СОЗДАНИЕ МАНЕВРЕННОГО ФОНДА ЖИЛЬЯ В. Г. БАРНАУЛЕ НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЗДАНИЕ МАНЕВРЕННОГО ФОНДА ЖИЛЬЯ В. Г. БАРНАУЛЕ НА ОСНОВЕ ЧАСТНО-МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Касько С.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальностьпроекта

Нестабильность рыночной экономики, изношенность жилого фонда, снижение платежеспособности населения под воздействием кризисных тенденций обуславливают необходимость решения вопроса о создании маневренного фонда жилья в г. Барнауле для временного переселения граждан.

Несмотря на то, что правовая база создания маневренного фонда жилья и размещения граждан в них имеется на федеральном и местом уровне, фактически вопрос не решен.

Актуальность проекта обусловлена следующими факторами:

  1. Помещения маневренного фонда можно использовать для переселения граждан во время проведения капитального ремонта жилых помещений. Поскольку жилой фонд г. Барнаула изношен на 50-60 % и требует капитального ремонта, необходимы жилые помещения для временного переселения граждан на период проведения капитального ремонта.

  2. С учетом износа жилого фонда и растущего количества аварий, обрушений зданий, муниципалитету требуется маневренный фонд для временного переселения пострадавших граждан до момента предоставления им основного жилья.

  3. Влияние кризисных тенденций на платежеспособность граждан приводит к росту просроченной задолженности по ипотечным кредитам, и как следствие, росту количества процедуры обращения взыскания на заложенное имущество. С учетом функционирования России в условиях рыночной экономики, периодичности кризисов, все более актуальным становится вопрос обеспечения временным жильем на период восстановления платежеспособности заемщиков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Правовое обоснование проекта:

1. Жилищный кодекс Российской федерации

2. Закон Алтайского края №136-ЗС от 12.12.06 г. «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда» (в ред. Законов Алтайского края от 03.06.2008 N 49-ЗС, от 05.09.2011 N 119-ЗС).

3. Постановление Администрации Алтайского края от 31 декабря 2010 г. N 596 Об утверждении долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы (в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 10.04.2012 N 178)

4. Решение Барнаульской городской думы от 26 ноября 2010 г. N 404 Об утверждении положения о порядке предоставления специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда (в ред. Решений Барнаульской городской Думы от 22.12.2010 N 436, от 25.11.2011 N 650, от 31.08.2012 N 788).

5. Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 июня 2010 г. N 303 «Об утверждении методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса»

Цель проекта – создание маневренного фонда жилья на территории г. Барнаула на условиях частно-муниципального партнерства.

Задачи проекта:

  1. Обеспечение временным помещением для проживания граждан, на жилье которых наложено обращение взыскания по договорам ипотеки, в связи с капитальным ремонтом и реконструкцией дома, возникновения чрезвычайных обстоятельств, в результате которых жилье стало непригодным для проживания и иных целей.

  2. Организация эффективного механизма частно-муниципального партнерства для создания маневренного фонда жилья на территории г. Барнаула

  3. Создание маневренного фонда жилья состоящего из 800 квартир, из которых 70-80% должно быть однокомнатных квартир, 20-30% двухкомнатных квартир для многодетных семей.

Краткое содержание проекта

Для создания маневренного фонда жилья на условиях частно-муниципального партнерства необходима работа по двум основным направлениям.

  1. Создание маневренного фонда жилья состоящего из 800 квартир, из которых 70-80% должно быть однокомнатных квартир, 20-30% двухкомнатных квартир для многодетных семей.

  2. Формирование механизма частно-муниципального партнерства для создания маневренного фонда жилья на территории г. Барнаула и обеспечение его эффективной работы.

По нашему мнению, необходимый размер маневренного фонда жилья для города Барнаула – 800 квартир, из которых от 70 до 80% фонда должны составлять однокомнатные квартиры, от 20 до 30% двухкомнатные квартиры для многодетных семей. Потребность в обеспечении жильем из маневренного фонда была определена на основе норм п.1 ст. 106 Жилищного кодекса РФ, согласно которым жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

Согласно ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Для реализации проекта предлагается привлечение крупных застройщиков, таких как «КЖБИ-2», ЗАО «Стройгаз», «Жилищная инициатива» и других.

Начать реализацию проекта необходимо со строительства одного многоквартирного дома на 100-150 квартир эконом-класса.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 28 июня 2010 г. N 303 «Об утверждении методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса» определяются параметры стоимости квадратного метра, требования к помещению и прочее.

