическую сознательность народных масс, их осознание своей роли, своего места в государстве, желание оказывать влияние на управление государством.

С возникновением капитализма перед женщинами открылась возможность непосредственно включиться в систему социально-экономических отношений, получать долю общественного продукта прямо от общества. Это неизбежно привело к изменению их положения как в обществе, так и в семье. 7 Повышение экономической самостоятельности отдельных индивидов, способствовали тому, что женщины постепенно добились равных прав с мужчинами. Изменяется и восприятие женщин в обществе — их начинают воспринимать наравне с мужчинами.(хотя этот процесс, по видимому, ещё не завершился).

Капиталистические отношения стимулируют развитие индивидуализма в людях, заставляют проявлять активность, инициативность, развивают практичность. При капитализме уровень благосостояния человека, его положение в обществе, во многом зависит от действий самого человека.

Капиталистические отношения, оказывают на духовную сферу жизни не только положительное, но и отрицательное влияние.

Последнее целесообразно рассмотреть прежде всего для того, чтобы наметить возможные пути устранения или ослабления такого негативного влияния.

В своей работе я буду считать отрицательным такое влияние, которое мешает физическому, духовному, интеллектуальному развитию людей; способствует разобщению людей и провоцирует конфликты; мешает выполнению социальных ролей и функций; способствует «хищническому» отношению к природе и другим людям.

До зарождения капиталистических отношений, основной хозяйственной единицей была семья, входившая в состав общины. Появление капиталистических отношений и связанная с ними урбанизация привели к тому, что семья, как хозяйствующая единица перестала играть значительную роль. Капиталистическая индустриализация разрушила, по крайней мере в городах, характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством8. Теперь члены одной семьи, зачастую, работают на разных предприятиях и в различных сегментах экономики. Это значительно снизило экономические связи внутри семьи, а так же сузило круг общих интересов. Относительная экономическая самостоятельность внутри семьи приводит к лёгкости разрушения браков.

Семья пролетариев с самого начала существенно отличалась от семей других эксплуатируемых классов, например феодально-зависимых крестьян. Она была не хозяйственной единицей, а только иждивенческой ячейкой. Не являясь собственником средств производства вообще, мужчина-пролетарий не мог выступить в таком качестве и перед женой и детьми. Отсутствие средств производства делало ненужным наследование. Экономические отношения отца к детям исчерпывалось тем, что он содержал их. 9

Кроме того, отпала экономическая необходимость рождения большого количества детей. Если раньше дети рассматривались как помощники по хозяйству, дополнительные рабочие руки, то при капиталистических отношениях дети стали одним из самых «дорогих удовольствий».

Недоступность для большинства людей приобретения жилья в собственность, нестабильность экономического положения отдельного человека приводят к тому, что люди не стремятся к раннему заключению брака. Они стараются сначала «встать на ноги», однако этот процесс может затянуться на многие годы.

Нестабильность экономического положения отдельного человека так же усиливает роль расчёта при выборе партнёра для создания семьи, который, безусловно, существовал и ранее.

Культивирование индивидуализма, как образа действия для успешных людей, так же не способствует сплочению семьи. Семья — это хоть и небольшой, но коллектив.

Для снижения вышеуказанного влияния было бы целесообразно: обеспечить экономическую стабильность отдельных людей; создать возможность для приобретения большинством населения жилья в собственность, без последующего экономического закабаления; целенаправленная политика государства на улучшение демографической ситуации - материнский капитал, доступное питание и предметы широкого потребления, бесплатное и доступное всем дошкольное, среднее и высшее образование, значительные льготы и поощрения многодетным семьям; воспитательная работа в учебных заведениях и социальная реклама, направленные на формирование семейных ценностей.

Ещё одна проблема, возникающая в результате влияния капиталистических отношений — это коммерциализация культуры: художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа и т. д.

Написал бы автор произведение, если бы знал, что точно не получит выгоды? При господстве капиталистических отношений авторы большинства произведений искусства руководствуются не столько желанием создавать что - либо прекрасное, самовыразится, воспитывать в людях лучшие качества, сколько желанием продать своё произведение или с его помощью «продать себя». Произведения искусства становятся прежде всего товаром10. Питирим Сорокин писал по этому поводу: «Если современному художнику не хочется голодать, ему не следует создавать вечные ценности, независимые от прихотей и капризов времени. Он неизбежно тем самым становится рабом рыночных отношений, "производящим" свои "товары" в угоду спроса. Такая атмосфера чрезвычайно неблагоприятна для создания истинных и вечных ценностей. Она ведет к массовой продукции преходящих "хитов" и недолговечных "бестселлеров". Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации. Эти дельцы, навязывающие свои вкусы публике, влияют тем самым и на ход развития самого искусства. »11

Такие стремления приводят и к тому, что такие произведения, в конечном итоге, обращаются к самым низменным стремлениям людей, используют для привлечения внимания и продаж различные психологические приёмы. Это влечёт за собой изменения в психике и мировоззрении подрастающего поколения и усилению непонимания между различными поколениями.