В этой связи для реализации предлагаемого проекта приемлемыми для застройщика и граждан являются квартиры со следующими параметрами (таблица 1)

Таблица 1 – Оптимальные параметры квартир

Наименование

Площадь всего, кв.м.

В том числе жилая площадь

Нежилая площадь (с/у, кухна, коридор)

Однокомнатная квартира

21

14

7

Двухкомнатная квартира

35

24

11

Мы предлагаем для создания маневренного фонда жилья в Барнауле использовать механизм частно-муниципального партнерства.

Частно-муниципальное партнёрствоследует рассматривать как совокупность форм взаимодействия муниципального образования и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В рамках частно-муниципального партнерства взаимодействие сторон должно быть построено на официальной, юридической основе, в процессе реализации совместных проектов ресурсы и вклады сторон должны быть объединены, финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределены между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Таким образом, механизм частно-мунициального партнерства должен предполагать сотрудничество на взаимовыгодных условиях, которые являются ключевым моментом достигнутого соглашения по реализации проекта.

В рамках создания маневренного фонда жилья нами предлагаются следующие условия частно-муниципального партнерства (таблица 2).

Таблица 2 – Преимущественные условия частно-муниципального партнерства для застройщиков и муниципалитета г. Барнаула

Преимущества для застройщиков

Преимущества для муниципалитета

Предоставление застройщикам земельных участков для строительства четырех многоквартирных домов с подведенными коммуникациями на безвозмездной основе

Создание фонда маневренного жилья с привлечением застройщиков на условиях частно-муниципального партнерства

Упрощенная процедура согласования проекта строительства и сдачи его в эксплуатацию (получение разрешений на строительство, регистрационные действия, сдача в эксплуатацию и т.д.)

Один из четырех построенных домов передается застройщиком муниципалитету безвозмездно

Получение льгот по налогам и сборам, получению кредитных ресурсов

Минимальные собственные затраты на формирование маневренного фонда жилья

Текущее содержание жилья планируется осуществлять за счет коммунальных платежей, вносимых гражданами, проживающими по договору социального найма жилого помещения. Предполагается получение муниципалитетом дополнительного дохода за счет оплаты гражданами проживания в предоставленном помещении маневренного фонда жилья по договору социального найма.

Земельные участки под строительство предлагается использовать из состава тех, которые освобождаются после сноса жилых домов по Программе сноса ветхого жилья. Преимуществом предоставления таких участков для застройщиков, являются уже подведенные коммуникации, а так же относительно привлекательное месторасположение.

Для реализации проекта муниципалитету требуется создание рабочей группы из состава комитета по жилищно-коммунальному хозяйству г. Барнаула, Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, Управление Алтайского края по строительству и архитектуре.

В рамках проекта следует также рассматривать использование иных источников формирования маневренного фонда жилья. Например, выкуп зданий профилакториев, санаториев и т.д., и последующие их переоборудование под жилые помещения.

Сроки выполнения проекта - 5-7 лет. На строительство одного многоквартирного дома требуется примерно 1-1,5 года.

Механизм реализации проекта включает:

  • утвержденные нормативно-правовые акты (указанные ранее), регламентирующие создание маневренного фонда жилья и договорные отношения между участниками;

  • утверждение нормативного документа на уровне г. Барнаула, регламентирующего создание маневренного фонда жилья, условия частно-муниципального партнерства, преимущества застройщиков от участия в программе создания маневренного фонда жилья на основе частно-муниципального партнерства;

  • создание рабочей группы из состава комитета по жилищно-коммунальному хозяйству г. Барнаула, Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, Управление Алтайского края по строительству и архитектуре.

Предполагаемые результаты проекта:

  • обеспечение временным помещением для проживания граждан, на жилье которых наложено обращение взыскания по договорам ипотеки, в связи с капитальным ремонтом и реконструкцией дома, возникновения чрезвычайных обстоятельств, в результате которых жилье стало непригодным для проживания и иных целей;

  • формирование механизма частно-муниципального партнерства для создания маневренного фонда жилья на территории г. Барнаула и обеспечение его эффективной работы;

  • создание маневренного фонда жилья состоящего из 800 квартир, из которых 70-80% должно быть однокомнатных квартир, 20-30% двухкомнатных квартир для многодетных семей;

  • совершенствование рынка ипотечного кредитования в г. Барнауле

Просмотров работы: 2729