Необходимо отметить, что далеко не все произведения искусства подвержены такому влиянию. Избежать такого влияния удалось тем отраслям культуры, которые избежали коммерциализации — стихосложение, фотография и т. п. По большей части это те направления, в которых без специальной подготовки и обучения может реализоваться любой человек.

Коммерциализация различных сфер искусства привела так же и к тому, что многие современные хорошие произведения искусства, не втянутые в рыночные отношения, значительно меньше известны, чем более «слабые» произведения искусства, созданные специально для продажи.

Это происходит из — за того, что критерий оценивания теперь не художественная ценность произведения, философия и мысль автора, а количество продаж или кассовых сборов.

Чтобы несколько сгладить данное влияние, необходимо изменить критерий оценивания. Это можно сделать, прежде всего, через воспитание. Так же можно использовать и современные технологии. Можно легализовать весь контент в интернете с учётом интересов авторов (отчисления авторам с рекламы)12. Это позволит людям оценивать произведения после просмотра/прочтения произведения. Сейчас же, когда оценивание идёт по количеству продаж, люди сначала приобретают произведение, не зная заранее понравится ли оно или нет.

Кроме того, такая система позволит немного уровнять шансы крупных коммерческий корпораций и авторов, создающих произведения на своём энтузиазме — что так же должно повысить качество произведений искусства. Так же для повышения качества произведений можно использовать государственные заказы, проведение конкурсов при поддержке государства.

При капитализме слабо развивается и мало ценится та научная деятельность, которая не сулит скорой прибыли.13 Здесь так же можно использовать вышеуказанные меры по легализации контента в интернете. Необходимо так же повышать заработную плату научным работникам, организовать государственную поддержку науке в целом, особенно фундаментальным исследованиям.

Капиталистические отношение влияют и на систему образования. Современная реформа образования в России — это яркая иллюстрация такого влияния. С одной стороны, образование само становится товаром или услугой. С другой стороны, при капитализме предприятия нуждаются не в специалистах широкого профиля и всесторонне развитых личностях, а в людях, умеющих качественно выполнять определённый набор функций. Насколько широким должен быть набор данных функций определяется уровнем развития специализации производства в целом. Следовательно капиталистические отношения стимулируют воспитание «человека — функцию», а не «человека — творца».

Снижение значимости гуманитарного образования приводит к снижению уровня культуры и понимания людьми окружающего мира.

Для решения проблем в образовании, необходима целенаправленная государственная политика, стимулирующая развитие человека, как всесторонне развитой личности, как субъекта истории.

При капиталистических отношениях резко усиливается потребление духовных и материальных благ, которые непосредственно или опосредовано негативно влияют и на духовную сферу жизни. Это происходит по причине того, что капиталисты при производстве и продаже товаров руководствуются желанием получить прибыль и, зачастую, не думают о возможных последствиях воздействия товара на человека. Предприниматели, создавая новые «ниши» в экономике или создавая новый продукт, по сути навязывают человечеству новые потребности. И далеко не всегда эти новые потребности положительно влияют на человека. В качестве примера можно привести алкоголь, наркотики, компьютерные игры.

Снизить это негативное влияние можно путём воспитания и обучения. Необходимо научиться подрастающее поколение отличать нужное от ненужного, видеть последствия потребления тех или иных товаров и услуг, научить разбираться в целях и методах производителей различных товаров и услуг.

Примечание

  1.  
    1.  
      1. Энгельс Ф. Письмо Боргиусу от 25 янв. 1894 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 44, С. 175

      2. Шухардин С.В., Ламан Н.К., Федоров А.С. 'Техника в ее историческом развитии' - Москва: 'Наука', 1979

      3. Там же.

      4. Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая // Культурология как общая теория культуры. (Теоретико-методологические проблемы). Учеб. пособие. М., 2002

      5. История государства и права зарубежных стран. Ч2 /Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. — М.: Изд-во МГУ,1991.

      6. Там же

      7. Семенов Ю.И. Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003.

      8. Энциклопедия молодой семьи. Минск, издательство "Белорусская Советская Энциклопедия", 1988.

      9. Семенов Ю.И. Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003.

      10. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000. С. 317-318

      11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

  1.  
    1.  
      1. Гущин А. А. Авторское право и интернет // «XII Лебедевские чтения». Пенза, 2011. С.232-235

      2. Горохов В. Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху "академического капитализма"? // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 3-14.

Просмотров работы: 7047